рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Роль женщины в российском обществе рефераты

p> В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана
Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской
Федерации (от 11.05.1993г.).

В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ.

В связи с подготовкой к IV Всемирной конференции по положению женщин
«Действия в интересах равенства, развития и мира» правительственным распоряжением был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103), которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу на государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного доклада, а также работу по участию РФ в международных мероприятиях, проводимых в рамках подготовки и проведения указанной конференции.

В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято Постановление
Правительства РФ«О концепции улучшения положения женщин в РФ», где определена общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин. Концепция исходит из того, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политике, экономике, социальной и культурной жизни на всех уровнях, включая международный, должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России.

4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ

ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом положении женщины в российском государстве сегодня, на пороге нового столетия возникает вновь с не меньшей актуальностью. В современном обществе, когда права человека и гражданина провозглашаются «высшей ценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать и защищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситуация фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствие равных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3)
Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод независимо от пола, но, очевидно, провозглашение равных прав мужчин и женщин должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но и дополняться созданием оптимального, достаточно эффективного механизма реализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное значение материнства позволяют говорить о том, что общество и государство обязаны создавать женщине специальные гарантии для реализации их прав, данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины и мужчины.

Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) — понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством состоит, главным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание, соблюдение, защита прав женщины в России.

К 90-м годам нашего столетия, думается, мы пришли не с лучшими результатами. Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы правовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не реализовывало одну из главных своих целей: забота о женщине, обеспечение ее свободного и достойного развития, ее прав и свобод.

Только спустя три года после принятая Конституции, после провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в России, необходимая для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих прав и свобод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На федеральном уровне признается, что существуют отличительные черты статуса женщин, вызывающие «особую озабоченность» органов государственной власти и управления РФ. Это такие особенности правового положения женщин, как крайне низкое представительство женщин в федеральных и органах власти субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда; неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ практически не обозначает причины сложившейся ситуации, а лишь ограничивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации политики равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной областях жизни на всех уровнях.

В качестве основных направлений деятельности государство предлагает как обобщение информации о правовом положении женщины (экспертиза законодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о правах женщин международным стандартам о правах человека, организация сбора статистических данных об участии женщин в государственной и общественной жизни), так и проведение конкретных мероприятий по реализации плана
(обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питания для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов; развитие учреждений социального обслуживания и др.).

Хотелось бы отметить, что реализация целого комплекса задач в сфере правового положения женщин возможна только при активном участии регионов, которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составить подобные планы в течение нескольких лет. Кроме того, вызывают некоторое сомнение сроки исполнения многих мероприятий, определенные в федеральной программе достаточно неоднозначно.

Тем не менее, государство приступило к обязанности разрешить проблему в сфере правового положения женщины в России, признав и определив на государственном уровне основные направления, задачи, методы их разрешения на ближайшие три-четыре года. Следующие шаги — соблюдение и защита прав российских женщин — напрямую связаны с изложенным выше механизмом и, хочется верить, будут решительными и эффективными, ибо только тогда можно говорить и о новой российской государственности, и о гуманистической сущности конституционного строя в целом.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН НА ТРУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В ходе социально-экономических перемен в России состоялся переход к рыночной экономике, образовался рынок труда. Ситуация усугубляется продолжающимся кризисом российской экономики, который привел к падению производства на 50% и резкому сокращению числа рабочих мест. В результате только за 1992—1995 гг. численность занятых в экономике уменьшилась на 10%
(7,4 млн. чел.). В 1996г. численность работников сократилась еще на 2 млн. чел. При этом за весь период высвобождено (по инициативе администрации)
7—8%, остальные увольнялись по собственному желанию и выбыли в не учитываемые госстатистикой сектора экономики. Главные причины уменьшения численности работников: спад производства, большие размеры неполной занятости в 1996 г. ежемесячно в среднем около 3,2 млн. (6,7% общей численности) работали в режиме неполного рабочего дня или недели. Побывали в вынужденных административных отпусках в 1996 г. 7,5 млн. (3.6%) работников крупных и средних предприятий*(12).

Естественно, в этой ситуации возросла конкуренция за рабочие места.
Процесс трудоустройства ведется в рыночном режиме. Четко выявились слабо социально защищенные социально-демографические группы населения — женщины, молодежь, инвалиды, у которых низкие шансы на трудоустройство, на достойную зарплату, на полноценную социальную защиту. Им достаются рабочие места, не популярные у мужчин. Наиболее уязвимыми (самая многочисленная категория — более 50% работающего населения) оказались женщины.

