Судебные расходы. Судебные штрафы
Судебные расходы. Судебные штрафы
Контрольная работа
вариант № ,
по дисциплине Гражданский
процесс ,
Тема: Судебные расходы.
Судебные штрафы. ,
Выполнил:
|
|
Место работы:
|
|
Должность:
|
|
Домашний адрес:
|
|
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………
3
Глава 1. Судебные расходы …………………………………………………... 4
§1. Понятие судебных расходов
§2.
Порядок определения, уплаты госпошлины. Освобождения от госпошлины
§3. Издержки
связанные с рассмотрением дела
Глава 2. Судебные штрафы
…………………………………………………. 18
§1.
Наложение судебных штрафов
§2. Сложение или уменьшение судебного штрафа
Заключение
……………………………………………………………………. 21
Список использованных
источников ……………………………………… 22
Введение
Отправление правосудия, как и любая другая
государственная деятельность, требует значительных бюджетных затрат. Часть их
перекладывается на физических и юридических лиц, обращающихся за защитой своих
прав в суды общей юрисдикции.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек,
связанных с рассмотрением дела.
Целью взыскания судебных расходов является:
а) частичное возмещение государству затрат на
обеспечение функционирования судебной системы;
б) возмещение расходов, связанных с
разбирательством конкретного дела:
- государству в связи с понесенными судом
издержками;
- лицам, оказывающим содействие в осуществлении
правосудия (компенсация затрат на проведение экспертизы, вознаграждение
экспертам, переводчикам, возмещение расходов свидетелей и др.);
в) предупреждение необоснованных обращений в суд,
побуждение лиц в добровольном порядке исполнить свою обязанность.
Глава 1. Судебные
расходы
§1. Понятие и состав судебных расходов
Под
судебными расходами понимаются затраты, понесенные сторонами при рассмотрении
дела. Кодексом судебные расходы разделены на две группы - государственную
пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Расходы, связанные с
принудительным исполнением судебного решения, Кодекс к числу судебных расходов
не относит.
Согласно
ст. 1 Закона о государственной пошлине под государственной пошлиной понимается
обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж,
взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов
уполномоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина
взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых и иных заявлений и
жалоб, в том числе со встречных исковых заявлений; с заявлений о повторной
выдаче судебного приказа; с заявлений граждан и организаций по делам,
возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по делам особого
производства; с кассационных жалоб на решения суда; с надзорных жалоб по делам,
которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную выдачу копий
(дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов)
других документов из дела.
Плательщики
государственной пошлины - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и
лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением
юридически значимых действий или выдачей документов (ст. 2 Закона о
государственной пошлине). Согласно ст. 3 названного Закона государственная
пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей
юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, а также за выдачу
документов указанными судами.
Состав
издержек, связанных с рассмотрением дела, перечислен в ст. 94 ГПК.
Основное
отличие государственной пошлины от издержек, связанных с рассмотрением дела,
заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке,
установленном законом (в процентах от цены иска или минимального размера оплаты
труда), а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета.
Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными
затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и
являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они
подлежат зачислению в бюджет (см. ст. 103 ГПК).
Акт
федерального законодательства о налогах и сборах, регулирующим размер и порядок
уплаты государственной пошлины, - уже упоминавшийся Закон о государственной
пошлине. Согласно названному Закону, государственная пошлина уплачивается в
рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной
пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их
филиалами) государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей
квитанции установленной формы (п. 1 ст. 6 Закона). По делам, рассматриваемым
судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается до подачи
соответствующего заявления (жалобы) или кассационной жалобы, а также при выдаче
судом копий документов (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона).
Размеры
государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции,
установлены п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине. Они варьируются в
зависимости от характера заявленных требований или от существа тех действий,
которые должен осуществить суд. Так, например, с исковых заявлений
имущественного характера при цене иска до 1 млн. руб. государственная пошлина
составляет 5% от цены иска; с исковых заявлений неимущественного характера, а
также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке - 10%
от минимального размера оплаты труда - для граждан; 10-кратный размер
минимального размера оплаты труда - для юридических лиц. За исковые заявления,
содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера,
взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых
заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного
характера.
С
кассационных жалоб на решения суда государственная пошлина составляет 50% от
размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб)
неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера
государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим
лицом, участвующим в деле.
