рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Дипломная работа: Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных) рефераты

Системная организация нервно-психического напряжения предложена Т.А.Немчиным [25]. Главным источником, приводящим систему в активное состояние, является информация о наличии актуальной ситуации. Одновременно с этим в блок афферентации идут мотивационно-потребностные импульсы и информация о прошлом опыте индивида, переживавшего ранее более или менее сходные ситуации. Кроме того, на уровень афферентного синтеза поступает информация об исходном состоянии соматических систем. В итоге производится первичная оценка ситуации, на основании которой на уровне блока управления принимаются решения, и осуществляется программирование желаемого результата и оцениваются его основные параметры, конкретизирующие стратегию и тактику последующей деятельности системы. Эффекторная подсистема стимулирует соматические модальности организма, деятельность которых реализует программу и получение результата. Параметры этого реального результата и информация о происшедших в организме изменениях поступают снова на уровень афферентного синтеза и замыкают систему.

Одним из самых ответственных моментов в деятельности системы является процесс сличения параметров запрограммированного и реального результатов. Если эти параметры близки друг к другу, то можно считать, что желаемый результат достигнут, т.е. организм вышел на необходимый новый уровень адаптации.

Таким образом, данная модель дает представление о том, что в условиях экспериментальной ситуации пусковым механизмом для адаптационной системы является внешняя и внутренняя стимуляция; фактором, поддерживающим активную деятельность системы, служит опережающее отражение; основным системообразующим фактором выступает программируемый результат.

В работе «Функциональный подход к изучению состояния тревоги» В.М.Астапов [7] предложил единую концептуальную схему анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального назначения.

Исходная функциональная характеристика тревоги заключается в том, что состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Эта характеристика была обозначена как функция сигнала.

Следуя логике приспособительного значения тревоги, В.М.Астапов выделяет следующую ее функцию: функцию активного поиска источников тревоги, проявляющуюся в «сканировании» наличной ситуации, чтобы определить угрожающий предмет. Тревога при этом представляет собой активное состояние целенаправленного поиска, ориентированного вовне.

Форма реализации функции поиска и обнаружения может проявляться в виде так называемой «надситуативной активности». Субъект сам организует процесс постановки новых целей и способов их достижений, нередко вступая в противоречие с ведущими целями и мотивами осуществляемой деятельности.

Поиск угрозы может влиять на характер осуществляемой деятельности. Именно активно-поисковая направленность тревоги может быть положена в основу дезорганизующего влияния тревоги на деятельность. Активность, проявляющаяся в поисковой деятельности навстречу угрожающему объекту, есть путь уменьшения тревоги.

Следующей важной функцией является функция оценки ситуации. При  этом первостепенное значение имеет то, какой субъективный смысл ей придается. На эту особенность указывает также Т.А.Немчин: «Внешние поведенческие реакции на ту или иную ситуацию у человека опосредованы той оценкой, которую дает человек самой ситуации», и далее: «… решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающих процесс адаптации к сложным условиям у человека, является на столько объективная сущность «опасности» ситуации, сколько субъективная, личная оценка человеком» [25].

Оценка ситуации приводит к инициации («запуску») приспособительных действий, защитных механизмов и других форм адаптивной активности, имеющей своей целью устранение источника потенциальной опасности.

Традиционно выделяют три формы поведенческих реакций на опасную ситуацию: бегство, агрессия, ступор. Каждая из них по-своему модифицирует направленность поведения субъекта: бегство - через устранение самой возможности столкновения с угрожающим объектом; агрессия - через уничтожение источника опасности; ступор - через полное свертывание какой-либо активности.

Возникновение тревоги является «запусковым моментом» для развития процесса по его преодолению. Индивид, находящийся в состоянии тревоги, не знает характера угрозы. Эта невозможность локализации источника опасности способствует появлению у человека внутреннего напряжения, предчувствия несчастья. Переживаемый эмоциональный дискомфорт направляет его на поиск источника потенциальной опасности и контакт с ней; формируется активность, нацеленная на возможность благополучного разрешения ситуации и снятие реальной угрозы.

