Курсовая работа: В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии
Очень
важным для системы объективной психологии является положение о том, что
зависимость между внешним раздражением и внешним же проявлением опосредована
прошлым опытом. Эта зависимость рассматривается исследователем не с точки
зрения соответствия между этими двумя сторонами; его скорее интересуют законы
несоответствия между ними, тот факт, что внешнее воздействие не может навязать
наделенному психикой организму определенную реакцию, не может принудить его к
ней. Психика опосредует соотношение между воздействием и внешним проявлением,
превращает его «из прямого следствия в отдаленное последствие». Организм
выбирает ответную реакцию, и этот выбор обусловлен прошлым опытом.
Таким
образом, главным отличием объективной психологии В.М.Бехтерева от традиционной
субъективной является видение исследуемой реальности с позиции стороннего
наблюдателя, которому открывается не сфера ясного сознания, а система «организм
– среда», представленная в своем актуальном существовании сложной зависимостью
между раздражителем и внешней реакцией. В этой системе «средний термин» -
отношение – охватывает все формы взаимодействия организма с миром, все виды
активности живого, от самых простых рефлексов до сложных психических процессов.
Психологическому изучению подлежат те виды отношения, которые характеризуются
внутренней переработкой внешнего воздействия, основанной на участии прошлого
индивидуального опыта. В этом случае внешнее проявление оказывается
обусловленным в большей степени бывшим и в меньшей – актуальным раздражением.
Психорефлексология.
Четвертый
этап становления концепции В.М.Бехтерева не сопряжен с кардинальным пересмотром
сложившихся ранее взглядов. Логика и основные положения первой
рефлексологической работы повторяют ход рассуждений и главные мысли публикаций
предыдущего периода. Изменения касаются истолкования наблюдаемых проявлений и
нервно-психической деятельности в целом. Последняя начинает рассматриваться
«как сложный комплекс рефлексов высшего порядка того или иного характера,
находящихся во взаимоотношениях друг с другом». Следовательно, меняется
понимание предмета изучения: в объективно-психологическом периоде это связь
наблюдаемых извне начала и конца целостного акта, рассматриваемого как
нервно-психический процесс; в психорефлексологическом – искомая связь
становится постулируемой, априорной, так как в определение предмета включается
рефлекс в целом, а не только его доступные наблюдению звенья, т.е. не сами
наблюдаемые явления, а их интерпретация, избранная в соответствии с
определенной теоретической схемой.
В.М.Бехтерев
формулирует задачу изучения механизма психорефлекторных актов и показывает
невозможность ее решения средствами субъективной психологии: с использованием
ее терминологии и на основе интроспективной исследовательской позиции. Он
использует для описания центрального звена рефлекса язык физиологии, говоря о
«внутрицентральном нервном процессе», о «временно заглохших» путях
сочетательных рефлексов. Отказываясь следовать интроспективной
исследовательской позиции, В.М.Бехтерев, тем не менее, находит альтернативный
традиционной психологии способ отображения субъективного начала в человеке. В
рамках психорефлексологии исследователь продолжает разрабатывать проблему
личности («личной сферы»), понимаемой как «главный центр нервно-психической
деятельности, лежащий в основе активно-самостоятельного отношения живого
организма к окружающему миру».
Таким
образом, в период рефлексологии место нервно-психического процесса как основной
единицы анализа актуального взаимодействия со средой занимает рефлекс. Введение
этого понятия не означает отождествления высшего с низшим. Ученый сохраняет
взгляд на связь организма со средой как на иерархию видов отношения к ней, от
простых до самых сложных. Он продолжает изучать наиболее сложные виды
отношений, возникающие при участии прошлого опыта, в связи с проблемой
личности. Исследователь наделяет личность основными функциями психического –
интеграцией и регуляцией, указывает на возможность достижения высшего уровня во
взаимодействии со средой – активно-самостоятельного отношения – лишь при
образовании личности. Понятие «рефлекс» описывает в психорефлексологии
актуальный план связи организма со средой, понятие «личность» - потенциальный
план, а объединяет два плана анализа понимание этой связи как отношения.
Рефлексология.
