рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпоры по гражданскому праву РФ рефераты

p> В науке гр. права принято различать общую (универсальную) и спец. пр.способность. Общая пр.способность означает возм-ть для subjа права иметь любые гражд. права и обязанности, необходим. для осущ-я любых видов деят- ти. Именно такой пр.сп-ю обладают граждане. Спец. пр.спо-ть предпол-ет налич. у юр. лица таких прав и обяз-й, кот. соотв-ют целям его деят-ти и прямо зафиксированы в его учредит. документах. ГК наделяет только частн. коммерч. организации общей пр.способностью.
15. Образование юр-ого лица.

Способы образования юр-их лиц. 1) Распорядительный порядок – юр-ое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной гос- ой регистрации организации не требуется. (в СССР возникало подавляющее большинство гос-ых предпр-й и учреждений.) В странах рыночной вместо того – явочный порядок образования юр-их лиц. Для него также характерно отсутствие специальной гос-ой регистрации организаций. (В РФ не применяется).

2) Разрешительный порядок образования юр-ого лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общ. и кооп. организаций, причем в разреш-и на создание юр-ого лица м/б отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее зак.-во не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 Ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некот-ых видов юр-их лиц.

3) При норматив.о-явочном порядке для образования юр-ого лица согласия каких-либо третьих лиц, включая гос-ые органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли зак.у учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юр-ое лицо. Такой порядок образования юр-их лиц наи> распространен и в России, и за рубежом.

Пр.вой основой деятельности любого юр-ого лица наряду с зак.-вом являются его учредительные документы. В них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для разных видов юр-их лиц различен.
Общества с ограниченной или доп-ой отв-ью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного дог-ра и устава. Пр.вой базой деятельности хоз.ых товариществ (полных и на вере) является учредительный дог-р. Для остальных юр-их лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный дог-р - дог-р, регулирующий отнош-я м/у учредителями в процессе создания и деятельности юр-ого лица. Устав не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различ.ой процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (напр., председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный дог-р, устав можно рассматривать в качестве локального норматив.ого акта, определяющего пр.вое полож-е юр-ого лица и регулирующего отнош-я м/у участниками и самим юр-им лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юр-ого лица.

Содержание учредительных документов в общем виде определяется Ст. 52 ГК, а для отдельных видов юр-их лиц - в соответствующих разделах ГК и специальных норматив.ых актах.

Государственная регистрация – завершающий этап образования юр-ого лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового subjа права, и принимает реш-е о признании организации юр- им лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый гос-ый реестр юр-их лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соотв. со Ст. 51 ГК проведение регистрации всех юр-их лиц возложено на органы юстиции. Для регистрации юр-ого лица обычно представляются заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный дог-р или реш-е учредителей о создании юр-ого лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций - также документы, подтверждающие оплату не < 50% уставного капитала предпр-я.
16. Ликвидация юр-ого лица: понятие, осн-я, порядок.

Ликвидация юр. лица-это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке пр.преемства к др. лицам. ГК содержит полный перечень осн-й ликвидации юр лиц: добровольный порядок и принудит. ликвидация.

В добровол. порядке юр. лицо ликвидируется по реш-ю его участников или органа юр. лица, уполномоченного на то учредит. докум-ми. Типичными осн-ями добровол. ликвидации являются нецелесообразность дальнейш. сущ-ния юр. лица, истечение срока, на кот. оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по реш-ю суда, в случаях, когда деятельность юр-ого лица осущ-ется без соответствующего разреш-я
(лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена зак.ом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями зак.-ва .

Для отдельных видов юр-их лиц зак.ом установлены доп-ые осн-я ликвидации.
(коммерческие организации, потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хоз.ых обществ и унитарных предпр-й предусм-о такое осн-е ликвидации как утрата имущ-а, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предпр-я ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в др.м случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юр-ого лица урегулирован Ст.ми 61-64 ГК и сост. из следующих этапов: 1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие реш-е о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юр- им лицом; 2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юр-ого лица, порядке и сроке заявления ттаетензий кредиторами
(этот срок не м/б < 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юр-ого лица; 3) ликвидационная комиссия оценивает, состав кредиторской задолженности, принимает реш-е об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) в соотв. с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются зак.ные Требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных Ст. 64 ГК.
Если ден-ых средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущ-о с публичных торгов. 5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущ-о м/у участникам юр-ого лица, если иное не следует из зак.одат-ва или учредит. док-тов организации.

Все док-ты, оформляющие ликвидацию, передаются реестр. органу, кот. на их основе вносит соотв. запись в един. гос. реестр. юр. лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Исключение юр. лица из единого гос. реестра юр. лиц (п.8 Ст. 63 ГК).
17. Пр.вое полож-е хоз.ых обществ.

Хоз общ-ва-это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения их имущ-а для ведения предпринимат. деят-ти.

Для хоз. общ-в характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько их имущ-. Участники не отвечают по обязат-вам фирмы (за исключением обществ с доп. ответ-ю), и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Принципиальные полож-я, определяющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в п.4 Ст. 66 ГК.

Формы: 1. Общество с огр. ответ.-ком. организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам.

2. Общество с доп-ой отв-ью-коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную отв-ь по ее обязат-вам в размере кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

3. Акционерное общество. Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

4. Дочерние и зависимые общества. Упоминаемые в Ст. 105 и 106 ГК дочерние и зависимые хоз.ые общества не являются самостоятельными организационно-пр.выми формами юр-их лиц. Их выделение преследует цель защитить интересы кредиторов и участников обществ (акционерных и с ограниченной отв-ью), оказавшихся под влиян.м др. предпринимательских организаций.

Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц.
Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно.

Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах)

2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм.
92г.)

4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО)
18. Пр.вое полож-е гос-ых и муниц-ых предпр-й.

Специфика этих subjов гр.ого права сост. в том, что их имущ-о находится соответственно в гос-ой или муниц-ой собств-ти и принадлежит такому предпр- ю на праве хоз.ого ведения или опер-ого управления (п. 1 Ст. 113 ГК).
Поэтому они являются единственным видом коммерческих юр-их лиц, которые имеют не пр. собств-ти на принадлежащее им имущ-о, а вторичное вещное пр..
Государственные и муниц-ые предпр-я являются унитарными, а их имущ-о неделимо и не м/б распределено по вкладам.

Учредительными документами гос-ых и муниц-ых предпр-й являются реш-е собств-ика (как правило, его представителя в лице конкретного органа гос- ого комитета по управлению гос-ым имущ-ом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соотв. с п.2 Ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предпр- й должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юр-ого лица. Это обусловлено тем, что пр.способность гос-ых и муниц-ых предпр-й, в отличие от др. коммерческих организаций, является специальной. Поэтому гос- ые и муниц-ые предпр-я не могут осущ-ть любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хоз.ования, которые определены им собств- иком в уставе.

Природа гос-ых и муниц-ых предпр-й находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собств-ика их имущ-а.
Другие средства индивидуализации гос-ых и муниц-ых предпр-й не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от др. предпринимательских юр-их лиц, органы управления гос-ых и муниц-ых предпр-й, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предпр-е руководитель (генеральный директор, директор), кот. назначается на должность и освобождается от должности собств-иком, либо уполномоченным собств-иком органом и им подотчетен (п.4 Ст. 113 ГК).

Виды: 1. Унитарное предпр-е, основанное на праве хоз.ого ведения. Оно создается по реш-ю уполномоченного на то гос-ого органа (комитета по управлению гос-ым имущ-ом) или органа местного самоуправления (для муниц- ых предпр-й) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

2. Унитарное предпр-е, основанное на праве опер-ого управления (фед.ое казенное предпр-е). Пр.вое полож-е унитарного предпр-я, основанного на праве опер-ого управления (фед.ого казенного предпр-я), весьма специфично.
С одной стороны, казенное предпр-е создается для производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осущ-ет коммерческую деятельность. С др. стороны, оно может осущ-ть свою хоз.ую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных фед.ой казной . =>, пр.способность казенного предпр-я занимает промежуточное полож-е м/у пр.способностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юр-ое лицо м/б условно охарактеризовано, как "предпринимательское учреждение".
19. Пр.вое полож-е хоз.ых товариществ.

Хоз. тов-ва в росс. зак.одат-ве понимаются как дог-рные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деят-ти под общим именем.

Главное действующее лицо любого тов-ва-полный товарищ-несет неограниченную отв-ь по обязат-вам фирмы всем своим имущ-вом. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предпр-я. По этой же причине лицо может являться полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных отнош-й м/у ними.
Принципиальные полож-я, определяющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в п.4 Ст. 66 ГК.

Формы: 1. Полн. товарищество-Хоз. тов-во, участники которого солидарно несут субсидарную (доп-ую) отв-ь по его обязат-вам всем своим имущ-вом.

2. Товарищество на вере-Хоз. тов-во, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих субсидарную отв-ь по его обязат-вам своим имущ-вом, и товарищей-вкладчиков, не отвечающих по обязат- вам предпр-я.

Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц.
Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от обязанности невозможно.

Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах)

2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм.
92г.)

3. Учредит. дог-р-хоз. тов-ва

4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО)
20. Пр.вое полож-е производственных кооперативов.

Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, 1-оначальное имущ-о которого складывается из паев членов объединения.

В производственном кооперативе, реш-ее знач-е имеет личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хоз.ых товариществах сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В отнош-и же производственных кооперативов, акцент делается на непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в состав трудового коллектива кооператива. Решение имущ-енных вопросов и управление также обладают значительной спецификой.

Участниками производственного кооператива являются граждане. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юр-ие лица, если это допускается уставом кооператива или соответствующими зак.ами. Число членов кооператива не м/б < пяти.

Имущество кооператива 1-оначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хоз.ых обществ и товариществ. Права члена в отнош-и кооператива отнюдь не обусловлены величиной его паевого взноса. Так, независимо от величины пая, каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п.4 Ст. 110 ГК).
Распределение прибыли и ликвидационного остатка м/у членами кооператива обычно производится в соотв. с их трудовым участием (п. 4 Ст. 109 ГК). В случае образования неделимых фондов, пай и вовсе перестает соответствовать доле в имущ-е кооператива. При выходе из кооператива его член имеет пр. лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты доли во всем имущ-е.

Члены кооператива несут субсидиарную отв-ь по всем его обязат-вам в порядке и размерах, установленных уставом и зак.ом о производственных кооперативах (п. 2 Ст. 107 ГК).

Сис-ма коопер-ых органов сост. из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от АО, не обязат.о) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (Ст. 110
ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов.
21. Некоммерческие организации как юр-ие лица.

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль м/у своими участниками (п.1 Ст. 50 ГК).

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций является слабым местом современного гр.ого зак.-ва. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разгр-я этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юр-их лиц. Отмеченные зак.одателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли зак.одат. построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается.

Перечень организационно-пр.вых форм некоммерческих юр-их лиц, предусм-ный
Ст. 116-123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных норматив.ых актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое зак.одат.ное реш-е представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным.
22. Филиалы и представительства юр-ого лица.

Филиалы и представительства - это терр.иально обособленные структурные подразделения юр-их лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юр- ого лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юр-ого лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8