рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора и процессуальный по... рефераты

       5) основание для отказа в истребовании дела.

Определение направляется в соответствующий суд.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве (ч.4 ст.181 ГПК РФ).

Приостановить исполнение решений вправе только судья. Речь идет о приостановлении исполнения вступивших в законную силу судебных решений. Не вступившее в законную силу решение суда по общему правилу не может быть исполнено, на него не может быть принесены жалоба, представление в порядке надзора, а следовательно, исполнение судебного решения не может быть приостановлено. Не может быть приостановлено исполнение решения, если оно обращено судом к немедленному исполнению (о восстановлении на работе, о взыскании алиментов и др.). Приостановить исполнение решения суда возможно только в том случае, если оно не было исполнено. О приостановлении исполнения вступившего в законную силу решения судья выносит распоряжение, которое направляется в суд по месту исполнения решения. О приостановлении исполнения решения сообщается всем заинтересованным лицам. Судья может приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке надзора. При отсутствии оснований отменяет приостановление, о чем сообщает заинтересованным лицам.

Если жалоба или представление удовлетворены судом надзорной инстанции и решение отменено, то исполнительное производство по делу подлежит прекращению. Если же отклонены, судья отменяет распоряжение о приостановлении исполнительного производства.

После истребования дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда Российской Федерации, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда Российской Федерации - не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев (ч.1 ст.382 ГПК РФ).

         Согласно ч.2 ст.382 ГПК РФ в результате рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:

         об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;

         о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

         Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции состоит из вводной, описательной и мотивировочной и резолютивной частей, в которых должны быть указаны сведения, предусмотренные ч.1 ст.383 ГПК РФ:

дата и место вынесения определения;

         фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

         наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

         указание на судебные постановления, которые обжалуются;

         мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции (ч.2 ст.383 ГПК РФ).

3. Процессуальный порядок рассмотрения протестов


В том случае, если судья принимает решение о рассмотрении дела по существу в суде надзорной инстанции, он выносит соответствующее определение. В соответствии с ч.1 ст.384 ГПК РФ определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:

         1) дату и место вынесения определения;

         2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

         3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

         4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

         5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

         6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

         7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;

         8) предложения судьи, вынесшего определение.

Вынесенное определение, а также материалы истребованного и изученного дела вместе с надзорной жалобой или представлением прокурора направляются судьей, вынесшим определение, в суд надзорной инстанции (ч.2 ст.384 ГПК РФ).

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению (ст.385 ГПК РФ).

Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в[9]:

         президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;

         Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не более чем три месяца;

Президиуме Верховного Суда Российской Федерации не более чем четыре месяца.

Составы судебных органов, рассматривающих в порядке надзора, значительно отличаются от обычных составов судов. Исключение составляют лишь Судебная коллегия  по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ, действующие в составе трех членов суда и при рассмотрении дел в надзорном порядке. Президиумы всех судов действуют в составе председателя суда в количестве, определяемом в установленном порядке.

Заседание президиума суда правомочно для рассмотрения дела при наличии большинства членов президиума. Член президиума суда, участвовавший в рассмотрении дела судом первой или второй инстанции или в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же дела в составе президиума суда. В тех случаях, когда по этим основаниям в рассмотрении дела не может участвовать большинство членов президиума областного суда или приравненного к нему суда, дело передается на рассмотрение в порядке надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

         Ст.386 ГПК РФ устанавливает порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Согласно ч.1 ст.386 ГПК РФ дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

         Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии (ч.2 ст.386 ГПК РФ).

         В отличие от ГПК РСФСР ч.3 ст.386 ГПК РФ  предусматривает участие в судебном заседании лиц, участвующие в деле, их представители, а также иных лиц, подавших надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

         В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

         прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

         Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

         должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

         Порядок рассмотрения дела в порядке надзора не претерпел серьезных изменений. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику[10].

         Лица, участвующие в деле, их представители, а также иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора. По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными (ч.ч.5-7 ст.386 ГПК РФ).

О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле (ч.8 ст.386 ГПК РФ). Данное положение является нововведением.

