Реферат: Конкуренция
Реферат: Конкуренция
Содержание
Содержание........................................................................................................................................................................... 3
I. введение........................................................................................................................................................................... 4
1 Причины выбора темы....................................................................................................................................................... 4
II. Основная часть.............................................................................................................................................. 6
2 Сущность конкуренции, условия её существования....................................................................................... 6
3 Функции конкуренции........................................................................................................................................................ 6
4 Основные модели рынка.................................................................................................................................................. 8
4.1 Свободная (чистая) конкуренция.......................................................................................................................... 8
4.2 Монополия...................................................................................................................................................................... 9
4.3 Олигополия.................................................................................................................................................................. 10
4.4 Чистая монополия.................................................................................................................................................... 11
4.5 Современные подходы к трактовке проблем
совершенной и несовершенной конкуренции. 12
5 Способы ведения конкурентной борьбы.............................................................................................................. 13
5.1 Добросовестная конкуренция и недобросовестная
конкуренция...................................................... 14
5.2 Патент как стимул промышленного шпионажа............................................................................................ 15
6 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством................... 16
6.1 Естественные монополии и контроль над ними.......................................................................................... 16
6.2 Регулирование роста предприятий...................................................................................... 17
6.3 Командно-административная
система СССР как главный монополист................................. 18
6.4 Преобразования
антимонопольной системы в России после распада СССР...................... 19
6.5 Методы антимонопольной
политики в России............................................................................................ 21
III. Практическая часть................................................................................................................................ 25
7. Особенности конкуренции в малом предпренимательстве России....................................................... 25
8. Анализ конкурентоспособности фирмы............................................................................................................... 27
IV. Заключение.......................................................................................................................................................... 36
V. Приложение.......................................................................................................................................................... 37
9. Список литературы........................................................................................................................................................... 37
I. Введение
1
Причины выбора темы
Современная рыночная экономика представляет собой
сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных
производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур,
взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и
объединяемых единым понятием - рынок.
По определению, рынок - это организованная структура, в
которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в
результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество
товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения
производителей (предложение - это количество товара, которое производители
продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет
количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей),
участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на
какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и
структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных
отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться,
состязаться ).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного
хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен
и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по
поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим
человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В
соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в
рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение )
процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения
своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену,
сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию
через рекламу.
Понятие конкуренции является фундаментальным в
экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех
уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой
экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы
конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав
«социалистическим соревнованием».
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта
рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил
законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной
борьбе.
Вот почему интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее
отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также
охарактеризовать конкурентоспособность предприятий России. Все эти вопросы
освещены в настоящей работе.
II. Основная часть
2
Сущность конкуренции,
условия её существования
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из
разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего
«столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим
образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько
альтернативных направлений использования редкого блага, в котором
заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право
распоряжаться этим благом».
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной
хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью
от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за
наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон
рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать
только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии)
зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями
являются:
а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных,
торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на
рынок;
б) Свобода вхождения предприятия на рынок и
выхода из него;
в) Дифференциация товаров (придание
определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных
особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
3
Функции конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе,
предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель
(суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены
направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция
означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству
продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают
вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический
прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов
или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают
наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает
стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди
предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это
отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по
результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и
контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может
назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность
выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем
справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о
том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип
"оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в
области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов
быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям
(например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как
скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения
инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро
конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен
спрос.
В соответствии с руководящим
принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для
нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с
"широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией
продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции,
напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того,
что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и
риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о
ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать
нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и
гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания
конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и
другим договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки
помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также
судить о некоторых их качествах;
-
ограниченная по времени
патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также
образцы промышленной эстетики.
4
Основные модели рынка
В зависимости от соотношения между количеством
производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных
структур:
1. Чистая конкуренция являет
собой ситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных
производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей
данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть
совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием
несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан
Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.),
которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
2. Огромное число обособленных потребителей и малое
количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную
долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает,
так называемую, несовершенную конкуренцию.
3. Предельным случаем является монополия. В этом
случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный
удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен
относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную
(разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
4. Существует также чистая монополия. В этом
случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество
потребителей.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных
рыночных структур.
Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию,
когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную
(стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии
контролировать рыночную цену.
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может
быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все
продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в
потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать
себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для
продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию.
Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара,
складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем
объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком
рынке является "ценополучателем".
Выделим основные характеристики чистой конкуренции:
а) многочисленность участников обмена — продавцов и
покупателей;
б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому
требованию могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были
названы;
в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и
возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему
несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов
в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые,
законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость
большого стартового капитала характерны для многих производств в
машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число
возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство
сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий
входа для новых производителей;
г) наличие полной информации у участников обмена.
Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других
условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно
одинаковым объемом информации о рынке.
Эти условия в большинстве случаев сегодня являются
трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это
редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы
несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над
рыночной ценой.
Происхождение названия этого типа несовершенной
конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы,
предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные,
особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация,
когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им
реальные или мнимые уникальные качества.
Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная
резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины",
"автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь,
укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда",
"наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор
косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты",
"шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.
К основным характеристикам монополистической конкуренции
можно отнести:
а) относительно большое число некрупных производителей;
б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные
производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в
принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной
нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного производителя очень
ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что
производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся
на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию
характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко
реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на
приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то
особенности в свойствах товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|