Налоговая система РФ и пути ее реформирования
Вопросы межбюджетных
отношений остаются в настоящее время достаточно острыми. Устанавливаемые
ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год нормативы
расщепления и зачисления регулирующих налогов и сборов в бюджеты различных
уровней систематически не соблюдаются, и, в большинстве случаев, потери несет
федеральный бюджет. В результате, значительные суммы также выпадают из
федерального бюджета. Например, только по налогу на добавленную стоимость
Республика Татарстан в 1999 году недоперечислила в федеральный бюджет порядка
1,5 млрд. рублей. Потери федерального бюджета по акцизам на нефть, газ, бензин
автомобильный по Республике Башкортостан за 1999 год приблизились к 3 млрд.
рублей. Что касается об акцизах на спирт, водку и ЛВИ, то в результате
нарушения федерального закона «О федеральном бюджете» федеральный бюджет потерял
0,9 млрд. рублен.
В нарушение
действующего законодательства Российской Федерации в республиках
руководствуются собственными законами (в Республике Татарстан от 26.12.91 №
1368-XII «О Дорожном фонде в Республике Татарстан», а в
Республике Башкортостан - от 05.11.93 № ВС-21/27 «О Дорожном фонде Республики
Башкортостан»), в соответствии с которыми налоги на реализацию горюче-смазочных
материалов и на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляются в
дорожные фонды этих республик. В результате в 1999 году в бюджеты Республик
поступило свыше 3 млрд. рублей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет
страны.
Иными словами,
выпадающие доходы, образовавшиеся в результате нарушения зачислений в
федеральный бюджет налогов и сборов, мобилизуемых на территории Республик
Башкортостан и Татарстан, составили в 1999 году более 8 млрд. рублей.
Продолжающая иметь
место практика проведения различного рода взаиморасчетов, особенно на
региональном уровне, а также предоставлением льгот, отсрочек и рассрочек по
уплате налогов и сборов, привели к диспропорциям в поступлении налоговых
платежей.
Предоставляемые
налоговые льготы и освобождения отдельным регионам и категориям
налогоплательщиков также приводят к прямым потерям федерального бюджета
(например, в связи с предоставлением налоговых льгот в закрытых
административно-территориальных образованиях, которых насчитывается более 40, в
15 свободных экономических зонах).
Значительные потери
несет федеральный бюджет и в связи с образованием (в 1999 году их было 15)
свободных экономических зон.
Совокупная
задолженность в бюджетную систему страны (включая задолженность по пеням и
налоговым санкциям) на начало 2000 года составила 707 млрд. рублей, или
возросла почти в 1,5 раза по сравнению с началом 1999 года. При этом задолженность
по налоговым платежам в консолидированный бюджет страны составила 378 млрд.
рублей (53,5% всей задолженности) и выросла также почти в 1,5 раза, а
задолженность по штрафам и пени - соответственно 329 млрд. рублей, или в 1,4
раза.
Высокие темпы роста
поступлений в последние 5-6 месяцев, проведенные расчеты по целевому погашению
задолженности не могли не сказаться на улучшении положения дел с задолженностью
по налогам и сборам в федеральный бюджет. Задолженность продолжает расти, но
темпы ее роста значительно медленнее, чем в соответствующие месяцы 1998 года.
Снижается и абсолютный размер прироста задолженности в 1999 году. Так, если в I
полугодии 1999 года задолженность росла в среднем на 9,8 млрд. рублей в месяц,
то во II полугодии - в среднем на 4,8 млрд. рублей, или в 2 раза ниже.
Задолженность по
налогам и сборам в федеральный бюджет увеличилась со 159,2 млрд. рублей на
01.01.99 до 246,7 млрд. рублей на 01.01.2000, или почти на 55% (в
соответствующем периоде 1998 года - на 68%). Рост задолженности по налоговым
платежам в федеральный бюджет произошел абсолютно по всем субъектам Российской
Федерации. Самый значительный рост задолженности по сравнению с началом 1999
года отмечается в г. Санкт-Петербурге (в 5,1 раза). Ненецком АО и Московской
области (в 2,1 раза), в Ханты-Мансийском АО (в 2 раза). Республике Ингушетия,
Калужской области и в г. Москве (в 1,9 раза). Одна треть всей задолженности по
налоговым платежам приходится на Московскую область (9,3% всей задолженности),
г. Москву (6,4%), Ханты-Мансийский АО (6,2%), Свердловскую область (4,3%), г.
Санкт-Петербург (4,2%) и Кемеровскую область (4,1%).
В общей сумме
задолженности просроченная задолженность (недоимка) на 1 января 2000 года
составила 229,1 млрд. рублей (около 10 1%), а отсроченные в установленном
порядке платежи - 17,6 млрд. рублей (свыше 7%).
