Внешняя политика Туркменистана
В зависимости от
геополитического положения соседствующих или взаимодействующих с Туркменистаном
государств необходимо выделить такие направления его внешней политики, как:
o региональное (субрегиональное);
o обеспечивающее отношения
Туркменистана с Россией и другими странами СНГ;
o связанное с ведущими мировыми
державами и мировым сообществом в целом.
Туркменистан является
членом ООН и СБСЕ и именно через эти авторитетные международные организации
Туркменистан стремится войти полноправным членом в сообщество государств мира,
наладить сотрудничество с основными мировыми центрами.
Какие перспективы
открывает, например, перед независимым Туркменистаном членство в СБСЕ? Прежде
всего участие в нем будет способствовать скорейшей интеграции Туркменистана в
мировой рынок, даст возможность взаимодействовать с экономической и финансовой
системами высокоразвитых стран, с руководителями правительственных и
региональных организаций, проявляющими интерес к развитию сотрудничества с
Туркменистаном. Туркменистан получает реальную перспективу расширять
сотрудничество, особенно в области предпринимательства, укрепления частного
сектора и развития малых и средних предприятий, ему также может быть
предоставлена конкретная помощь в подготовке кадров, разработке при содействии
СБСЕ конкретных программ и проектов, в частности, относящихся к охране и
улучшению состояния окружающей среды, особенно зоны Каспийского и Аральского
морей.
Туркменистану
предоставлен доступ на все пленарные заседания, обзорные и проблемные
конференции, дана возможность выдвигать кандидатуры экспертов для
специализированных исследований и консультаций, участвовать в семинарах,
заседаниях и совещаниях экспертов и т. д. Со временем можно подумать и о
выдвижении кандидатуры Туркменистана на руководящие посты Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе. В апреле 1993 года состоялся визит
делегации СБСЕ во главе в действующим Председателя Совета в Туркменистан.
Принадлежность субъектов
внешнеполитических отношений к различным компонентам политической организации
общества позволяет выделить участки внешнеполитической деятельности
Туркменистана, направленные на:
o взаимодействие с государствами и их
официальными представителями;
o с неправительственными учреждениями,
с партиями и общественно-политическими движениями;
o с отдельными авторитетным деятелями
политики, науки и культуры.
Туркменистан как
суверенное государство имеет дипломатические отношения со многими странами
мира, такими, как Италия, Франция, Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Бангладеш,
Афганистан, Сирия, Куба, США, Турция, Япония, Индия и многие другие. Реализация
официального дипломатического направления внешней политики Туркменистана,
необходимо признать, сталкивается сегодня с рядом проблем, одной из основных
среди которых является нехватка кадров - квалифицированных
ученых-международников, опытных, признанных в мире, практических
дипломатических работников. Решить эту проблему в будущем еще предстоит.
В то же время
"общественный компонент" внешнеполитической деятельности
Туркменистана имеет большой потенциал для совершенствования и развития.
Необходимо, однако, иметь в виду, что этот потенциал может быть задействован
только в том случае, если руководство страны не будет искусственно сдерживать
естественный процесс дифференциации и структурирования политической организации
туркменского общества, если различные общественно-политические объединения в
Туркменистане будут иметь реальную возможность влиять на процессы принятия
внешнеполитических решений, представленного участвовать в событиях
международной жизни.
С учетом
культурно-исторической общности участников внешнеполитического процесса для
Туркменистана должны быть предусмотрены относительно самостоятельные
направления его внешней политики:
o связанные с выстраиванием отношений с
тюркоязычными странами, со странами Центральной Азии, Ближнего и Среднего
Востока;
o с европейскими государствами;
o со странами - ведущими
представителями других мировых культур.
Культура, язык, традиции
туркменского народа исторически связаны с народами тюркоязычных, мусульманских
государств, и искусственное их разделение в период господства в СССР
тоталитаризма имело очень тяжелые последствия. Надо признать, что и народ
Туркменистана в некоторой степени отошел от своих национально-культурных
истоков, что, в свою очередь, привело к определенной исторической дезориентации
нации. Поэтому установление добрососедских отношений с сопредельными
Центральноазиатскими государствами, без сомнения, станет приоритетным
направлением внешней политики Туркменистана.
