рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Пересмотр судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам рефераты

Обращение должно содержать перечень документов, которые к нему приложены.

Соблюдение требований относительно приведения в обращении указанных выше данных является обязательным. Невыполнение их может повлечь за собой отказ в принятии заявления или представления.

Помимо этого заявитель может привести по своему усмотрению и другие сведения, которые помогут правильно и своевременно рассмотреть обращение, в частности данные о телефонной, телефаксной или иной связи с лицами, участвующими в деле, и их представителями.

В приложении к заявлению необходимо представить копии оспариваемых судебных актов. Если обращение подписано представителем, то оно должно содержать необходимые данные о нем, а также документальное подтверждение его полномочий.

На стадии надзорного производства действие принципов состязательности, равноправия сторон проявляется в числе других факторов в том, что участвующие в деле лица имеют право знать об аргументах, приводимых в заявлении или представлении, и иметь возможность высказать по ним свои соображения. В этих целях для обеспечения каждого из них документами, направленными в Высший Арбитражный Суд РФ, на заявителя возлагается обязанность представить в необходимом количестве (по числу участвующих в деле лиц) копии обращения и приложений к нему.

3.                Порядок рассмотрения заявления или представления


Судебная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора проходит три стадии.

Первая стадия

Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного

Суда РФ в соответствии с порядком, установленным ст. 295 АПК. Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в проверке его допустимости и решении вопроса о принятии или непринятии его к производству. Иные работники аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ выполняют подготовительные, обеспечительные функции по регистрации обращения и передаче его судье.

В отличие от АПК 1995 г., в котором не указывалось, в течение какого срока должно было рассматриваться заявление о принесении протеста, теперь этот срок установлен. Заявление или представление долж­но быть рассмотрено в течение пяти дней, исчисляемых в соответствии с правилами, установленными в ст. 113 и 114 АПК. В этот срок не включаются нерабочие дни. Его течение начинается на следующий день после поступления обращения в Высший Арбитражный Суд РФ и заканчивается в последний рабочий день пятидневного срока.

Нa данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК, и решает вопрос о принятии обращения к производствy Высшего Арбитражного Суда РФ.

Процессуально принятие заявления или представления к производству оформляется определением в виде отдельного судебного акта, по своему содержанию отвечающего требованиям ч. 1 ст. 185 АПК. В частности, если к обращению, поданному с пропуском установленных в ст. 292 АПК сроков, приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, о результатах рассмотрения ходатайства судья указывает в определении о принятии заявления или представления к производству или о возвращении обращения (ч. 4 ст. 292 АПК).

В отличие от общего правила, содержащегося в ст. 186 АПК, копии определения о принятии заявления или представления к производству направляется только лицу, подавшему его.

Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. По АПК 1995 г. таким правом обладали только должностные лица, наделенные правом принесения протеста. В случае истребования дела копия определения в пятидневный срок, как это установлено в ч. 2 ст. 186 АПК, направляется в арбитражный суд первой инстанции, который обязан также в пятидневный срок направить указанное дело в Высший Арбитражный Суд РФ.

Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебного акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в ст. 292 и 294 АПК. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.

В отличие от заявления об обеспечении иска (ч. 2 ст. 93), искового заявления (ст. 128) или заявления об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст. 231, 237), а также апелляционной (ст. 263) и кассационной (ст. 280) жалоб оставление без движения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора АПК не предусмотрено.

Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в Высший Арбитражный Суд РФ, включая заявление или представление, направляется заявителю.

Обжалование определения о возвращении заявления АПК не предусмотрено. Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил, после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.

Вторая стадия

После возбуждения надзорного производства заявление или представление переходит во вторую стадию надзорного производства – направляется в состав судей, который в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц коллегиально рассматривает обращение.

Кодекс устанавливает определенные сроки рассмотрения этих документов:

• если дело не истребовалось в связи с отсутствием к тому оснований – в  пределах одного месяца, в который входит время нахождения об­ращения в Высшем Арбитражном Суде РФ;

• в случае истребования дела из суда первой инстанции месячный срок исчисляется со дня поступления его в Высший Арбитражный Суд РФ.

В АПК 1995 г. срок рассмотрения соответствующего заявления не был определен. Он регулировался внутренними актами Высшего Арбит­ражного Суда РФ.

