Реферат: Малый бизнес
Реферат: Малый бизнес
Малый
бизнес: характерные черты, преимущества
зарубежный
опыт и проблемы становления в России.
Стр.
Введение
3 - 4
Глава
1. Малые предприятия и их роль
в рыночной экономике.
1.1 Малые предприятия: сущность
и основные черты. 5 - 8
1.2 Место малых предприятий в
экономической системе. 9 - 10
Глава
2. Становление малого бизнеса в России.
2.1 Этапы развития малого бизнеса в РФ. 11 - 14
2.2 Состояние и проблемы совершенствования
системы государственной поддержки и
финансирования малых предприятий. 15 - 20
Приложение
1, 2
21-22
Список
литературы
23
Введение
Актуальность данной темы определена в первую очередь
объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной
социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является
главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое
предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного
хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот
предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость,
мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в
себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной
перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического
прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы
рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого
предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой
стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Значимость изучения проблематики малого
предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее
всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого
предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей
могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый
многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса
российской экономики в целом.
Без поддержки государства и без собственного
внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно
противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои
экономические, политические и социальные интересы.
Потенциал малых предприятий остается
нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры
для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее
количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского
законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к
теневой экономике в той или иной степени причастны до
90% малых предприятий.
Сложившееся положение открывает безграничные
возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне
является представитель малого бизнеса.
Государство не желает видеть в секторе малого
предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее
активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при
минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость
капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных
преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите,
испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно
сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства
становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере
производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и
посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу
производства так необходим сейчас для российской экономики.
А в то же время в малый бизнес вовлекается все
большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма
проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют
условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя
предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических
преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и
развитии курса рыночных реформ.
1.1 Малые предприятия: сущность и основные черты
Малый бизнес, или малое предпринимательство,
представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу
своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и
отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и
социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют
собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра
товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого
предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор
экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической
общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Какое именно предприятие правомерно квалифицировать
как малое?
Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать
упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для
определения размеров малого предприятия ( численность занятых, объем годового
оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и
организаций и т.д.). Но рассмотрев под этим углом зрения законодательство 75 стран,
обнаруживаем 50 различных критериев, определяющих фирмы в качестве малых (и
средних). К таковым в Японии, к примеру, причисляют те, что насчитывают до 50
работающих, в Италии и Финляндии - до 100, в Великобритании - уже до 200, а в
США - даже до 500.
Разброс очень велик. Логично заключить, что сами по
себе количественные критерии сущность малого предпринимательства адекватно
выразить не могут. Надо поставить в центр внимания характеристики качественного
порядка. В данной связи следует отметить, что первый федеральный закон о малом
бизнесе, принятый в США в 1953 г., вообще не содержал никаких количественных
критериев, ограничиваясь лишь отмеченного рода качественными характеристиками.
Применительно к России Федеральный Закон «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
№88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как
«коммерческие организации, в уставном капитале которых
доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не
превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный
период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -
30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства
понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица».
Итак, основные экономические черты малого
предпринимательства:
обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и
риск);
специализация на каком-либо виде деятельности;
реализация произведенных товаров (услуг) через куплю -
продажу на рынке;
Можно сформулировать несколько групп устойчивых
черт малого предпринимательства, обусловленных:
1.Характером производственного процесса:
ограниченность масштабов применяемых средств
производства и технологических процессов;
небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая
специализация;
упрощенность системы сбыта.
2. Спецификой системы управления и руководства:
единство права собственности и непосредственного
управления предприятием;
особое значение роли руководителя в жизни предприятия,
его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
компактность управленческой команды и
многофункциональность менеджеров;
отсутствие громоздких управленческих структур, простоту
информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
быстрота принятия решений.
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и
т.д.):
особый, персонифицированный характер отношений между
работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем
крупный);
гибкость, восприимчивость к нововведениям;
небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают
на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
высокая оборачиваемость капитала;
существенное влияние на кадровую политику, принятие
стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной
деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом
наследования.
4. Особенностями внешних воздействий:
локальность ресурсных и сбытовых рынков;
неформальность взаимоотношений с узким кругом
поставщиков и потребителей;
положение «ведомого» в системе кооперационных связей с
крупными и средними предприятиями;
сверхчувствительность к колебаниям экономической
конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
ограниченность источников финансирования и хроническая
нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом
через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты
банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и
родственников);
большая степень зависимости от системы поддержки малого
предпринимательства.
Малое предпринимательство - вполне самостоятельная
и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими
отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями
развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на
изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая
специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность
начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти
черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на
внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками,
сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого
предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и
приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики
внешних социально - экономических и политических условий. Относительно
небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность
привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых,
производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и
небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления
предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций
собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей
с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие
издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным
работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов
гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.
Российский малый бизнес обладает некоторыми
отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее
значимыми из них являются:
совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких
видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на
однопродуктовую модель развития;
стремление к максимальной самостоятельности, в то время
как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях
субподряда, франчайзинга и т.п.;
общий низкий технический уровень и низкая
технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным
потенциалом;
высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в
связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта
и культуры рыночных отношений;
высокая степень приспособляемости к сложной
экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе
государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры
поддержки малых предприятий;
стремление успешно функционирующих малых предприятий
выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
работа в условиях отсутствия полной и достоверной
информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы
информационных, консультационных и обучающих услуг.
1.2 Место малых предприятий в экономической системе
Сектор малого предпринимательства является
неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально
существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют
крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в
значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного
потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования
является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая
форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует
основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для
среднего и крупного бизнеса.
Социальная значимость малых предприятий
определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых
предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной
из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной
экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу
потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро
изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие
важнейшие социальные факторы:
развитие малых предприятий способствует постепенному
созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно
обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся
основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и
демократического развития общества;
занятие малым бизнесом является не только источником средств
к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики
вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной
предпринимательской деятельностью;
сектор малого предпринимательства способен создавать
новые рабочие места (в мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и
средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения
всего мира), а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной
напряженности в стране (так, например, в США за период 1976 - 1990 гг. крупные
и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а
сектор малого предпринимательства за тот же период создал 4,1 млн новых
рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране);
массовое развития малых предприятий способствует
изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы
населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и
социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных
странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой
сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей
численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной
части населения.
Существенная роль малых предприятий в экономической
жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом
секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена
большая часть экономически активного населения и производится примерно
половина валового внутреннего продукта. Так, удельный
вес малых предприятий в таких странах, как Япония, Германия, превышает 95%. Из
880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300
работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с
численностью занятых свыше 500 человек не превышает 12 тыс.
Сектор малого предпринимательства динамично
осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях,
непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых
предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая
оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых
предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая
ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе
малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных
предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают
возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и
позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других
отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии,
Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.
Страницы: 1, 2
|