При встрече субъекта с угрожающим объектом возникает вопрос об опасности этого объекта. Ответ на этот вопрос определяется мерой совместимости данного объекта с оценками возможностей субъекта. Если в процессе анализа ситуация интерпретируется субъектом как безопасная, то ранее сформировавшийся сигнал опасности утрачивает свою сигнальную функцию и опасение устраняется. В том случае, когда субъект оценивает ситуацию как действительно опасную, и она становится личностно значимой, из имеющихся у субъекта возможных средств выбирается наиболее оптимальный вариант выхода из опасной ситуации.

Если ситуация является препятствием для удовлетворения потребностей возникает тенденция к нападению (агрессия). Если же опасность в субъективном плане кажется большей по сравнению с имеющимися средствам ее преодоления - преобладает тенденция к выходу из опасной ситуации. Наконец, если агрессия и бегство субъективно оцениваются как невозможные, человек отказывается от действий (ступор).

Ф.Б. Березин описал стадии (уровни) развития тревоги по мере нарастания ее интенсивности («явления тревожного ряда»).

Ощущение внутренней напряженности - это элемент тревожного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги, который служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений.

Гиперстезические реакции. При проявлении гиперстезических реакций ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при большой их выраженности придают таким стимулам отрицательную эмоциональную окраску. С возникновением гиперстезических реакций может быть связан описываемый П.В.Симоновым переход от поведения, тонко специализированного, к реагированию по типу доминанты Ухтомского, в результате которого множество событий внешней среды становится значимым для субъекта. Усиление реакций на обычно незначимые стимулы и отрицательная эмоциональная окраска нейтральных восприятий любой модальности усиливают тревогу, способствуя появлению ощущения неопределенной угрозы.

Собственно тревога - это центральный элемент рассматриваемого ряда, который проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерным признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с отсутствием или бедностью информации, с неадекватностью ее логической переработки или неосознаванием факторов, вызывающих тревогу, в результате включения психологических защит. Интенсивность тревоги сама по себе снижает возможность логической оценки информации.

Страх. Отсутствие связи тревоги с определенным объектом делают невозможной какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации вызывает смещение тревоги к тем или иным объектам. В результате неопределенная угроза конкретизируется. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх.

Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с конкретным объектом, с определенной ситуацией. Возможность возникновения ощущения неотвратимости надвигающейся катастрофы зависит только от интенсивности тревоги, а не фабулы предшествовавшего страха.

Тревожно-боязливое возбуждение. Потребность в двигательной разрядке при ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы, панические поиски помощи проявляются в тревожно-боязливом возбуждении, которое представляет собой наиболее выраженное из расстройств тревожного ряда. При тревожно-боязливом возбуждении вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Проанализировав вышесказанное, мы полагаем, что при рассмотрении феномена тревоги следует выделять:

- тревогу как реакцию на опасность и тревогу как симптом;

- тревогу как психическое состояние и тревожность как личностную характеристику;

- тревожные состояния как элементы возрастающего по интенсивности тревожного ряда.

Особенности психической деятельности и деятельности соматических систем в условиях нервно-психического напряжения (НПН) описаны Т.А.Немчиным [25]. Выявлено, что высокие степени НПН дезорганизующе влияют на функции внимания, памяти и эффективность познавательной деятельности в целом. При этом установлено, что у взрослых и пожилых людей сердечно-сосудистая система испытывает большие нагрузки, чем у молодых лиц, а компенсаторные возможности женщин значительно выше, чем у мужчин.

Наряду с физиологическими параметрами при оценке тревоги широко используются показатели деятельности. Отмечается, что состояние тревоги характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.