В зависимости от
качественной специфики объектов, на которые нацелены внешнеполитические усилия,
могут быть выделены следующие направления внешней политики Туркменистана:
o направленные на завоевание и
поддержание государственно - политического авторитета, международного статуса
страны;
o обеспечивающие внутренние и внешние
экономические потребности и интересы Туркменистана;
o связанные с ценностями
общекультурного и духовного развития туркменского народа;
o объединяющие в единый комплекс
внешнеполитические акции, обусловленные заботой государства о своей
безопасности, в том числе и военной.
Следовательно, авторитет
туркменского государства на международной арене напрямую будет зависеть от
того, насколько многообразие практики его государственно-политической жизни
соответствуют современным цивилизованным представлениям. Совершенно очевидно,
что процесс приближения к этим идеалам не будет простым. Он во многом
осложняется и специфизируется продолжающимся национально- историческим
самоопределением Туркменистана. Кроме того, в стране наличествует мощная
авторитаристская политическая традиции, обусловленная как советским и
постсоветским прошлым Туркменистана, так и его принадлежностью к определенному
- восточному - типу политической жизни.
Экономическая
модернизация Туркменистана
Одним из основных
направлений внешней политики Туркменистана является обеспечение его
экономической модернизации. При этом необходимо учитывать несколько
обстоятельств.
Во-первых, тесную связь
внешнеэкономического направления с "собственно политическим" сектором
внешнеполитической деятельности Туркменистана. Одной из проблем является тот
факт, что кто определяет и кто должен определять стратегию внешнеполитического
развития только государственный аппарат или также и специалисты,
общественность, деловые люди, наконец, политические партии, выражающие широкий
спектр общественных интересов. Безусловно, предпочтителен второй вариант.
Однако, многие признаки свидетельствует, что движение к нему в настоящее время
в Туркменистане еще только начинается.
Во-вторых, в построении
внешней политики Туркменистана необходимо учитывать текущую внешнеэкономическую
конъюнктуру, и прежде всего соотношение экономических интересов различных
стран. Так, наибольшую экономическую заинтересованность в сотрудничестве с
Туркменистаном из-за его большого сырьевого потенциала имеют и будут иметь
индустриально развитые государства. В связи с этим более крепкие экономические
связи будут устанавливаться, по всей видимости, прежде всего с такими странами,
как Россия, Турция, Украина, страны Западной Европы. Меньшую
внешнеэкономическую активность можно прогнозировать во взаимоотношениях с
Ираном, Афганистаном, Пакистаном, поскольку экономические потенциалы последних
являются не взаимодополняющими, а взаимоконкурирующими по отношению к
Туркменистану.
Учитывая реальности
мировой экономики можно прогнозировать, что чем глубже Туркменистан будет
входить в "плотные слои" мирохозяйственных связей, тем большую
конкуренцию ему придется испытать на себе и тем труднее ему будет отстаивать
свои интересы. Неизбежно возникнет, например, такая проблема, как налаживание
взаимоотношений с влиятельной организацией стран ОПЕК, контролирующей добычу и
сбыт значительной доли мировых нефтяных ресурсов. Борьба за рынки, в частности
за рынки энергоносителей, несомненно составит важный аспект содержания
экономического направление внешней политики Туркменистана.
В-третьих, важно соотносить
содержание экономических аспектов внешней политики Туркменистана с приоритетами
и темпами внутренних преобразований в его экономике. В этом плане то, что
сейчас делается и уже сделано в Туркменистане обнадеживает.
В республике начинает
развиваться предпринимательство, вводится частная собственность, осуществляется
приватизация. В стране принят закон о введении частной собственности на землю, в
соответствии с которым, каждый гражданин имеет право стать собственником
земельного участка площадью до 50 га, или может взять до 500 га в долгосрочную аренду. Важным стимулом в развитии предпринимательства является решение о
создании 7 свободных зон для предпринимательства. К числу стимулов деловой
активности следует отнести и ряд принятых законов: "О внешней
экономической деятельности в Туркменистане", "Об иностранных
инвестициях в Туркменистане", "Об инвестиционной деятельности в
Туркменистане". Эти документы направлены на привлечение и эффективное
использование иностранных передовых технологий, управленческого опыта,
материальных и финансовых ресурсов, на формирование экономики нового типа.
