Должностная инструкция
Должностная инструкция
Министерство образования Российской Федерации Тюменский государственный университет Институт государства и права Специальность: Государственное и муниципальное управление Д О К Л А Д Должностная инструкция Выполнил студент IV курса дневного отделения гр. 1597 Лесовой Сергей Юрьевич 2002г. Должностная инструкция – это правовой акт, издаваемый в целях
регламентации организационно-правового положения работника, его
обязанностей, прав и ответственности и обеспечивающий условия для его
эффективной работы. Правовое положение работника организации регламентируется должностной
инструкцией, устанавливающей функции, права, обязанности и ответственность
должностных лиц. Унифицированная структура текста данного документа,
согласно ГСДОУ, включает следующие разделы: 1. Общие положения Устанавливается сфера деятельности данного специалиста, порядок его
назначения и освобождения от занимаемой должности, замещение по должности
во время отсутствия, определяются квалификационные требования,
подчиненность специалиста и должностные лица, которыми он руководит. В
разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми
должен руководствоваться специалист в своей деятельности. 2. Функции Определяются направления деятельности специалиста. 3. Должностные обязанности Перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста;
указывается форма его участия в управленческом процессе - руководит,
утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет,
контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д. 4. Права Определяются права, предоставляемые специалисту для выполнения
возложенных на него функций и обязанностей. 5. Ответственность Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и
некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и
неиспользование предоставленных ему прав. В ГСДОУ рекомендовано включать в должностную инструкцию раздел "Оценка
работы", в котором должны быть перечислены критерии оценки качества работы
сотрудника. При разработке должностных инструкций сотрудникам кадровых служб
следует учитывать наименования должностей, предусмотренных для этих служб
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов: директор по кадрам и быту, начальник отдела (управления
кадрами и трудовыми отношениями), специалист по кадрам, менеджер (в
подразделениях (службах) управления кадрами и трудовыми отношениями),
заведующий отделом по управлению кадрами и трудовыми отношениями, инженер
по подготовке кадров, инспектор по кадрам, табельщик. Нормативной базой для разработки должностных инструкций является
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других
служащих, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37. Справочник
содержит квалификационные характеристики должностей служащих, являющиеся
нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций
работников. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей
служащих предназначены для применения в организациях и на предприятиях всех
форм собственности независимо от их ведомственной подчиненности. На основе
квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для
конкретных работников. Каждая квалификационная характеристика, представленная в справочнике,
содержит три раздела: должностные обязанности работника, что он должен
знать, требования к квалификации работника. В Квалификационном справочнике
охарактеризованы следующие должности работников кадровых служб: заместитель
директора по управлению персоналом, менеджер по персоналу, начальник отдела
кадров, инженер по подготовке кадров, инспектор по кадрам, специалист по
кадрам, табельщик. Должностные инструкции разрабатываются руководителями структурных
подразделений и ими подписываются. При отсутствии структурных подразделений
инструкция составляется специалистом, занимающим данную должность и им
подписывается. Должностные инструкции обязательно утверждаются, как
правило, первым руководителем организации. Вопросы согласования текстов должностных инструкций и привлечения к
этому определенных должностных лиц решаются индивидуально в каждой
организации в зависимости от ее структуры, штатного состава и сложившихся
традиций. Например, во многих организациях тексты должностных инструкций
согласовывают с юрисконсультами. Должностные инструкции доводятся до работников под расписку. Для внесения в должностные инструкции изменений и дополнений издается
соответствующий приказ руководителя организации, который доводится до
работников под расписку. Приказ о внесении изменений издается при необходимости
перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях,
сокращении штатов и т.д. Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново
утверждены в следующих случаях: . при изменении наименования организации или структурного подразделения; . при изменении наименования должности; . при изменении фамилии работника, замещающего данную должность (например, при увольнении прежнего работника и замене его другим), если инструкция, в виде исключения, была именной и содержала в заголовке к тексту фамилию и инициалы работника. Распределение должностных обязанностей между руководящими работниками
организации устанавливается распорядительным документом — приказом
директора. Список литературы: 1. Должностные инструкции – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 128 с.
2. Павлюк Л.В., Киселева Т.И., Воробьев Н.И. Справочник по
делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере (7-е изд.).
– СПб.: «Издательский дом Герда», 2002, 288 с.
|