рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций рефераты

Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций


Содержание:

Глава 1. Ведение 2

Глава 2.Общая характеристика правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. 4

Глава 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. 7

Глава 4. Хозяйственные общества и товарищества. 10

4.1 Акционерные общества                                                                             11

4.2 Общества с ограниченной ответственностью                                       14

4. 3. Сельскохозяйственные товарищества. 16

Глава 5. Сельскохозяйственные кооперативы. 19

Глава 6. Заключение. 26

 





















Глава 1. Ведение


 

Сельскохозяйственное законодательство, как и другие

 отрасли, переживает в настоящее время большие перемены. Отказ от монополии государственной собственности на землю и переход к разнообразию ее форм, в том числе допущение частной собственности, является сложной политической и социально-экономической проблемой. На месте бывших колхозов и совхозов советского периода с течением времени доказавших свою несостоятельность пришили, как более перспективные формы хозяйствования -  сельскохозяйственные коммерческие организации.

                С начала реорганизации колхозов и совхозов, и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий прошло более десяти лет. За это время существенно изменилась структура всего сектора аграрной экономики. К числу положительных моментов истекшего периода следует отнести расширение прав и полномочий участников аграрных отношений. Они получили в  собственность землю и имущество для использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право самостоятельно распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом), устанавливать цены на продукцию и тд.

                Однако проблема правового статуса сельскохозяйственных коммерческих организаций продолжает оставаться актуальной.   

Так основной задачей является совершенствование организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства.

Понятие «коммерческая организация» тесно согласуется с понятием «организационно-правовая форма». В свою очередь организационно-правовую можно определить как совокупность указанных в законе элементов и признаков, характеризующих форму собственности, на основе которой создана организация, порядок формирования имущественной базы хозяйствующего субъекта, конструкцию взаимодействия ее учредителей и участников, принцип ответственности самой организации и ее участников по долгам, а также порядок и особенности управления организацией. Все это в целом и определяет правовой статус организации (предприятия) как активного участника экономических отношений.[1]   















Глава 2.Общая характеристика правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Будучи юридическими лицами (кроме крестьянских хозяйств), все сельскохозяйственные коммерческие организации имеют обособленное имущество, находящееся на самостоятельном балансе, отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Сельскохозяйственные коммерческие организации обладают общей гражданской правоспособностью, соответствующей целям их деятельности. Так же они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, за исключением государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий согласно п.1 ст.49 ГК РФ, которые  имеют специальную правоспособность, определенную законом.

Правоспособность сельскохозяйственных коммерческих организаций возникает с момента их государственной регистрации, а прекращается в момент завершения их ликвидации. Очень важной гарантией возникновения гражданской правоспособности коммерческих организаций является запрет не отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Сельскохозяйственные коммерческие организации, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 52), создаются на основании  учредительных документов: устава – акционерные общества, кооперативы, государственные муниципальные предприятия; учредительного договора и устава – общества с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью; учредительного договора – полные товарищества, товарищества на вере. Учредительные договоры заключаются всеми учредителями предприятий, а уставы утверждаются их собранием (кроме унитарных предприятий, уставы которых утверждаются учредителем – собственником государственного или муниципального имущества).

Гражданское законодательство устанавливает обязательные требования к содержанию учредительных документов в зависимости от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц. В качестве общих для всех юридических лиц сведений в учредительных документах определены: наименование (фирменное) организации, место его нахождения, порядок управления деятельностью. В учредительном договоре, кроме того, должны фиксироваться: обязанность учредителей по созданию коммерческой организации, порядок их совместной деятельности, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности , порядок распределения между участниками прибыли и убытков, условия выхода учредителей (участников) из его состава. Существует общее правило: государственной регистрации подлежат не только первоначальные учредительные документы, но и их изменения, которые имеют силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих документов. (Для унитарных предприятий установлены особые правила).

Также на сельскохозяйственные коммерческие организации распространяются гражданско-правовые нормы об ответственности юридических лиц: во-первых они отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, во-вторых они не отвечают по обязательствам учредителя или собственника их имущества, как и собственник либо учредитель не отвечает по обязательствам юридического лица.

