Исполнительное производство в РФ (шпаргалка)
Исполнительное производство в РФ (шпаргалка)
ВОПРОСЫ
К ЗАЧЕТУ ПО СПЕЦКУРСУ «ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
№1 Исполнительное
производство как заключительный этап защиты гражданского права.
В совр. науке большинство ученых
придерживаются того что исполнительное производство-это стадия гражданского
процесса. Т.к конечной целью рассмотрения гражд-го дела является постановление
законного и обоснованного судебного решения, которое после вступления в
законную силу приобретает свойство общеобязательности, и осуществление
принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению
судебного решения или определения в установленном законом порядке является
продолжением гражданского процесса. Есть ученые кот-е считают что
исполнительное производство – это не стадия гражданского процесса а самостоятельная
отрасль права. Исполнение судебных постановлений и иных актов, предусмотренных
законом – это правоприменительная деятельность специальных субъектов
исполнительного производства – судебных приставов исполнителей. В отличие от
судебной деятельности судебный пристав –исполнитель не решает спор о праве, о
правах и обязанностях, а исполняет те требования, которые были ранее определены
в судебном процессе, нотариальном производстве, процессе рассмотрения
трудового спора в комиссии по трудовым спорам, иным путем. Задача судебного
пристава исполнителя – не изменяя существа требований, принудительно их
исполнить с помощью особого механизма исполнительного производства.
Деятельность суда и др. субъектов(нотариуса, комиссии по трудовым спорам,
административного органа, налагающего взыскание, органа осущ-го контрольные
функции) можно определить как праворазрешительную, а деятельность судебного
пристава-исполнителя- как правоприменительную. Но суд также осущ-ет
правоприменительную деят-сть.Эффективнее исполнительное производство будет если
пристав-исполнитель самостоятелен, т.е надо в дальнейшем приветствовать
разграничение судебной и исполнительной деятельности. Исполнительное производство-
процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой
составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу
принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя,
облеченные в особую процессуальную форму. Хотя есть точка зрения о
внепроцессуальном характере исполнительного производства.
№2 Источники
нормативно-правового регулирования исполнительного производства.
Раньше исполнительное производство
рассматривалось в теории гражданского процесса как завершающая стадия
гражданского судопроизводства. Если решение суда, обязывающее должника к
совершению определенных действий или к воздержанию от них, добровольно не
исполняется то возникает необходимость в его принудительном исполнении. И
делается это именно в заключительной стадии гражд-го судопроизводства – стадии
исполнения судебных постановлений. Ранее нормы регулирующие исполнительное
производство размещались в ГПК РСФСР 1964 г. В качестве составной его части, и
исполнительное производство регулировалось гражд-ким процессуальным правом и
являлось частью гражданского судопроиз-ва. Нормат-ная основа исполнит-го
производства изменилась в связи с принятием двух фед-ных законов от 21 июля
1997г.- ‘’О судебных приставах ’’ и ’’ Об исполнительном производстве’’.Система
законод-ва об исполнит-м производстве сейчас в стадии формирования. Под
системой законод-ва об исполн-м производстве понимается- совокупность нормативно-правовых
актов, содержащих нормы об исполнительном производстве. В соот. Со ст.2 ФЗ Об исполн-м
произ-ве законод-во РФ об исполн-м произ-ве состоит из этого закона, ФЗ о судебных
приставах и др. фед-х законов, регулирующих условия и порядок принудительного
исполнения судебных актов других органов. Правительство рф имеет право принимать
нормат-ные акты по вопросам исполнит-го произ-ва. В системе законод-ва об
исполн-м производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты кот-
содержат как общие так и конкретные привила определяющие порядок процессуальной
деят-сти в испол-ном произ-ве.Нормотворчество в сфере исполн-го произ-ва относится
к компетенции фед-ных органов.Хотя в ст 2 фз об испол-м произ-ве в кач-ве
закона регул-го исп-ное произ-во не указана конст.рф, всеже она явл-ся законод-ным
актом имеющим высшую юрид-кую силу.(в конст. Рф признание ,соблюд-е и защита
прав и свобод человека и гражд-на- это обяз-сть гос-ва, в том числе в
исполн-ном произ-ве; права и свободы неприкосновенны и нерушимы, гос-во
воздерж-ся от вмешательства в сферу прави и свобод , в рф признаються и
гарнтируются приава и свободы чел-ка и гр-на согл-но общепризнанным принципам
и нормам межд-го права.) Акты имеющие значение для исполнительного производства:
Нью-йоркская конвенция ‘’ о признании и приведении в исполнение
иностр-ных арбитражных решений’’ 1958г., гаагская конвенция 1961г. , московская
конвенция ‘’О разрешении арбитр-ным путем гражд-ко правовых спроров вытекающих
из отношений экономич-го и научно-технического сотрудничесива 1972г.,
соглашение участников снг о порядке разрешения споров связанных с осущ-ние
хоз-ной деят-сти 1992г., конвенция участников снг о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г.’’ Всякие
международные договора об оказании взаимной правовой помощи.
