рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Право собственности и иные вещные права на жилое помещение рефераты

p> 9. Граждане, которым решением муниципальных органов выделены безвозмездные субсидии, заключают с уполномоченным органом договор об использовании субсидий и собственных или привлеченных средств. Этим договором предусматривается, что субсидии начисляются на счет в течение 5 банковских дней после внесения гражданином своей доли.

10. Если гражданин приобретает с привлечением субсидий муниципальное жилье, то оно оформляется в его собственность и он снимается с учета по улучшению жилищных условий. Жилищные субсидии предоставляются только один раз.

В г. Костроме предоставление гражданам безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья осуществляется согласно положения (см. приложение № 4)1, утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 30 июня 1997 г. № 2067. Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации “О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья” № 937 от 03.06.96 г.2, постановлением главы администрации Костромской области № 593 от
14.10.96 Федерации “О предоставлении гражданам Костромской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья”3 и регламентирует порядок предоставления субсидий за счет федерального бюджета, за счет средств областного бюджета, предприятий и организаций, за счет средств городского бюджета.

2.2.7. Приобретение жилья путем выкупа освободившегося жилого помещения в коммунальный квартире.

Приобретение жилья путем выкупа освободившегося жилого помещения в коммунальный квартире осуществляется на основании ст. 16 Закона РФ
«Об основах федеральной жилищной политики», предусматривающего, что освобожденное изолированное жилое помещение в коммунальной квартире передается (при отсутствии граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий или не обеспеченных по жилищным нормам), нанимателям соседних комнат по договору купли-продажи или аренды, если эта возможность не ограничена субъектом Федерации. Таким образом осуществляется постепенная ликвидация коммунальных квартир.

Реализация этого положения осуществляется в следующем порядке:

1. После освобождения жилого помещения претендующие на его приобретение граждане обращаются в органы исполнительной власти с соответствующим заявлением. Жилищные органы устанавливают тот факт, что помещение свободно от обязательств (отсутствует запрет на приватизацию жилья) и может быть продано, а также определяют стоимость этого жилья.

2. Должно быть получено согласие других нанимателей комнат в этой квартире (если они есть) на участие в приватизации занимаемых ими помещений.

3. При наличии нескольких претендентов на свободную жилую площадь она может быть продана при согласии всех нанимателей либо покомнатно каждому претенденту, либо всем претендентам в совместную или долевую собственность под общие цели.

4. После оплаты претендентами стоимости выкупаемого жилья оформляется приватизация всей квартиры.

Кроме того, как уже было сказано выше, согласно ст. 16 Закона, при согласии всех нанимателей один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения без дополнительной платы и приватизировать их в установленном порядке.

При отсутствии в квартире граждан, желающих приобрести освободившееся жилое помещение, оно передается другим гражданам по договору найма.

2.2.8. Приобретение жилья в результате выкупа неиспользуемого помещения.

Одной из разновидностей выкупа неиспользуемого помещения является введенная в городах Москве и Санкт-Петербурге практика выкупа нежилых чердачных помещений, расположенных над квартирами граждан и обустройство в них жилых помещений. Эта деятельность может осуществляться как жителями последних этажей жилых домов с присоединением этих помещений к своим квартирам, так и физическими и юридическими лицами для возведения самостоятельных жилых мансардных помещений1. Целью освоения чердачных пространств является создание дополнительной жилой площади без застройки новых земельных участков и внебюджетного финансирования ремонта жилищного фонда. Последнее немаловажно, поскольку инвестор, получая право на возведение мансардных помещений, обязан осуществить определенный объем планово- предупредительного, текущего и капитального ремонтов здания.

Условием проведения работ по устройству инвесторами мансард в жилых домах является выплата компенсаций собственникам (нанимателям) квартир, непосредственно примыкающих к зонам проведения работ. Право на компенсации имеют жители тех квартир, проживание в которых при проведении работ временно становится недопустимым по санитарным или иным нормам в соответствии с заключением уполномоченных органов городской администрации.

Инвестиционная деятельность по устройству мансард в жилых домах осуществляется по результатам конкурсов, проводимых префектурами административных округов.

Собственно мансардным помещением можно называть этаж, размещенный внутри чердачного пространства, т.е. между конструкциями кровли, наружных стен и перекрытием верхнего этажа1.

Проектно-сметная документация на устройство мансарды в жилых домах в обязательном порядке согласовывается с Москомархитектурой,
Управлением государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы, органами Госпожнадзора, органами санэпидемнадзора, МосжилНИИпроектом и др. Учитывая, что устройство мансардных помещений осуществляется без застройки земельного участка, согласовании с Земельным комитетом не требуется.