Система органов управления внутрихозяйственной деятельностью коммерческих предприятий и их компетенция законодательно определены для каждой из установленных организационно-правовых форм. Из общих правил можно отметить следующее:

1)                          высшим органом управления коммерческой организацией является общее собрание их членов (кроме полных товариществ, товариществ на вере, унитарных предприятий)

2)                          общее собрание наделяется исключительной компетенцией: вопросы принятия и изменения устава, избрания органов управления, реорганизация и ликвидация юридического лица, утверждение годовых отчетов и других финансовых документов. Распределение прибылей и покрытие убытков; в уставном порядке к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы;

3)                          исключительной компетенцией могут быть наделены и иные органы управления ( например, совет директоров)

4)                          вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции указанных органов управления, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов и решаются, как правило, квалифицированным большинством (3/4 голосов), а некоторые – единогласно.

Вышеизложенные общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации дополняются его же нормами, определяющими гражданско-правовой статус отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций, и нормами специального, аграрного законодательства.



Глава 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных коммерческих организаций.


Все сельскохозяйственные коммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы являются носителями комплексной правосубъектности, поскольку являются одновременно участниками имущественных, трудовых, земельных и организационно-управленческих отношений в сфере сельскохозяйственного производства.

Согласно Земельному законодательству у сельскохозяйственных коммерческих организаций особый правовой статус землепользователей, так как только для сельскохозяйственных коммерческих организаций земля выступает в качестве основного средства производства. Независимо от того принадлежит ли им земля на праве собственности, бессрочного пользования или находится у них в аренде, они должны использовать ее рационально, строго по целевому назначению, не допуская деградации земли, повышать плодородие почв.[2]

С переходом к рыночным отношениям в аграрном секторе специальная правоспособность сельскохозяйственных предприятий сменилась общей гражданской правоспособностью. Если раньше деятельность колхозов и совхозов сводилась лишь к производству сельскохозяйственной продукции в рамках жесткого государственного планирования, то теперь современные сельскохозяйственные коммерческие организации наряду со своей основной сельскохозяйственной деятельностью вправе получать прибыль и за счет производства прочей продукции, не связанной с основным производством, выполнять различные работы, оказывать услуги, заниматься иной хозяйственной деятельностью, кроме запрещенной законом. В этом смысле их правовое положение сближается с правовым статусом коммерческих организаций промышленности.[3]

Сельскохозяйственные коммерческие организации всегда отличались своей особой правосубъектностью в сфере трудовых отношений. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отношения в сфере аграрного труда, возникшие на основании трудовых договоров, регулируются трудовым законодательством. А трудовые отношения членов колхоза не требуют заключения трудовых договоров, т. к. возникают в силу членства и регулируются локальными нормативными актами, а так же  специальным законодательством, относящимся к колхозам и кооперативам.

Так же важной особенностью является зависимость аграрного производства от природно-климатических условий и региональных особенностей, сезонность сельскохозяйственного производства, воспроизводство живых организмов (животные, растения), повышенный производственно-хозяйственный риск в силу чего сельскохозяйственные коммерческие организации вынуждены создавать резервные (страховые) фонды.

Сельскохозяйственные коммерческие организации осуществляют свою деятельность в целях удовлетворения материальных, духовных и иных социальных потребностей своих членов (участников) и следовательно заинтересованы  в получении и возрастании экономической выгоды (прибыли). Их задачей является обеспечение всего населения страны продовольствием в необходимом количестве и ассортименте и сырьем для перерабатывающей и легкой промышленности. Именно поэтому важен механизм государственного регулирования аграрного сектора, но не только в сфере ценообразования, налогообложения, кредитования и тд., с целью обеспечить режим благоприятного производства в сельском хозяйстве[4], но и в договорных гражданских правоотношениях.

В сфере реализации сельскохозяйственной продукции выделяется     целый ряд     договоров,     таких как  - контрактации, купля – продажа, агентирование, договор комиссии и тд., которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также договор закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, который регулируется Законом РФ от 2 декабря 1994г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд[5]”.

Сельскохозяйственные коммерческие организации занимаются развитием и функционированием учреждений социальной сферы на селе.