Исполн-е произ-во регулир-ся ФЗ Об
исполнит-м производсте’’ и ‘’о Судебных приставах, и др. фед-ми законами.
В кач-ве таких фед-х
законов выступают осн-ные нормат-ные акты ругулир-щие как процессуальные так и
материальные правоотношения: Гпк РФ, Апк РФ, ГК РФ, СК,ТК, Коап и др.
В гпк нормы в спец разделе об
исполнительном производстве (разд. VII). Разд. Этот состоит из 19 статей (ст4284-46), иные статьи этого
кодекса регулир-щие вопросы: разъяснения решения, подлежвщего исполнению
(ст202), отрочки или расрочки исполнения решения, измениеня способа и порядка
исполнения решениясуда, обеспеченияего исполнения( ст204) , особенностей
решений суда о присуждении имущ-ва или его стоимости (ст205), обязывающих
должника совершить опред-ныедействия (ст206) в пользу нескольк. Истцов или
против неск.ответчиков (ст.207), решений подлежащих немедл.исполнению (ст 211).
В апк есть тоже положения какющиеся регули-ния исполн-го производства: разд VII посвящ. Общим вопросамм исполнения
судебных актов, вынесенных арбитр-ми судами, многие нормы раздела IV дополняют положения закона об
исполн-ном производстве (порядок выдачи исполнителного листа(ст319-323),
поворот исполнения судебного акта (ст325-326).
К источникам испол-го
произв-ва надо отнести и Фед-е законы регулир-щие разные материальные правоотношения напр. в гк
рф есть нормы о представит-ве, порядке выдачи доверенности (гл 10),об отв-сти
за нарушение обязательств (гл 25 ) вследствие причинения вреда (гл 59), о
порядке проведения торгов (447-449), и др. нормы. В ск урегулир-н порядок
исполнения решений судов по спорам связанным с воспитанием детей (ст79),
порядок уплаты и взыскания алиментов (гл17). В тк рф зкр-ны важн. Вопросы
связ-ные с порядком защиты труд-х прав и разрешением трудовых споров(разд xiii). В кач-ве источников исполнит-го
произзв-ва могут рассматриваться и подзаконные нормативные акты : постановление
правительства рф от 7 июля1998г.№723 ‘’Об утверждении Положения о порядке и
условиях хранения арестованного и изъятого имущества’’ , поставновл-е
Правит-ва рф от 27 мая 1998г №516 О дополнительных мерах по совершенствоанию
процедур обращения взыскания на имущество организаций, постан-ние правительства
рф от 15 июля 2002г. №527 О нормах и перечне затрат на реализацию имущества
конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям)
судов(судей) либо по решениям тамож-ных органов рф, признанного в утан. Порядке
бесхозным, а также изъятого фед-ми орг-ми исполнит-ной властив соот с их
компет-цией, постан-ние правит-ва рф от 9 сент 2002г. № 666 О порядке исполнения
Мин-вом финансов рф судебных актов по искам к казне рф на возмещение вреда
причиненного незаконными действиями (бездествиями) органов гос.власти’’, и др.
Большое значение имеют постановл-ния
конст-го суда РФ, т.к. в обл-ти исполн-го произ-ва м.б. спорные вопросы
кот-е были предметом разбир-ва в конс суде напр нормы об исполнит-х док-тах,
исполнительск-м сборе, очередности распределения взысканных денежных сумм,
некотор.др.вопр. В кач-ве самост-ной группы источников исполн-го произ-ва могт
рассм-ттся обобщения судебной и др. правоприменительной прктики в виде
постановлений Пленума верховного суда рф и пленума высшего арбитражного
суда рф.
№3 ФЗ «Об исполнительном
производстве» как источник нормативно-правового регулирования исполнительного
производства.
Система исполнительного законод-ва
в настоящее время включает в свой состав части:
I Общая часть: 1) основные положения и
общие условия совершения исполнительных действий (гл1 Фз от 21июля 1997№119-Фз
об испольн-ном производстве). Эта группа норм регулирует сферу действия
законод-ва об исполнит-ном произ-ве, законод-во в этой сфере , органы
принудительного исполнения, перечень исполнительных документов, место и сроки
совершения исполнителных действий , сроки и расходы в исполнит-ном производстве,
а также общие правила возбуждения и окончания исполнительного производства и
его временой остановки.
