рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Право заниматься предпринимательской деятельностью рефераты

p> Важно отметить и то, что несовершеннолетние в возрасте от
14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность как по сделкам, совершенным с согласия родителей (других законных представителей), так и по тем сделкам, которые они совершают сами.

По общему правилу согласие родителей, усыновителей, попечителей на совершение сделки должно быть выражено в письменной форме, и при этом не имеет значения, дано ли такое согласие до или после совершения сделки. Специфика осуществления предпринимательской деятельности и право несовершеннолетнего распоряжаться своими доходами дает основание для вывода, что письменное согласие законных представителей на занятие несовершеннолетними, достигшими 16 лет, предпринимательской деятельностью должно быть во всех случаях получено предварительно, т.е. до регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя.*

3. Разработка предварительного бизнес-плана.

Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица люди начинают заниматься в силу разных причин: одни - потеряв рабочее место и убедившись, что предложения на рынке труда существенно превышают спрос, другие - окончившие учебные заведения и не имеющие полезных знакомств - после. тщетных попыток устроиться на работу, третьих влекут к себе бурная стихия рынка, и желание проверить свои возможности. Независимо от побудительных мотивов решение должно быть принято не под влиянием эмоционального порыва, а после анализа и оценки практической целесообразности выбранного направления деятельности. Многое зависит от реального исходного положения, в котором находится предприниматель, и приоритетов в его оценке комфортности жизни. В некоторых случаях даже относительно невысокий уровень планируемого дохода может оказаться приемлемым, если планируемая деятельность соответствует интеллектуальным потребностям предпринимателя, дает ему возможность поддерживать уровень профессиональных знаний или сохранить бытовые условия без существенных изменений. В других случаях решающее значение имеют уровень дохода и перспективы расширения масштабов предпринимательской деятельности.

Для предпринимателя, ориентированного на длительную работу, более важно иметь бизнес-план в виде комплексной программы действий, содержащей поставленную цель, перечень работ с указанием сроков их выполнения, исполнителей, оценкой потребности в материально-техническом имуществе и финансировании, источниками и условиями


* - [6, с.49]

получения этих средств. Эта программа должна быть разработана исходя из анализа факторов, способных оказать влияние на достижение поставленных целей. В программе необходимо использовать по возможности реалистичные прогнозы во избежание заблуждения относительно ожидаемых результатов деятельности.

Для разработки бизнес-плана подобного типа не требуется специальных экономических знаний. Достаточно ориентироваться в планируемой области коммерческой деятельности, представлять себе состояние рынка и последовательность процедуры и методов целевого планирования. При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать следующие правила:

1) бизнес-план должен иметь целевой характер. Следует избегать неопределенности в описании конечной цели. Критерии оценки уровня ее достижения должны быть выражены с помощью количественных показателей - в противном случае затрудняются разработка и сравнительная оценка различных вариантов плановых решений;

2) предпринимательскую деятельность необходимо рассматривать его, взаимодействии с окружающей хозяйственной средой, которая реагирует на принимаемые плановые решения.
Плановые решения, в свою очередь, зависят от реакции хозяйствен ной среды на деятельность предпринимателя.

К окружающей хозяйственной среде относятся: организации, физические и юридические лица, которые могут вступить с предпринимателем в имущественные отношения, регулирующиеся гражданским законодательством или основанные на административном или ином властном подчинении;

обязательные для субъектов хозяйствования формальные и неформальные правила, которые регулируются законодательством, а также морально-этическими нормами, принятыми в окружении предпринимателя.

Процесс разработки бизнес-плана условно можно разделить на 3 этапа: определение конечной цели и ее декомпозиция, т.е. составление на ее основе упорядоченной системы промежуточных целей; формирование плана работ, обеспечивающих достижение поставленных целей; определение потребности в ресурсах и разработка мероприятий по их привлечению к процессу достижения поставленных целей.*


* - [4, c.20]


4. Регистрация индивидуального предпринимателя.

Начиная предпринимательскую деятельность, человек должен иметь по крайней мере общее представление об основах правового регулирования этой деятельности, поскольку незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение. Кроме того, он рискует оказаться пслностью беззащитным перед посягательствами на его права со стороны недобросовестных служащих государственной или муниципальной властей, различных участников хозяйственных отношений.