По сравнению с
началом 1999 года недоимка выросла на 81 млрд. рублей, или почти на 55%. Рост
недоимки произошел несмотря на проведенное в январе-марте и в декабре т.г.
погашение задолженности в федеральный бюджет в результате расчетов по целевому
финансированию (на сумму 19,7 млрд. рублей), но которое оказало влияние на
снижение темпов ее роста (в 1998 году недоимка выросла в 1,7 раза, в 1999 году
- в 1,55 раза). Проведенное в декабре погашение задолженности привело, как и в
1998 году, к снижению размеров недоимки в декабре на 4,4 млрд. рублей, и,
следовательно, к снижению размера всей задолженности на 01.01.2000 по сравнению
с 01.12.99 на 3,6 млрд. рублей. Если в 1 полугодии рост недоимки составлял в
среднем 8,9 млрд. рублей в месяц, то во II полугодии - 4,6 млрд. рублей.
Отсроченные
(рассроченные) платежи за указанный период выросли с 11,2 млрд. рублей на
01.01.99 до 17,6 млрд. рублей на 01.01.2000, или более чем в полтора раза.
Более 95%
задолженности по налоговым платежам приходится на задолженность по трем
основным налогам - налогу на прибыль (14,4% от общей задолженности), налогу на
добавленную стоимость (более 70%) и на акцизы (11%).
По сравнению с
началом года задолженность по налогу на прибыль выросла в 1,7 раза. При этом
если в I полугодии 1999 года она росла в среднем за месяц на 2 млрд. рублей, то
во II полугодии - лишь на 0,5 млрд. рублей. По НДС
задолженность выросла в 1,5 раза (в I полугодии - в среднем на 6,3 млрд.
рублей, во II полугодии - на 3,4 млрд. рублей в месяц), по
акцизам - более чем в 1,7 раза (в среднем на 1,38 и 0,52 млрд. рублей в месяц
соответственно).
Такой рост
задолженности, помимо экономических причин, можно объяснить тем, что Соглашение
об урегулировании задолженности РАО «ЕЭС России» и его дочерних и зависимых
предприятий было подписано только на IV квартал 1999 года.
Задолженность по
пеням и налоговым санкциям в федеральный бюджет составила на 1 января 2000 года
192,4 млрд. рублей против 117,5 млрд. рублей по состоянию на 1 января 1999 года
и выросла почти на 75 млрд. рублей, или почти на 64%.
Совокупная
задолженность перед федеральным бюджетом (включая налоговые санкции и пени) по
состоянию на 1 января 2000 года составила 439 млрд. рублей и увеличилась по
сравнению с началом года почти на 59%.
По состоянию на
начало 2000 года в среднем по России на каждый рубль долга по налоговым
платежам приходится 61,4 копейки долга по пеням и 16,6 копейки долга по
налоговым санкциям.
По состоянию на 1
января 2000 года совокупная задолженность в бюджеты территорий составила почти
268 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с началом 1999 года немногим более
чем на четверть. При этом задолженность по налоговым платежам составила 131,5
млрд. рублей (49% в совокупной задолженности в территориальный бюджет, в
федеральном бюджете - 56%), задолженность по штрафным санкциям - 136,8 млрд.
рублей (соответственно 51%, в федеральном бюджете - 44%). Задолженность по
налоговым платежам в территориальный бюджет за период с начала года увеличилась
более чем на 37% (в федеральный бюджет - на 55%), задолженность по штрафным
санкциям - на 17,4% (задолженность по штрафным санкциям в федеральный бюджет
выросла почти на 64%).
Одновременно с
задолженностью, имеет место и переплата по налоговым платежам. К началу 2000
года переплата по налоговым платежам в федеральный бюджет превысила 48 млрд.
рублей, что составляет 19,5% к имеющейся задолженности. При этом 73% этой
переплаты приходится на переплату по НДС, 12,5% - на переплату по акцизам, 11 %
- на переплату по налогу на прибыль. Переплата в бюджет территории составляет
почти 40 млрд. рублен, или 30% к задолженности, Свыше 38% переплаты приходится
на налог на прибыль, 30% - на переплату по НДС и почти 26% - на переплату по
другим налогам.
МНС России проводит
целенаправленную политику снижения размеров задолженности. Это и проведение
различного рода взаиморасчетов, и реструктуризация задолженности, и
предоставление отсрочек по уплате налогов. В последние два года получила
распространение практика подписания соглашений и договоров-обязательств с
крупнейшими налогоплательщиками по уплате налогов, и ряд других мер. Причем все
эти меры касаются, главным образом, федерального бюджета. И, несмотря на это,
задолженность в бюджеты территории растет медленнее. Если отношение суммы
прироста задолженности к сумме начисленных налогов в бюджеты территорий в 1999
году составляло 5,7%, то по федеральному бюджету - 24%. Связано это, главным
образом, с более широкой практикой проведения зачетов, денежных и безденежных
взаиморасчетов (векселя, бартер и т.п.) на территориальном уровне.