Вновь полученная площадь оформляется в собственность заключением нотариально удостоверенного договора с последующей регистрацией права собственности.

Спорные вопросы между инвестором и собственниками (нанимателями) квартир в этом доме рассматриваются в судебном порядке2.

Глава 3. Государственная регистрация права собственности на жилое помещение.

31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный Закон РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон)1. Со вступлением Закона в силу введена единая процедура регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от вида недвижимости и субъекта Федерации, на территории которого она находится. Ведется работа по созданию Единого государственного реестра прав. Все это в конечном счете позволит сделать рынок недвижимости Росии прозрачным, во многом подрубить корни преступности и мошенничества в сфере оборота недвижимого имущества.

Вступление закона в силу означает, что права собственности на недвижимое имущество, а в нашем случае на жилые помещения, по сделкам или в результате строительной деятельности субъектов возникают только после их государственной регистрации. Отсюда следует, что право собственности на жилое помещение не может существовать без его государственной регистрации.

Принятие закона было предусмотрено гражданским кодексом РФ. Так статьи Гражданского кодекса, посвященные недвижимому имуществу, содержат указание на обязательность государственной регистрации прав на это имущество с сделок с ним.

Согласно Закону, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского
Кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Государственную регистрацию прав осуществляют специально созданные для этого государственные органы. В г. Костроме и Костромской области государственная регистрация осуществляется учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Костромским областным регистрационным центром, который начал свою работу с 1 января 1999 года.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется
Свидетельством о государственной регистрации1 прав и посредством совершения специальной регистрационной надписи2 на документе, выражающем содержание сделки. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

В Костромском областном регистрационном центре разработаны инструкции, в соответствии с которыми осуществляется государственная регистрация прав, в том числе и Инструкция “О порядке государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними в Костромском областном регистрационном центре”3, утвержденная приказом Главного государственного регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним Костромской области № 105 от 27 мая 1999 г. Инструкция разработана на основании Гражданского кодекса Российской Федерации,
Федерального Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Постановления Правительства РФ от 18.02.98
№ 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Согласно данной Инструкции государственной регистрации подлежат право собственности на жилые помещения, хозяйственного ведения и оперативного управления.

Для того, чтобы зарегистрировать право на жилое помещение, в регистрационный центр необходимо предоставить следующие документы:
. Заявление о государственной регистрации права4.
. Удостоверение личности для физических лиц. Учредительные и иные документы, содержащие необходимые сведения о юридическом лице.
. Документ о внесении платы за государственную регистрацию права.
. Правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности.
Если объект находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении, необходимо представить документы, подтвердающие данные права.
. Справка БТИ с технической характеристикой жилого помещения.

В случае совершения сделки с жилым помещением, сторона отчуждающая недвижимое имущество предоставляет:
. Заявление о государственной регистрации сделки.
. Удостоверение личности для физических лиц. Учредительные и иные документы, содержащие необходимые сведения о юридическом лице.
. Документ о внесении платы за государственную регистрацию сделки.
. Правоустанавливаищий документ на жилое помещение, подтверждающий право собственности. Если объект находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении, согласие собственника на совершение сделки.
. Свидетельство о государственной регистрации прав в КОРЦ, если право было ранее зарегистрировано.
. Проект договора отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилого помещения1.
. Справка БТИ (бюро технической инвентаризации), с технической характеристикой жилого помещения2.
. Справка из ЖЭУ (ЖСК), выписка из домовой книги (домовая книга), содержащая сведения о лицах, имеющих право пользования данным жилым помещением.
. Нотариально заверенное согласие супруга на сделку, если жилое помещение находится в совместной собственности.
. Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов.
. Согласие органов опеки и попечительства на совершение сделки, если несовершеннолетний ребенок, лицо, находящееся под опекой или попечением, является собственником отчуждаемого жилого помещения, либо членом семьи собственника, проживающего в данном помещении.
. Если объект сделки находится в общей долевой собственности необходимо предоставить отказ от права преимущественной покупки отчуждаемой доли и согласия на регистрацию права (перехода права) собственности
(оформляется при подаче документов на государственную регистрацию в
КОРЦ или должно быть нотариально удостоверено).

Приобретающая сторона представляет нотариально удостовереннное согласие супруга на приобретение жилого помещения.

Доверенные лица сторон сделки предоставляют документы, подтверждающие их полномочия и документы, удостоверяющие личность.

Лицо, обратившееся за государственной регистрацией права собствености на жилое помещение пишет заявление на государственную регистацию данного права и сдает документы помощнику государственного регистратора прав в зале приема документов центра. Помощник регистратора прав проверяет текст заявления, содержание правоустанавливающих и иных документов, необходимых для государственной регистрации.