Важным
событием заключительного периода научного творчества было открытие в 1918 г. по
инициативе В.М.Бехтерева и под его руководством Института по изучению мозга и
психической деятельности. Основная задача его была определена как «всестороннее
изучение человеческой личности и условий правильного ее развития» и
конкретизирована следующим образом: «… а) изучение мозга и всей вообще нервной
системы, как-то: ее строения у человека и животных, ее отправлений, питания, а
также биохимических процессов, болезненных нервно-психических состояний и
новейших методов ее лечения до серологии и хирургической невропатологии
включительно; б) изучение различных проявлений человеческой личности по методам
рефлексологии, включая детскую, общественную, патологическую рефлексологию и
биорефлексологию; в) изучение человеческой личности по методам наблюдательной и
экспериментальной психологии, как общей, так и индивидуальной; г) изучение
различных видов прикладной рефлексологии и психологии, как-то: педагогической с
включением экспериментальной педагогики, профессиональной с изучением нервно-психической
организации труда в связи с выбором профессии, судебной и пр., а также
умственной и нервной гигиены и других сопредельных областей знания; обсуждение
добытых в этих областях наукой результатов в ученых конференциях, осуществление
коллективных научных работ и изданий, превышающих силы отдельных лиц».
Сравнение
данных об Институте мозга с материалами, описывающими деятельность ранее
созданных В.М.Бехтеревым научных учреждений (лаборатории в Казани в 1885 г. и
Психоневрологического института в 1907 г.), указывает на единство логики
исследователя; во всех трех пунктах отправной точкой было изучение субстрата –
мозга, нервной системы. Объект исследования в 1885 г. определен как нервная
система, прежде всего центральная, в 1904 г. – как мозг и психическая сфера,
что воспроизведено в 1918 г. в названии нового института и отражено в списке
его лабораторий, включающем лаборатории анатомии мозга, физиологии мозга,
биохимии мозга, бактериологии мозга, экспериментальной психологии,
рефлексологии, экспериментальной педагогики, школьной, умственной и нервной
гигиены, а также психотерапии. Данные об организации Института мозга, где рядом
с рефлексологией стоит психология, заставляют усомниться в справедливости
тезиса об антипсихологизме В.М.Бехтерева на поздних этапах его научного
творчества.
Вызывает
сомнение и тезис о значительной динамичности взглядов исследователя. В.М.Бехтерев
подчеркивал, что рефлексология – это дальнейшее развитие и углубление
объективной психологии. В 1918 г. ее предмет был определен как «изучение
соотносительной деятельности организма в широком смысле этого слова, понимая
под этим все вообще наследственно-органические и индивидуально приобретенные
реакции организма, начиная от более простых инстинктов, как
наследственно-органических рефлексов, и доходя до наиболее сложных
приобретенных реакций, известных у человека под именем действий и поступков и
характеризующих его поведение». Рефлексология – это система нового языка
описания, изучаемого с внешней по отношению к нему исследовательской позиции
психического. Чтобы окончательно размежеваться с субъективной психологией,
В.М.Бехтерев изгоняет из своей концепции, включая ее название, психологические
термины, но продолжает работать с общим для двух систем объектом, одновременно
решая проблему адекватного новой позиции языка описания.
Об
этом свидетельствует характер изменений, внесенных В.М.Бехтеревым в повторно
изданные в рефлексологический период тексты. Различия между объективной
психологией и объективным изучением личности (1923), полученные в результате
сравнительного анализа соответствующих текстов, состоят в следующем.
В.М.Бехтерев вводит новое обозначение предмета исследования, говоря уже не о
невропсихике, а о личности; выхолащивает остатки традиционной психологической
терминологии; ужесточает позицию стороннего наблюдателя и отказывается от всех
непроверяемых с этой позиции допущений и прежде всего – допущения о содержании
среднего, центрального звена рефлекса, связи между раздражителем и внешним
проявлением как внутренней переработке впечатлений; предлагает новое описание
центрального звена рефлекса, в котором оно представлено как образование
сочетаний между следами бывших и актуального рефлексов; вводит указание на роль
социальной среды в развитии личности.
