Финансовый контроль
Закон определяет круг
субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной
палаты. В него входят:
а) все государственные органы (в том
числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
б) органы местного самоуправления,
предприятия, организации, банки, страховые компании и другие
финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения
независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют,
используют средства из федерального бюджета или используют федеральную
собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным
законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества;
в) общественные объединения, негосударственные
фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность
которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части,
связанной с получением, перечислением или использованием ими средств
федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением
ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными
органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и
преимуществ (ст. 12 Закона).
Таким образом, область действия
контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с
федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.
Все органы государственной власти в
Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ,
пред-
приятия, учреждения,
организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны
представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения
ее деятельности.
Осуществляя
контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и
тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и
Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную
ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные
органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не
вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также
предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления
ее результатов в виде акта (заключения).
Для принятия мер по устранению
выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению
к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства
Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление
органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий,
учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный
в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со для получения
предписания.
Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых
предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания
в случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной
деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих
в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или
систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений
Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных
мероприятий.
При неоднократном неисполнении или
ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию
с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых,
платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий,
учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Инспекторы Счетной палаты при
проведении проверок и ревизий наделены необходимыми правами: беспрепятственно
посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки;
опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при
обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые
документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.
В своей контрольной деятельности
Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской
Федерации (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ,
контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы. Центральный
банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие
деятельности Счетной палаты.
Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей
деятельности средствам массовой информации.
Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что
закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы
местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их
контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации;
принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов
РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных
органов, местного самоуправления — уставы муниципальных образований, положения
и др.
На уровне субъектов Федерации их представительные органы
власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы)
как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за
поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных
фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Названные
счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.
Представительные органы местного
самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.
В целях эффективности президентского
контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Главное
контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из
Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации,
впоследствии — Контрольного управления Президента РФ).
При осуществлении контрольных функций
этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации
Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами
Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и
прокуратуры, с различными федеральными службами, органами налоговой полиции и
другими федеральными органами исполнительной власти.
К основным функциям Главного
контрольного управления отнесено:
— контроль и проверка исполнения
федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их
должностными лицами, а также организациями;
— контроль и проверка исполнения
поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;
— подготовка на основе проведенных
проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, это
орган широкой сферы контрольной деятельности, в состав которой входит и
финансовый контроль.
Для реализации своих контрольных функций Главное контрольное
управление наделено правами: требовать от руководителей государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций документы, материалы,
письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в
соответствии с задачами Управления; привлекать к проверкам представителей
правоохранительных и специальных органов контроля, специалистов; вносить на
рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.
Управление не наделено правом
применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания
об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания
должны быть рассмотрены безотлагательно. Не позднее чем в месячный срок должны
быть приняты меры по устранению нарушений.
Управление вправе также вносить
предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к
ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц
до принятия решения по результатам проверки; ставить перед руководителями
соответствующих государственных органов вопрос о наложении дисциплинарных
взысканий на государственных служащих и о временном отстранении их от
исполнения должностных обязанностей.
Финансовый контроль
осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители
Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на
них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в
соответствующем регионе.
При необходимости
усиления определенных направлений финансового контроля на конкретных этапах
Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября
1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по
укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, к основным задачам которой
отнесены контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и
других обязательных платежей, за своевременным и целевым использованием
средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Органы
исполнительной государственной власти общей компетенции — Правительство Российской
Федерации, правительства, администрации субъектов Федерации направляют
контрольную деятельность подведомственных им органов государственного
управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый
контроль.
В пределах своих
полномочий Правительство РФ на основании Конституции России (ст. 114) и
Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»
контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой
финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.
Одновременно в
полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в
области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и других,
включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.
Помимо этого.
Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной
власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям
совместного
ведения Федерации и ее субъектов. В
случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ
федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство
РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.
Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению
финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и
индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к
отраслевым органам государственного управления, так и действующим в сфере финансов.
Так, Правительством РФ утверждены Положение о Министерстве финансов РФ
(постановление от б марта 1998 г.), Положение о федеральном казначействе РФ
(постановление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены
функции по финансовому контролю.
Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие органы
при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например. Комиссия по
контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия
по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от
приватизации; Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению
доходов федерального бюджета3).
Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ
законодательным актом. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999
год» (ст. 129) Правительству РФ предписано создать специальную комиссию в
составе представителей Правительства РФ и Государственной Думы, уполномоченную
контролировать погашение задолженностей по возвратным бюджетным инвестиционным
ассигнованиям.
Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и
систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными
органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К
ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными
подразделениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сборам,
Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и
экспортному контролю.
На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерства
финансов или финансовые управления администраций, в муниципальных образованиях
— финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие
казначейства и налоговые службы.
На Министерство финансов РФ
возложено проведение в рамках его компетенции государственного финансового
контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием
федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных
фондов; за расходами, связанными с государственным внутренним и внешним
долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранением
драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с
ними, а также страховой надзор и контроль за обеспечением платежеспособности
страховщиков; контроль за качеством аудиторских проверок; за доходами от
проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.
В связи с этим Минфин России вправе
проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и
расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других
федеральных средств, проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности по заданиям правоохранительных органов. По обращениям органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин
России организует ревизии и финансовые проверки соответствующих организаций.
Для выполнения контрольных полномочий
Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и
внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам
контроля — при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с
наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование
организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин
России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в
федеральный бюджет.
Следует обратить внимание на то, что
закрепленные ныне контрольные полномочия Министерства финансов РФ направлены
на бюджет и государственные внебюджетные фонды только федерального уровня. И в
тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти
субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки.
Такой подход обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве
Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов
Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством
пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых
ресурсов.
Подобно Минфину России в Российской
Федерации функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов Федерации
в отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые
органы в системе местного самоуправления — относительно местных бюджетов и
внебюджетных фондов.
Важной стороной в деятельности в
данной области Министерства финансов РФ является выполнение функций по
обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологического
руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, утверждение типовых форм
бухгалтерского учета и отчетности, осуществление лицензирования и т.п.
Финансовый контроль осуществляют все
структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции.
Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальные
подразделения, предназначенные именно для проведения финансового контроля или
надзора: Департамент государственного финансового контроля и аудита,
Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное
казначейство, Пробирная палата и др. органы.
Департамент государственного
финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ от б марта
1998 г. № 276 на базе нескольких упраздненных структурных подразделений
Минфина России, в том числе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и
Департамента организации аудиторской деятельности2. Произведена
также реорганизация контрольных органов на местах: на основе постановления
Правительства РФ от б августа 1998 г. № 886 организованы контрольно-ревизионные
управления Минфина России в субъекте РФ (территориальные КРУ ).
В задачи названного Департамента
входит контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
государственных резервов, предоставлением налоговых льгот и преимуществ.
Департамент государственного финансового контроля и
аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных
КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том
числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения
аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок (кроме аудита в
банковской системе, поскольку это относится к полномочиям Центрального банка
РФ).
В случае установления нарушений использования федеральных
средств, израсходованные незаконно или не по целевому назначению средства, а
также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат
возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.
Основной задачей деятельности территориальных
управлений КРУ является осуществление последующего контроля за своевременным,
целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных средств. Они
также проводят на договорной основе по обращениям органов государственной
власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финансовые
проверки (с возмещением расходов) поступления и расходования средств
соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и доходов от имущества.
Страницы: 1, 2, 3
|