В силу своего природного предназначения женщины относятся к особой категории работников, т.к. производят не только материальные и духовные блага, но и человеческий род, выполняя материнские обязанности, что неизбежно связано с большими трудовыми затратами по воспитанию детей, обслуживанию семьи. Именно поэтому рыночные условия занятости более всего привели к ущемлению женщин в сфере труда. К нерешенным ранее проблемам, таким как недооценка роли женщин в сфере управления, политике, чрезмерная занятость их в отраслях производства и на участках с неудовлетворительными условиями труда, отставание в квалификационном уровне, в оплате труда (по признанию бывшего министра социальной защиты Л.Безлепкиной*(12) в интервью 8.08.96 г.) — зарплата женщин в среднем по народному хозяйству
России меньше, чем у мужчин, на одну треть. К этому следует добавить несовершенство, а главное — нарушение правовых норм по охране труда. К перечисленным проблемам добавились новые — неизвестность перспектив, неуверенность, снижение уровня жизни многих семей, невыплаты зарплаты, пособий на детей, сокращение детских дошкольных учреждений, расширение платности медицины, образования, страх за будущее своих детей. В общественном мнении все чаще высказывается идея возврата женщины к домашнему очагу. Женщины-работницы в значительном ряде отраслей, профессий и видов работ работают лучше. И здесь очень важно для общества, чтобы женщина могла свободно выбирать свой жизненный путь, решать, чем ей и где заняться. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыграть целенаправленная, адресная государственная политика в сфере женской занятости, которая формально существует, но мало эффективна.

Рынок труда с его неизменными атрибутами спроса и предложения рабочей силы, конкуренцией, безработицей усилил существовавшую всегда дискриминацию женщин в сфере занятости. В немалой степени это обусловлено механизмом предоставления женщинам дорогостоящих социальных льгот. Это увеличивает стоимость женской рабочей силы и ограничивает возможности произвола работодателя в использовании женской рабочей силы. А поскольку работодатели ориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованы содержать экономически невыгодного и «хлопотного», в плане соблюдения правовых норм, контингента работников. Сегодня на предприятиях свернуты социальные программы. Женщины увольняются первыми (и в большинстве) по сравнению с мужчинами, а принимаются на работу весьма неохотно (например, в числе заявленных на высвобождение в Санкт-Петербурге в 1996 г. было 58,6% женщин, в 1997 г. — 56,4%).

Конституционно декларируемое равенство прав, свобод и равных возможностей их реализации для мужчин и женщин (ст. 19 Конституции) фактически не достигнуто. Предусмотренное законом равноправие женщин еще не означает фактического равенства, поскольку важнейшим условием ее равноправия является труд женщин в общественном производстве. Женский труд
— особая категория, для ее регулирования устанавливаются государством специальные нормы права, охраняющие здоровье женщины и материнство. Когда- то классики ставили задачу втянуть женщину в общественно-производительный труд, вырвать ее из домашнего рабства.

Путь достижения полного социального равенства женщин прошел несколько этапов:
1. установление равенства прав женщин по закону;
2. создание равенства возможностей, условий, гарантий для осуществления равных прав;
3. достижение и обеспечение реального равноправия женщин;
4. в перестроечный период вместо достижения полного социального равенства мы имеем откат позиций.

Законодательство о трудовых правах женщин развивалось интенсивно.
Существует большой перечень очень хороших нормативных актов и в плане особой охраны труда, облегчения условий труда, сокращения норм труда, особенно в период материнства, расширения социальной помощи по материнству
(пособия), развитие сети дошкольных учреждений, и в плане защиты прав женщин в труде. Однако, с обеспечением гарантий, с обязательным исполнением законодательных актов дело обстоит проблематично. Гарантии означают: условия, способы и средства обеспечения фактической возможности пользоваться правами и свободами, закрепленными в законе, реально их осуществлять, а также способы и средства охраны и защиты этих прав и свобод.

Сформировался рынок женской рабочей силы, характеризующийся зауженным кругом доступных профессий, низким социальным статусом труда, нестабильностью занятости, ограниченными возможностями должностного роста, низкой зарплатой. Стартовые условия женщин в сфере занятости гораздо менее благоприятны по сравнению с мужчинами, не говоря уж о сфере политики.

