рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Территориальный продукт рефераты

Чтобы поддержать предпринимателей и помочь им в обеспечении рынков сбыта, решено было задействовать субъекты малого предпринимательства и в процедуре государственных закупок. Постановлением Кабинета Министров предусмотрено не менее 15 процентов госзаказа размещать у субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в целом инфраструктуру Чувашской Республики можно считать достаточно развитой.

2.3 Региональные товары ЧР

Некоторые регионы целенаправленно формируют в сознании сугубо региональные брэнды продуктов, их ассоциации с названиями регионов. Чаще всего названия регионов ассоциируются с продуктами питания. В качестве примеров таких ассоциаций в отношении отдельных штатов США можно привести апельсины Флориды, сыр Висконсина, виски Кентукки, картофель Айдахо. В России известны уже упоминавшиеся «московская» и «столичная» водка, тамбовский окорок, вологодские кружева и масло, тульские пряники. Сходная ситуация с предметами, входящими в сферу народных промыслов: мы знаем гжельский фарфор, хохломскую роспись, тульские самовары, уральские самоцветы и др. Этот ряд можно продолжить и в ближнем зарубежье: Крым ассоциируется с отдыхом, а к названию сорта яблок «апорт» многие готовы добавить: «алма-атинский».

Именно на уровне региона часто возникают проблемы с использованием региональных брэндов. В странах, где действует английская система права (в США, Великобритании, Австралии, ЮАР, Канаде и других бывших британских колониях и доминионах), приоритетно право производителя: он может вести торговлю на протяжении десятков лет, не опасаясь за свою интеллектуальную собственность. В России же действует европейская заявительная система получения прав на товарный знак, согласно которой преимуществом в споре обладает сторона, первая предоставившая заявку на его регистрацию, а факт использования товарного знака компанией-производителем действующее законодательство не принимает во внимание. Ясно, что в таком случае «кто смел, тот и съел», а поэтому на первое место выходит отношение производителя к процедуре регистрации. Для маркетинга региона не последнее значение имеет проблема использования наименования региона в названии товаров, производимых как местными предприятиями, та» и иностранными.

Французская компания «Перно Рикар» была обвинена в том, что она зарегистрировала в качестве названия водки слово «Алтай», т.е. географическое наименование российского края. Сложилась парадоксальная ситуация: ведь «Перно Рикар – практически крупнейший инвестор в бюджет Алтайского края, одного из беднейших регионов России, открыла завод, предоставив рабочие места более чем тысяче человек, обеспечив работой также производителей бутылок, этикеток и т.п. Французские предприниматели были крайне разочарованы, узнав, что регион имеет к ним претензии, поскольку собирались выводить «Алтай» на мировую арену и экспортировать в 20 стран, т.е. продвигать регион за рубеж[8].

Как уже отмечалось, ведущее место в инфраструктуре Чувашии занимает промышленность. Перечисленные ниже предприятия являются наиболее крупными в этой сфере.

ОАО «Промтрактор» является единственным в Европе и одним из трех в мире предприятий по производству тяжелых промышленных тракторов, являющихся аналогами соответствующей продукции фирм CATERPILLAR (США) и KOMATSU (Япония). Выпускает тракторную технику для нефтегазовой, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства, в настоящее время в производстве освоено 11 модификаций гусеничных бульдозеров-рыхлителей и 6 модификаций трубоукладчиков.

ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» является лидером отечественного машиностроения в производстве запасных частей к ходовым системам промышленной, сельскохозяйственной и трелевочной гусеничной техники, а также узлов и деталей сцеплений для тракторов, комбайнов и автомобилей. Завод производит и поставляет комплектующие к тракторам известных зарубежных фирм KOMATSU (Япония), CATERPILLAR (США), HITACHI (Япония).

ОАО «Текстильмаш» – единственный в России производитель широкой гаммы модификаций высокопроизводительных и экономически эффективных ткацких станков СТБ, СТБУ, СТР для выработки тканей массового ассортимента из пряжи всех видов и запасных частей к станкам. Предприятие имеет представительства в различных странах Европы, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки, экспортирует продукцию в более чем 30 стран мира.

ОАО «Завод «Чувашкабель» выпускает различные провода, в том числе для водо- и нефтепогружных двигателей, эмалированные и обмоточные, авиационные для электрических установок, монтажа электрооборудования, сейсмические и медицинские.

В столице Чувашии – Чебоксарах сформировался целый куст ведущих предприятий, являющихся российскими лидерами в выпуске электротехнической продукции. В структуре экспорта республики 13% принадлежит электротехническим изделиям и приборам. Чувашская продукция известна высокотехнологичным уровнем и качеством, современными научными разработками. Так, ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «Элара» относится к числу немногих в России, кто за последние пять лет обновил основные средства более чем на 90%. Большое внимание уделяется на предприятии развитию «Hi-tech» (высоких технологий). ОАО «ЧНППП «Элара» производит сложную электронику для авиации, изделия автомобильной электроники, интегральные микросборки специального назначения, многослойные печатные платы, изделия промышленной электроники для объектов теплоэнергетики, транспорта, медицинскую технику. Завод имеет своих представителей в различных регионах России и за рубежом, является одним из основных экспортеров республики.

ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» – известный производитель низковольтных реле и контакторов, комплектных устройств и устройств защиты, регулируемых электроприводов и микропроцессорных устройств – всего того, что пользуется устойчивым спросом в различных отраслях промышленности и энергетики, нефтегазовой промышленности, электрических станций и энергосистем, станкостроительных и лифтостроительных заводов России и стран СНГ.

ОАО «Завод электроники и механики» специализируется на разработке, производстве и сервисном обслуживании электрических исполнительных механизмов, средств автоматизации и регулирования технологическими процессами, расходомеров, теплосчетчиков для тепловой и атомной энергетики, химической, металлургической, нефтяной, газовой промышленности, строительства, коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса.

Лидирующее положение по выпуску целого ряда химической продукции в России занимает ОАО «Химпром». Ассортимент выпускаемой на предприятии продукции включает в себя более 250 наименований базовых продуктов. Продукция предприятия имеет около 6 тысяч постоянных потребителей в России и странах СНГ, а также поставляется во многие зарубежные страны, такие, как Германия, Венгрия, Финляндия, Люксембург, Нидерланды, Словакия, Бельгия, Дания, Швейцария, США, Великобритания. По объему экспорта ОАО «Химпром» занимает первое место в республике.

Наиболее крупные производители легкой промышленности республики это ОАО «Корпорация «Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат», ОАО «Новочебоксарская фабрика «Пике», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ОАО «Лента».

ОАО «Корпорация «Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат» выпускает около 50 наименований хлопчатобумажных тканей: бязь, ситец, сатин, тик, двунитка, марля, сорочечная ткань, мебельно-декоративные ткани, бытовые ткани; нетканые материалы; нитки швейные; пряжу хлопчатобумажную и смешанную, трикотажного и ткацкого назначения; швейные и трикотажные изделия.

Основным видом деятельности ОАО «Лента» является выработка лент из синтетических и хлопчатобумажных нитей для нужд швейной и электротехнической промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

ОАО «Новочебоксарская фабрика «Пике» вырабатывает высококачественную хлопчатобумажную пряжу трикотажного и ткацкого назначения, трикотажное полотно и выпускает изделия из него.

В пищевой промышленности лидерами являются ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» и ОАО «АККОНД». Эти фирмы также во многом определяют региональные товары нашей республики.

ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» (прежнее название – Чебоксарский пивоваренный завод) – российская пивоваренная компания. Также производит квас, лимонад и минеральную воду. В начале 2007 года вступила в строй линия по розливу пива в алюминиевые банки. С апреля 2007 года появились новые сорта кваса торговой марки «Букет Чувашии» – «Домашний», «Окрошечный» и новой торговой марки «Славен»; выпущен новый детский «Киндер квас» на основе натурального яблочного сока. Питьевая вода «Букет Чувашии» и минеральная вода «Русский родник» стали разливаться в ПЭТ-бутылки емкостью 0,5 л, 1,5 л, 5 л, а также 18,9 литров. По состоянию на конец 2008 года завод представляет собой полностью интегрированное предприятие с солодовней, варочным, бродильным, лагерным, холодильно-компрессорным отделениями и цехом розлива.

ОАО «АККОНД» – российская кондитерская фабрика, одно из ведущих предприятий Чувашии. Относится к числу крупнейших градообразующих предприятий города Чебоксары. Предприятие включено в «Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций Чувашской Республики на 2008 год». Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 400 наименований. Фабрика является единственным в России производителем мягкой жевательной карамели. На отечественном рынке предприятие входит в список номинантов конкурса «Лучшие российские предприятия» и сохраняет лидирующие позиции в области качества. В 2001 году кондитерская фабрика «АККОНД» получила международный сертификат системы управления качеством ISO, с сентября 2010 предприятие работает по новой версии ISO 9001:2008. В сентябре 2004 года был получен международный сертификат управления качеством на основе принципов HАССP. Высокое качество продукции ОАО «АККОНД» неоднократно было подтверждено наградами престижных российских и международных выставок. Это золотые и платиновые медали «Знак качества XXI века», золотая медаль конкурса «Всероссийская марка качества». В ноябре 2000 г. предприятию была присуждена премия Президента Чувашской республики в области качества, в октябре 2005 кондитерская фабрика «АККОНД» награждена премией Правительства Российской Федерации в области качества. В 10 зарубежных стран, среди которых страны СНГ, Балтии, а также в США, Канаду и Германию экспортирует свою продукцию кондитерская фабрика «АККОНД», что составляет около 10% в общем объеме отгруженной продукции. В 2010 году ОАО «АККОНД» признано победителем конкурса «Лучший экспортер Чувашской Республики».

Проводимая в республике структурная перестройка экономики, развитая производственная инфраструктура, высокая квалификация инженеров и рабочих, рациональное использование научного и технического потенциала позволили создать новые технологии, которые не уступают зарубежным аналогам и зачастую превосходят их.

