Основное звено системы общих судов
Основное звено системы общих судов
Тема: Основное звено системы общих (гражданских) судов.
§1. Районный суд – основное звено общих (гражданских) судов. В подсистеме общих (гражданских судов) районный суд является основным
звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по
осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им
выполняется. Принципы организации райсуда определяются Конституцией РФ, законом о
судебной системе, законом о судоустройстве, законом о статусе судей и
другим законодательством. Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющего
районного отделения, а кое-где (в Москве) – в недавно созданных
административных округах. В районе (городе) создается 1 суд, но возможно
создание одного суда на район и город или район и города, расположенные на
территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других
факторов. Образование таких судов осуществляется местной администрацией по
представлению органа, выполняющего функцию организационного обеспечения
деятельности судов или по согласованию с ним. §2. Этапы развития райсуда. История нашего государства показала настоятельную необходимость в
судебных органах. Еще в октябре-ноябре 1917 года народ сам стихийно начал создавать
судебные органы. Эти суды образовывались жителями городских кварталов, улиц
и просто нескольких домов. Именно они явились прототипом основного звена
современной судебной системы – районных судов. Декреты о суде. Декрет №1, в статье 2 которой говорилось о создании местных судов.
Местные суды действовали в составе постоянного судьи и двух очередных
заседателей. Декрет №1 установил и компетенцию местных судов. Так, по уголовным
делам ими могло быть назначено наказание не более 2-х лет лишения свободы,
а гражданские дела принимались к производству только по иску на сумму до 3
тыс.руб. Декрет №2 изменил наименование судов местных. Они стали называться
местными народными судами. Декрет №3 возлагал на местный суд рассмотрение всех уголовных дел за
исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасилованиях,
разбоях, бандитизме. Положением о народном суде, принятым в ноябре 1918 г. учреждался
народный суд, действовавший на территории района Такому суду стали подсудны все гражданские дела и все уголовные дела,
за исключением дел подсудных революционным трибуналам. Положения о народном суде от 21 октября 1920 года внесли лишь
некоторые уточнения в организацию и деятельность народных судов. Положение о судоустройстве РСФСР 1922 года окончательно установило
судебную систему РФ. Активные попытки совершенствования районных судов начались в конце 80-
х гг. §3. Полномочия районного суда. Основные полномочия районного суда являются разбирательства
гражданских, уголовных и некоторых других дел по первой инстанции, то есть
принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в
соответствующих делах. Но сравнительно недавно на него возложены некоторые функции по
проверке законности и обоснованности при определенных условиях своих
собственных решений по гражданским делам, а по закону о судебной системе он
должен начать осуществлять такую проверку приговоров и иных решений мировых
судей, которые станут реально функционировать после принятия закона о
мировых судьях. Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к
примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягащающих вину лиц,
привлекаемых к ответственности, о похищениях людей и захвате заложниках,
участие в вооруженных формированиях. Значительную часть всех дел и материалов составляют гражданские дела. §4. Основные права и обязанности судей и народных заседателей. Судьи судов основного звена имеют право: - требовать от отдельных должностных лиц и горожан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; - вносить представление в государственную органы, общественные организации и должностными лицами об устранении нарушителей закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; - затрагивать информацию от государственных и общественных органов научных учреждений и информационных центров. §5. Председатель (судья) народного суда. В состав районного суда входят все судьи и народные заседатели данного
суда. В район с большим количеством населения и значительным объемом работы
в состав входят несколько судей и значительное число народных заседателей
(30-40:1). В малонаселенных районах с относительно небольшим объемом работы
суд может состоять из одного судьи и необходимого количества народных
заседателей (односоставные). Их насчитывается примерно 1/3 от общего
количества районных судов. Председатель районного суда. - руководит организацией работы в суде; - председательствует в судебных заседаниях по рассмотрению дел по первой инстанции и кассационной инстанции либо назначает для этого другого члена суда; - распространяет обязанности между своими замами; - созывает заседания президиума, суда и председательствует на них при рассмотрении дел в порядке надзора; - вносит в президиум суда надзорные протесты; - организует работы по обобщению и изучению судебной практики; - утверждает планы работы суда; - направляет местной администрации заявки на составление списков прис. засед-й; - организует работу с населением и рассматривает заявления и жалобы граждан; - контролирует финансовую отчетность суда; - ведает кадровыми вопросами аппарата суда; - организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда. Ближайшими помощниками председателями суда общей юрисдикции среднего
звена являются его заместители, которые в свою очередь выполняют функции
председателей судебных коллегий, председательствуют на их заседаниях,
выполняют поручения председателя суда и иные функции. В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя
суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя
председателя или одного из судей этого суда. Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине
выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта
Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или
города. §6. Организация работы в районном суде. Правильная организация работы райсуда имеет большое значение для
обеспечения его успешной деятельности и возлагается на председателя суда.
