рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Классификация государственных служащих рефераты

1.      должности, устанавливаемые Конституцией Российской Фе­дерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Рос­сийской Федерации (государственные должности субъектов Рос­сийской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председа­тели палат Федерального Собрания Российской Федерации, ру­ководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие) — государственные должности категории «А». Их можно назвать политико-судебными;

2.      должности, учреждаемые в установленном законодательст­вом Российской Федерации порядке для непосредственного обес­печения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б». Их можно назвать патронатными;

3.      должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В». Их можно назвать административ­ными.

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. В целях технического обеспечения деятельности го­сударственных органов в их штатное расписание могут включаться иные должности, не относящиеся к государственным.

Закон закрепил еще один формальный признак государствен­ной должности: она должна быть включена в Реестр государствен­ных должностей Российской Федерации. Реестр состоит из пере­чня политических должностей (категории «А») и Реестра государственных должностей государственной службы.

В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются должности патронатные и ад­министративные (категории «Б» и «В»), классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специали­заций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государ­ственные должности государственной службы.

Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от II января 1995 г.

Кроме того, государственные должности государственной служ­бы подразделяются по специализациям, предусматривающим на­личие у государственного служащего для исполнения обязанностей по должности одной специализации соответствующего про­фессионального образования. Специализация государственных дол­жностей государственной службы устанавливается в зависимос­ти от функциональных особенностей должностей и Особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками:

1.      она является частью организационной структуры органа го­сударственной власти;

2.      ее содержание — установленный правовыми актами устойчи­вый комплекс обязанностей и прав, связанный с осуществлением государственных функций и рассчитанный на одного человека;

3.      она должна быть внесена в Реестр государственных долж­ностей.


4.      Понятие и классификация государственных служащих

 

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

1.      По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть  разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих  вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д.

В субъектах федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.1

2.      Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные  служащие ( военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.2

3.      В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах , установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, Палаты Федерального собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов) подбираются специалисты – практики, ученые в области государственного  управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно – управленческую, исполнительно – распорядительную функцию обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85 % государственных служащих. Управление требует прежде всего способности к комплексному, системному  и прогностическому видению общественных явлений,  процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям самостоятельно принимающим управленческие решения и другим служащим принимающим участие в подготовке таких решений. Главным критерием для занятия той или иной должности категории «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции РФ, осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых  учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так,  Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов,  военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации» определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государственных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом согласно Указу Президента РФ от 3 сентября 1997 года обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие должности федеральной государственной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течении первого года работы на этих должностях, а затем – обязательное повышение квалификации ( не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов РФ.1

1.      По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на  должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей – с чем были связаны государственно – властные полномочия  и их объем – утратило свое значение. Теперь характер государственно – служебных отношений и объем государственно – властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления  занимаемых ими должностей категории «А». «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих  по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственные служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения – это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной или судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность а следовательно и увольнять с государственной службы. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками – с момента замещения государственной должности – по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно – служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и не подчиненными им гражданами, государственными и не государственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности. Но в качестве представителя государства (органа исполнительной  власти) может выступать не каждый, а только тот служащий который по занимаемой должности наделен государственно – властными полномочиями в сфере исполнительной власти, - должностное лицо (представитель власти). К должностным лицам можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера  выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих , которых называют представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных контрольно – надзорных органов, представители государства в акционерных обществах.  Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации», должностными лицами  являются граждане занимающие должности  в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).1

2.      В зависимости от срока службы  можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную службу на неопределенный срок  (например на должность категории «В»),  на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установлением испытательного срока (при поступлении на государственную службу).1

3.      В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).2

4.      Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их  особенностью является то, что они  присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации.  Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят  форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда от занимаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.3

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

Действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса – лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должности государственной службы;



Государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса – лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;

Советник РФ 1, 2 и 3 класса – лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

Советник государственной службы 1, 2 и 3 класса лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;

Референт государственной службы 1, 2 и 3 класса – лицам замещающим младшие (1-й группы) государственный должности государственной службы.