Деятельность различных
фирм регулируется с законом "О предприятиях в Туркменистане", который
был принят 12 ноября 1991 года. Этот закон определяет общие правовые,
экономические, социальные основы деятельности и самостоятельности предприятий.
Тогда же был принят закон "О предпринимательской деятельности в
Туркменистане", где говориться, что предприниматель может осуществлять
любые виды хозяйственной деятельности. Необходимо подчеркнуть важность
осуществляемой реорганизации банковской системы, которая проводится в
соответствии с законами "О государственном банке Туркменистана",
"О банках и банковской деятельности". Банковская система построена на
2-х уровневой основе: на верхнем уровне с государственным банком, на нижнем
уровне - с коммерческими банками. Примечательно, что в сентябре 1992 года
Туркменистан стал членом Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Одно из центральных мест
во внешней политики Туркменистана занимает в настоящее время и должно занимать
культурное сотрудничество с сопредельными и всеми заинтересованными
государствами. Примером такого сотрудничества могут быть договоренности,
достигнутые в последнее время с Турцией о начале вещания на территорию
Туркменистана одного из каналов турецкого телевидения. В области подготовки
кадров турецкая сторона известила о своей готовности выделить Туркменистану 2
тысячи стипендий, в том числе 600 стипендий - в высшие учебных заведениях
Турции. Турция и Туркменистан заявили о том, что будут всеми мерами
содействовать развитию туризма, более тесных отношений между учеными,
журналистами, парламентариями, политическими деятелями и работниками культуры,
другими представителями общественности.
Что касается
военно-стратегического аспекта внешней политики Туркменистана, то необходимо
отметить в целом сухопутный характер геополитического положения страны.
Республика с учетом ее реальных возможностей должна иметь немногочисленную, но
эффективную армию для защиты своего суверенитета. В то же время Туркменистану
потребуется небольшое количество военно-морских сил, адекватное интересам
Туркменистана, связанных с наличием у него выхода к Каспийскому морю.
Внешнеполитическое обеспечение национально-государственной безопасности
Туркменистана должно вытекать из установок военной доктрины государства,
которая в настоящее время находится в стадии осмысления и предварительной
проработки.
Относительно
самостоятельная группа направлений внешней политики Туркменистана определяется
в зависимости от характера средств, используемых во взаимоотношениях с другими
государствами.
Необходимо предусмотреть
наличие официального дипломатического направления, где используются
традиционные дипломатические средства (переговоры официальных государственных
делегаций, заключение договоров, подготовка и принятие других
политико-дипломатических документов, налаживание эффективной работы официальных
представительств Туркменистана в зарубежных государствах и международных
организациях).
Помимо официального
должны реализовываться и другие направления, которые дополняют первое, или как
бы прокладывают ему дорогу. Очевидно, что в этом случае задействуются не только
официальные каналы, но и представители средств массовой информации, деловых
кругов, творческая интеллигенция, отдельные ведомства и специалисты. Указанные
направления связаны, например, с формированием общественного мнения внутри
страны и за ее границами по поводу тех или иных внешнеполитических мероприятий.
Неофициальные каналы
внешней политики Туркменистана нельзя недооценивать. Они могут быть
эффективными (а иногда и единственно возможными) в решении такой, например,
острейшей для Центральной Азии проблемы, как борьба с наркобизнесом.
По-видимому, трудно обойтись только средствами официальной дипломатии и в
борьбе с международным терроризмом, международной преступностью, мафиозными
структурами.
Ряд направлений внешней
политики может выделяться с учетом уровня задействования в них технических
средств (средств связи, массовой коммуникации, информационных технологий,
транспорта и т. п.).
