рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Товарный знак как объект гражданских правоотношений рефераты

p> Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов;

Стилизованное изображение храма Василия Блаженного должно рассматриваться как ложное в отношении изготовителя, находящегося во
Владивостоке, а изображение Эйфелевой башни - в отношении заявителя из
Германии.

В соответствии с этим не допускается регистрация в качестве товарного знака или его элементов обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. По этой причине не могут быть предметом охраны обозначения, изображающие насилие, убийства, непристойного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, чувства верующих, призывы антигуманного характера и т.п.

Кроме этого, представляется в рамках названной статьи отрегулировать ситуацию, когда по общему правилу обозначение не обладает различительной способностью и ему должно быть отказано в регистрации, однако в силу длительного использования оно фактически приобрело такую способность, т.е. стало "общеизвестным" знаком, а, следовательно, может быть предметом охраны
("ВМW","ТДК").

Наряду с абсолютными (безусловными) основаниями в Законе в ст. 7 установлены иные (относительные) основания для отказа.

Не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров.

В процессе сравнения обозначений оцениваются в первую очередь их общие, а не отличающие элементы. С этой целью определяется вид знаков, их общее зрительное восприятие, смысловое значение, различительные элементы, графическое написание и т.д.

Новизна знака устанавливается в зависимости от сферы его применения, т.е. носит ограниченный относительный характер. Обозначение должно отличаться по отношению не ко всем товарным знакам, а лишь к тем, которые предназначены для аналогичных или однородных (подобных) товаров.
Тождественный или сходный знак может быть зарегистрирован для неоднородных товаров. В этом просматривается принципиальная разница в требовании новизны в связи с товарными знаками и другими объектами промышленной собственности.
Названное требование применительно к товарным знакам является относительным, а применительно, например, к изобретениям - абсолютным.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров к одному производителю.

Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

В отличие от патентного права законодательство по товарным знакам не исключает возможности после прекращения охраны знака вновь зарегистрировать его на имя этого и даже иного лица.

П. 1 ст. 7 предусматривает возможность отказа в регистрации обозначению, если оно тождественно или сходно до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров
Российской Федерации. Указанное положение относится к международным товарным знакам, получившим правовую охрану на территории России по процедуре Мадридского соглашения. Такие знаки должны охраняться без регистрации в силу обязательств, вытекающих для Российской Федерации из участия в Парижской конвенции. Мировая практика свидетельствует о том, что
"общеизвестным" знакам, как правило, предоставляется более широкая охрана, чем "рядовым". К таким знакам обычно относят обозначения, известные широким слоям потребителей благодаря большому объему их использования и интенсивной рекламе.

Преимущества, предоставляемые общеизвестным знакам, объясняются, с одной стороны, интересами владельца знака, а с другой - интересами потребителя.
Такие знаки не только охраняются без регистрации, но в ряде стран им предоставляется охрана за рамками конкретных товаров, для которых они используются.

Исходя из ст. 7, не могут быть также зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, если они тождественны или сходны с охраняемыми в Российской Федерации наименованиями мест происхождения товаров, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.
Заявителю, подающему заявку на регистрацию обозначения "Хохлума" предназначенного для деревянной посуды, должно быть отказано в связи с его сходством с наименованием места происхождения товара Хохлома.

В соответствии с п. 2 ст. 7 не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие некоторые объекты промышленной собственности, авторского права и личного неимущественного права. В указанных случаях речь идет не о сходстве, а о тождестве заявляемого и противопоставляемого обозначений. Для каждого из случаев, предусмотренных Законом, установлены конкретные условия, при которых запрещается регистрация заявляемого обозначения.
Не регистрируются в качестве товарного знака

- промышленные образцы, права на которые принадлежат другим лицам;

- названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;

- фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Федерального собрания Российской Федерации, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры России.

Наибольшую сложность при реализации положений п. 2 ст. 7 представляет требование о запрете на регистрацию обозначений, воспроизводящих известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров.

III. Регистрация товарного знака

В статьях 8-13 декларируется ряд прав и льгот, позволяющих заявителю:

- в течение определенного срока по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки;

- отзывать заявку на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации товарного знака;

- знакомиться с материалами, указанными в решении экспертизы;

- запрашивать в установленный срок после получения решения по заявке копии противопоставленных заявленному обозначению материалов;

- первоначально представлять прилагаемые к заявке материалы на любом языке;

- продлевать при соблюдении установленных условий срок представления дополнительных материалов по запросам экспертизы, а также восстанавливать пропущенный срок для подачи возражения в Апелляционную палату Патентного ведомства (далее Апелляционная палата) и получения копии материалов, указанных в решении экспертизы.

