рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Правовое положение коммерческих банков рефераты

p> БЕНЕФИЦИАР

ПРИНЦИПАЛ

Основной контракт, включающий условие о гарантии

2.1. Механизм гарантийных операций.

Механизм осуществления гарантийной операции имеет различия в зависимости от того, какая предоставляется гарантия - прямая или непрямая. О прямой гарантии можно вести речь тогда, когда банк- эмитент, получивший от своего клиента (принципала) инструкцию о выдаче гарантии, непосредственно исполняет ее и выдает гарантию в пользу бенефициара (контрагента своего клиента по основному контракту). В основной контракт (например, договор международной купли-продажи) принципал (экспортер) и бенефициар (импортер) включают условие о предоставлении гарантии исполнения обязательств. На основании этого условия принципал дает обслуживающему его банку указание о выдаче гарантии в пользу бенефициара. Содержание гарантии в общих чертах предварительно согласовывается между бенефициаром и принципалом. В соответствии с полученными инструкциями банк- эмитент выдает в пользу первого гарантию. Хотя по внешнему виду она напоминает одностороннюю сделку, еще раз подчеркнем, что по юридической природе гарантия представляет собой соглашение, т.е. носит двусторонний характер. Банк-эмитент направляет текст гарантии бенефициару, и если по истечении указанного срока от него не поступит возражений, считается, что соглашение достигнуто. Несмотря на то, что банк принимает обязательство выплатить гарантийную сумму от своего собственного имени, он делает это за счет клиента. Пользуясь специальной терминологией, можно сказать, что банк лишь акцептует риск кредитора, в то время как юридически его обеспечение лежит на принципале.

Существенная характеристика гарантии состоит в том, что обязательство гаранта уплатить определенную денежную сумму не зависит от содержания и фактического исполнения основного контракта.
Особенно четко это проявляется, когда речь идет о непрямой гарантии. Если при прямой гарантии банк-эмитент одновременно является и исполняющим банком (банком-гарантом), то в гарантийную операцию по предоставлению непрямой гарантии включается еще один субъект - банк-корреспондент банка-эмитента, который и выступает в качестве исполняющего банка. В этом случае гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и исполняющим банком, который получил инструкцию о выдаче гарантии от своего корреспондента и будет осуществлять операцию за его счет.

2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.

1. Гарантия исполнения контракта - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром (импортером, заказчиком) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны принципала (экспортера, подрядчика) выплатить гарантийную сумму. Цель данной гарантии - компенсация ущерба, понесенного бенефициаром в результате неисполнения контракта принципалом. Этот тип гарантий является наиболее распространенным по строительным и торговым контрактам.

2. Тендерная гарантия (гарантия по участию в торгах - тендере) - банк- гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае, если принципал, выиграв тендер, в дальнейшем откажется от заключения контракта. Цель - компенсация расходов бенефициара на проведение нового тендера. Данная гарантия применяется по строительным контрактам, контрактам на проведение геологоразведочных и изыскательских работ.

3. Гарантия по возврату платежей - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не выполнит своих контрактных обязательств и бенефициар расторгнет контракт. В этом случае банковская гарантия компенсирует авансированную бенефициаром и не возвращенную принципалом сумму.

4. Гарантия надлежащего технического обслуживания - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не осуществит надлежащим образом техническое обслуживание смонтированного им оборудования в обусловленный сторонами период времени. Данный тип гарантий широко используется в контрактах на строительство крупных объектов, введение которых в эксплуатацию возможно лишь по истечении длительного периода строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Он дает возможность застраховать апробацию таких объектов в период гарантийного срока, позволяющую обеспечить их нормальную эксплуатацию в дальнейшем.

5. "Резервный аккредитив" - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае неисполнения принципалом своих контрактных обязательств при представлении определенных документов, не являющихся товарораспорядительными. "Резервные аккредитивы" подчинены Унифицированным правилам и обычаям МТП для документарных аккредитивов в редакции 1983 г. Однако, если в соответствии с документарным аккредитивом выплаты производятся в результате надлежащего исполнения обязательство, то по "резервному аккредитиву" банк- гарант осуществляет платеж при неисполнении принципалом своих обязательств, несмотря на представление определенных документов: арбитражного решения о компенсации ущерба, понесенного бенефициаром; судебного решения о банкротстве принципала; заключения двусторонней комиссии о неисполнении контракта и т.д. Отличие
"резервного аккредитива" от гарантии исполнения контракта заключается в том, что выплаты по нему осуществляются только при наличии перечисленных документов, в то время как доя гарантии исполнения контракта достаточно лишь одного требования бенефициара.

2.3. Структура банковских гарантий.

В банковской практике широко распространены и играют роль обычая правила выдачи банковских гарантий. На их основе применяются типовые модели и стандартные формы различных видов банковских гарантий.
Однако, используя ту или иную стандартную форму в конкретном случае, следует всегда учитывать императивные нормы законодательства, действующего в месте выдачи гарантии и применимого в качестве материально- правового регулирования соответствующих правоотношений. Например, по законодательству Нидерландов, если бенефициаром гарантии выступает компания, находящаяся в собственности государства, то банковская гарантия должна соответствовать типовому образцу, составленному уполномоченными государственными органами, в том числе Центральным банком. Окончательный текст гарантии обязательно должен представлять собой результат согласования намерений банка-гаранта и бенефициара. Текст составляется ясным и четким языком, содержит не двусмысленные положения, соответствующие гарантийным условиям основного контракта и применимому праву.