Важное значение имеет порядок формирования состава судей, кото­рым заявление или представление передается для рассмотрения. В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения распределяются исходя из на­грузки и специализации судей, как это предусмотрено ст. 18 АПК, с уче­том очередности. Известный опыт такой работы в арбитражных судах имеется. Ко времени принятия АПК 2002 г. в арбитражных судах действо­вал порядок, изложенный в Информационном письме Высшего Арбит­ражного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № С1-7/ОУ-1190 «Об организа­ции работы по распределению исковых заявлений и дел между судебны­ми составами и судьями арбитражных судов»[1]. В нем содержались рекомендации обеспечить распределение дел с учетом нагрузки судей, специализации в условиях, исключающих какое-либо влияние на судью.

Теперь правила формирования состава суда для рассмотрения обра­щения в Высший Арбитражный Суд РФ закреплены в законе.

Главная задача, стоящая перед составом судей, рассматривающих обращение, состоит в том, чтобы путем изучения оспариваемых судеб­ных актов и сопоставления их содержания с доводами, приведенными заявителями, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов коллегия судей не может прийти к определенному заключению, она выносит оп­ределение об истребовании дела из суда первой инстанции, если оно не было истребовано ранее, на первой стадии. После поступления дела суд изучает имеющиеся в нем материалы для принятия решения.

Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст. 304 АПК, он выносит определение о пе­редаче дела и поступивших документов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В пятидневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум Высшего Арбитраж­ного Суда РФ.

Исходя из принципов состязательности и равноправия сторон пра­ву одного лица, участвующего в деле, нa обращение о пересмотре в по­рядке надзора соответствует право других лиц на представление отзыва с возражениями против пересмотра. При этом к отзыву прилагаются документы, подтверждающие возражения. Отзыв и приложенные к нему документы направляются в Высший Арбитражный Суд РФ и другим лицам, участвующим в деле. Одновременно с этим лицо, направившее отзыв, должно подтвердить направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле, документально (путем приложения почтового уве­домления о вручении).

АПК предусматривает и правило направления отзыва другим участ­никам процесса – заказным  письмом с уведомлением о вручении. Лицо, направляющее отзыв другим лицам, должно предусмотреть время направления с таким расчетом, чтобы адресат имел возможность ознакомиться с отзывом до начала заседания Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ. Учитывая, что обращение после принятия к производству будет рассматриваться судебным составом в течение до одного месяца (п. 1 ст. 299 АПК), а в Президиуме оно должно быть рассмотрено в срок не более трех месяцев, необходимо рассчитать время направления отзыва.

Отзыв, как и заявление, подписывается лицом, обладающим на это правом, или представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

АПК содержит новое для российского процессуального законодательства положение, дающее право составу судей, рассматривающему заявление или представление, передать дело для проверки в кассационном порядке при наличии к тому необходимых условий.

Если дело рассматривалось в кассационной инстанции, направление его в эту инстанцию исключается.

Независимо от того, проверялось или не проверялось дело в кассационном порядке, но если состав судей находит основания, содержащиеся в ст. 304 АПК, он направляет дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ со своими выводами о необходимости надзорного пересмотра оспариваемых судебных актов.

В том случае, когда суд находит иные основания для кассационного пересмотра, он может направить дело в кассационную инстанцию. Данное положение имеет целью исправление ошибок суда первой и апелляционной инстанций не в исключительном надзорном, а в кассационном порядке. Речь идет об ошибках, касающихся применения норм материального права или норм процессуального права. При этом состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ не устанавливает заранее, какое реше­ние будет принято судом кассационной инстанции, а лишь направляет дело для проверки правильности применения норм права.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, признав наличие оснований для направления дела в кассационную инстанцию, могут принять отдель­ное определение или указать об этом в определении об отсутствии осно­ваний для надзорного пересмотра.

Копия определения, принятого составом судей, направляется всем участвовавшим в деле лицам.

Состав судей принимает отдельное определение об отказе в направ­лении дела для надзорного пересмотра, если нет оснований, указанных в ст. 304 АПК. Данное определение принимается вне зависимости от того, рассматривалось или не рассматривалось дело в кассационном по­рядке, но при условии, что нет оснований и для направления дела в кассационную инстанцию.

Копия определения об отсутствии оснований для пересмотра дела в надзорам порядке направляется незамедлительно в день его принятия или на следующий день только лицу, которое обращалось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением. Представляется, что данная информация не является закрытой и для других лиц, участвовав­ших в деле, и они могут ее получить по соответствующему запросу.