Описанная
стратегия внесения изменений близка к обнаруженной при сопоставлении текстов
1918 и 1926 гг. Поздний вариант рефлексологии отличается от раннего следующими
особенностями: искоренением всяких следов традиционной психологической
терминологии и метода самонаблюдения; строгим отбором только тех фактов,
которые открываются стороннему наблюдателю; заменой гипотез о центральном звене
рефлекса описанием мозговых механизмов; взглядом на изучаемые биологические,
психологические, социальные закономерности как на проявление общих законов
мира: исходной оказывается система систем – мир в целом; превращением рефлекса
из явления, привязанного к нервной системе, в принцип анализа взаимодействия
человека с миром на всех доступных изучению уровнях взаимодействия; уже
отмеченной выше заменой соотносительной деятельности личностью в описании
предмета исследования; декларированием ведущей роли социальных влияний в
развитии личности человека.
Относительно
термина «личность» следует отметить, что в то время он еще не приобрел
устойчивого статуса психологического понятия. В литературе начала ХХ в. он
нередко использовался с определением «психическая», т.е. его использование в
целях психологического познания требовало специального пояснения. Для
В.М.Бехтерева личность – это некоторая привязанная к субстрату целостность,
обеспечивающая регулирование поведения и деятельности, интеграцию опыта,
отражение внешних воздействий и внутренних раздражений, т.е. целостность,
функции которой совпадают с функциями психического.
Используя
понятия «отношение организма к среде», «соотносительная деятельность»,
«личность» («личные реакции, рефлексы, личная сфера»), В.М.Бехтерев описывает в
рефлексологии проявления и функционирование разных уровней психического,
открывающегося стороннему наблюдателю. Приведенные понятия включаются в
определения цели, задач, предмета рефлексологии.
Таким
образом, антипсихологизм В.М.Бехтерева распространяется в первую очередь на
терминологию и исследовательскую позицию традиционной, субъективной психологии,
на не основанные на фактах внешнего наблюдения заключения о механизмах
психических явлений. Система рефлексологии – это методология изучения связей
человека с миром, рассмотренных с позиции стороннего наблюдателя. Такие ее
понятия, как рефлекс, отношение организма к среде, имеют характер
методологических принципов, предписывающих изучение иерархии соответствующих
явлений, их развития от простых до наиболее сложных. Рефлексология не исключает,
а предполагает рассмотрение высшего уровня развития психики – личности – во
всей ее действительной сложности.
История
концепции В.М.Бехтерева свидетельствует об опыте создания психологической
системы взглядов без обращения к данным внутреннего или непосредственного
опыта, к сложившейся на его основе системе понятий психологии. Это – опыт психологического
познания, осуществленный с позиции стороннего наблюдателя, не допускающий в
своем итоговом выражении – рефлексологии – никаких уступок интроспективной
исследовательской позиции, в корне пресекающий всякую возможность компромиссов.
Столкнувшись
на раннем этапе научного творчества с противоречием между богатством
внутреннего мира человека и узостью тех рамок, которыми ограничивает его
изучение субъективная психология, В.М.Бехтерев стал искать пути его
преодоления. Следуя Г.Спенсеру, он избрал основанием своего варианта новой
психологии биологию и на втором этапе психологического творчества рассматривает
этот вариант как создание общей психобиологии, решающей проблему связи психики
и жизни, изучения психических явлений в числе других отправлений организма.
Период
объективной психологии характеризовался окончательным переходом к позиции
стороннего наблюдателя и началом создания автономной, независимой от
субъективной психологии, но не отрицающей законности ее существования системы
взглядов.
Переход
к психорефлексологии и рефлексологии был связан с разработкой методологии
исследования взаимодействия человека с миром, с превращением основных понятий в
методологические принципы, с созданием нового языка описания психического как
открытой взаимодействию с миром, интегрирующей опыт такого взаимодействия и
регулирующей поведение и деятельность его субъекта (организма, человека,
личности) системы, с объединением актуального (план рефлекса) и потенциального
(план личности) планов изучения психического.
