|
Меню
|
|
Безработица в России \данные на 1992г\
Безработица в России \данные на 1992г\
Введение.
В 1992г.,всего через год и 18
дней после провозглашения независимости России, на биржах труда были
зарегестрированы первые десятки тысяч безработных.Появление безработных, а
вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с
переходом к рыночной экономике. Безработица - наличие определенного количества
трудоспособного населения, не имеющего постоянного места работы,- это
объективная реальность рыночной экономики, для которой, на ряду с другими
рынками,характерен рынок рабочей силы. Положение России усугубляется тем, что
прежние механизмы поддержания относительного соответствия между спросом и
предложением рабочей силы разрушенны, а новые не созданы. Поэтому именно в
ближайшие 2-3 года проблема безработицы, с которой население десятилетиями не
сталкивалось,а правительство только начинает знакомиться на практике, будет
наиболие остра. Со временем и число безработных сократится и меры социальной
защиты тех кто временно лишился работы станут более эффективными. Но в сегдняшней
России проблема безработицы, впервые после 1930 году, когда была закрыта
последняя биржа труда, из области теоретической вновь становиться все более
суровой реальностью.
К началу 1993 года было
зарегестрированно лишь около 500 тысяч безработных, то к ноябрю цифра увличится
в 2 раза. В отдельных региональных на одно место претендуют до 10-ти граждан не
имеющих постоянной работы. В ряде регонов Челябинской области, Ямало-Ненецкого
автономного округа и в некоторых республиках безработица достигает 7-10%,а в
районах, где велик приток беженцев и имеются предприятия, разрушенные военными
действиями, более 30% трудоспособного населения безработны. По данным
Федеральной службы занятости в первом полугодии 1993 года на одного работающего
в государственном сектореприходилось по 18 дней отпуска по инициативе
администрации предприятий и организаций.
По эксперементальным оценкам
полная или частичная безработица в разных регионах коснулась не мение 5-7 млн.
человек ( т.е. 7-10% трудоспособного населения).
При проведении жесткой
кредитно-финансовой политики численность незанятых лиц, признанных безработными
может значительно увеличится и коснуться массовых профессий отраслей
материального производства ( слесари, швейники, текстильщики).
Только при проведении приватизации
в десяти ведущих отрослевых комплексах народного хозяйства, по оценкам
Госкомимущества России, высвобождение работников достигло 1 млн. человек, а в
результате конверсии в военно-промышленном комплексе еще более 0.5 млн.
человек.
В связи с этим при разработке
комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по смягчению социальных
последствий проводимых реформ для сферы занятости населения необходимо иметь
четкое представление о вероятных источниках безработицы, которые уже существуют,
и тех которые могут проявить себя в недалеком будущем.
Несмотря на развертывание
информационных сетей, введение новых институтов регулирования, безработица
будет постоянно действующим фактором и ее масштабы будут существенно
возрастать. Если некоторое время назад ( совсем недавно) "портрет"
безработного можно было представить в виде женщины старше 40 лет, имеющей
высшее или среднее специальное образование, работавшей в сфере
интеллектуального труда и на государственной службе, то теперь состав
безработных заметно помолодел.
Пока можно говорить о
переходном характере безработицы. Нынешняя безработица еще не отражает общих
процессов функционирования рыночной экономики, она является результатом
развала ранее существовавших институтов и структур.
И все же безработица имеет
гораздо более глубокие основы, определяемые всем ходом социально-экономического
развития.Она не только результат перехода к рынку труда, но и условие
эффективности занятости. Безработицу нельзя сводить только к проблеме социальной
защиты. Этот фактор воздействует на повышение заработной платы и пристижа
высокопроизводительного труда. Почему? Прежде всего потому, что при
высвобождении рабочей силы из неэффективного производства необходимы социальная
защита и дополнительные гарантии тем, кто не в состоянии конкурировать на рынке
труда. Встает вопрос о создании надежной системы социального страхования
безработицы как общественного риска, за который отвечает государство в качестве
главного работодателя и предприятие.
При
нынешней мизерной заработной плате, экономическом хаосе и дифиците на
потребительском рынке, который съедает добытую прибавку на
|
ТАБЛИЦА № 1
Сравнение доходов населения, фиксируемых социальным
мониторингом и государственнной статистикой:
|
Показатели
|
1994
|
1995
|
|
фев.
|
апр.
|
июль
|
сент.
|
нояб.
|
янв.
|
март
|
средняя з/п по
народному хозяйству на 1го работника (в тыс. руб.) (стат.)
|
145
|
172
|
221
|
253
|
287
|
303
|
362
|
средний основной
и дополнительный денежный доход(в тыс. руб.) ( монит.)
|
141
|
149
|
208
|
242
|
246
|
317
|
300
|
основной и
дополнительный доход рабочих (в % к з/п )( мониторинг)
|
97
|
87
|
94
|
96
|
87
|
105
|
38
|
среднедушевой
доход населения(в тыс. руб.) (стат.)
|
115
|
159
|
201
|
240
|
281
|
310
|
408
|
среднедушевой
доход семей (в тыс. руб.) (мониторинг)
|
84
|
90
|
123
|
138
|
166
|
180
|
187
|
среднедушевой
доход семей (в % к з/п)( мониторинг)
|
73
|
57
|
61
|
58
|
59
|
58
|
46
|
рост цен содержание на предприиятии излишек
работников, не заинтересованных в высокой трудовой отдаче рабочих мест,
сдерживает процессы структурных перемен роста эффективности трудоустройства,
что непосредственно влияет на заработную плату и социальные выплаты на
предприятии. Установлено, что чем больше излишек рабочей силы на предприятии,
тем хуже отношение к труду, выше потери рабочего времини, ниже дисциплина. В
результате каждое второе предприятие сократило свои штаты.