Как же разобраться во всем этом многообразии норм и правил начинающему предпринимателю, не имеющему юридического образования? Большинства возможных неприятностей можно избежать, если в своей деятельности руководствоваться приведенными ниже основными положениями:

1. Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется в основном теми же правилами и .нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, что и хозяйственная деятельность юридических лиц. Физические лица, так же, как и организации, вправе заниматься любыми видами предпринима- тельской деятельности, не запрещенными законом, и совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки, использовать наемный труд.

В отличие от физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью ,ответственность индивидуальных
.предпринимателей по принятым обязательствам наступает независимо от их вины. Как и юридические лица, они освобождаются от ответственности только в том случае, если неисполнение обязательств было обусловлено воздействием непреодолимой силы
{форс-мажорных обстоятельств), к ко- торой не относятся нарушения обязательств другими субъектами хозяйствования, недостаток финансовых или материальных ресурсов и т. п.

Имущественные споры индивидуальных предпринимателей с другими субъектами хозяйствования разрешаются в арбитражном суде.

В отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели не обязаны (но имеют право) открывать расчетный счет в банке и не состоят на учете в органах государственной статистики.

Как и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны помимо налогов в бюджет вносить платежи в обязательные внебюджетные фонды. Однако состав и размеры их налогов и платежей во внебюджетные фонды отличаются от таковых у коммерческих организаций.

2. Действующие нормы правового регулирования коммерческой деятельности ранжированы в соответствии с их приоритетами в следующем порядке;

нормы закона, содержашие прямые указания на возникновение или прекращение гражданских прав и обязанностей;

Указы Президента Российской Федерации;

Постановления Правительства Российской Федерации;

акты министерств и иных федеральных органов исполни-

тельной власти; нормы закона и иных нормативных актов, не содержащие прямых указаний на возникновение или прекращение гражданских прав и обязанностей; обычаи делового оборота; прочие обычаи.

В случае рассогласования каких-либо положений, содержащихся в перечисленных видах норм правового регулирования коммерческой деятельности, следует учитывать их приоритетность. В своей работе с субъектами налогообложения налоговые органы обычно руководствуются ведомственными инструкциями, положения которых могут не совпадать с соответствующими нормами правового регулирования. Если указанные несовпадения не связаны с изложением процедуры реализации этих норм, а предусматривают расширительное их толкование, предприниматели имеют, основание оспорить решение налоговых органов в арбитражном суде.

3. Если хозяйственные отношения основаны на гражданском законодательстве, участники этих отношений равноправны.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заключая, например, договор купли-продажи или договор аренды имущества с крупным предприятием или государст- венным учреждением, является равноправной стороной по договору и не находится с другой стороной в отношениях подчиненности.

4. Гражданским правом предусмотрена неприкосновенность собственности. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть лишен своего имущества исключительно по решению суда. Любое. принудительное отчуждение его собственности в интересах государства возможна лишь при условии предварительного равноценного возмещения.

5. При заключении договоров гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, руководствуется принципом добровольности. Он вправе выбирать, любую предусмотренную гражданским правом форму договора и вносить в него по согласованию с другой стороной любые положения, не противоречащие закону.

6. На гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, распространяется право неприкосновенности частной жизни, личных и семейных тайн, защиты его чести и достоинства. Любые посягательства на эти права независимо от того, кем они осуществляются, являются нарушением его конституционных прав.

н Он также имеет право на свободное использование своих способностей и имущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Ограничения этого права действиями коммерческих организаций, имеющих доминирующее положение на рынке, запрещено Гражданским кодексом Российской Федерации.

7.Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеет право на судебную защиту и восстановление нарушенных прав. Это положение предусматривает не только возвращение не законно отчужденного у предпринимателя имущества, но и возложение на нарушителя обязанностей по возмещению ущерба и опровержению распространяемых им ложных сведений, порочащих деловую репутацию предпринимателя, его честь и достоинство.

8. К сделкам, совершаемым гражданами без регистрации предпринимательской деятельности, суд может применить соответствующие правила Гражданского Кодекса Российской
Федерации об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Иначе говоря, при рассмотрении судебных споров гражданин, совершающий сделки без регистрации предпринимательской деятельности, не имеет преимуществ в части имущественной ответ- ственности по принятым обязательствам. Ссылки на то, что он не зарегистрирован как предприниматель, судом не принимаются.*

Гражданин, желающий заниматься предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Только с момента регистрации он вправе осуществлять такую деятельность. До принятия специального закона о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация индивидуальных предпринимателей, как и юридических лиц, осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента
РФ от 8 июля 1994 г.