Таким образом, тревога проявляется в повышении активности деятельности соматических модальностей организма, в частности, систем энергоснабжения: повышения артериального давления, изменении частоты сердечных сокращений; а также дезорганизующе влияет на протекание психической деятельности, в частности, на характеристики внимания, памяти и, как следствие, на эффективность познавательной деятельности в целом.

По мнению К.Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.

Первым понятия «тревога» и «страх» предложил различать З.Фрейд, отмечая, что тревога «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как страх указывает как раз на объект» [23, с.252].

В своей работе К.Хорни [23] отмечает, что оба эти термина обозначают эмоциональные реакции на опасность, которые могут сопровождаться физическими ощущениями. Однако между тревогой и страхом есть различия. Изначально Хорни опиралась на признак адекватности (или пропорциональности опасности) реакции. По ее мнению, страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность. Однако при дальнейшем рассмотрении данного вопроса, К.Хорни обнаруживает, что такая попытка разграничения имеет существенный недостаток: вывод о том, пропорциональна ли реакция, зависит от представлений культуры, которой принадлежит индивид, а также от субъективного восприятия индивидом адекватности реагирования на опасность. Эти соображения заставляют ее внести изменения в определение. Таким образом, окончательно формулируемое различие заключается в том, что как страх, так и тревога является адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна.

В работе, синтезирующей психоаналитические теории тревоги, Р.Мэй также отмечает, что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том, что страх является реакцией на специальную (определенную) опасность, тогда как тревожность неспецифична, рассеяна, беспредметна; и особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности [22].

1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта

Онкология - область клинической медицины, занимающаяся диагностикой и лечением опухолевых процессов. Злокачественные формы клеточного роста или увеличение числа клеток, которое происходит автономно и обнаруживает деструктивно-инвазивный или метастатически распространяющий рост обозначают термином «рак» [27].

В настоящей работе в качестве объекта исследования были выбраны больные онкологическими заболеваниями с диагнозами рак прямой кишки и рак желудка. При описании нозологий акцент сделан на психологических факторах возникновения заболеваний, на особенностях протекания болезни с точки зрения индивидуального восприятия её больными и на личностных конфликтах, связанных с заболеванием.

Термин «онкологический больной» включает не только больных со злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями, но и лиц, излеченных от злокачественных опухолей. В клинической онкологии выделяют 4 группы.

Клинические группы онкологических больных:

I - больные с предраковыми заболеваниями

II - больные со злокачественными опухолями, подлежащие радикальному лечению

III - лица, излеченные от рака

IV - больные с запущенной формой рака, подлежащие симптоматическому лечению.

В настоящей работе в качестве объекта исследования будут больные II клинической группы, которым предстоит оперативное лечение, с возможной по показаниям, применением лучевой и химиотерапии.

Говоря об этиологии рака выделяют несколько его «возбудителей»: физические вредности (например, ионизирующее излучение) и химические (смолистые вещества при курении и пр.), генетические, гормональные факторы, а также длительные эмоциональные стрессы, нервные потрясения. На усиление и ослабление злокачественного роста также влияет состояние иммунной системы человека, уровень сопротивляемости защитной системы организма, сопутствующий эмоциональный фон [27, с.234-235].

Ученые установили, что при стрессе активируется центральная нервная система, которая запускает стрессовую реакцию: активизируется периферическая нервная система и железами внутренней секреции выделяются различные гормоны. В организме происходит существенное нарушение биохимических процессов, которое приводит к нежелательным изменениям в органах и тканях. Страдают при этом и органы, ответственные за иммунитет. В условиях стресса в крови резко возрастает уровень гормонов- глюкокортикоидов, высокая концентрация которых подавляет иммунную систему организма, защищающую человека и животных от чужеродных веществ и инфекционных агентов, проникающих в организм извне, например, вирусов и бактерий, а также от собственных измененных клеток, превративших в опухолевые.