2) положения о лицах участвующих в
исполнительном производстве (гл 2 ). Регулирует состав , права и обязанности
лиц, участвующих в исполн-ном произв-ве, вопросы процессуального соучастия и
правопреемства.
3) основания применения и состав
мер принудительного исполнения (гл 2). Также определяются меры принудительного
исполнения : обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста
на имущество и его реализацию, обращение взыскания на зарплату, пенсию,
стипендию и иные виды доходов должника, обращение взыскания на имущество должника
находящиеся у др. лиц, изъятие у должника и передача взыскателю определенных
предметов, указанных в исполнительном документе.
4) расходы в исполнит-ном
произв-ве(гл 10) Положения об исполнительном сборе и расходах по совершению исполнительных
действий. Порядок взыскания и размер исполнительного сбора.Устан-ся правила
взыскания расходов по совершению исполнительных действий, возможность их аванирования.
5) ответственность в исполнит-ном
произ-ве (гл10) Предусм-ся отв-сть за неисполнение исполнительного документа,
обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их
совершени, отв-сть за неисполнение исполнительного док-та банком или иной
кредитной организацией, а также ответственность за невыполнение законных
требований судебного пристава-исполнителя и нарушенеие законодательства РФ об
исполнительном производстве.
II Особенная часть:1)обращение взыскания на
имущество должника (гл6). Нормы данного инстута регулируют: а)особенности обращения
взыскания на имущ-во должника-физ лица в томчисле на денежн.ср-ва как в рублях
так и в иностр.валюте, устан-ся правила ареста
имущ-ва,оценки,хранения,реализации арестованного имущ-ва. Б) особенности
обращения взыскания на имущество должника-организации : арест и реализация имущ-ва
должника-организации.
2)обращение взыскания на зарплату и
иные виды доходов должника (гл4). Тут регулируются разные вопропсы обращения
взыкания на зарплату и др виды доходов должника : порядок исчисления и размер
удержаний, особенности обращения взыскания на пособия по соц-мц страхования,
порядок взыскания алиментов и др. вопросы.3) исполнение иполнительных док-тов
по спорам неимущественного зар-ра (гл7). Тут определяются общие условия
исполнения исполнит-ных док-тов, обязывающих должника совершить определенные
действия или воздержатся от их совершения а также такие специальные вопросы как
последствия неисполнения исполнит-го док-та о восстановлении на работе и
сполнение исполнит-го док-та о выселении должника или о вселении взыскателя.
4) распределение взыскательных
денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя (гл8)
5)защита прав взыскателя, должника
и др лиц при совершении исполнит-ных действий (гл11): обжалование
действий(бездействий), посиановлений судебного пристава-исполнителя,
предъявление исков в исполнительном производстве, поворот исполнения.
6) исполнительное производство
осложненное иностранным элементом (гл IX) регулирует вопросы совершения исполнит-х действий в отношении
иностр-х гр-н ,лиц без гражд-ва и иностр-ных организаций, исполнение судебных
актов и актов других органов иностранных гос-в.
Федеральный закон от 21 июля 1997
года №119-ФЗ ‘’Об исполнительном производстве’’ (с изм. И доп от 24 декабря
2002 г., 10 января, 8 декабря 2003г.).
Состоит из : XII (12) глав, 95 статей.
Глава I Основные положения и общие условия
совершения исполнительных действий
Глава II Лица участвующие в исполнительнос
производстве
Глава III Основание примениея мер
принудительного исполнения
Глава VI обращение взыскания на имущество
должника
Глава Vособенности обращения на имущество
должника организации. Арест и реализация имущества дожника-организации
Глава VI обращение взыскания на зарплату и
иные виды доходов должника
Глава VII исполнение исполнительных
документов по спорам неимущественного характера
Глава VIII распределение взысканных денежных
средств и очередность удовлетворения требований взыскателя
ГлаваIX совершение исполнительных действий в отношении иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Исполнение судебных
актов и актов других органов иностранных государств.
ГлаваX Исполнительскиц сбор. Расходы по совершению исполнительных
действий. ответственность за нарушение законодат-ва рф об исполнительном произве.
Глава XI защита прав взыскателя , должника
и др лиц при совершении исполнительных действий
Глава XII заключительные и переходные положения.
№4Органы принудительного
исполнения.
В соот со ст 3 ФЗ об
исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов и актов
других органов в РФ возлагается на Службу судебных приставов и службу
судебных приставов органов юстиции субъектов РФ.