Характер положений, записанных в гарантии, зависит от усмотрения сторон, однако любая банковская гарантия должна включать следующее:

1. ссылку на основной контракт, в соответствии с которым она выдается;

2. срок действия;

3. гарантийную сумму и валюту, в которой она выплачивается;

4. средство и место осуществления платежа;

5. применимое право;

6. порядок разрешения споров;

7. механизм платежа по гарантии.

Механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой гарантии. Именно он позволяет объединить различные виды гарантий в две большие группы:

1. условные гарантии;

2. гарантии по первому требованию.

Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более поздний срок. Требование об уплате гарантийной суммы должно быть заявлено гаранту в период действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи; для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6 месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В соответствии с Унифицированными правилами
1992 г. окончание срока действия гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом, что он немного превышает срок действия основного контракта (ст.22). независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое существование в результате представления письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от ответственности (ст.23). В силу объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы доя давления на принципала. Поскольку банк- гарант обязан платить в силу акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.

Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности гаранта или эмитента (ст.28). Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или контр гарантию
(в случае непрямой гарантии). Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по взаимному согласию. Норма о юрисдикции в Унифицированных правилах 1992 г. отличается от содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с последними любой спор, возникающий в связи с гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом и бенефициаром. Если же такое соглашение не было достигнуто, то спор будет разрешаться исключительно компетентным судом в стране местонахождения гаранта (ст.11).

Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения сторон по гарантийному обязательству.
Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы
Унифицированных правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая выражается в следующем. Несмотря на подчинение данной конкретной гарантии Унифицированным правилам МТП (а это обязательно должно быть зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны по взаимному согласию могут отступить от их содержания. Возникает вопрос: если стороны выбрали применимое право и зафиксировали его в тексте гарантии, то каково соотношение норм Унифицированных правил и норм избранного сторонами права? Это, пожалуй, наиболее сложный юридический вопрос. Представляется, что императивные нормы национального законодательства будут превалировать над диспозитивными нормами обычно- правового характера. Это значит, что содержание гарантии не должно противоречить императивным нормам национального права, избранного сторонами. А также права страны, чью государственную принадлежность имеют стороны в гарантийном обязательстве. В случае, если материальных норм международного характера (Унифицированные правила) недостаточно для разрешения каких-либо вопросов, применяются диспозитивные материальные нормы соответствующего национального права.

Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком- гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165).
Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.

Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей.

Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.

Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные
(экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков.
При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

- ограничение на открытие филиалов и отделений;

- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.

В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны является:

- установление минимальных резервных требований;

- определение размеров рефинансирования коммерческих банков

(установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);

- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в

Центральном банке РФ;

- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом

Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение
Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.

При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка.

До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом.

Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании.

При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.

При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором.

В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение
Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день.

При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований.

Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.

В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции.


3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.

Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.

Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:

- межгосударственный контроль;

- государственный контроль;

- аудиторский контроль;

- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).

Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:

- внутриведомственный контроль;

- межведомственный контроль;

- региональный контроль;

- вневедомственный контроль.

Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:

-Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе;

-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.

Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:

- проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;

- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;

- проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка;

- контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;

- проверку фискальной и социальной защиты работников банка.

В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты организации государственного банковского контроля:

- банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган;

- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;

- определяются основные нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов;

- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется.

Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка России.

Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:

- определение направлений деловой политики коммерческих банков;

- планирование функционирования банковской системы в целом;

- определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских операций;

- решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование процессов развития банковской сети;

- вопросы согласования банковской политики;

- организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов;

- организация и совершенствование системы банковского надзора.

Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ.

Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению
Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно- расчетных операций.

Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать другие полномочия.

Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений.

Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения.

Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер.

Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений.
Он осуществляется в двух основных формах:

- внешний аудит;

- внутренний аудит.

Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка.

По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на повторное подтверждение.

Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности отчетности могут служить:

- выявление серьезных недостатков в работе банка;

- оказание давления на аудиторов;

- отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации.

Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального, управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность данного отдела строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной правлением.

Основными функциями данного подразделения являются:

- контроль за правильностью реализации подразделениями указаний руководства;

- выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и подразделений;

- проведение специальных исследований по поручению правления;

- проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых ценностей;

- предоставление информации внешним аудиторам.

По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них. Протокол направляется председателю правления.
Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах:

- контроль наблюдательного совета за деятельностью правления;

- контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;

- контроль акционеров.

Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка, заключающийся в получении необходимой информации от руководства предприятия о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед собранием акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым документам.

Руководство банка обязано периодически информировать акционеров
(пайщиков) о состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки информационных листков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы.
Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.

Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами
Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований
Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.

Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится в становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных основ для их деятельности.

Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в кредитовании предприятий.

Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя отрывать от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования материального производства надо отзывать лицензии на совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России.

В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу, инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г.
3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика.

Москва, 1995 г. №5.
4. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от

2.12.91 г.
5. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в

РСФСР" от 2.12.91 г.
6. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.91 г.
7. Инструкция Центрального банка России №1 "О порядке регулирования деятельности коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с изменениями от 17 марта, 28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993 г.).
8. Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр,

1992 г.
9. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" от 13.03.92 г.
10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо",

1994 г.
11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов,

1993 г.
12. Черкасов В.Е. "Банковский анализ в коммерческом банке", Москва, 1995 г.



Страницы: 1, 2, 3