Законом регулируется порядок оформления прав на товарный знак.

В соответствии со ст. 8 заявка подается юридическим или физическим лицом в Патентное ведомство в 2 экземплярах и должна относиться к одному товарному знаку.

Заявка должна включать следующие документы:

- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;

- заявляемое обозначение и его описание;

- перечень товаров, для которых испрашивается регистрация знака, сгруппированных по классам.

По российскому Закону, как и по законодательству многих стран мира, заявка может быть многоклассовой, хотя такая возможность не предоставляется законодательствами, к примеру, таких стран, как Испания, Япония, Мексика,
Новая Зеландия. В упомянутых странах для регистрации одного и того же знака, предназначенного для товаров, находящихся в разных классах, необходимо подавать самостоятельные заявки.

Заявка на регистрацию товарного знака представляется на русском языке. К ней должен быть приложен документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

Если заявка подается на регистрацию коллективного знака, к ней прилагается устав коллективного знака. Устав коллективного знака в соответствии с п.1 ст. 21 Закона содержит наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком (с указанием полного официального наименования и местонахождения), цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака.

Заявка на регистрацию знака может быть подана заявителем лично или через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. Для иностранных юридических или постоянно проживающих за пределами Российской
Федерации физических лиц обязательно патентное представительство через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве. Требования к патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации определяются
Положением о патентных поверенных, утверждаемым Правительством Российской
Федерации.

К заявке, подаваемой через патентного поверенного, прилагается доверенность, выданная ему заявителем и удостоверяющая его полномочия, либо надлежащим образом оформленная копия доверенности.

Доверенность на представительство перед Патентным ведомством, оформляемая в Российской Федерации, совершается в простой письменной форме и не требует нотариального заверения.

Доверенность патентному поверенному, зарегистрированному в Патентном ведомстве, на представительство интересов иностранного юридического или физического лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, может быть выдана как самим этим лицом, так и его патентным поверенным, имеющим соответствующую доверенность, выданную заявителем.

Доверенность, выдаваемая заявителем на имя патентного поверенного, должна отвечать следующим условиям:

- доверенность подписывается выдавшим ее лицом;

- доверенность выдается на имя физического лица, зарегистрированного в
Патентном ведомстве в качестве патентного поверенного;

- в доверенности должен указываться объем полномочий патентного поверенного;

- в доверенности должна быть указана дата ее совершения, без которой она недействительна.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если указанный в доверенности срок действия превышает три года, она считается действительной в течение трех лет с даты ее совершения.

Если срок действия не указан, доверенность считается действительной в течение одного года с даты ее совершения.

Доверенность, оформляемая за пределами Российской Федерации, составляется в порядке и на срок, предусмотренные законодательством страны, где она совершается, и легализуется в консульском учреждении Российской
Федерации, кроме случаев, когда легализация не требуется в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Если доверенность выдана на имя нескольких патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве, то дела по регистрации товарного знака по заявке ведутся любым из них.

Любое действие патентного поверенного, на которое он уполномочен в доверенности, расценивается как действие заявителя.

К заявке с испрашиванием конвенционного приоритета прилагается копия первой заявки, поданной заявителем в государстве - участнике Парижской конвенции, которая представляется не позднее трех месяцев с даты поступления конвенционной заявки в Патентное ведомство.

Просьба об установлении конвенционного приоритета может быть представлена при подаче заявки или с течение двух месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

К заявке с испрашиванием выставочного приоритета прилагается документ, подтверждающий правомерность испрашивания такого приоритета, который представляется не позднее трех месяцев с даты поступления заявки в
Патентное ведомство.

Представленный заявителем документ должен подтверждать статус выставки как официальной или официально признанной международной, организованной на территории одного из государств-участников Парижской конвенции, и содержать: наименование лица, экспонировавшего товары, обозначение, перечень обозначенных им товаров и услуг, а также дату начала открытого показа экспонатов на выставке. Документ должен быть заверен администрацией или оргкомитетом соответствующей выставки.

Просьба об установлении выставочного приоритета может быть представлена при подаче заявки или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в
Патентное ведомство.

Предусмотренный Законом порядок составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака свидетельствует о том, что ведомство не требует на этом этапе от заявителя представления документов, подтверждающих, что заявитель занимается предпринимательской деятельностью, выписок из реестров, различных доказательств о том, что он выпускает товары или оказывает услуги, соответствующие тем, которые указаны в заявке.

Приоритет товарного знака, заявка на регистрацию которого подана, определяется по дате ее поступления в Патентное ведомство.

Кроме этого, в силу положений ст. 9 Закона, заявителю предоставляется возможность истребования конвенционного, выставочного и международного приоритетов.