В Санкт-Петербурге, например, в критической зоне рынка труда (КЗРТ)
(или зона риска рынка труда)*(12) по данным мониторинга Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга за 1997 г. — численность женщин в КЗРТ почти в два раза выше, чем у мужчин. В отраслевой структуре КЗРТ первое место по удельному весу занимает бюджетная сфера, где, как известно, сосредоточено большинство работающих женщин, а также в сфере обслуживания, торговли*(12).

Перестройка сломала наметившийся путь сокращения занятости женщин на тяжелых и вредных работах, занятых ручным, тяжелым физическим, малоквалифицированным трудом. Система стимулирования непривлекательного труда (большая зарплата и другие льготы) оказалась предпочтительной для женщин, там наблюдается рост занятости женщин, что чревато для генофонда
России. Тем более, как показал опрос — 70% опрошенных женщин не удовлетворены 10-ю из 14 элементов условий труда, ухудшающих самочувствие и рабочее состояние (шум, физическая нагрузка, запыленность, вредные химические вещества, неудобная рабочая поза и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предшествующая рыночной ситуации политика государства в области женской занятости была направлена на защиту материнства и детства, но мало уделялось внимания повышению конкурентоспособности женщин в сфере труда, особенно после рождения ребенка; повышения заинтересованности работодателей в использовании женского труда с помощью налоговых льгот.

6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЕТЕ

РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касается прав и свобод, с этим положением еще можно согласиться, если рассматривать проблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности их реализации, то эта конституционная сентенция не находит надлежащего подкрепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями нашей общественной жизни.

Советское и затем российское трудовое законодательство всегда содержало особые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин.
Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половой принадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальной функции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особым правилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредных условиях по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время, установление предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы норм никогда не содержали собственно льгот, наоборот, являлись по существу ограничениями правового статуса женщины, связанными с общественными представлениями о необходимости охраны нравственного и физического здоровья женщин.

Другая группа норм действительно предоставляла и предоставляет женщинам ряд льгот в связи с материнством. Эти нормы в том виде, в каком они существуют в настоящее время, законодательно оформились к 1990 году (См.
Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи»). С тех пор объем этих льгот не уменьшался. Существенно снизились лишь фактические возможности реализовать их для трудящихся женщин. Это свидетельствует о том, что само по себе законодательное сохранение или расширение льгот женщинам ничего не изменяет в их реальном положении в сфере труда, а только усиливает их не конкурентоспособность на рынке труда, закрепляя за ними фактический статус «второсортной» рабочей силы. Поэтому характерно, что как раз женские организации выступают за отмену «женских» льгот при рассмотрении проектов нового трудового законодательства. Между тем из льгот, закрепленных за женщинами в связи с выполнением ими функций материнства, неотделимы от женщины-матери лишь немногие (необходимость перевода беременных женщин на легкую работу, предоставление отпуска по беременности и родам, перерывов кормящим матерям). В связи с этим хотелось бы обратить внимание на конвенцию МОТ № 156 от 1981 г. о трудящихся с семейными обязанностями. К таким лицам в соответствии о данной конвенцией относятся как мужчины, так и женщины, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, либо других ближайших родственников, которые нуждаются в уходе и помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа и участия в трудовой
(экономической) деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. 167
КЗОТ РФ лишь частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора дет и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет могут быть использованы отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком по выбору семьи. Остальные же гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ст. 172-
1 КЗОТ РФ) распространяются на отцов, а также опекунов (попечителей) несовершеннолетних лишь в том случае, если они воспитывают ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и т.д.).
Представляется разумным, во всех случаях семье выбирать того члена, который будет использовать гарантии и льготы, связанные с воспитанием детей.

Помимо этого следует признать, что возможности для расширения льгот, предоставляемых в сфере трудового права в связи с материнством
(отцовством), почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформирования трудового законодательства, возможно, их дифференциация, исходя из реальных возможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса.

В создании надлежащих условий для материнства в обществе в первую очередь и должно быть заинтересовано общество (соответственно и государство). Отсюда вытекает положение, что решать проблемы, связанные с созданием условий для рождения и воспитания детей, следует, прежде всего, средствами права на социальное обеспечение, а не трудового права. Однако, все разрабатываемые проекты реформ социального обеспечения этого не учитывают, напротив, активно игнорируют мысль о том, что рождение и воспитание детей является самостоятельной сферой общественно-полезной деятельности. Необходимо напомнить, что социальное страхование — основная организационно-правовая форма социального обеспечения в нашей стране. И тут открываются принципиальные возможности стимулирования работодателей к использованию женского труда путем соответствующей организации системы социального страхования.

Страницы: 1, 2, 3