§2. Порядок определения, уплаты госпошлины
Освобождения от госпошлины.
Ст. 89 ГПК
устанавливает случаи освобождения отдельных категорий лиц от уплаты
государственной пошлины. При этом следует иметь в виду, что п. 7 ст. 13
Налогового кодекса РФ от 31.07.98 N 146-ФЗ (в ред. от 30.12.01) государственная
пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам, которые могут устанавливаться,
вводиться и взиматься на основании норм самого Налогового кодекса РФ и принятых
в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1), к
каковым ГПК не относится. Поэтому при применении положений ч. 1 ст. 89 ГПК на
практике возможны коллизии с соответствующими положениями федерального
законодательства о налогах и сборах.
Вопросы
освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в
судах общей юрисдикции, урегулированы п. 2 ст. 5 Закона РФ о государственной
пошлине. При этом следует учитывать, что основания освобождения от уплаты
государственной пошлины, перечисленные в Законе и в ч. 1 Ст. 89 ГПК, не всегда
тождественны. Так, с одной стороны, в п. 2 ст. 5 Закона не предусмотрены такие
основания освобождения от уплаты государственной пошлины, которые содержатся в
п. 9, 10, 15, 16, 19 ч. 1 ст. 89 ГПК. С другой стороны, приведенный в ч. 1 ст.
89 ГПК перечень оснований освобождения от уплаты государственной пошлины
неполный, поскольку согласно п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине
освобождаются от уплаты государственной пошлины:
федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным
резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации
системы государственного резерва, а также органы управления и подразделения
Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при
осуществлении своих функций, установленных законодательством РФ, - по искам,
связанным с нарушением их прав;
общественные
организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и
объединения - по всем искам;
истцы - по
искам об истребовании из незаконного владения имущества, имеющего историческую,
художественную или иную ценность;
юридические
лица и граждане - при подаче в суд заявлений об отсрочке или о рассрочке
исполнения решений, об изменении способа и порядка исполнения решений, о
повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре
решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся
обстоятельствам; о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
жалоб на действия судебного исполнителя, а также жалоб на постановления по
делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то
органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска
или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении
дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
граждане -
с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность
взыскания материального ущерба, причиненного преступлением; Пенсионный фонд
Российской Федерации и его органы - по искам о взыскании с граждан обязательных
платежей;
реабилитированные
лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при
обращении по вопросам, возникающим в связи с применением Закона РФ от 18.10.91
N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от
07.08.2000), за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
вынужденные
переселенцы и беженцы - по жалобам на отказ в регистрации ходатайства о
признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
ветераны
Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других
государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел,
прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих
прав, установленных Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О
ветеранах" (в ред. от 25.07.02);
ликвидационные
комиссии - по искам о взыскании просроченных задолженностей к дебиторам
должника в пользу потребителей;
граждане -
при обращении в суд с исками о возмещении убытков, связанных с невозвратом в
сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных или
имущественных вкладов, внесенных в акционерные общества, товарищества, банки и
другие коммерческие организации;
учреждения
и органы уголовно-исполнительной системы - по искам о возмещении дополнительных
затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых
или обвиняемых, а равно осужденных к ограничению свободы, аресту или лишению
свободы, их розыском, а также лечением в случае умышленного причинения вреда
своему здоровью;
истцы -
при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.
Кроме
того, следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 5 Закона о государственной
пошлине от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах
общей юрисдикции, освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской
Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой
Отечественной войны, а также лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с
Законом РФ от 15.05.91 N 1244-1 "О социальных гарантиях гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС" (в ред. от 25.07.02), Федеральным законом от 26.11.98 N 175-ФЗ
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча" (в ред. от 29.12.01), Федеральным
законом от 19.08.95 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне" и Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1
"О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Ч 2 ст.
89 ГПК предусматривает, что государственная пошлина взимается лишь за повторную
выдачу копий судебных постановлений. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 4 Закона о
государственной пошлине за повторную выдачу копий (дубликатов) решений,
определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела,
выдаваемых судом по просьбе сторон или других лиц, участвующих в деле, а также
за выдачу копий (дубликатов) названных документов, выдаваемых судом по просьбе
заинтересованных лиц, государственная пошлина взимается в размере 1% от
минимального размера оплаты труда за страницу документа.