Важное положение содержится в ч. 9 ст. 299 АПК. Речь идет о повтор­ном обращении в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или пред­ставлении. То же лицо может обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мне­нию, требуют вмешательства Высшего Арбитражного Суда РФ. При ссылке на приводившиеся ранее основания вторичное обращение исключается.


Приостановление исполнения судебного акта.

Возможность приоста­новления исполнения в стадии надзорного производства была в АПК 1995 г. и сохранена в АПК 2002 г. Однако в этот институт внесены сущест­венные изменения. Они находятся в общем ключе новых положений АПК.

Основная задача, которую призвано решать приостановление испол­нения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения за­щиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный кт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполне­ния может оказаться невозможным.

Новым является правило о встречном обеспечении. Оно стало теперь еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспе­чения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Судебная практика выработала порядок, при котором принимается решение о приостановлении. Он включен в АПК. Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Если заявитель мотивирует свою просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что его удовлетворение является правом, а не обязанностью суда. Поэтому суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры.

Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допуска­ется только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встреч­ного обеспечения, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при встречном обеспечении иска, не предусмотрены.

В АПК установлено, что ходатайство о приостановлении суд рассматривает коллегиально в судебном заседании. По его результатам выносит­ся определение в виде отдельного судебного акта. Исходя из общих пра­вил, касающихся содержания определения (ст. 185), следует сделать вывод, что суд может как удовлетворить ходатайство о приостановлении исполнения, так и отклонить его. Обжалование указанного определения АПК не предусмотрено (ч. 2 ст. 188).

Копия определения направляется участвующим в деле лицам в пятидневный срок со дня его вынесения, как этого требует АПК (ч. 2 ст. 186).

Еще одним новым положением, установленным АПК, является определение судом срока действия приостановления. Таким предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзо­ра, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного про­изводства.

     Поскольку цель приостановления связывается с невозможностью поворота исполнения в случае отмены оспариваемого судебного акта, то с отпадением данного обстоятельства отменяется приостановление: с принятием определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ или с отказом самим Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ удовлетворить заявление или представление.

Приостановление исполнения отменяет либо состав судей, который принимал решение, либо Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при отказе в удовлетворении обращения. Копия определения или поста­новления направляется участвующим в деле лицам.

По результатам рассмотрения заявления или представления состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований, преду­смотренных ст. 304 АПК, принимает определение о передаче дела в Пре­зидиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В определении дается анализ примененных в оспариваемом судебном акте норм права и указывается на допущенные нарушения, которые, как полагает состав суда, являются основанием для пересмотра дела в поряд­ке надзора. Ибо не всякое нарушение может служить веской причиной для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, а толь­ко то, которое привело к существенным нарушениям, требующим вме­шательства Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Выйти за пределы оснований, перечисленных в ст. 304, равно как и оставить их без внимания суд не может.

Суд в определении также указывает, какое решение, по его мнению, должно быть принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, исходя из полномочий, которыми он наделен (п. 1 ст. 305 АПК).

В определении должны содержаться и другие реквизиты:

• дата судебного заседания;

• состав судей, участвовавших в рассмотрении заявления или представ­ления;

• сведения, от какого лица исходило обращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахождения или место жительства;

• данные о том, какой судебный акт, по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его принятия и вступления в законную силу;

• сведения о том, какие судебные акты, не оспариваемые, приняты по делу; каким судом приняты указанные судебные акты;

• основное содержание спора, т.е. его предмет.

При отсутствии оснований, указанных в ст. 304 АПК, суд, рассматривающий обращение после возбуждения судьей надзорного производ­ства, отказывает в направлении дела в Президиум Высшего Арбитраж­ного Суда РФ. Исходя из того, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ подается, как правило, после того, как дело было рассмотрено в апелляционном и в кассационном порядке, т.е. когда по усмотрению за­интересованного лица использовались другие возможности для пере­смотра, отказ на данной стадии нельзя рассматривать как ущемляющий право на судебную защиту. Это право реализуется в рамках установлен­ного процессуальным законом порядка: дело рассматривается по суще­ству судом первой инстанции, проверяется в полном объеме в апелляционной инстанции, и наконец, законность принятых судебных актов про­веряется кассационной инстанцией.

В выносимом судом определении должны быть приведены мотивы принятого решения, что составляет основное содержание данного судеб­ного акта. Аргументы, приведенные в заявлении или представлении, анализируются под углом зрения тех оснований, которые содержатся в  ст. 304 АПК.

Страницы: 1, 2, 3, 4