Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций
Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций
Содержание:
Глава 1. Ведение 2
Глава 2.Общая характеристика правового
положения сельскохозяйственных коммерческих организаций. 4
Глава 3. Особенности правового положения
сельскохозяйственных коммерческих организаций. 7
Глава 4. Хозяйственные общества и
товарищества. 10
4.1 Акционерные общества
11
4.2 Общества с ограниченной ответственностью
14
4.
3. Сельскохозяйственные товарищества. 16
Глава 5. Сельскохозяйственные кооперативы. 19
Глава 6. Заключение. 26
Сельскохозяйственное
законодательство, как и другие
отрасли, переживает в настоящее
время большие перемены. Отказ от монополии государственной собственности на
землю и переход к разнообразию ее форм, в том числе допущение частной
собственности, является сложной политической и социально-экономической
проблемой. На месте бывших колхозов и совхозов советского периода с течением
времени доказавших свою несостоятельность пришили, как более перспективные
формы хозяйствования - сельскохозяйственные коммерческие организации.
С начала
реорганизации колхозов и совхозов, и приватизации государственных
сельскохозяйственных предприятий прошло более десяти лет. За это время
существенно изменилась структура всего сектора аграрной экономики. К числу
положительных моментов истекшего периода следует отнести расширение прав и полномочий
участников аграрных отношений. Они получили в собственность землю и имущество
для использования их в целях ведения сельскохозяйственного производства, право
самостоятельно распоряжаться своей продукцией и прибылью (доходом),
устанавливать цены на продукцию и тд.
Однако проблема
правового статуса сельскохозяйственных коммерческих организаций продолжает
оставаться актуальной.
Так основной
задачей является совершенствование организационно-правовых форм сельскохозяйственного
производства.
Понятие «коммерческая
организация» тесно согласуется с понятием «организационно-правовая форма». В
свою очередь организационно-правовую можно определить как совокупность
указанных в законе элементов и признаков, характеризующих форму собственности,
на основе которой создана организация, порядок формирования имущественной базы
хозяйствующего субъекта, конструкцию взаимодействия ее учредителей и
участников, принцип ответственности самой организации и ее участников по
долгам, а также порядок и особенности управления организацией. Все это в целом
и определяет правовой статус организации (предприятия) как активного участника
экономических отношений.[1]
Будучи юридическими лицами (кроме крестьянских хозяйств),
все сельскохозяйственные коммерческие организации имеют обособленное имущество,
находящееся на самостоятельном балансе, отвечают по своим обязательствам этим
имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять личные
неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Сельскохозяйственные коммерческие организации обладают
общей гражданской правоспособностью, соответствующей целям их деятельности. Так
же они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности,
необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом,
за исключением государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий
согласно п.1 ст.49 ГК РФ, которые имеют специальную правоспособность,
определенную законом.
Правоспособность сельскохозяйственных коммерческих
организаций возникает с момента их государственной регистрации, а прекращается
в момент завершения их ликвидации. Очень важной гарантией возникновения
гражданской правоспособности коммерческих организаций является запрет не отказ
в регистрации по мотивам нецелесообразности.
Сельскохозяйственные коммерческие организации, в
соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 52), создаются на
основании учредительных документов: устава – акционерные общества, кооперативы,
государственные муниципальные предприятия; учредительного договора и устава –
общества с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной
ответственностью; учредительного договора – полные товарищества, товарищества
на вере. Учредительные договоры заключаются всеми учредителями предприятий, а
уставы утверждаются их собранием (кроме унитарных предприятий, уставы которых
утверждаются учредителем – собственником государственного или муниципального
имущества).
Гражданское законодательство устанавливает обязательные
требования к содержанию учредительных документов в зависимости от конкретной
организационно-правовой формы юридических лиц. В качестве общих для всех
юридических лиц сведений в учредительных документах определены: наименование
(фирменное) организации, место его нахождения, порядок управления
деятельностью. В учредительном договоре, кроме того, должны фиксироваться:
обязанность учредителей по созданию коммерческой организации, порядок их
совместной деятельности, условия передачи ему своего имущества и участия в его
деятельности , порядок распределения между участниками прибыли и убытков,
условия выхода учредителей (участников) из его состава. Существует общее
правило: государственной регистрации подлежат не только первоначальные
учредительные документы, но и их изменения, которые имеют силу для третьих лиц
с момента государственной регистрации этих документов. (Для унитарных
предприятий установлены особые правила).
Также на сельскохозяйственные коммерческие организации
распространяются гражданско-правовые нормы об ответственности юридических лиц:
во-первых они отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им
имуществом, во-вторых они не отвечают по обязательствам учредителя или
собственника их имущества, как и собственник либо учредитель не отвечает по
обязательствам юридического лица.
