рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Государственный бюджет рефераты

При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

Соотношение расходов и доходов федерального бюджета можно проследить по таблице:


1999 год

2000 год

2001 год

Федеральный бюджет по расходам, млн.руб.

575046,6

855073,0

1193482,9

Федеральный бюджет по доходам, млн. руб.

473676,1

797200,9

1193482,9

Прогнозируемый объем ВВП, млрд. руб.

4000

5350

7750

Уровень инфляции, %

30

18

12

Предельный размер дефицита, млн. руб.

101370,5

57872,1

-

Таким образом, в 2000 году размер дефицита бюджета значительно снижен, а в 2001 году впервые за последние годы бюджет сбалансирован по расходам и доходам.


5.      Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

 Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета  и сравнить ситуацию за последние годы.

Доходы федерального бюджета РФ:

 

1999 год

2000 год

2001 год

 

Млн. руб.

%

Млн.руб.

%

Млн.руб.

%

Налоговые доходы

399499,7

84,3

675039,1

84,7

1117899,9

93,7

Неналоговые доходы

33012,9

7,0

61906,5

7,8

61689,1

5,2

Доходы целевых бюджетных фондов

41163,5

8,7

60255,3

7,5

13893,9

1,2

Всего доходов

473676,1

100,0

797200,9

100,0

1193482,9

100,0

Данные свидетельствуют, что по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилась доля налоговых доходов ( до 93,7%), а около половины налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость.Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 %  поступает в федеральный бюджет.

Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ, а именно:

-         налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством ;

-         НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;

-         акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

-         акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые  автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

-         лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

-         подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

-         налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

-         платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

-         платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

-         лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

-         платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

-         налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

-         прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях), превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В качестве одной из мер ля решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы

6.      Внебюджетные фонды.


Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

-         Пенсионный фонд Российской Федерации;

-         Фонд социального страхования Российской Федерации;

-         Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

-         Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,

-         следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете - на 1998 год это:

-         Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

-         Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

-         Государственный фонд борьбы с преступностью;

-         Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

-         Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

-         Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

-         Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

-         Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации,

новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства.




7.      Межбюджетные отношения.


Современная модель межбюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания. Переход от индивидуального согласования объемов финансовой помощи регионам к единым правилам ее определения и распределения позволили заменить большую часть дотаций, ранее утверждаемых в абсолютных суммах, трансфертами, исчисляемыми на основе утверждаемых процентных долей субъектов РФ в Фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР). Эти доли определяются по единой для всех регионов формуле, а фактические трансферты перечисляются субъектам РФ исходя из фактически поступивших средств в ФФПР образуемый в составе федерального бюджета по утверждаемому ежегодно проценту отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет.

В составе бюджета с 1998 г. впервые выделен раздел «Финансовая помощь бюджетам других уровней». Данные о размерах расходов на эти цели приведены в таблице.


1999 год

2000 год

2001 год

Фонд финансовой поддержки регионов, тыс.руб.

55929958

57350930

98837872

Удмуртская республика

572443

407335

Данных нет


Формирование финансовой базы взаимоотношений РФ и субъектов РФ строится по двум каналам: через отчисления от федеральных налогов и прямыми расчетами.



8.      Бюджетный процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4


 © 2010 Все права защищены.