Топливно-энергетический комплекс России
Для
подачи газа потребителям и обеспечения транзита потребуется существенное
развитие Единой системы газоснабжения и строительство газотранспортных систем в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего в рассматриваемый период будет
необходимо заменить 23 тыс. км линейной части магистральных газопроводов и
отводов, провести модернизацию и замену газоперекачивающих агрегатов (ГПА)
суммарной мощностью 25 тыс. МВт и построить около 22 тыс. км новых
магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.
Угольная
промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного
удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Однако в
современных экономических условиях уголь значительно уступает газу и
нефтетопливу по затратным и экологическим показателям его использования
потребителями и фактически замыкает топливно-энергетический баланс. Наращивание
производственного и экономического потенциала отрасли должно обеспечить
снижение риска в энергообеспечении России от возможного невыполнения целевых
установок по добыче газа и вводу АЭС. Отрасль должна иметь необходимые резервы
по наращиванию объемов добычи угля до 500 млн т/год к 2020 г.
В
соответствии с оптимальной структурой топливно-энергетического баланса,
принятого в Энергетической стратегии России, востребованные объёмы добычи угля
по стране составят до 335 млн т в 2010 г. и до 430 млн в 2020 г. Названные
уровни добычи угля в целом обеспечены разведанными запасами, что не исключает
необходимости определенных дополнительных геолого-разведочных работ.
Принципиально
важно, что в отличие от быстро дорожающих газа и нефти, цены на угль за счет
вовлечения в отработку более эффективных его запасов, улучшения хозяйственной
организации отрасли и, главное, научно-технического прогресса в добыче,
переработке и транспортировке угля, в период 2001-2010 гг. будут изменяться
более медленными темпами, а в период 2011-2020 гг. за счет широкомасштабного
вовлечения в разработку канско-ачинских углей цена на энергетические угли может
быть даже снижена (на 10-15% к уровню 2010 г.). Тенденция относительного
удешевления угля сохранится и в последующее десятилетие, что служит важным
аргументом для увеличения его роли в топливно-энергетическом балансе страны.
Удовлетворение
потребности экономики страны в угольном топливе будет связано с развитием
добычи угля в бассейнах федерального значения – Кузнецком и Канско-Ачинском.
Межрегиональное значение будут иметь месторождения Восточной Сибири,
Печорского, Донецкого и Южно-Якутского бассейнов.
В
период 2001-2020 гг. с учетом выбытия из-за отработки запасов и ликвидации
убыточных предприятий (до 60 млн т производственных мощностей по добыче угля),
потребность в строительстве новых мощностей составит около 200 млн т, из них в
Кузнецком бассейне – 75 млн т, в Канско-Ачинском – свыше 70 млн т., на
месторождениях Дальнего Востока –20 млн т. Предусмотрено строительство 10 новых
шахт и 16 разрезов, из них:
·
в Кузнецком бассейне - 7
разрезов и 5 шахт (Талдинское, Ерунаковское, Караканское и Соколовское
месторождения);
·
в Канско-Ачинском бассейне
- 3 разреза (Березовское и Абанское месторождения);
·
на Дальнем Востоке - 1
шахта и 2 разреза (на Ургальском и Эльгинском месторождениях).
В
целях роста конкурентоспособности угля на рынке энергоресурсов важное значение
в рассматриваемый период должно приобрести улучшение качества угольной
продукции. Для этого предусматривается широкое применение наиболее
прогрессивных методов переработки и обогащения углей и переход на международную
систему управления качеством (ISO 9000) на предприятиях угольной
промышленности.
Атомная
промышленность и энергетика рассматриваются в Энергетической стратегии как
важнейшая часть энергетики страны, поскольку атомная энергетика потенциально
обладает необходимыми качествами для постепенного замещения значительной части
традиционной энергетики на ископаемом органическом топливе, а также имеет
развитую производственно-строительную базу и достаточные мощности по
производству ядерного топлива. При этом основное внимание уделяется обеспечению
ядерной безопасности и, прежде всего безопасности АЭС в ходе их эксплуатации.
Кроме того, требуется принятие мер по заинтересованности в развитии отрасли общественности,
особенно населения, проживающего вблизи АЭС.
Для
обеспечения запланированных темпов развития атомной энергетики после 2020 г.,
сохранения и развития экспортного потенциала уже в настоящее время требуется
усиление геологоразведочных работ, направленных на подготовку резервной
сырьевой базы природного урана.
Максимальный
вариант роста производства электроэнергии на АЭС соответствует как требованиям
благоприятного развития экономики, так и прогнозируемой экономически
оптимальной структуре производства электроэнергии с учетом географии ее
потребления. При этом экономически приоритетной зоной размещения АЭС являются
европейские и дальневосточные регионы страны, а также северные районы с
дальнепривозным топливом. Меньшие уровни производства энергии на АЭС могут
возникнуть при возражениях общественности против указанных масштабов развития
АЭС, что потребует соответствующего увеличения добычи угля и мощности угольных
электростанций, в том числе в регионах, где АЭС имеют экономический приоритет.
Основные
задачи по максимальному варианту – строительство новых АЭС с доведением
установленной мощности атомных станций до 32 ГВт в 2010 г. и до 52,6 ГВт в 2020
г. и продление назначенного срока службы действующих энергоблоков до 40-50 лет
их эксплуатации с целью максимального высвобождения газа и нефти; экономия
средств за счет использования конструктивных и эксплуатационных резервов.