В целях обеспечения
полноты и своевременности поступлений налогов и сборов в бюджетную систему и
ужесточения мер по сокращению недоимки в бюджеты всех уровней Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам усилена работа с
крупнейшими налогоплательщиками страны, проводится мониторинг крупнейших
налогоплательщиков, которым охвачено более двадцати тысяч организаций,
осуществляющих платежи в федеральный бюджет свыше 1 млн. рублей в месяц или
имеющих задолженность по платежам в федеральный бюджет свыше 1 млн. рублей.
Налоговыми органами осуществляется
ежедневный оперативный контроль за поступлением налоговых платежей от
естественных монополий (ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России",
крупнейших нефтяных компаний, а также железных дорог МПС России), а также за
погашением накопленной задолженности по налогам и сборам в соответствии с
заключенными соглашениями и договорами.
По состоянию на 1
января 2000 года в федеральный бюджет от 242 крупнейших организаций и
предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса и железнодорожного
транспорта, а именно от 35 организаций, входящих в систему ОАО
"Газпром", 90 организаций РАО "ЕЭС России", 99 организаций
нефтяного комплекса и 18 железных дорог системы МПС России, составляющих около
0,01% от общего числа налогоплательщиков - организаций страны, поступило
«живыми» деньгами 115,2 млрд. рублей, т.е. 34% всех поступлений в федеральный
бюджет.
Применяемый
налоговыми органами комплекс предусмотренных законодательством принудительных
мер по взысканию задолженности по налогам и сборам в бюджет Российской
Федерации способствовал снижению уровня недоимки, увеличению поступлений в
бюджет.
Так, в 1999 году
налоговыми органами было направлено около 1,4 млн. требований об уплате налогов
и сборов на сумму 1073 млрд. рублей, в том числе 565,3 млрд. рублей в
федеральный бюджет; выставлено 2,8 млн. инкассовых поручений на сумму 331,2
млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет на сумму 195,9 млрд. рублей.
За указанный период
принято почти 102 тыс. постановлений об обращении взыскания недоимки на
имущество должников на сумму 294 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет
на сумму 163 млрд. рублей. Свыше 13% постановлений на сумму 30 млрд. рублей,
причитающихся федеральному бюджету, возвращены органами налоговой полиции без
исполнения.
После получения
требований об уплате налогов и сборов должниками была погашена задолженность в
федеральный бюджет на сумму 79,4 млрд. рублей, в бюджета территорий - 116,6
млрд. рублей.
Поступления со
счетов налогоплательщиков, взысканных в бесспорном порядке (по инкассовым
поручениям), составили 12,6 млрд. рублей (или 5,8%от выставленной суммы), в
бюджета территории - 8 млрд. рублей (5,6%). Погашено в результате изъятия
наличных денежных средств 3,7 млрд. рублей (в федеральный бюджет) и 3,1 млрд.
рублей (в бюджет территории). Еще более 12 млрд. рублей было погашено
должниками в федеральный бюджет после получения решений об административном
аресте имущества должников (12%), и 15,7 млрд. рублей - в бюджет территорий
(16,3%).
Органами налоговой
полиции за январь-декабрь 1999 года вынесено свыше 55 тысяч решений об
административном аресте имущества организаций-недоимщиков на сумму 105 млрд.
рублей, причитающуюся федеральному бюджету.
Фактически произведено
около 42 тысяч арестов имущества должников на общую сумму, причитающуюся
федеральному бюджету, в размере 41,5 млрд. рублей.
Кроме того, за счет
реализации арестованного имущества должников погашена задолженность в
федеральный бюджет на сумму 2,3 млрд. рублей, в территориальный бюджет - 3,4
млрд. рублей.
Всего сумма
погашенной задолженности за 1999 год в результате применения мер
принудительного взыскания составила почти 257 млрд. рублей, в том числе по
платежам в федеральный бюджет - более 110 млрд. рублей, в территориальный
бюджет - 146,8 млрд. рублей.
Иными словами, из
общей суммы поступлений по налогам и сборам в бюджеты всех уровней в погашение
недоимки за 1999 год было направлено почти 30 процентов всех поступлений.
В целях
своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджетную систему
страны МНС России и его органы на местах в 1999 году принимали все
предусмотренные законодательством меры, направленные на усиление
ответственности налогоплательщиков за выполнение своих обязательств перед
бюджетом и повышение на этой основе собираемости налогов. Особое внимание
уделялось осуществлению мероприятий по пополнению доходной части федерального
бюджета, предусмотренных;/
'Основными
направлениями контрольной работы органов МНС России и Межведомственным
планом мероприятий контролирующих и правоохранительных органов.