Наконец, в зависимости от
степени напряженности внешнеполитической обстановки, необходимости прибегнуть в
косвенной или, в самом крайнем случае, в прямой форме к силовым средствам
должны реализовываться направления внешней политики Туркменистана,
обеспечивающие потребности его военного строительства и возможного
использования вооруженных сил.
Взаимодействуя с
окружающим миром и используя для этого те или иные средства, государство может
прибегать к различным способам использования этих средств. Соответственно,
могут видоизменяться и направления внешней политики этого государства. Среди их
многообразия, ситуативно меняющегося, могут быть названы, например, следующие:
o демонстративные действия, связанные с
подготовкой или обеспечением каких-либо главных внешнеполитических акций,
поддерживающие минимально достаточный уровень активности в международных
организациях или областях международной жизни, важных в перспективе, но на полноценное
участие в которых пока не достаточно ресурсов;
o реальные акции, которые прежде всего
нацелены на безотлагательное решение насущных задач
государственно-политического и социально-экономического развития.
Выводы
Обзор классификации
направлений внешней политики Туркменистана позволяет утверждать, что с учетом
разветвленности их системы одновременно могут реализовываться многие из них.
Поэтому политическим руководителям, практическим политикам и дипломатам важно
уметь дополнительно различать направления внешнеполитической деятельности еще и
по степени их актуальной значимости, а именно видеть, что они могут быть: -
перспективными; - относительно важными; - важными и жизненно необходимыми.
Например, для современного Туркменистана самым насущным, по-видимому, является
направление его внешней политики, связанное с задачами модернизации экономики и
общественной жизни, обеспечение стабильного и безопасного развития общества.
Важными, приоритетными являются экологические проблемы страны и региона,
необходимость урегулирования конфликтов вблизи границ Туркменистана. К
перспективным направлениям его внешней политики, с учетом сегодняшних реалий,
может быть отнесено обеспечение создания системы комплексного регионального
сотрудничества, полномасштабного участия Туркменистана в миротворческих акциях,
которые предпринимаются под эгидой ООН или на основе региональных решений, в
том числе в рамках СНГ.
Подытоживая рассуждения
об основах и направлениях внешней политики Туркменистана, мы можем сделать ряд
выводов.
1. Система внешней политики государства
Туркменистана, находится в тесном взаимодействии с окружающей социальной и
природной средой. Стороны, механизма этого взаимодействия составляют
объективную основу для определения состава направлений внешней политики Туркменистана.
2. Все многообразие связей и отношений,
опосредующих положение страны на международной арене, может быть представлено
двумя большими группами в зависимости от обращения к диспозиционному или
функциональному аспектам взаимодействия этой страны с окружающим миром.
Диспозиционный аспект определяется самим фактом существования государства, его
географическим и геополитическим положением, Функциональный аспект
взаимодействия системы внешней политики государства с окружающей социоприродной
средой зависит от динамики функционирования государства на международной арене,
от особенностей удовлетворения объективных потребностей и интересов
государства.
3. Выделяемые в контексте указанных
диспозиционного и функционального аспектов основные направления внешней
политики Туркменистана могут образовывать ее содержательную и организационную
структуру. Внешняя политика Туркменистана должна быть направлена на то, чтобы
занять достойное положение в СНГ как евразийской суперсистеме международных
отношений. В функциональном же плане перед Туркменистаном стоит задача
социально-экономического возрождения и обеспечения тесного экономического
взаимодействия с различными субъектами международной жизни во имя внутренней
стабильности и безопасности.
Литература
1. Туркменский феномен: миф и реальность //Правда. - 1993. -
15 сент. - С. 3 производителем электроэнергии.
2. Конституционный закон Туркменистана о независимости и
основах государственного устройства Туркменистана // Туркменская искра. - 1991.
- 27 октября.
3. Очерки истории философской и общественно - политической
мысли в Туркменистане. - Ашхабад: изд-во "Ылым, 1976. - С. 84
4. Вебер М. Политика как призвание и профессия /Избранные
произведения. -М.: Прогресс, -С . 646.
Страницы: 1, 2
|