В
этом варианте, в частности, намечена достройка в 2000-2010 годы 5 ГВт атомных
энергоблоков (двух блоков – на Ростовской АЭС и по одному – на Калининской,
Курской и Балаковской станциях) и новое строительство 5,8 ГВт атомных
энергоблоков (по одному блоку на Нововоронежской, Белоярской, Калининской,
Балаковской, Башкирской и Курской АЭС). В 2011 – 2020 гг. предусмотрено
строительство четырех блоков на Ленинградской АЭС, четырех блоков на
Северо-Кавказской АЭС, трех блоков Башкирской АЭС, по два блока на
Южно-Уральской, Дальневосточной, Приморской, Курской АЭС –2 и Смоленской АЭС –
2, на Архангельской и Хабаровской АТЭЦ и по одному блоку на Нововоронежской,
Смоленской и Кольской АЭС – 2.
Одновременно
в 2010 – 2020 гг. намечено вывести из эксплуатации 12 энергоблоков первого
поколения на Билибинской, Кольской, Курской, Ленинградской и Нововоронежской
АЭС.
Основные
задачи по минимальному варианту – строительство новых блоков с доведением
мощности АЭС до 32 ГВт в 2010 г. и до 35 ГВт в 2020 г. и продление назначенного
срока службы действующих энергоблоков на 10 лет.
Основой
электроэнергетики России на всю рассматриваемую перспективу останутся тепловые
электростанции, удельный вес которых в структуре установленной мощности отрасли
составит к 2010 г. 68%, а к 2020 г. – 67-70% (2000 г. – 69%). Они обеспечат
выработку, соответственно, 69% и 67-71% всей электроэнергии в стране (2000 г. –
67%).
Учитывая
сложную ситуацию в топливодобывающих отраслях и ожидаемый высокий рост
выработки электроэнергии на тепловых электростанциях (почти на 40-80 % к 2020
г.), обеспечение электростанций топливом становится в предстоящий период одной
из сложнейших проблем в энергетике.
Суммарная
потребность для электростанций России в органическом топливе возрастет с 273
млн т у.т. в 2000 г. до 310-350 млн т у.т. в 2010 г. и до 320-400 млн т у.т. в
2020 г. Относительно не высокий прирост потребности в топливе к 2020 г. по
сравнению с выработкой электроэнергии связан с практически полной заменой к
этому периоду существующего неэкономичного оборудования на новое
высокоэффективное, что требует осуществления практически предельных по
возможностям вводов генерирующей мощности. В высоком варианте в период
2011-2015 гг. на замену старого оборудования и для обеспечения прироста
потребности предлагается вводить 15 млн кВт в год и в период 2016-2020 гг. до
20 млн кВт в год. Любое отставание по вводам приведет к снижению эффективности
использования топлива и соответственно к росту его расхода на электростанциях
по сравнению с определенными в Стратегии уровнями.
Необходимость
радикального изменения условий топливообеспечения тепловых электростанций в
европейских районах страны и ужесточения экологических требований обусловливает
существенные изменения структуры мощности ТЭС по типам электростанций и видам
используемого топлива в этих районах. Основным направлением должно стать
техническое перевооружение и реконструкция существующих, а также сооружение
новых тепловых электростанций. При этом приоритет будет отдан парогазовым и
экологически чистым угольным электростанциям, конкурентоспособным на большей
части территории России и обеспечивающим повышение эффективности производства
энергии. Переход от паротурбинных к парогазовым ТЭС на газе, а позже – и на
угле обеспечит постепенное повышение КПД установок до 55 %, а в перспективе до
60 % что позволит существенно снизить прирост потребности ТЭС в топливе.
Для
развития Единой энергосистемы России Энергетической стратегией
предусматривается:
·
создание сильной
электрической связи между восточной и европейской частями ЕЭС России путем
сооружения линий электропередачи напряжением 500 и 1150 кВ, а за 2010 г. и
передач постоянного тока, проходящих по территории России. Роль этих связей
особенно велика в условиях необходимости переориентации европейских районов на
использование угля, позволяя заметно сократить завоз восточных углей для ТЭС;
·
усиление межсистемных
связей транзита между ОЭС Средней Волги – ОЭС Центра – ОЭС Северного Кавказа,
позволяющего повысить надежность энергоснабжения региона Северного Кавказа, а
также ОЭС Урала – ОЭС Средней Волги – ОЭС Центра и ОЭС Урала – ОЭС
Северо-Запада для выдачи избыточной мощности ГРЭС Тюмени;
·
усиление системообразующих
связей между ОЭС Северо-Запада и Центра;
·
развитие электрической
связи между ОЭС Сибири и ОЭС Востока, позволяющей обеспечить параллельную
работу всех энергообъединений страны и гарантировать надежное энергоснабжение
дефицитных районов Дальнего Востока.
Нетрадиционные
возобновляемые энергоресурсы (биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная
энергия и т.д.) потенциально способны с избытком обеспечить внутренний спрос
страны. Однако экономически оправданное применение нетрадиционных технологий
использования возобновляемых энергоресурсов ещё будет составлять единицы
процентов от общего расхода энергоресурсов.
Сводные
данные о перспективах развития энергетического сектора России показаны в
таблице
Таблица
Прогноз развития энергетического сектора России
|