Строительством и оборудованием культурно-бытовых объектов, а также учреждений иного социального назначения ( клубы, школы, дома быта ), что, несомненно, требует серьезных финансовых затрат. К сожалению, этот вопрос до сих пор не урегулирован законодательством т. к. регламентируется законом РСФСР от 21 декабря 1990 года “О социальном развитии села[6]”. Поскольку государство не выполняет своих обязанностей в этой сфере , я считаю что данный вопрос нуждается в серьезной доработке.

         Аналогичная ситуация обстоит и в социальной сфере села, т. е. отсутствие в селе комфортабельного жилья с централизованным водоснабжением, отоплением, канализацией; асфальтированных дорог и тд. Все это порождает текучесть кадров на селе, недостаток специалистов и высококвалифицированных работников.  Что, естественно, отражается и на развитие аграрного сектора в целом.

         Еще одной из существенных черт является то что сельскохозяйственные коммерческие организации, как и предшествующие им колхозы и совхозы, стараются оказать посильную помощь своим членам в ведении личного подсобного хозяйства.



Глава 4. Хозяйственные общества и товарищества.

Гражданское законодательство к обществам относит акционерные общества и общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, а к товариществам – полные товарищества и товарищества на вере.

Они имеют целый ряд общих черт правового статуса:

Хозяйственные общества и товарищества образуются на добровольной основе. Их участники ( учредители ) заключают учредительный договор. Участниками могут быть как физические, так и юридические лица.

Кроме того, одни общества, товарищества могут принимать участие в деятельности других хозяйственных обществ и товариществ.

Также хозяйственное общество или товарищество может создать дочернее общество, по отношению к которому оно будет выступать в качестве основного. Основное общество (товарищество) имеет право давать дочернему обязательные для него указания,  отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, а также в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнего несет субсидиарную ответственность по его долгам.


 

4.1. Акционерные общества

В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве более двух пятых всех  сельскохозяйственных предприятий составили акционерные общества открытого и закрытого типа, а также общества с ограниченной ответственностью.

Эта группа сельскохозяйственных коммерческих организаций создавалась согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991г.  

 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР[7]”,  постановлений Правительства РФ от 29 декабря 1991г. “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” и от 4 сентября 1992г. “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса[8]”, в которых предписывалась  необходимость реорганизация колхозов и совхозов в акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества и приведение их статуса в соответствие  с Законом РСФСР 1990г. “О предприятиях и предпринимательской деятельности[9]”.  Как известно, в этом Законе для указанных организационно-правовых форм (ЗАО, ООО) было закреплено право коллективно долевой собственности на имущество, что противоречило Закону РСФСР 1990г. “О собственности в РСФСР”, а также ГК РФ 1994г., четко закрепившему право собственности на имущество за юридическими лицами разных организационно-правовых форм (кроме унитарных предприятий). Кроме того, учредительные документы тех коммерческих организаций, которые были созданы до вступления в силу части первой ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством. Так,  учредительные документы акционерных обществ в соответствии с принятием Закона РФ от 26 декабря 1995г. “Об акционерных обществах[10]” не позднее 1 июля 1997 года (п. 3 ст. 94), а учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью, согласно ФЗ РФ от 8 февраля 1998 г.  “Об обществах с ограниченной ответственностью”, не позднее 1 июля 1999 года (п. 3 ст. 59)

   В соответствии с Законом РФ от 26 декабря 1995г. с последующими изменениями “Об акционерных обществах”:  Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.

Это определение сельскохозяйственного общества нуждается в ряде уточнений. Во-первых, акционерные сельскохозяйственные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов и совхозов, сформировали свои уставные капиталы путем объединения имущественных и земельных паев своих учредителей – бывших работников и пенсионеров реорганизованных хозяйств, которыми они были наделены при реорганизации последних. Во-вторых, стоимость не всегда выражались в форме акций, а чаще всего удостоверялась иными документами (свидетельствами), а также сертификатами акций. В-третьих, строго говоря, сформированные в закрытых акционерных сельскохозяйственных обществах уставные капиталы не основываются на их уставах как учредительских документах. В-четвертых, имущество таких акционерных обществ ранее являлось коллективно-долевой собственностью участников общества. Оно не было передано в собственность обществу как юридическому лицу.

Страницы: 1, 2