Внешнеэкономические связи России на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов
Внешнеэкономические связи России на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов
Международная академия
бизнеса и банковского дела
Факультет
управления и финансов
Реферат
по курсу “Экономическая география”
на тему “Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо-Западного
и Дальневосточного регионов”
студента
Темнохуда Федора Анатольевича
1
курса группы УФ72
специальность
604400
Финансы и
кредит
Тольятти 1997
Оглавление...........................................................................................................................................
Введение............................................................................................................................................
Северо-западный регион.....................................................................................................
Общее состояние по региону......................................................................................................................................
Внешняя торговля..........................................................................................................................................................................
Перспективы развития внешнеэкономических отношений.........................................................
Дальний Восток.............................................................................................................................
Общее состояние региона...................................................................................................................................................
Внешняя торговля..........................................................................................................................................................................
Перспективы развития внешнеэкономических отношений.........................................................
Заключение.........................................................................................................................................
Список использованной литературы...............................................................................
Внешнеэкономические
связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных
признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей:
внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое
сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была
и остается внешняя торговля. Именно на этой форме я остановлюсь в своем
реферате.
Важным фактором,
влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные
связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны,
становится расширение непосредственного участия регионов РФ во
внешнеэкономической деятельности.
Провозглашение Россией
независимости и распад Союза ССР существенно
трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации.
Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на перерабатывающих
отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои потребности в
минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет завоза из регионов,
которые находятся теперь на территории стран ближнего зарубежья. В нынешних
условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко
используя приграничную торговлю и бартерные операции.
На настоящий момент,
наиболее важными остаются экономические связи России со странами запада и
странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании
внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.
Северо-Западный район (к
нему относятся Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Вологодская,
Архангельская области и республика Карелия) отличается высоким уровнем экономического
развития. В территориальном разделении общественного труда он выступает с
продукцией сложного машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт
современное технологическое оборудование для различных отраслей
промышленности: электроэнергетики, приборостроения и электроники, морского судостроения.
Большое значение приобрели отрасли химической и лесной промышленности,
производство товаров народного потребления. Район, например, занимает одно из
первых мест у нас по производству морских судов разного типа (в том числе
мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых
турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих ему устойчивое положение
на нашем рынке и за рубежом.
Экономический потенциал
района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его
высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим
10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность
возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического
прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства.[1]
Вместе с тем
затянувшийся финансово-экономический кризис, хронический острый недостаток
отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годом усложняют положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятий и машиностроительных
заводов, обслуживающих лесной комплекс, снижают их
конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мере это относится к
предприятиям металлургии, промышленности строительных материалов, рыбному
хозяйству, другим отраслям.
Северо-Западный регион
отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда
поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона -
высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование,
оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики,
грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной,
химической промышленности, в том числе аппатиты.
Северо-Западный район,
располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные
функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской
порт — самый крупный в Балтийском бассейне — во многие страны следует на
экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются
импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург —
Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам.
Через Северо-Западный
осуществляются регион теснные экономические связи с Польшей, Германией,
Финляндией. Норвегией,
Следует учитывать, что в
последние годы лидирующие позиции в области российских внешнеэкономических
связей сохраняются (и даже упрочиваются) за странами ЕС - около 33-40 процентов
всего товарооборота, или, как подчеркнул вице-председатель ЕК Л.Бриттен,
выступая 17 июня 1997 года в Государственной Думе России, 40 процентов
российского экспорта и 38 процентов импорта. В свою очередь Россия занимает
пятое место во внешней торговле ЕС по импорту и шестое - по экспорту.
Важно и то, что в
последние годы Россия сохраняет положительное сальдо в торговле с ЕС: 1993 год
- 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд. экю, 1995 - 5,9 млрд. экю, 1996 - 11,4 млрд.
экю.[2]
Россия
экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы,
ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля
машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили,
электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.
В российском импорте из
стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты,
пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей
промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной
связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.
Торгово-экономические
связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам
первых девяти месяцев 1996 года составил, по данным российской таможенной
статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт превысил в стоимостном
выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн. долларов. Положительное сальдо
взаимной торговли в пользу России возросло в связи с этим до 177 млн. долларов
(в 1995 году — 160,6 млн. долларов).
Доля сырья и
полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляет почти 90 процентов,
при этом по итогам ряда последних лет на две основные позиции —
рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится свыше двух третей экспорта.