Служба судебных приставов входит с
систему органов Министерства юстиции РФ, и возглавляет ее главный пристав РФ. В
субъектах РФ службы судебных приставов возглавляют главные судебные приставы
субъектов РФ. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных
актов и актов других органов возлагается на судебных приставов – исполнителей,
объединенных в районные, межрайонные или соответствующие согласно администр-но
териториальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов
возглавляемые старшими судебными приставами. Процессуальное положение судебного
пристава ругулируется также специальным нормативным актом – ФЗ О судебных
приставах. Судебным приставом может быть гражданин Рф, достигший 20 лет,
имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для
старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по
своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять
возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом,
состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный
пристав приносит присягу. На должность судебного пристава не может быть
назначен гражданин, имеющий судимость. Суд-ным приставам присваиваются классные
чины работников органов юстиции, а суд-ным приставам военных судов – воинские
звания, и выдаются служебные удостоверения единого образца,утвержд-мые министром
юстиции рф. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят
форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются
министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и
имеют знаки различия, установленные для военнослужащих. В зависимости от
исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных
приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее -
судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и
судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других
органов (далее - судебный пристав - исполнитель). Полномочия и требования,
предусмотренные настоящим Фз, в равной мере распространяются на судебных
приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных
приставов - исполнителей (далее - судебные приставы). Судебные приставы в
соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную
подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка
деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют
право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
Судебные приставы подлежат обязательной гос. дактилоскопической регистрации в
соответствии с законодательством Рф.
№5Порядок организации и
структура службы судебных приставов.
В службу судебных приставов входят:
* департамент судебных приставов
Министерства юстиции Рф, возглавляемый заместителем главного судебного пристава
Рф;
* служба судебных приставов
Управления военных судов Министерства юстиции Рф (далее - Управление военных
судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов -
главным военным судебным приставом;
* службы судебных приставов органов
юстиции субъектов Рф (далее - службы судебных приставов), возглавляемые
заместителями начальников органов юстиции субъектов Рф - главными судебными
приставами субъектов Рф;
* районные, межрайонные или
соответствующие им согласно административно - территориальному делению
субъектов Рф подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов
по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов -
исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.
Министерство юстиции РФ осущ-ет
организационное и методическое руководстводеятельностьюслужбы судебных
приставов через главного судебного пристава рф. Органы юстиции субъектов рф
осущ-ют орг-ное и методич-е руков-во деят-стью соотв-щих служб суд-ных пристаов
через главных судебных приставов субъектов Рф.По отношению к судебному
приставу-исполнителю вышестоящими должностными лицами явл-ся главный судебный
пристав РФ, главный суд-й пристав субъекта рф, старший судебный пристав
подразделения. Компетеция главного суд-го пристава РФ: -осущ-ет
руководство деят-стью Службы суд-ных приставов; -издает приказы, указания и
распоряжения,регулирующие вопросы организации деят-сти службы суд-ных приставов
и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных
приставов , обязательные для исполнения всеми сотрудниками Службы суд-ных
приставов; -в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда
устан-ет штаты и структуру службы суд-ных приставов; -осущ-ет финасовое и материально-технич-кое
обеспечение службы суд-ных приставов; -рассматривает жалобы на действия
судебных приставов в порядке подчиненности;несет предусм-ную законод-вом рф
отв-сть ы выполнение задач возложенных на службу суд-ных приставов. Компетеция
главного суд-го пристава субъекта РФ: -осущ-ет руководство сотв-щей службой
суд-х приставов; -образует подразделения суд-ных приставов, координирует и
контролирует их деят-сть; -назначает на должность и освобожд-ет от должности
суд-ных присавов ,организует их профессиональную и специальную подготовку и
проводит их аттестацию; перемещает в случае необх-сти суд-ных привов из одних
подразделений в др. в соот с закон-вом рф о труде и законод-вом рф о
гос.службе; в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда
устан-ет штаты и структуру подразделений суд-ных приставов; поощряет суд-ных
приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой
дисциапины; осущ-ет фин-вое и матер-но –технич-е обеспечение суд-ных приставов;
организует выполнение приказов, методич-ких указаний и инструкций мин-ва
юстиции рф, а также приказов,указаний и распоряжений главного суд-го пристава
рф; рассм-атр-ет жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;
-несет предусм-ную законод-вом рф отв-сть за выполнение задач возложенных на
соот-щую службу суд-ных приставов. Компетеция старшего суд-го пристава:
Старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов. Старший
судебный пристав: - организует и контролирует работу возглавляемого им
подразделения и несет предусмотренную законод-вом Рф отв-сть за выполнение
задач, возложенных на судебных приставов; - обеспечивает правильное и
своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или
председательствующего в судебном заседании; - координирует действия судебных
приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных
подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей,
заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов -
исполнителей; - является распорядителем депозитного счета подразделения
судебных приставов; - осуществляет специальные полномочия, предусмотренные
законод-вом Рф об исполнительном производстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|