Конституционный статус человека и гражданина
p> Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и
распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции).
Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и
документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное
не предусмотрено законом. Новом в конституционном закреплении личных прав и свобод является
включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1
ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно на территории
Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место
пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось
конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Конституция признает право каждого, кто законно находится на
территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина
Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 27
Конституции). Ранее – в советском государстве – многие десятилетия был
фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо
законодательная регламентация в этой области отсутствовала. К личным правам и свободам относится право определять и указывать
национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права
конституционно вытекает из отрицания правового значения признака
национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу
ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и
близкой по языку и образу жизни. Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести,
свобода вероисповедания. В соответствии со статьей 28 Конституции каждому
гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные
и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются
свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29
Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его
внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.
Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть
принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. . Политические права и свободы В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством
государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права
каждому, политические – гражданам. Связь политических прав и свобод с
гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли
государства. Политические права и свободы выступают как естественные права
и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их
характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве
установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и
свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические
права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской
Федерации. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что
носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. Граждане, ассоциированные
как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в
осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской
Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности с 18 лет (ст. 60). Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы
является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32
Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том
числе государственной, участвовать в управлении общими делами –
неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право
адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности
граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а
осуществляет власть, является субъектом этой власти. Рассматриваемое право
осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через
представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в
референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в
органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие
граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их
воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих
депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о
руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о
его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей
общества. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной
службе (ч. 4 ст. 32 Конституции) в соответствии со своими способностями и
профессиональной подготовкой. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их
участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право
осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и народных
заседателей. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право – важное средство
проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности
их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами
государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая
право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции).
Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях
различные формы совместной организованной общественной деятельности,
объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные
объединения способствуют развитию политической активности и
самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на
добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или
пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции). Выражением социальной и политической активности граждан, их
воздействия на процессы управления государством является право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия,
пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко
используется гражданами Российской Федерации. . Социально-экономические права и свободы Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют
социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер
жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и
призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально
значимые потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в
Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право
частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на
труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального
обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную
окружающую среду, право на образование, свобода литературного,
художественного, научного, технического и других видов творчества,
преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 33-44). Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как
естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция
закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом
экономической деятельности (ст. 34). Важнейшее место в системе социально-экономических нрав и свобод
занимает право частной собственности (ст. 35) Его конституционное
закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики.
Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частой
собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного
строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3
ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для
государственных нужд может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36
Конституции без каких-либо оговорок и ограничений закреплено право граждан
и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять
владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами,
не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов
иных лиц. В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав
человека в сфере труда (ст. 37 Конституции). Основной упор сделан на
закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно
распоряжаться своим трудом: 1) запрещен принудительный труд; 2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни
было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда; 3) утверждено право на защиту от безработицы; 4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку. С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37
Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов,
призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.
Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен
рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в
этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона
разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней,
оплачиваемого ежегодного отпуска. Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса
его первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38
Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой
государства. Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях. К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на
социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.
1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего
гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные
пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий
и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность,
которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39). Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1)
защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
2) поощрение органами государственной власти и органами местного
самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление
права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища
малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется
кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система
ссуд на это, не облагаемых налогом. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции)
предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов и других поступлений Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью
или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Понятие
«окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем
которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые
оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на
благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред
человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья. К числу социально-экономических прав и свобод относится право на
образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и
бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования, а также на
конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня
гражданин получает впервые. Реализация этого права дает возможность
получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для
осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В
этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в
целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в
специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать
сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила
обязательность основного общего образования. Родители или лица, их
заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст.
43). В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство
гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни
проживали. V. Основные обязанности Правовой статус личности характеризуется не только правами и
свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные
сферы отношений, в которых субъектом выступает человек. Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из
принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким
статусом и возлагаются на каждого. Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина,
которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового
статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее
важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина
перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и
общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные
и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются
человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении
интересов общества, государства, других граждан1. Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица,
проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и
законов Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе
об основах ее конституционного строя (ст.15). Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57). Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции). В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита
Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Заключение Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его
права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое
понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план
именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым
атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в
ст. 2, – обязанность государства». Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с
отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех
конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в
Российской Федерации. Таким образом, при знание человека, его прав и свобод
высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя
Российской Федерации, образующей основу не только конституционно
организованного общества, но и правовой защиты этого общества от
возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования
индивидуальных интересов и потребностей людей. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен
оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и
свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического
государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в
условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за
устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в
этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты,
которые характеризуют его как конституционное. В современной российской действительности, когда растет преступность,
идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией
Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в
значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции
большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан
России за свои права, за свое человеческое достоинство. Список использованной литературы: 1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 1998; 2. Конституция Российской Федерации (Комментарий) /Под ред. Акад. Б. Н. Топорнина — М.: Юрист, 1997 3. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.) 4. Конституция Российской Федерации. — М., 1993. 5. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской Федерации, — М., 1996. -----------------------
[1] См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998, стр. 155
[2] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,
1992, № 6, Ст. 243
[3] Там же
1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998, стр. 214 1 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). /
Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор
юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма Контракт;
Издательская группа Инфра · М, 1997. стр. 334
2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный), 2-е
изд., испр. И доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный
редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая
фирма Контракт: Издательская группа Инфра · М — Норма, 1998. стр. 707
1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.:
Юрист, 1998, стр. 244
Страницы: 1, 2
|
|