Совместно с контролирующими и правоохранительными органами проводились
проверки хозяйствующих субъектов, потенциально склонных к сокрытию или
занижению доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения.
По предварительным
данным в 1999 году налоговыми органами выездными проверками было охвачено 590
тыс. налогоплательщиков - юридических лиц, или 20,5 % от общего количества
состоящих на учете в налоговых органах. Проверками отчетов и налоговых
расчетов дополнительно начислено налогов и предъявлено налоговых санкций на
сумму 191 млрд. рублей, что составляет 18,3% к поступлениям в бюджет и целевые
бюджетные и государственные внебюджетные фонды, из них выездными проверками
доначислено 47,6 млрд. рублей.
Дополнительные
начисления сумм налогов и сборов (без учета налоговых санкций и пени) в
бюджетную систему по результатам выездных и камеральных проверок возросли с
48,6 до 75,4 млрд. рублей, или в 1,6 раз. В расчете на одного работника
налоговых органов, занимающего должность руководителя или специалиста,
доначислено налогов и сборов на сумму 516 тыс. рублей, что по сравнению с 1998
годом больше в 1,6 раза.
Наиболее
значительные суммы доначислений по выездным проверкам произведены налоговыми
органами г. Москвы, Иркутской, Московской, Оренбургской областей,
Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и некоторых других
субъектов Российской Федерации.
Из доначисленных
платежей в бюджетную систему за истекший год поступило 29,6 млрд. рублей, в
1998 г. - 26,7 млрд. рублей, т.е. на 2,9 млрд. рублей, или на 11%, больше, чем
в предыдущем году. По выездным проверкам взыскано в бюджет 19,3 млрд. рублей,
что составляет 118% к данным за 1998 год. К нарушителям налоговой дисциплины
принимались предусмотренные действующим законодательством меры воздействия.
Более 317 тыс. должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и 482 тыс.
физических лиц-предпринимателей привлечены к административной ответственности с
наложением штрафов на общую сумму 197 млн. рублей, 110 тысяч раз
приостанавливались операции по счетам налогоплательщиков.
На постоянной основе
осуществляется взаимодействие налоговых органов с органами налоговой полиции. В
1999 году проведены совместные выездные проверки 14,4 тыс. юридических и 19,1
тыс. физических лиц. По результатам проверок доначислено платежей в бюджет и
целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (включая финансовые
санкции), 13,6 млрд. рублей. Сумма поступивших налогов и сборов, дополнительно
начисленных в результате проведенных совместных проверок, возросла по сравнению
с 1998 г. на 429,5 млн. рублей, или на 12%.
Следует отметить
положительные результаты контрольной работы, достигнутые налоговыми органами
Самарской, Томской, Ярославской и Челябинской областей, г. Москвы,
Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, Управлением МНС России по Самарской
области мобилизовано в федеральный бюджет дополнительно начисленных платежей на
2,4 млрд. рублей (или в 6 раз) больше, чем планировалось, при этом сумма
взыскания дополнительно начисленных платежей в расчете на одну выездную
проверку в сравнении с 1998 г. возросла в 5 раз. Достижению высоких результатов
контрольной работы указанными управлениями способствовало применение процедур
целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых
проверок, эффективных форм и методов контрольной работы, хорошо налаженное
взаимодействие с правоохранительными и иными контролирующими органами.
В 1999 году
Министерство провело комплексные проверки контрольно-ревизионной работы по
своевременному и полному поступлению налогов и сборов и других платежей в
бюджет и целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, а также по
использованию средств, выделяемых на содержание налоговых органов, в 10
Управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации (Ненецкому АО,
Липецкой области. Брянской области. Хабаровскому краю. Псковской области,
Курганской области, г. Москве, Кабардино-Балкарской Республике, Орловской
области. Ставропольскому краю).
По результатам
проверок в каждом из проверенных Управлений были проведены коллегии с участием
всех проверяющих организаций, на которых был произведен подробный разбор
выявленных нарушений и намечены конкретные меры по их ликвидации.
Законотворческая деятельность
Министерства в 1999 году была направлена, прежде всего, на разработку
законопроектов по снижению налоговой нагрузки на товаропроизводителей и
усилению мер административной ответственности за нарушение налогового
законодательства.
В 1999 году в
Государственной Думе было рассмотрено свыше 30 проектов федеральных законов,
подготовленных Министерством. Из них подписаны Президентом - 14, остальные
находятся в стадии рассмотрения. В частности, был принят закон «О внесении
изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|