Факторы способствующие безработице в
России.
Либерализация цен привела к
росту потребительских цен в 1992 году в 26 раз при росте доходов в 8.5 раза.
Затемнаступает длительная стагнация: в 1993 году цены выросли еще в 9.4 раза, а
денежные доходы населения ( если верить статистике) в 11 раз, что означало
прирост реальных доходов населения на 13-17%, но если принять за 100% положение
населения до реформы ( декабрь 1991 года) то в 1993 году они выросли с 33% до
38 исходного уровня. В 1994 гду цены и зароботная плата росли примерно равными
темпами, но с учетом доходов .не являющихся платой за труд, уровень доходов, по
крайней мере некоторых групп населения, повысился. В настоящее время реальные
доходы населения более или менее стабилизировались на уровне 60-70% от дореформенных.
|
ТАБЛИЦА № 2
Самооценка материального положения работников в
зависимости от ступеней благосостояния (в % к числу опрошенных
соответствующих групп)
|
Градации социальной шкалы
|
Материальное положение
|
благосостояния
|
очень плохое
|
плохое
|
среднее
|
хорошее
|
|
1993
|
94/95
|
1993
|
94/95
|
1993
|
94/95
|
1993
|
94/95
|
|
Нищета
|
19
|
24
|
44
|
46
|
31
|
27
|
23
|
2
|
|
Бедность
|
11
|
15
|
43
|
44
|
42
|
37
|
2
|
0
|
|
Нуждаемость
|
6
|
9
|
35
|
37
|
51
|
49
|
5
|
3
|
|
Относительный
достаток
|
4
|
5
|
23
|
28
|
63
|
60
|
8
|
5
|
|
Зажиточность
|
3
|
2
|
18
|
20
|
64
|
66
|
14
|
11
|
|
Состоятельность
|
2
|
2
|
12
|
11
|
52
|
63
|
33
|
23
|
|
Всего:
|
8
|
10
|
34
|
35
|
49
|
49
|
6
|
5
|
|
Проблему безработицы усугубляет
еще и тот факт, что трудное материальное положение ( таблицы №1,2) толкает
искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленым
службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ
будет способствовать наличие следущих факторов:
·
подавление безработицы ( досрочные проводы
на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
·
частичная принудительная безработица
(сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
·
условная безработица (непостоянная работа);
·
времеменная безработица ( декретный отпуск, уход
за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без
сохранения содержания);
·
потенциальная безработица (в связи с выходом на
инвалидность);
·
безработица в связи с высвобождением женщин из
производства с вредными и опасными условиями труда;
·
безработица структурная (переориентация,
закрытие, банкротство);
·
вынужденная безработица (вследствие отсутствия
сырья, энергии, комплектующих приведшего к остановке предприятия);
·
безработица вследствие повышения
производительности труда и его интенсификации;
·
безработица вследствие демобилезации, увольнения
в запас и структурной перестройки в армии;
·
безработица членов семей военнослужащих и
военных советников возвращающихся в РФ из-за рубежа;
·
безработица в закрытыых городах в связи с
конверсией и городах заводах в следствие остановки предприятий;
·
первичная безработица (выпускники школ, ПТУ,
техникумов, ВУЗов);
·
безработица молодежи, отчисленной из учебных
заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
·
безработица вследствие недостаточной
профессиональной квалификации;
·
безработица субъективная вследствие нежелания
или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
·
безработица вследствие вынужденной миграции
(беженцы)
·
безработица специалистов работавших по
долгосрочным контрактам за рубежом;
·
безработица возвращающихся из мест лишения
свободы;
·
безработица тех кто после длительного перерыва
хочет возобновить работу;
·
безработица вследствие стихий ных бедствий и
экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение
предприятий и учереждений в результате взрывов или военных действий);
·
безработица в связи с невозможностью без
нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком
трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все
реально существующиие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под
неучтенными источниками подразумеваютсянесколько групп населения. Как и в
каждом государстве в России естьопределенная часть населения не желающая
работать,-люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждевенец государства, на биржу
труда не пойдет и не будет зарегестрирован в качестве безработных. Однако эта
масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько милмонов человек, не
оказывая давления на рынок труда , тем не менее будет постоянно оказывать
давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.
Вторая группа - пямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере
борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки
пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально
нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
Страницы: 1, 2
|
|