Правовая основа местного самоуправления
p> Однако процесс формирования законодательства субъектов Российской
Федерации проходит очень неравномерно: лишь в незначительной части регионов
правовую базу «можно считать удовлетворительной, в большинстве же законы
либо не принимаются, либо принимаются с грубейшими нарушениями федерального
законодательства»[14]. Так, законом Архангельской области
устанавливается соподчиненность муниципальных образований, законом
Чувашской республики полностью регламентируется деятельность органов
местного самоуправления по решению вопросов местного значения, законом ряда
областей устанавливается структура органов местного самоуправления. В ст.4
Закона Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О
выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» установлено,
что «дата проведения выборов определяется Законодательным Собранием края по
согласованию с Губернатором края»[15], что «является вмешательством в
компетенцию органов местного самоуправления»[16]. Таким образом, при
наличии большого разнообразия в подходах к регулированию конкретных
вопросов местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, недопустимо нарушение основ организации и
деятельности местного самоуправления, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами. 5. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы
муниципальных образований, в которых на основе федерального
законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного
самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная,
финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об
организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности
органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления
в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов
муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые
Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов
местного самоуправления в системе управления государством,
самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая
выбор конкретных организационных форм осуществления местного
самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления. Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав.
Ст.8 данного закона определяет «руг основных вопросов, регулируемых уставом
муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок
государственной регистрации. В соответствии с законом устав муниципального
образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.
Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении
муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава
муниципального образования: представительным органом местного
самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или
на сходе граждан. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации устанавливают порядок государственной регистрации
уставов муниципальных образований. Так, согласно ст. 9 Закона Красноярского
края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в
Красноярском крае» «государственная регистрация устава муниципального
образования осуществляется управлением юстиции администрации края в
месячный срок со дня его представления»[17]. По результатам рассмотрения
заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений:
а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. Отказ в
регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего
противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть
обжалованы в суд. Ст.8 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от
17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» устанавливает, что «основанием для отказа в
государственной регистрации устава муниципального образования может быть
только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам
Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации»[18]. Устав
муниципального образования вступает в силу после его официального
опубликования (обнародования), «которое осуществляется при наличии его
государственной регистрации»[19]. Устав муниципального образования должен содержать, во-первых,
наименование муниципального образования с указанием его границ и состава
территории. Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся
к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6
Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8
Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном
самоуправлении в Красноярском крае»). Муниципальные образования вправе
расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного
значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не
исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных
образований и органов государственной власти (Закон Красноярского края от
22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований»). В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную
структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных
лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной
службы. В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов
местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом
муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы
муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц
местного самоуправления (например, согласно ст.21 Устава города Красноярска
«на городских выборах ... избираются ... Глава города»[20], а согласно ст.
10 Устава закрытого административно-территориального образования г.
Железногорск Красноярского края избирается глава администрации). При этом
следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Федерального закона от 28.08.95
№154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» «наличие выборных органов местного
самоуправления муниципальных образований является обязательным»[21]. Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом
муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов
местного значения. Устав муниципального образования закрепляет статус и
социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также
гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок
полномочий депутатов, членов других выборных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может
быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и
порядок прекращения их полномочий. В соответствии с законом субъекта
Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает
наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного
самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу (например, ст. 54
Устава города Красноярска определяет, что «систему правовых актов города
образуют:
решения, принятые на референдуме, нормативные и индивидуальные акты
городского Совета и администрации города»[22]). Уставом муниципального
образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления,
являющиеся юридическими лицами. В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении
вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной
демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход)
граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы
местного самоуправления, а также территориальное общественное
самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного
самоуправления. В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и
виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта
Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением
депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления (например, ст. 27, 36 Устава закрытого
административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского
края). В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая
и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться
вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным
проживанием на территории муниципального образования национальных групп и
общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических
и иных местных традиций. Устав муниципального образования может содержать и
другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и
порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в
соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов
Российской Федерации. Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные
правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и
деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов,
положения о территориальном общественном самоуправлении и др. (например,
Регламент Городского Совета закрытого административно-территориального
образования город Железногорск Красноярского края (утв. решением Городского
Совета от 27.02.97 №2-11Р) (ред. от 23.06.98). НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.85) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 11.04.98 №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Закон РФ от 06.07.91 №1550-1 (ред. от 28.08.95) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Закон РФ от 14.07.92 №3297-1 (ред. от 31.07.98) «О закрытом административно-территориальном образовании» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-праповая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 25.09.97 №12б-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
10. Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11. Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12. Устав Красноярского края от 29.02.96 №8-252 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
13. Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14. Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 15. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об установлении административной ответственности по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
16. Закон Красноярского края от 28.06.96 №10-298 «О местном референдуме» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
17. Закон Красноярского края от 26.09.96 №11-322 «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
18. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-580 «О муниципальной службе в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
19. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-586 (ред. от 24.09.98) «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 20. Закон Красноярского края от 22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
21. Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от 14.01.98 №51) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
22. Устав закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края (утв. решением городского Совета от 28.10.97 №7-85Р) // Снравочно-правовая система «Консультант Плюс».
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Издательство БЕК, 1996 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа ИПФРА-М - НОРМА, 1997.
25. Нрнюв В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление // Российская юстиция. 1997. №4 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
26. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1997.
27. Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления // Российская юстиция. 1995. №12.
28. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997. №1.
-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации [2] Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге
15.10.85) [3] Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления// Российская
юстиция. 1995. №12. С. 35. [4] Конституция Российской Федерации [5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:
Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 1997. С. 712. [6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
Учебник. М.: Юристь, 1997. С. 181. [7] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [8] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и
быть избранными в органы местного самоуправления» [10] Федеральный закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации». [11] Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации».
[12] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс.
1997. №1. С. 112. [13] Федеральный закон от 28.05.95 № 154-ФЗ (редакция от 17.03.97) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации». [14] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс.
1997. №1. С. 114. [15] Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97)
«О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». [16] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления//Социс.
1997. №1. С. 114. [17] Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О
местном самоуправлении в Красноярском крае». [18] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [19] Закон Красноярского края от 10.01.96 г. № 8-209 (в редакции от
26.03.98 г.) «О местном самоуправлении в Красноярском крае». [20] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления
юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от
14.01.98 №51). [21] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [22] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления
юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от
14.01.98 №51).
Страницы: 1, 2
|