От уплаты
государственной пошлины освобождаются юридические лица и граждане - за выдачу
им документов в связи с делами о взыскании алиментов (см. подп. 7 п. 2 ст. 5
Закона о государственной пошлине).
3. Право
на судебную защиту - конституционное право, закрепленное в ст. 46 Конституции.
Размер пошлины не должен служить препятствием для гражданина в защите
нарушенных прав и свобод. Согласно основным началам законодательства о налогах
и сборах недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих
конституционных прав; при установлении налогов учитывается фактическая
способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1, 3 ст. 3 Налогового кодекса
РФ от 31.07.98. N 146-ФЗ (в ред. от 30.12.01)). Основываясь на этих началах, ч.
3 Ст. 89 ГПК воспроизводит норму, содержащуюся в последнем абз. п. 2 ст. 5
Закона о государственной пошлине и предоставляет судье (суду) право в
зависимости от имущественного положения гражданина освободить последнего от
уплаты государственной пошлины и помимо оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 89
ГПК.
Право на
судебную защиту - конституционное право, закрепленное в ст. 46 Конституции.
Размер пошлины не должен служить препятствием в защите нарушенных прав и
свобод. В отличие от ч. 3 ст. 89 ГПК, которая допускает освобождение от уплаты
государственной пошлины по решению суда только граждан, норма ст. 90 позволяет
учесть имущественное положение сторон не только гражданина, но и юридического
лица, являющегося стороной по делу, и сделать для них менее обременительным
несение судебных расходов. Отсрочка или рассрочка по уплате налога, к каковым
относится государственная пошлина, представляет собой изменение срока уплаты
налога при наличии предусмотренных законом оснований, на срок от одного до
шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой
налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ).
Решение о
предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины
принимается судом (судьей), что помимо ст. 90 ГПК предусмотрено также последним
абз. п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине.
Порядок
предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате государственной пошлины детально
прописан в ст. 64 Налогового кодекса РФ. В частности, заявление о
предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с указанием оснований
такого предоставления подается в соответствующий уполномоченный орган, т.е. в
суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие имущественное положение
сторон, которое делает невозможным единовременную уплату государственной
пошлины до подачи соответствующего заявления (жалобы). Копия указанного
заявления направляется заинтересованным лицом в 10-дневный срок в налоговый
орган по месту его учета. Суд (судья) должен принять решение о предоставлении отсрочки
или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении в течение
одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
По
ходатайству заинтересованного лица суд (судья) вправе принять решение о
временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или
рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.
Решение о
предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать
указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется
отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и
начисляемых процентов. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по
уплате государственной пошлины или об отказе в ее предоставлении в трехдневный
срок со дня принятия такого решения направляется судом (судьей)
заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.
Решение об
отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть
мотивированным и может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке,
установленном законодательством РФ.
Ст. 90 ГПК
предусмотрена возможность уменьшения размера государственной пошлины, однако ни
Налоговый кодекс РФ, ни Закон о государственной пошлине, ни Инструкция
Госналогслужбы РФ от 15.05.96 N 42 по применению названного Закона не содержат
каких-либо положений, регламентирующих порядок уменьшения размера
государственной пошлины.
Согласно
подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине по искам имущественного
характера размер государственной пошлины определяется в процентном отношении к
цене иска, в связи с чем ч. 1 ст. 90 ГПК устанавливает подробные правила
определения цены иска для исчисления размера подлежащей уплате государственной
пошлины. Отдельные случаи определения цены иска содержатся также в Инструкции
Госналогслужбы РФ от 15.05.96 N 42 по применению Закона РФ "О
государственной пошлине". Например, с исковых заявлений о расторжении
брака с одновременным разделом имущества пошлина взимается и за расторжение
брака, и за раздел имущества (п. 10 ч. 1 ст. 90 ГПК). С исковых заявлений о
праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о
выделе доли из общего имущества (п. 9 ч. 1 ст. 90 ГПК), если спор о признании
права собственности на это имущество не решался судом, государственная пошлина
взимается как с заявлений имущественного характера, подлежащих оценке. С
исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества,
если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был
разрешен, государственная пошлина взимается как с исковых заявлений
имущественного характера, не подлежащих оценке (п. 24, 25 вышеназванной
Инструкции).
Страницы: 1, 2, 3
|