Значение
осуществленного В.М.Бехтеревым опыта познания психического состоит в его
существенно влиянии на динамику психологического знания. В.М.Бехтерев уловил
наметившуюся в конце ХIХ в. тенденцию и одним из первых оформил в теоретическую
систему ту идею объективного исследования психики, которая носилась в воздухе.
Активность, масштабность усилий ученого, направленных на представление своей
концепции научному сообществу, также сыграли свою роль: попытки повторения
столь широко известной стратегии познания психического оказались ненужными, а
ее слабые стороны и ограничения стали очевидными. Открыв новые возможности
развития теоретического, экспериментального и прикладного психологического
знания, эта концепция вместе с тем развивалась как автономная от системы традиционной,
субъективной психологии, а, следовательно, закрытая для синтеза с уже
достигнутых в познании внутреннего мира человека. Это и заставило младших
современников из ближайшего окружения В.М.Бехтерева – А.Ф.Лазурского,
М.Я.Басова, В.Н.Мясищева – искать и разрабатывать новые познавательные
стратегии, изначально интегрирующие характерную для представителей школы
Бехтерева верность идеалам объективного изучения психики и стремление сохранить
в психологическом познании богатство субъективного в человеке.
Бехтерев
считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле
этого слова, а не только о ее сознательных проявлениях. Поэтому она должна, по
его мнению, включать в свой состав такие области. Как общая психология,
индивидуальная и национальная психология, зоопсихология, общественная
психология, история психологии. Рефлексология в его понимании выступала именно
как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки - естествознанием
и обществознанием.
Бехтереву
удалось не только очертить контуры науки о психической жизни, но и внести
весомый вклад в развитие разных ее отделов. Он был первым отечественным
психологом, поставившим вопрос о создании общественной психологии – науки,
изучающей закономерности поведения «собирательной личности», границы которой,
по его мнению, могут расширяться «до целых городов и стран» и включать все
цивилизованное человечество, «живущее общечеловеческими идеалами». Впервые в
отечественной науке им было дано определение предмета общественной психологии,
очерчен круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения
социально-психологических процессов (в частности, группового взаимодействия).
В.М.Бехтерев сам непосредственно провел серию экспериментов по изучению
особенностей динамики разных психических процессов в условиях индивидуальной и
групповой деятельности. Представляют интерес предложенные ученым подходы к
анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных
групп и массовидных явлений и ряд других его положений, не только не утративших
своей актуальности и фактологической ценности, но и остающихся поныне едва ли
не единственными попытками решения практически значимых проблем.
Научная
многогранность и разносторонность сочетались у В.М.Бехтерева с высочайшей научно-организационной
и общественной активностью. Последовательный борец за интересы людей,
совершенствование человека и общества, вобравший в себя лучшие черты передовой
русской интеллигенции. Отвергая понятие души в своей концепции, В.М.Бехтерев
всегда апеллировал к ней па практике, сам являлся образцом высочайшей
духовности. В статье «Бессмертие с точки зрения науки» он писал, что личности,
которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями
права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной
общечеловеческой культуры и … имеют права и на вечное признание человечества… в
смысле тех посевов, которые взрастут и останутся навсегда регулятором их
творческой деятельности в духовной общечеловеческой культуре…». Эти слова
ученого имеют самое непосредственное отношение к нему самому, его вкладу в
развитие нашей науки и духовной культуры.
Список литературы
Бехтерев
В.М. Психика и жизнь. - С-Пет.: Алетейя, 1999. - 256 с. \\статья «Научное
наследие В.М.Бехтерева и его школа» Левченко Е.В. стр.5-19.
Никифоров
А.С. В.М.Бехтерев. - М.: Просвещение, 1988.
-
127 с.
Осипов
В.П. Бехтерев. - М.: Медгиз, 1947. - 92 с.
Каннабих
Ю. История психиатрии. - М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. – 528 с.
Бехтерев
В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 1991. – 465 с. \\ Очерк жизни и
научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева. Б.Ф.Ломов.
В.А.Кольцова.Е.И.Степанова. стр.424-444.
Поляков
Ю.Ф. Клиническая психология: состояние проблемы\\ вестник московского
университета. Серия 14. психология. 1996 №2.
|