 Для отдельных видов государственной службы в соответствии  с законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.1























Заключение


В данной работе рассмотрены вопросы государственной службы государственных служащих в Российской Федерации, а именно: понятие, значение и принципы государственной службы;  законодательные основы государственной службы; понятие и классификация государственных должностей; понятие и классификация государственных служащих. Учитывая, что вопросы регулирования государственной службы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации работа представляет собой исследование только основ государственной службы, а именно федерального законодательства о государственной службе. Поскольку, в связи с происходящими изменениями в государстве на различных этапах его развития появляются новые цели и задачи, в структуре государственных институтов постоянно происходят изменения. Появляются новые государственные институты (например, институт Представителей Президента Российской Федерации), перестают существовать или реформируются старые институты государственной власти и управления, что соответственно приводит к изменению законодательства. Неизменным остается одно:  государство не может существовать и выполнять свои функции без аппарата чиновников (государственных служащих). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Конституция Российской Федерации – М.: ПРОСПЕКТ, 1997 г.

2.      Федеральный Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995г. № 119 ФЗ. В ред. от 7.11.2000 г.

3.      Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114 –ФЗ

4.      Федеральным законом от 21.07.1997 «О судебных приставах» № 118-ФЗ В ред. от 7.11.2000 г.

5.      Федеральный закон от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1. В ред. от 2.01.2000 г.

6.      Федеральный закон от 6.02.1997 «О внутренних войсках МВД РФ» в ред. от 7.11.2000 г.

7.      Закон РФ от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой полиции» в ред. от 7.11.2000 г.

8.      Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» В ред. от 14.12.1995 г.

9.      Административное право: Учебник. /Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ 1999 г.

10.  Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. –М.: Юристъ, 2000.

11.  Чиканова Л.А. Государственные служащие. /Под ред. проф. Б.А. Шеломова. - М.: Юристъ, 1988 г.

12.  Манохин В. М. Советская государственная служба. М. 1966 г.

13.  Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995 г.

14.  Розенбаум Ю. А. Формирование управленческих кадров. М., 1982 г.

15.  Лазарев Б. М. Государственная служба. М. 1993 г.



1 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. М 23   Российское административное право: Учебник. — М.: Юристь, 1996 г. Главы 11, 12.

[1] Чиканова Л.А. Государственные служащие. /Под ред. проф. Б.А. Шеломова. – М.: Юристъ, 1998 г. Стр. 7

[2] Административное право: Учебник. /Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999 г. Стр.199

1Федеральный закон РФ от  31. 07.1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»№ 119 – ФЗ ст. 2

2 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е, пепераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000 г. Стр. 75

3Федеральный закон РФ от  31.07.1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»№ 119 – ФЗ ст. 3

1 Чиканова Л.А. Государственные служащие. /Под ред. проф. Б.А. Шеломова. – М.: Юристъ, 1998 г. Стр. 8

1 Воронцов В.Г., Никонов Д.А., Оськин Ф.Ф. Административное право Российской      Федерации: Общая часть: Учебное пособие. /Отв. ред. Никонов Д.А. СПб.: Санкт – Петербургский военный институт внутренних войск МВД России 2001 г.

1 Манохин В. М. Советская государственная служба. М„ 1966 г. Стр. 72; см. также: Розенбаум Ю. А. Формирование управленческих кадров. М., 1982 г. Стр. 53 — 105

1 Лазарев Б. М. Государственная служба. М. 1993 г. Стр. 6

1 «Служебные права и обязанности государственных служащих обладают един­ством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязан­ности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осу­ществить» (Алехин А. П., Козлов К). И. Административное право РФ. Часть 1. М. 1994 г. Стр. 145.

2 Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995 г. Стр. 29 — 30


1 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, П.Л. Попова .- М.: Юристъ, 1999 г. Стр. 211

2 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, П.Л. Попова .- М.: Юристъ, 1999 г. Стр. 212

1 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000 г. Стр. 89

1 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000 г. Стр. 91

1  Административное право: Учебник. /Под ред. Ю.М. Козлова, П.Л. Попова. - М.: Юристъ, 1999 г. Стр.215

2 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000 г. Стр. 91

3 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000 г. Стр. 91

1Федеральный закон РФ  от  31.07.1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»№ 119 – ФЗ п. 3 ст. 7


Страницы: 1, 2, 3, 4