Принципиально важное значение для российского экспорта имеет тот факт, что
ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС.
Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется благоприятная для увеличения
российского экспорта ситуация. Отличительной структурной особенностью поставок
из России в Норвегию является крайне незначительная доля в них нефти и газа,
традиционно занимающих ведущее место в российском экспорте во многие страны
Европы.
Вместе с тем происходит
рост импорта норвежских товаров. Это объясняется прежде всего увеличением
закупок рыбы и рыбопродуктов, частично — продовольственных товаров. Вместе с
тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой широкой номенклатуре.[3]
Близость Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических и
почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества
в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают
опытом, который может быть весьма полезен для Северо-Западной России
В последние годы
обоюдный интерес друг к другу России, а также стран Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть
достаточные основания. Высокоразвитые в
промышленном отношении страны Западной и Северной Европы для своего выхода на
качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потенциально
емком рынке и как партнере в промышленной кооперации. Уже сейчас наиболее
дальновидные деловые люди из европейских стран начинают осваивать российский рынок.
В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных
связей, наиболее перспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в
столицах государств, а на местах при поддержке
муниципальных и территориальных органов управления.
Например, возникла идея так называемого 'Архангельского коридора", связывающего
промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через
Республику Карелия с Архангельской областью, с Республикой Коми и Уралом.
После ввода в участка железной дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея, без
сомнения, обещает перерасти в реальный трансграничный проект. Этот проект —
плод усилий руководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Республики Карелия, городов Москвы и
Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга
Второй трансграничный проект — так называемый
"Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который
призван соединить территории южной части
Балтийского региона через финляндские порты Котка,
Ханко, Хельсинки, европейскую автомагистраль №18 и
дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными
российскими территориями через Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И
этот проект уже фактически реализуется. Так, в республике Карелия, несмотря на
экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в
направлении Восток-Запад. При этом республика вкладывает собственные средства
в объекты таможенной инфраструктуры федерального
значения.
Только создание этих
двух трансграничных коридоров позволит создать по обе стороны границы тысячи
новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн
груза в год и заметно повлиять на повышение конкурентоспособности Балтийского
региона в мировом масштабе и российского Северо-Запада — в Европе, а Карелии —
в нашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионы
европейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен уникальный по
красоте природы и богатству культуры российский Север, смогут увидеть, знаменитые Валаам, Кижи,
Соловецкие острова и многие другие памятники мирового значения.
В последнее время
правительство Карелии провело консультации с руководителями многих субрегионов
Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии,
а также с правительствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовыгодных
проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее
привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и
культурных обменах.[4]
На территории региона
располагаются республика Саха-Якутия. Хабаровский край. Приморский край.
Амурская, Сахалинская. Камчатская и Магаданская области. По ряду основных
характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам,
условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север
(Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаронский и Приморский края. Амурская.
Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более
благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории,
составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север,
напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных
полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в
хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных
ископаемых, значительно удалены друг от друга.
Существуют два наиболее
важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе
российских регионов. Прежде всего – особые экономико-географическое
положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее
обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность
контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью.
Второй фактор – мощный
ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов
России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по
ряду сырьевых позиций. Так регион производит: 98% алмазов, олова – 80%, борного
сырья – 90%, золота – 50%, вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов – более 40%,
древесины – 13%, целлюлозы – 7%. Эти факторы и обусловили роль Дальнего Востока
в составе СССР.
Развитие районов
Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в
целях обеспечения оборонной безопасности государства, большинство районов
региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался
значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные
регионы в экономическом отношении были в значительной степени оторваны от
стран АТР, от своих ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично
развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу
ряда причин оказался в положении отстающего.
Итак, не взирая на
громкое название – “форпост социализма на Берегах Тихого океана” Дальний Восток
в составе СССР играл роль сырьевого придатка и средства решения
военно-политических задач. Несмотря на декларированную закономерность
социалистического способа производства – «подтягивание отстающих
территориальных звеньев», в советский период этот регион посоянно отставал по
уровню экономического роста от своих соседей – Западной и Восточной Сибири
Сейчас ситуация на
Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-эпергетическсом комплексе
сложилась критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали
энергетикам более 180 Млрд. руб., что приводит к остановке большинства
производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуждены даже
крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток). Между
районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы.
Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в портах
Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива,
оплаченного Камчаткой. Подобные истории в регионе не редкость. Так, уголь на
Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с топливом конфискует
Хабаровский Край.
Страницы: 1, 2
|