Характеристика Дальневосточного экономического района
|
0.89
|
Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила
эти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания ,
национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право
быть хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.
В последние десятилетия население Дальнего
Востока значительно возросло. Увеличение численности населения происходит как
за счет естественного , так и за счет механического прироста , главным образом
привлечения на крупные стройки трудовых ресурсов , преимущественно из
многонаселенных европейских районов.
Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается
в цветной металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях
закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное
строительство , укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных
учреждений и предприятий.
Ведущее место среди отраслей рыночной специализации
Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она
особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае.
Цветная металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама
, мышьяка.
Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит
Республике Саха , где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение. Введены
в действие рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная фабрика
в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и
комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край).
Получила развитие свинцово-цинковая промышленность
, сосредоточенная в Приморском крае , производящая свинцово-цинковые
концентраты и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения
свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и
Приморском крае добывается вольфрам.
Быстро растет алмазодобывающая промышленность.
Построены два крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится
новый комбинат.
К ведущим отраслям рыночной специализации района
относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку
принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет
район в китобойном и крабовом промыслах.
Главными районами рыболовства и морского промысла
являются Охотское , Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана.
В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в
водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен
первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы
, китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки -
Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков , Южно-Курильск
, Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены холодильные комбинаты
, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и
Комсомольске-на-Амуре.
Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока
Отраслями рыночной специализации являются также
лесная , целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район
имеет значительный удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов
, бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита
в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры лесопиления
- Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре
, Амурск , Хор , Бикин и др. Производство фанеры создано во Владивостоке и
Биробиджане , мебели - в Благовещенске , Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане
, спичек - в Благовещенске , целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск
, Поронайск и др.).
Машиностроение имеет разнообразную
структуру , однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство
энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели ,
мостовые краны , судовые механизмы , литейное оборудование , металлорежущие
станки , приборы , инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных
центров - Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре ,
Петропавловске-Камчатском , Владивостоке , Находке , а речное судостроение - в
Благовещенске.
Сельскохозяйственное машиностроение размещается
в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод
“Амурэлектроприбор” , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в
Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод
подъемно-транспортного оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный
комплекс :
Топливная промышленность представлена
добычей угля , нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита
недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - “Амурсталь” в
Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный
металлургический завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока
представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими
отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности
- рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная ,
крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная,
имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске ,
Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой
служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района
является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает
производство зерна , сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления.
Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская
область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха).
Основное место в посевах занимают зерновые культуры
, прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге
Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя.
Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для
выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади
отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую
базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое
место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены обширные пастбища ,
разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое
оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы
зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов
ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические
связи.
Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного
развития транспорта , так как редкая заселенность требует активного
функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном взаимодействии
различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены все существующие
виды транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его долю
приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной
части района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За
последнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями , иногда
являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев
имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через
Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего
Востока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой
магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность
освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме
широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через
Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд линий ,
соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные
перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к
Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку
между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и
международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в
перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные
материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих
морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) ,
Владивосток , Находка , Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо.
Но в районах , оторванных от других транспортных путей , значение
автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных
автомагистралей , например , с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан
- Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо
автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного
значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего
Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение
воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для
внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и
вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных
пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта
сохраняется олений транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного
района , необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит.
Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных
расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше , чем в других
районах. Это связано с тем , что большая часть грузов привозится издалека. В
вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы ,
концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень
комплексности развития района , появились новые промышленные предприятия ,
развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось
на структуре грузооборота.
Так , усиление международной торговли ,
развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения
, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности
и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее
узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность
топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по
сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического
комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых
месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное
отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство
пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск
заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском
крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в
Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском
автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства
имеет место и в других отраслях промышленности.
Найболее перспективным направлением экономики
Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой
индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен
предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции
российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях
“двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного
региона России являются :
· дальнейшее
разгосудаствление экономики района;
· возникновение элементов
свободной конкуренции;
· создание рыночной
инфраструктуры;
· устранение перечисленных
и других факторов , препятствующих развитию промышленности.
На Дальнем Востоке в настоящее время существуют
три свободные экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” ,
“Сахалин”.
Экологические проблемы Дальнего Востока
очень серьезны. В их числе : лесные пожары , последствия тайфунов и
землетрясений , наводнения , крушения нефтиналивных танкеров , аварии на
нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и
моря , а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО
“Экопрос” , разрабатывающее и внедряющее , в частности , концепцию
инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в
местах освоения месторождений нефти и газа.
Огромную территорию Дальневосточного района по
уровню экономического развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и
северную.
В южную зону интенсивного развития входят
Приморский край , южные части Хабаровского края , Амурской и Сахалинской
областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока.
Основу хозяйства южной зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные
комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей
промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского
края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой
зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация -
добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее
экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла
большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет
формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного
освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются
разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа
потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны
Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского
ТПК.
Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики
Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу
от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных
железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны
Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на
Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении
пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена
в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный
бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются
месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых составляют
2,5 млрд. тонн.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые
кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной
металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса
выявлены значительные месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда ,
сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали
дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит.
Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным
объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические
заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля
построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение
в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать
здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство
имеет очаговый характер.
В северной зоне Дальнего Востока очаговое
развитие характерно не только для сельского хозяйства , но и для
промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе
выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить
несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации
развивается производственная инфраструктура. Алданское , Мирненский ,
Магаданский , Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной
промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы лесной ,
пищевой промышленнос-тью , машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами.
Анализ территориальной структуры Дальневосточного
района показал , что масштабы и структура промышленности района характеризуются
большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения
промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли
строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных
комплексов.
Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные
и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых
связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые
операции через территорию района , и его экспортные функции имеют
исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из зарубежных
стран , проходит транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет за собой
улучшение транспортной системы района , экономических показателей работы ,
совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
Если до недавнего времени ввоз грузов на
Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз , то сейчас структура меняется.
Грузооборот растет очень высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее ,
чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса
района.
Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного
района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали ,
формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых
транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами
Тихоокеанского бассейна и Европы) , обеспечением населения района сельскохозяйственной
продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алексеев
А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. — М., 1996.
2.
Даринский
А.В. и др. География России. — М., 1993.
3.
Морозова
Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.
4.
Страны
и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985.
5.
Андрей
Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7.
Страницы: 1, 2
|