рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бюджетная система РФ рефераты

61,0

24 527

62,4

Краснодарский край

42 144

62,4

27 116

56,1

Иркутская обл

36 665

58,9

17 888

58,9

Пермская обл

32 550

61,8

24 791

45,5

Санкт-Петербург

27 509

34,8

15 653

44,2

Московская обл

24 361

42,8

13 618

27,1

Налог на прибыль продолжает играть главную роль в формировании доходной части региональных бюджетов. По итогам 1998 г. в Нижегородской области на долю этого налога пришлось 39% всех налоговых поступлений в бюджет региона, во Владимирской – 41%, в Свердловской – 46%.

Другим существенным источником пополнения доходной части региональных бюджетов служат установленные субъектами Федерации прямые налоги на товары и услуги, а также лицензионные и регистрационные сборы. Уже сейчас в ряде регионов поступления от прямых налогов и сборов являются вторыми по значению после платежей в счет налога на прибыль, а в отдельных регионах занимают главенствующее положение среди налоговых доходов.

Значительная часть региональных бюджетных доходов поступает в неденежной форме. Зачеты по платежам между территориальными бюджетами, крупнейшими региональными предприятиями и представителями естественных монополий стали обычной практикой исполнения взаимных финансовых обязательств. По состоянию на август 1998г. из всего объема оплаченной продукции крупнейших налогоплательщиков на долю собственно денежных расчетов приходилось всего – 34,6%, в то время как на долю взаимозачетов 36,4%, векселей – 10,5%, бартера – 9,2%. Нет сомнения, что такая ситуация в конечном счете приводит к росту как недоимок по платежам в региональные бюджеты, так и объемов налоговых зачетов, которыми в регионах замещают несобранные бюджетные доходы.

Снижение доходной части региональных бюджетов оказало непосредственное влияние на их расходы. В большинстве субъектов Российской Федерации финансирование расходной части территориальных бюджетов происходило с еще большим отставанием от плана, чем формирование бюджетных доходов. Наиболее значительной расходной статьей региональных бюджетов остается финансовая помощь бюджетам других уровней, т.е. субсидирование заработной платы и коммунальных расходов нижестоящих административных образований. Так, в ходе исполнения бюджета 2001г. республики Карелии в условиях сокращения бюджетных доходов очень немаловажным фактором остается сохранение в стабильном состоянии ситуацию, удерживаемую в республике последние три года по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Но все это объясняет наличие факта значительного сокращения расходов по всем позициям в проекте республиканского бюджета на 2002г., за исключением заработной платы. Таким образом, в условиях ограниченных бюджетных ресурсов республика вынуждена значительно сокращать республиканские целевые программы и капитальные расходы.[3]

Таким образом, проведенный анализ показывает, что бюджетные системы российских регионов оказались чрезвычайно восприимчивыми к последствиям финансово – экономического кризиса, пик которого пришелся на август – сентябрь 1998г. В результате скачка цен, девальвации рубля и системного разрушения денежных рынков в регионах возникла новая ситуация, характеризуемая падением реальных бюджетных доходов, ростом убыточности промышленных предприятий, широким использованием неденежных форм уплаты налогов, обострением проблемы бюджетного дефицита, коллапсом рынка региональных заимствований. В создавшихся условия вплоть до периода 2000г. происходило дальнейшее снижение реального объема региональных налоговых поступлений, что привело к отказу от финансирования ряда социальных расходов, усилению зависимости субъектов Федерации от выделения им различных видов финансовой помощи из федерального бюджета.

Следовательно, еще долгое время федеральный центр будет вынужден постоянно оказывать помощь региональным бюджетам, и в первую очередь с целью смягчения социальной напряженности в различных регионах Российской Федерации.


Глава 3 Финансы хозяйствующего субъекта

3.1. Коммерческие и некоммерческие организации

Финансы коммерческих организаций и предприятий являются основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Финансы коммерческих организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Значительная часть финансовых отношений связанна с предпринимательством. В предпринимательской среде находятся предприятия, выступающие в качестве коммерческих организаций, целью создания и функционирования которых является получение прибыли. Коммерческая организация как хозяйствующий субъект может осуществлять любые виды деятельности в соответствии с законодательством, но основной мотив и условие успешного ведения дел – возможность получать прибыль, что в значительной мере определяет базу для широкого спектра финансовых отношений.

Финансы коммерческих организаций представляют собой часть общей системы финансовых отношений и связанны со всеми звеньями финансовой системы – с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, страховым звеном и др., а также с участниками финансового рынка. Финансовые отношения при осуществлении хозяйствующими субъектами производственной и инвестиционной деятельности возникают, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств коммерческих организаций, их доходов, привлечение заемных источников финансирования, распределение доходов, и использование на цели накопления и потребления. Исходным моментом для этого является формирование первоначального капитала, так как организация любого нового дела требует соответствующего финансового обеспечения.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений коммерческих организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания предприятия — связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

2) между предприятиями и организациями — связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

3) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

4) между предприятием и его работниками – при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взысканием штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержание налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

5) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово – промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно – исследовательских работ, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связанна, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

6) между коммерческими организациями и предприятиями – связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

7) между коммерческими организациями и финансовой системой государства – при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между коммерческими организациями и банковской системой – в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;

9) между предприятиями и страховыми компаниями и организациями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

10) между предприятиями и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами, и, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его — о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства предприятия.