В соответствии с Положением гражданин должен подать заявление, составленное по установленной форме, а также документ об оплате регистрационного сбора.** В заявлении. указываются сведения о гражданине, включая фамилию, имя, отчество, место рождения, паспортные данные (номер и серия паспорта, кем и когда выдан), почтовый адрес места постоянного жительства или временного проживания.
* - [4,c.32]
** - [6, c.54]
В случае регистрации по месту временного проживания необходимо указать срок регистрационного учета по этому месту. В заявлении также необходимо указать виды планируемой предпринимательской деятельности и соответствующие этим видам коды по классификатору (регистрирующие органы располагают классификатором и могут оказать помощь регистрируемому лицу).
Если в дальнейшем возникнет необходимость изменить или дополнить виды предпринимательской деятельности, потребуется новая регистрация с уплатой сбора.*

Требование иных документов не допускается. Документы подаются лично либо направляются ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Государственная регистрация носит заявительский характер (имеется в виду обязанность соответствующего органа произвести такую регистрацию) и должна осуществляться регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю должно быть выдано или выслано по почте (конверт с обратным адресом и оплатой пересылки необходимо приложить к заявлению, направленному по почте) свидетельство о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.** Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство о регистрации, - оно, как правило, является бессрочным. Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). При утере свидетельства предпринимателем регистрирующий орган может выдать дубликат с взиманием 20 % уплаченного ранее сбора. В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя - основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти.***

Отказ в регистрации индивидуального предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям, установленным
Положением. Регистрирующий орган обязан уведомить заявителя о результатах в трехдневный срок со дня представления документов на регистрацию или получения их по почте.

* - [4,c.37]
** - [6,c.54]
*** - [4,c.38]

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от регистрации (в том числе нарушение установленных для регистрации сроков) могут быть обжалованы в суд. В соответствии с п. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ такие жалобы рассматриваются арбитражным судом.

Нередки случаи, когда граждане в нарушение закона занимаются предпринимательской деятельностью, не пройдя государственную регистрацию. Именно для предупреждения таких случаев и с целью защиты интересов третьих лиц в ГК включена норма, согласно которой такой «незаконный предприниматель» в отношении заключенных им сделок не вправе ссылаться на то, что он не является предпринимателем. Суду, в свою очередь, предоставлена возможность при разрешении споров, возникших по заключенным таким гражданином хозяйственным сделкам, применять нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это обстоятельство специально подчеркнуто в п. 13 Постановления
Пленумов от 1 июля 1996 г. Здесь же одновременно разъяснено, что споры с участием лиц, не прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе и споры, связанные с осуществлением такими лицами предпринимательской деятельности, рассматриваются судами общей юрисдикции.*

Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения - лицензии, которая является официальным документом, дающим право на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяющим условия его осуществления.

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:

заявление с просьбой выдать лицензию с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), вида деятельности, срока действия лицензии; справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя.

В зависимости от специфики вида деятельности в положении о его лицензировании может быть предусмотрено представление заявителем еще некоторых документов. Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации. Передача ее другому лицу запрещается.

При ликвидации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации, физического лица в качестве


* - [6,c.55] предпринимателя выданная ему лицензия утрачивает юридическую силу независимо от срока ее действия. В случае изменения паспортных данных предпринимателя или утраты лицензии он обязан подать заявление о переоформлении лицензии в 15-дневный срок.

Рассмотрение заявлений о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры платы определяются исходя из затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, на рассмотрение заявления и выдачу лицензии. Порядок определения размеров оплаты устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Указанные платежи поступают в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности.
Для регистрации предприниматель должен явиться в налоговую инспекцию, имея с собой: свидетельство о государственной регистрации предприни- мательской деятельности без образования юридического лица;

паспорт; справку с основного места работы (если нет основного места работы, то трудовую книжку); чистую тетрадь (предназначенную для учета доходов и расходов).

Постановка на учет в налоговом органе производится на основании заявления индивидуального предпринимателя.
Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика. Этот номер представляет собой 12-значный цифровой код:

Страницы: 1, 2, 3, 4