Согласно ст.388 ГПК РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, в котором должны быть указаны:

         1) наименование и состав суда, вынесшего определение;

         2) дата и место вынесения определения;

         3) дело, по которому вынесено определение;

         4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

         5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

         6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

         7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

         Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии - судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

         Резолютивная часть определения суда надзорной инстанции содержит вывод суда, который должен соответствовать полномочиям суда надзорной инстанции, перечисленным в ст.390 ГПК РФ. В соответствии с ч.1 ст.390 ГПК РФ суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

         1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

         2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

         3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

         4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

         5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

         Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

         Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения (ст.391 ГПК РФ).


        

Заключение


Судебный надзор – это обусловленная общественными отношениями функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью обеспечения строгой законности правосудия[11].

ГПК РФ внес множество изменений в порядок пересмотра судебных постановлений в порядке надзора, которые были вызваны современным состоянием экономики и права.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, выборность судей, коллегиальность рассмотрения дел, законности, диспозитивности, состязательности, непосредственности, устности и др.

Данная стадия судопроизводства стала более динамичной, законной, демократичной, направленной на защиту прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Право на обращение в суд надзорной инстанции получили сами лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены постановлением суда.

Прокурор как участвующее в деле лицо обладает правом внесения надзорного представления. Существенным изменением следует признать ограничение срока на обжалование в порядке надзора. Этот срок составляет один год со дня вступления судебного постановления в законную силу. Надзорное производство будет состоять из трех составных частей: рассмотрение надзорной жалобы, рассмотрение дел, истребованных в суд надзорной инстанции, и, соответственно, рассмотрение дела в суде надзорной инстанции.

Необходимо отметить, что ГПК РФ пересмотрел место  прокуратуры в  гражданском  судопроизводстве.  В  соответствии  со ст. 45  ГПК РФ заявление в защиту прав,  свобод и законных интересов  гражданина может быть подано  прокурором  только  в  случае,  если  гражданин  по  состоянию  здоровья,  возрасту,  недееспособности и  другим уважительным  причинам  не  может  сам  обратиться  в  суд.  Прокурор   вступает  в  процесс  и  дает  заключение  по  делам  о  выселении,  о  восстановлении  на  работе,  о  возмещении   вреда,  причиненного  жизни  или здоровью,  а также в иных предусмотренных  законодательством случаях в  целях  осуществления  возложенных  на  него полномочий.  Неявка прокурора,  извещенного о времени и месте  рассмотрения дела,  не  является  препятствием  к  разбирательству  дела.

В соответствии с ГПК РСФСР пересмотр в порядке надзора рассматривался как исключительная стадия гражданского процесса. Подобной стадии нет ни в одной стране, когда дело в порядке надзора возбуждается лишь по инициативе должностных лиц – представителей судебной или прокурорской власти, а не самих лиц, не согласных с принятым судебным решением. Такой институт надзора серьезно не воспринимался мировым сообществом.

Надзорное производство в новом ГПК позволяет надеяться, что эта стадия гражданского судопроизводства будет признана Европейским Судом при решении вопроса о том, были ли исчерпаны все возможные средства защиты.

Использованная литература


1.     «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ

2.     Федеральный закон "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24 июля 2002 г.

3.     Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 2

4.     Информационное письмо Генпрокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003


5.     Гражданский процесс./ Под ред. Мусина В.А., Чесиной Н.А., Чечота Д.М. – М., 1998. – 472 с.

6.     Гражданский процесс./ Под ред. Треушникова М.К. – М., 2000. – 384 с.

7.     Гражданский процессуальное право./ Под ред. Шакарян М.С. – М., 2002. – 634 с.

8.     Гражданский процесс./ Под ред. Яркова В.В. – М., 2000. – 624 с.

9.     Рузакова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М., 2003. – 416 с.


[1] Ст.376 Гражданского процессуального кодекса РФ

[2] п.23,  24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2


[3] п.21, 22  Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2


[4] пп.3 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2

[5] п.1 Информационного письма Генпрокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003


[6] Ч.2 ст.377 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002г.

[7] ч.2 ст.381 Гражданского процессуального кодекса от 14.11.2003г.

[8] п.1 Информационного письма Генпрокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003


[9] ч.3 ст.382 ГПК РФ

[10] ч.4 ст.386 ГПК РФ

[11] Гражданский процесс./ Под ред. Яркова В.В. – М., 2000. - С.430


Страницы: 1, 2, 3