Конвенционный приоритет, предусмотренный Парижской конвенцией, устанавливается по дате подачи первой правильно оформленной заявки в государстве - участнике названной Конвенции при условии поступления заявки в российское Патентное ведомство в течение 6 месяцев с даты подачи первой заявки.

Кроме этого, приоритет товарного знака может быть выставочным, т.е. устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на официальной или официально признанной международной выставке, организованной на территории одного из государств - участников Парижской конвенции при условии поступления заявки в российское Патентное ведомство в течение 6 месяцев с вышеуказанной даты. Положение о выставочном приоритете соответствует статье II Парижской конвенции.

Конвенционный и выставочный приоритеты необходимо заявлять при подаче заявки (или в течение двух последующих месяцев). При этом прилагаются подтверждающие такой приоритет документы (или подаются в течение трех последующих месяцев).

Приоритет товарного знака может быть установлен по дате международной регистрации (внесения знака в Международный реестр) в соответствии с условиями Мадридского соглашения.

Заявка, поданная в Патентное ведомство, подвергается проверке.
Экспертиза заявки на товарный знак по российскому законодательству включает два этапа - предварительную экспертизу и собственно экспертизу заявленного обозначения.

Заявитель до принятия по заявке решения вправе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки (дополнительные материалы). Если такие материалы изменяют заявку по существу, они не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

Кроме того, дополнительные материалы представляются заявителем по запросу экспертизы в течение двух месяцев с даты получения запроса.
Указанный срок может быть продлен по просьбе заявителя. При нарушении последним этого срока или оставлении им запроса экспертизы без ответа заявка считается отозванной.

Срок проведения предварительной экспертизы заявки составляет один месяц с даты ее поступления в Патентное ведомство. Предварительная экспертиза заключается в проверке содержания заявки, наличия необходимых документов, а также их соответствия установленным требованиям. Предварительная экспертиза завершается либо принятием заявки к рассмотрению, либо отказом в ее принятии.

После завершения предварительной экспертизы проводится экспертиза заявленного обозначения, в ходе которой проверяется его соответствие требованиям статьи 1 (определение товарного знака), статьи 6 (абсолютные основания для отказа в регистрации) и пункта 1 статьи 7 (иные основания для отказа в регистрации).

Закон не предусматривает проведения экспертизы заявленного обозначения на его соответствие требованиям п. 2 ст. 7, содержащей запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих фирменные наименования, промышленные образцы, объекты авторского и личного неимущественного права.

Нарушение упомянутой нормы может явиться основанием для аннулирования регистрации товарного знака в соответствии со ст.ст 18-19 российского
Закона.

Положительный исход экспертизы завершается решением о регистрации товарного знака; в противном случае выносится решение об отказе в регистрации товарного знака.

В решении о регистрации товарного знака приводятся следующие сведения:

- регистрируемое в качестве товарного знака обозначение;

- владелец товарного знака;

- дата поступления заявки;

- приоритет товарного знака;

- перечень товаров и услуг, сгруппированных по классам МКТУ, для которых регистрируется товарный знак.

В решении об отказе в регистрации товарного знака приводятся основанные на Законе мотивы отказа в регистрации товарного знака.

В соответствии с п.3 ст. 12 Закона решение о регистрации товарного знака может быть пересмотрено до даты регистрации в связи с поступлением заявки, пользующейся более ранним приоритетом на основании международных договоров
Российской Федерации, в частности Парижской конвенции и Мадридского соглашения.

В процессе осуществления работ по совершенствованию действующего Закона обсуждается возможность включения в него положения о том, что в ходе экспертизы может быть вынесено предварительное решение об отказе в регистрации товарного знака. Такая возможность предусмотрена условиями
Мадридского соглашения и применяется при рассмотрении международных заявок.
Для заявителя устанавливается срок ответа на предварительное решение
Патентного ведомства. Если заявитель нарушает этот срок или оставляет предварительное решение без ответа, принимается решение об отказе в регистрации знака.

В зависимости от уровня и характера экспертной проверки системы экспертизы делятся на два вида: явочная и проверочная.

Явочная (формальная) - предполагает лишь проверку формальных признаков заявки.

В подавляющем большинстве ведущих стран мира осуществляется проверочная
(материальная) экспертиза, предполагающая проведение после первого этапа
(после формальной или предварительной экспертизы) исследования заявленного на регистрацию обозначения. Однако и материальная экспертиза бывает неравноценной - степень ее полноты может быть неодинаковой, различной глубины. Исходя из этого, материальная экспертиза может быть ограниченной или полной.

Страницы: 1, 2, 3