Система органов управления внутрихозяйственной
деятельностью коммерческих предприятий и их компетенция законодательно
определены для каждой из установленных организационно-правовых форм. Из общих
правил можно отметить следующее:
1)
высшим органом управления коммерческой организацией
является общее собрание их членов (кроме полных товариществ, товариществ на
вере, унитарных предприятий)
2)
общее собрание наделяется исключительной
компетенцией: вопросы принятия и изменения устава, избрания органов управления,
реорганизация и ликвидация юридического лица, утверждение годовых отчетов и
других финансовых документов. Распределение прибылей и покрытие убытков; в
уставном порядке к исключительной компетенции общего собрания могут быть
отнесены и иные вопросы;
3)
исключительной компетенцией могут быть наделены и
иные органы управления ( например, совет директоров)
4)
вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции
указанных органов управления, не могут быть переданы ими на решение
исполнительных органов и решаются, как правило, квалифицированным большинством
(3/4 голосов), а некоторые – единогласно.
Вышеизложенные общие нормы Гражданского кодекса Российской
Федерации дополняются его же нормами, определяющими гражданско-правовой статус
отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций, и нормами
специального, аграрного законодательства.
Все сельскохозяйственные
коммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы
являются носителями комплексной правосубъектности, поскольку являются
одновременно участниками имущественных, трудовых, земельных и
организационно-управленческих отношений в сфере сельскохозяйственного
производства.
Согласно Земельному законодательству
у сельскохозяйственных коммерческих организаций особый правовой статус
землепользователей, так как только для сельскохозяйственных коммерческих
организаций земля выступает в качестве основного средства производства.
Независимо от того принадлежит ли им земля на праве собственности, бессрочного
пользования или находится у них в аренде, они должны использовать ее
рационально, строго по целевому назначению, не допуская деградации земли,
повышать плодородие почв.[2]
С переходом к рыночным отношениям
в аграрном секторе специальная правоспособность сельскохозяйственных
предприятий сменилась общей гражданской правоспособностью. Если раньше деятельность
колхозов и совхозов сводилась лишь к производству сельскохозяйственной
продукции в рамках жесткого государственного планирования, то теперь
современные сельскохозяйственные коммерческие организации наряду со своей
основной сельскохозяйственной деятельностью вправе получать прибыль и за счет
производства прочей продукции, не связанной с основным производством, выполнять
различные работы, оказывать услуги, заниматься иной хозяйственной
деятельностью, кроме запрещенной законом. В этом смысле их правовое положение
сближается с правовым статусом коммерческих организаций промышленности.[3]
Сельскохозяйственные коммерческие
организации всегда отличались своей особой правосубъектностью в сфере трудовых
отношений. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации отношения в
сфере аграрного труда, возникшие на основании трудовых договоров, регулируются
трудовым законодательством. А трудовые отношения членов колхоза не требуют
заключения трудовых договоров, т. к. возникают в силу членства и регулируются
локальными нормативными актами, а так же специальным законодательством,
относящимся к колхозам и кооперативам.
Так же важной особенностью
является зависимость аграрного производства от природно-климатических условий и
региональных особенностей, сезонность сельскохозяйственного производства,
воспроизводство живых организмов (животные, растения), повышенный
производственно-хозяйственный риск в силу чего сельскохозяйственные
коммерческие организации вынуждены создавать резервные (страховые) фонды.
Сельскохозяйственные коммерческие
организации осуществляют свою деятельность в целях удовлетворения материальных,
духовных и иных социальных потребностей своих членов (участников) и следовательно
заинтересованы в получении и возрастании экономической выгоды (прибыли). Их
задачей является обеспечение всего населения страны продовольствием в
необходимом количестве и ассортименте и сырьем для перерабатывающей и легкой
промышленности. Именно поэтому важен механизм государственного регулирования
аграрного сектора, но не только в сфере ценообразования, налогообложения,
кредитования и тд., с целью обеспечить режим благоприятного производства в
сельском хозяйстве[4],
но и в договорных гражданских правоотношениях.
В сфере реализации
сельскохозяйственной продукции выделяется целый ряд договоров, таких
как - контрактации, купля – продажа, агентирование, договор комиссии и тд.,
которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также договор
закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд, который регулируется Законом РФ от 2 декабря 1994г. “О
закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд[5]”.
Сельскохозяйственные коммерческие
организации занимаются развитием и функционированием учреждений социальной
сферы на селе.
Строительством и оборудованием культурно-бытовых
объектов, а также учреждений иного социального назначения ( клубы, школы, дома
быта ), что, несомненно, требует серьезных финансовых затрат. К сожалению, этот
вопрос до сих пор не урегулирован законодательством т. к. регламентируется
законом РСФСР от 21 декабря 1990 года “О социальном развитии села[6]”. Поскольку государство не
выполняет своих обязанностей в этой сфере , я считаю что данный вопрос нуждается
в серьезной доработке.