Говоря об этиологии и динамике рака особо следует уделить внимание их психосоматическим аспектам. У людей, заболевших раком, наиболее часто встречаются три эмоциональных фактора:

- неспособность выражать гнев или возмущение в сочетании с «внешним добродушием»;

- эмоциональное напряжение, связанное со смертью очень близкого человека - кого-то из родителей, супруга или ребенка;

- утрата «смысла существования» из-за глубокого отчаяния, вызванного длинной цепью неудач.

Другие авторы выделяют такие особенности личности, определяющие возникновение и развитие онкологического заболевания, как инфантильность, алекситимичность (невозможность оценить и описать свое состояние), закрытость эмоциональной сферы, а также высокий уровень неэффективных архаических психологических защит и отсутствие эффективных копинг-стратегий. Итак, заболевание раком можно связать с личностной диспозицией, описываемой как подавление эмоций, беспомощность и подавленность [34].

Множество исследований показало, что факт осознания больным своего ракового заболевания приводит к изменениям личности. Среди основных факторов, влияющих на психику больных, можно выделить: фатальный характер диагноза, несмотря на успехи онкологии; калечащие операции и лечение; отсутствие гарантий против возникновения рецидивов и метастазов [34].

Было выявлено несколько естественных этапов, на которых проявляются те или иные личностные расстройства раковых больных: 1) диагностический; 2) этап поступления в стационар; 3) предоперационный; 4) постоперационный; 5) этап выписки; 6) катамнестический этап [15].

Два первых этапа – одни из важнейших по выраженности реакций и по возможности определять их дальнейшую динамику. В это время больной впервые сталкивается непосредственно с фактом подозрения или наличия у него онкологического заболевания. Независимо от локализации и стадии основного онкологического процесса, возраста, пола, образования, можно фиксировать наличие у больных эмоционального напряжения, которое формирует психогенные реакции, главным образом тревожно-депрессивного и дисфорического характера. Как результат вторичной психологической реакции, могут наблюдаться угнетение психических функций, астения и различного рода психозы, а также суицидальные попытки [21]. При этом большую роль в выраженности эмоционально-личностных реакций играет степень информированности больных о своём заболевании и оценка их собственной психологической готовности к получению истинных данных о диагнозе. Различные исследования констатируют направленное желание и потребность большинства больных знать истинную природу заболевания и необходимые подробности лечения уже на этих этапах [21]. Узнав о своём диагнозе, больной проходит ряд последовательных стадий, характеризующих специфику эмоционально-психологического реагирования на болезнь. E.Коблер-Росс описала 5 фаз процесса, которые могут быть пройдены больным: 1) отрицание и изоляция (больной отказывается принять свою болезнь); 2) гнев и агрессия; 3) фаза «торговли» (поиск методов лечения);

4) депрессия и отчуждение; 5) смирение, принятие болезни и выстраивание новой жизненной стратегии [15].

На этапах, связанных с операцией, отмечается прямая зависимость между степенью калечащей операции, определяемой местом поражения, и выраженностью эмоциональных расстройств. Так у больных с экстирпацией прямой кишки имеются более тяжёлые эмоциональные расстройства, чем у больных с резекцией [15].

Говоря об этапах, связанных с операцией, особо обращает внимание группа стомированных больных, изучаемых в настоящей работе. Практически все они оказываются психологически неподготовленными как самому факту операции и её хирургическим последствиям, так и к жизнедеятельности со стомой. Больные, которым показана восстановительная операция, и те, которым предстоит прожить со стомой долгое время, имеют общее и различия. Все пациенты склонны концентрироваться на своих проблемах и решать их автономно. Для них характерна неадекватность самооценки, социальная дезадаптация, высокий уровень аутоагрессии, эмоциональная нестабильность, отвержение близости с другими. Те пациенты, кто не подлежит восстановительной операции, используют нерациональные способы психологической защиты, обидчивы, агрессивно-беспокойны, личностно-тревожны, неадекватны в восприятии своего тела, пространства жизнедеятельности, отказываются от описания схемы тела, боятся, что люди избегают их из опасности заразиться, испытывают при этом стыд, сокращают контакты и общение [27].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6