Кроме него в этом участвуют все судии и иные работники суда. Принципы распределения дел между судьями: - функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (гражданских дел, трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т.д.); - территориальный принцип: каждый судья рассматривает все дела (все категории дел), возникающие на закрепленной за ним территории; - предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории; - беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявление по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение председатель суда. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов. Планирование деятельности суда и отдельных судей предусматривает – ее
время выполнения работ с аппаратом суда, повышение правовых знаний народных
заседателей, изучение судебной практики и состояние занятости в районе,
время судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения
судьями, время и место совещаний судей и т.п. Прием населения, который ведется председателем, всеми судьями суда и
работниками аппарата в строго установленное время; Обобщение судебной практики включающее ее сбор, изучение и
формулирование выводов; Работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение
квалификации судей и работников аппарата. Ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности
суда: рассмотрение различных категорий и дел, исполнительное производство и
т.п. Ведение работ с законодательством включает ее отслежение изменений
законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых
актов и разъяснение судебной практики В/С РФ; Делопроизводство, т.е. фиксирование движения дел, поступающих и
исходящих документов и т.п. Непосредственное организационное технологическое обеспечение работы
суда осуществляет аппарат суда: В состав аппарат суда входят: - руководящие работники суда; - администратор суда; - консультанты; - заведующий канцелярией; - секретари суда; - секретари судебных заседаний. Правовые источники. 1. Закон о судебной системе. Ст. 4. Суды в РФ. 1) Правосудие в РФ осуществляется судом и только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов не предусмотренных настоящим федеральным конституционным законом, не допускается. 2) В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные суды и мировые судьи субъектов РФ), составляющие судебную систему РФ. 3) К федеральным судам относятся: В/С РФ; В/С респ.; краев и обл/с, с/гор федерального значения; с/автономных областей и автономных округов; рай/с; военные и специализированные/с составляют систему федеральных судов общей юрисдикции; ВАС РФ; фед. А.С. округов; АС субъектов РФ; составляющие систему федер. А.С. 4) К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Ст. 21. Районный суд.
1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
2. Районный суд является непосредственно высшей по отношению к мировым судьям, действительным на территории соответствующего судебного района.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом Ст. 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после
введения в действие настоящего федерального конституционного закона. Районные (городские) суды, образованные до введения в действие
настоящего фед. конст. закона, считаются райсуды. 2. Закон о судоустройстве. Ст. 25. Полномочия районного (городского) нарсуда. 1) Районный (городской) нарсуд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов. 2) В случаях, предусмотренных законодательными актами РСФСР, райнарсуд или народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях. 3) Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, оказывает правовую помощь товарищеским судам, а также осуществляет другие полномочия представленные ему законодательством. Ст. 26. Председатель районного (городского) нарсуда.
1) Председатель районного (городского) нарсуда: - председательствует в судебных заседаниях: назначает народных судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между народными судьями; - организует работу с нарзаседателями; - ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; - руководит изучением и обобщением судебной практики ведением судебной статистики; вносит представления в госорганы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушении закона, причины условий, способствующих совершению правонарушения; - представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; - руководит работой аппарата суда; - организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей; - организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказание правовой помощи товарищеским судам; - осуществляет другие полномочия, предоставляемые ему законодательством. 2. Если в районный (городской) нарсуд выбран 1 народный судья, он осуществляет полномочия председателя рай (гор) нарсуда. Ст. 28. Совет народных заседателей.
1) При районном (гор) суде образует совет народных заседателей.
2) Организация, задачи и порядок деятельности совета нарзаседателей определяется положением, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР. Закон о статусе судей. Ст.2. Единство статуса судей.
1) Все судьи в РФ обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяется федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей конституционного суда РФ определяется федеральным конст. законом.
2) Судьям, в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалифицированные классы. Присвоение судье квалифицированного класса не означает изменения его статуса относительно других судей. Ст. 10. Недопустимость вмешательства в деятельность судей. 1) Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону. 2) Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Ст. 11. Срок полномочий судьи.
1) Полномочия судьи РФ не ограничены определенным сроком кроме случаев, предусмотренных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
2) Мировые судьи избираются сроком на 5 лет населением округа, на которых распространяется их юрисдикция.
3) Судьи рай (гор) нарсудов, судьи военных судов гарнизонов (армии, флотов, соединений) впервые назначаются сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Ст. 12. Несменность судьи. Судья не сменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в
другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или
приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленному
настоящим законом.
|