Финансовые особенности некоммерческих организаций определяются тем, что их основная деятельность, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», не связанна с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распределяется среди участников. При отсутствии прибыли от результатов собственной деятельности финансирование осуществляют участники либо собственники некоммерческих организаций.[4]

К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и другие фонды, ассоциации и союзы, а также организации в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации имеют существенные различия, но объединены по принципу основной цели их деятельности. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными. Предпринимательская деятельность в некоммерческих организациях подчинена достижению целей их создания, а основная цель таких объединений – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общих интересов.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также реорганизации существующей некоммерческой организации. Некоммерческая организация учреждается по решению учредителей.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, и др. Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей, участников, членов определяется учредительными документами. Полученная прибыль не распределяется между участниками и членами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа ее управления за выполнение возложенных на них функций, кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления, полностью или частично финансируют их. В пределах своей компетенции они могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

1)        предоставлять льготы по уплате налогов, таможенных и других сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, в других установленных законодательством целях;

2)   полностью или частично освобождать от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом;

3)   размещать среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственные и муниципальные заказы;

4)   предоставлять льготы по уплате налогов физическим и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Не предоставляются льготы по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным физическим и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и законом.[5]

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован при следующих условиях:

·        имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

·        цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

·        уклонения фонда от целей, предусмотренных его уставом;

·        в других случаях предусмотренных законом.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Подводя общий итог следует отметить, что задачи и функции финансовых служб некоммерческих организаций существенно отличаются от финансовых служб коммерческих организаций. Главное отличие состоит в порядке привлечения источников финансирования их деятельности, распределения и использования финансовых ресурсов, формирования фонда денежных средств, принятие конкретных финансовых решений. Однако в части предпринимательской деятельности, которой некоммерческие организации занимаются для выполнения уставных целей, работа финансовой службы аналогична той, которая ведется в коммерческих организациях.

Заключение

Бюджетный кризис, развивавшийся в течение последних лет, достиг своей вершины в 1998 г. Важнейшая задача в ближайшей перспективе – обеспечить устойчивый экономический рост. Для этого необходимо ориентировать государственную политику на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности; создать обстановку максимального благоприятствования для частных капиталовложений; надежно гарантировать права собственника; добиться строжайшей экономии расходов на всех уровнях управления.

Преобразования бюджетной системы Российской Федерации на сегодняшний день крайне необходимы. Они должны вестись по следующим направлениям:

·формирование сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;

·переход к целевым финансовым трансфертам территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;

·отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Российской Федерации;

·законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев «бедных» и «богатых» регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

Все это в совокупности способно значительно усовершенствовать бюджетную систему Российской Федерации особенно в отношении формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма. Тем не менее такое обновление, являясь чрезвычайно важным аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивает в основном лишь внутрибюджетные проблемы. Не менее важно и формирование рациональных «внешних» бюджетных отношений, т.е. отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования – с населением и предприятиями. Следовательно, возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Литература

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. № 145 – ФЗ, включая изменения и дополнения, внесенные ФЗ от 05.08.01г. № 116.

3.      Закон РСФСР от 10.10.91 г. №1734 – 1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»

4.      Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 г.

5.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.94 г. №51 – ФЗ.

6.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.:Юнити-Дана, 2000. – 687 с.

7.      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. – М.:ИД ФКБ – ПРЕСС, 2000. – 760 с.

8.      Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юнити, 1999.

9.      Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2001. – 276 с.

10.  Катанандов С.Л. Бюджетная политика республики Карелия: сегодня и завтра // Финансы. 2001. №11

11.  Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Финансы, Юнити, 1997. – 439 с.

12.  Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 1998. – 639 с.

13.  Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?// Финансы. 2001 №10

14.  Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, Юнити, 1999. – 527 с.

15.  Юденков Ю.Н. Концептуально – правовые основы формирования и исполнения бюджета. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М: Центральный Банк Российской Федерации, 2001. – 207с.


Приложение 1












































Рис. 1.1 Построение бюджетной системы Российской Федерации

Приложение 2

Таблица 1.1

Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 1999 г., %

Страна

Органы государственного управления

Оборона

Образование

Здравоохранение

Социальное обеспечение

Культура

Сельское хозяйство

Россия

2,39

16,3

3,6

1,8

7,3

0,5

1,6

Белоруссия

5,2

4,1

17,6

2,5

36,5

0,9

13,2

Бразилия

15,4

2,6

3,6

5,2

29,5

0,1

1,8

Великобритания

7,6

9,9

3,3

14,0

26,6

0,5

1,0

Венгрия

16,9

3,6

3,3

7,9

28,7

1,9

4,1

Германия

8,8

6,4

0,8

16,8

45,3

0,3

0,9

Италия

7,5

3,6

8,3

11,3

38,0

1,0

1,2

Китай

11,4

19,0

2,9

0,4

0,1

0,6

7,1

Люксембург

10,6

1,5

8,6

2,9

50,8

1,3

1,6

США

9,4

5,7

7,0

15,6

45,0

0,5

0,4

Швеция

4,7

5,5

5,0

10,3

48,2

0,7

0,7

Япония

3,6

4,1

6,0

1,6

36,8

0,2

1,1

 


[1] Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?// Финансы. 2001 №10

[2] По закону о бюджетной классификации в объем государственного внешнего долга РФ и субъектов РФ включаются основной долг по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также международных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ по пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, выраженные в иностранной валюте (включая курсовую разницу).

[3]Катанандов С.Л. Бюджетная политика республики Карелия: сегодня и завтра // Финансы. 2001. №11

[4] Статья 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 21.01.96 г.

[5] Статья 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 21.01.96 г.


Страницы: 1, 2, 3


 © 2010 Все права защищены.