Аналогичная ситуация обстоит и в социальной
сфере села, т. е. отсутствие в селе комфортабельного жилья с централизованным
водоснабжением, отоплением, канализацией; асфальтированных дорог и тд. Все это
порождает текучесть кадров на селе, недостаток специалистов и
высококвалифицированных работников. Что, естественно, отражается и на развитие
аграрного сектора в целом.
Еще одной из существенных черт является то
что сельскохозяйственные коммерческие организации, как и предшествующие им
колхозы и совхозы, стараются оказать посильную помощь своим членам в ведении
личного подсобного хозяйства.
Гражданское законодательство к
обществам относит акционерные общества и общества с ограниченной или с
дополнительной ответственностью, а к товариществам – полные товарищества и
товарищества на вере.
Они имеют целый ряд общих черт
правового статуса:
Хозяйственные общества и
товарищества образуются на добровольной основе. Их участники ( учредители )
заключают учредительный договор. Участниками могут быть как физические, так и
юридические лица.
Кроме того, одни общества,
товарищества могут принимать участие в деятельности других хозяйственных
обществ и товариществ.
Также хозяйственное общество или
товарищество может создать дочернее общество, по отношению к которому оно будет
выступать в качестве основного. Основное общество (товарищество) имеет право
давать дочернему обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним
обществом по сделкам, а также в случае несостоятельности (банкротства)
дочернего общества по вине основного последнего несет субсидиарную
ответственность по его долгам.
4.1. Акционерные общества
В результате аграрной реформы в
сельском хозяйстве более двух пятых всех сельскохозяйственных предприятий
составили акционерные общества открытого и закрытого типа, а также общества с
ограниченной ответственностью.
Эта группа сельскохозяйственных
коммерческих организаций создавалась согласно Указу Президента РФ от 27 декабря
1991г.
“О неотложных мерах по осуществлению земельной
реформы в РСФСР[7]”,
постановлений Правительства РФ от 29 декабря 1991г. “О порядке реорганизации
колхозов и совхозов” и от 4 сентября 1992г. “О порядке приватизации и
реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса[8]”, в которых предписывалась необходимость
реорганизация колхозов и совхозов в акционерные и другие хозяйственные общества
и товарищества и приведение их статуса в соответствие с Законом РСФСР 1990г. “О
предприятиях и предпринимательской деятельности[9]”.
Как известно, в этом Законе для указанных организационно-правовых форм (ЗАО,
ООО) было закреплено право коллективно долевой собственности на имущество, что
противоречило Закону РСФСР 1990г. “О собственности в РСФСР”, а также ГК РФ
1994г., четко закрепившему право собственности на имущество за юридическими
лицами разных организационно-правовых форм (кроме унитарных предприятий). Кроме
того, учредительные документы тех коммерческих организаций, которые были
созданы до вступления в силу части первой ГК РФ, подлежат приведению в
соответствие с действующим законодательством. Так, учредительные документы
акционерных обществ в соответствии с принятием Закона РФ от 26 декабря 1995г. “Об
акционерных обществах[10]”
не позднее 1 июля 1997 года (п. 3 ст. 94), а учредительные документы обществ с
ограниченной ответственностью, согласно ФЗ РФ от 8 февраля 1998 г. “Об обществах с ограниченной ответственностью”, не позднее 1 июля 1999 года (п. 3 ст. 59)
В
соответствии с Законом РФ от 26 декабря 1995г. с последующими изменениями “Об
акционерных обществах”: Акционерным обществом (далее - общество) признается
коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное
число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества
(акционеров) по отношению к обществу.
Акционеры
не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его
деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры,
не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по
обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих
им акций.
Акционеры
вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и
общества.
Это
определение сельскохозяйственного общества нуждается в ряде уточнений.
Во-первых, акционерные сельскохозяйственные общества, созданные на базе
реорганизованных колхозов и совхозов, сформировали свои уставные капиталы путем
объединения имущественных и земельных паев своих учредителей – бывших
работников и пенсионеров реорганизованных хозяйств, которыми они были наделены
при реорганизации последних. Во-вторых, стоимость не всегда выражались в форме
акций, а чаще всего удостоверялась иными документами (свидетельствами), а также
сертификатами акций. В-третьих, строго говоря, сформированные в закрытых
акционерных сельскохозяйственных обществах уставные капиталы не основываются на
их уставах как учредительских документах. В-четвертых, имущество таких
акционерных обществ ранее являлось коллективно-долевой собственностью
участников общества. Оно не было передано в собственность обществу как
юридическому лицу.
Страницы: 1, 2
|