На основании заявления и представленных документов, помощник регистратора устанавливает размер платы за государственную регистрацию. Затем он составляет опись документов, полученных им на государственную регистрацию, с указанием даты получения, которая подписывается заявителем и помощником. Опись должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю. Копия включается в дело.

В тот же день по описи и под роспись в книге учета входящих документов дело передается государственному регистратору прав, который непосредственно занимается государственной регистрацией.
Порядок государственной регистрации прав на жилые помещения включает в себя:
. правовую экспертизу документов, а также проверку законности сделки;
. внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при отсутствии оснований для приоставления или отказа в государственной регистрации прав;
. удостоверение проведенной государственной регистрации путем совершения специальных регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдачи Свидетельств о произведенной государственной регистрации прав.

Закон устанавлиает предельный срок для проведения государственной регистрации прав – календарный месяц. В соответствии со ст. 191 и 192
ГК РФ течение месяца начинается на следующий день после приема документов на государственную регистрацию и истекает в соответствующее число следующего месяца. Если окончание срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. При подаче неполного комплекта документов, необходимых для государственной регистрации, течение срока не начинается.

В течение месяца должностное лицо учреждения юстиции обязано осуществить государственную регистрацию либо принять решение о приостановлении регистрации на дополнительный срок или в отказе от регистрации. Если заявитель извещен о необходимости представления дополнительного доказательства его права и не имеет возможности представить их в течение месяца, он в праве подать заявление о приостановлении регистрации, при этом течение месячного срока прерывается.

По истечении месяца заявитель приходит в КОРЦ с копией описи документов, сданных на государственную регистрацию прав и предъявляет ее помощнику регистратора, занятому выдачей Свидетельств и зарегистрированных документов. Помощник выдает заявителю документы под роспись в журнале выдачи документов.

Глава 4. Права собственника жилого помещения.

4.1. Право залога.

Собственник жилого помещения имеет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. Он может его продать, заложить, сдать в аренду, сдать в наем и т.д.

Ипотека – залог недвижимого имущества1.

Залог, согласно Гражданского кодекса – способ обеспечения обязательства. Однако с другой стороны залог можно представить как правомочие собственника по распоряжению своим имуществом. Так согласно п.1 ст. 131 ипотека – это право, подлежащее государственной регистрации.

Ипотека возникает по договору, в силу которого залогодержатель- кредитор по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удостоверение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны-залогодателя преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, установленными федеральным законом (ст. 1 Закона “Об ипотеке”. Принят Государственной Думой 24 июня 1997 года). Изъятия, о которых идет речь, предусмотрены в частности, ст. 64 ГК, которая на случай ликвидации юридического лица отнесла требования залогодержателя-кредитора к третьей очереди.

Ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Предусмотренные права заолгодержателя на имущество (жилое помещение), заложенное по этому договору (право залога), возникают с момента заключения договора об ипотеке, а если обязательство, обеспечиваемое ипотекой, возникло позднее – с момента возникновения этого обязательства. Для третьих лиц ипотека считается возникшей с момоента государственной регистрации.

Залог возникает также в силу закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Так, например, ипотека возникает при отсрочке или рассрочке платежа за недвижимое имущество по договору купли-продажи.

Согласно абз. 1 п. 1 ст.29 закона о государственной регистрации, непременное условие ипотеки – чтобы вещное право на передоваемое в залог недвижимое имущество прошло государственную регистрацию, установившую принадлежность этого права залогодателю. Договор ипотеки должен включать условие о предмете (его оценке), а также существе, размере и сроке исполнения обеспеченного залогом обязательства. Такой договор подлежит в обязательном порядке (под страхом наступления его недействительности) нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Кроме того, для государственной регистрации ипотеки необходим документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства.

В главе XIII Закона «Об ипотеке» регламентируется порядок ипотеки жилых домов и квартир. Предметом ипотеки могут быть только предназначенные для постоянного проживания жилые индивидуальные и многоквартирные дома, а также квартиры, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам (п.1 ст.74).
Следовательно, залог (ипотека) индивидуальных и многоквартирных домов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается (п. 2 ст. 74).

Закон устанавливает правило, согласно которому договор об ипотеке, предметом которой является жилой дом или квартира, находящиеся в собственности гражданина, не может быть заключен через представителя, за исключением случаев, предусмотренных п.5 ст. 74 закона «Об ипотеке» (п. 6 ст. 74). Данный пункт гласит, что ипотека жилого дома или квартиры, находящихся в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попечительство, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для совершения сделок с имуществом подопечных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8