В Чувашской Республике приоритетное внимание уделяется вопросам качества. Например, два предприятия имеют сертификаты на соответствие системы экологического менеджмента международному стандарту ИСО 14000 – это СП ЗАО «Пронова» и ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод».

В сфере агропромышленного комплекса основными стратегическими целями являются формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения, с активным продвижением товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на местный, межрегиональный и зарубежный рынки.

Основные отрасли агропромышленного комплекса представляют зерноводство, картофелеводство, хмелеводство, мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство.

На всю Россию качеством своей продукции известны картофелеводы Чувашии. Освоив новые технологии с использованием научного потенциала региона, многие хозяйства республики стали получать свыше 200 центнеров картофеля с гектара. Выращенный в республике как семенной, так и продовольственный картофель реализуется во многие регионы Российской Федерации.

Приоритетная отрасль сельского хозяйства – хмелеводство, имеющее многовековую традицию. Под хмельниками занято около 1,5 тыс. га. На Чувашию приходится около 80% валового сбора хмеля в России. Среди 53 стран мира, выращивающих хмель, Чувашия занимает 8-ое место по объемам и 4-ое по качеству этого продукта.

Ежегодно в столице республики Чебоксарах проводится международная ярмарка-фестиваль «Хмель и пиво России». Город Чебоксары выбран штаб-квартирой Ассоциации хмелеводов России. Вступление России в Международную ассоциацию хмелеводов открывает широкие возможности в обмене информацией по производству, переработке и реализации хмеля, налаживании непосредственных партнерских связей.

Чувашская Республика располагает достаточно развитым строительным потенциалом (8% валового регионального продукта). Наиболее значимыми строительными организациями являются ОАО «Дорисс», ОАО «Монолитстрой», ОАО «ГЭСстрой», ЗАО «Чувашагропромстрой». Производством строительных материалов занимаются более 90 предприятий, из них половина – предприятия малого бизнеса. Строительно-монтажные работы ведут около 150 крупных и средних предприятий различных форм собственности.

Подводя итог, можно отметить, что региональных товаров в Чувашской Республике значительное количество, это и кондитерские изделия, и мясомолочное скотоводство, различного рода промышленная продукция и многое другое, но процесс их формирование, позиционирование на рынке идет, не так легко, как хотелось бы. Именно этот момент мы и рассмотрим в следующей главе.


3. Анализ территориального продукта Чувашской Республики

3.1 Проблемы формирования регионального продукта ЧР

Одной из проблем формирования регионального продукта Чувашской Республики и как следствие его затрудненного развития является неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг.

Это обусловлено тем, что одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае – 0,4%, в России – 0,2%).

Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000 лишь малое число предприятий Чувашской Республики: например, акционерные общества «Промтрактор», «Чебоксарский электроаппаратный завод». Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.

Другой проблемой является земля. Земля в Чувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Коэффициент расчлененности территории составляет 1,25, насчитывается более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностью свыше 22 тыс. км. Более 80% пашни подвержены водной эрозии.

Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов, а значит сократилась и доля производимой продукции и, конечно, это не может не оказывать негативное воздействие на формирование регионального продукта в агропромышленном комплексе Чувашской Республики. Высокая степень износа материально-технической базы, также требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции.

Помимо этого среди проблем формирования регионального продукта в нашей республике можно назвать:

·                   ограниченность минерально-сырьевых ресурсов республики, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых;

·                   жесткая конкуренция на мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода с инновационной продукцией на мировой рынок;

·                   усиление отставания в техническом развитии организаций ряда производств, снижение их эффективности;

·                   значительный износ основных фондов в отдельных отраслях экономики и инженерной инфраструктуры;

·                   неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства, недофинансирование прикладной науки;

·                   неразвитость инвестопроводящих структур, недостаточная практика выхода организаций на фондовый рынок;

·                   отсутствие истории и традиций предпринимательства.

Тем не менее, отметим тот факт, что Чувашская Республика зарекомендовала себя как инновационный полигон, апробирующий самые современные проекты и технологии общероссийской значимости, причем как в социальной сфере, так и в реальном секторе экономики. Очевидно, что залогом быстрого и качественного роста регионального продукта, успеха региональной инновационной и структурной политики служат наращивание объемов и повышение качества как инвестиций в традиционном понимании (в средства производства), так и инвестиций в человеческий капитал.

Потенциальные возможности республики благоприятствуют сотрудничеству с представителями как ближнего, так и дальнего зарубежья во всех отраслях экономики, науки и культуры, следовательно, трудности в области формирования и развития регионального продукта вполне преодолимы.

3.2 Пути увеличения территориального продукта

Чувашская Республика является динамично развивающимся регионом. Выгодное географическое положение не ставит перед Чувашской Республикой вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры. В этой связи вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют экономический характер и связаны с созданием комфортных и благоприятных условий для проживания граждан на ее территории.

Необходимо создать такие условия, чтобы молодые, активные, образованные граждане стремились жить и работать на чувашской земле. Только такой имидж региона позволит раскрыть его миссию большинству жителей, продемонстрирует положительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке.

Как мы упоминали, в первой главе территориальный продукт оказывает влияние на конкурентоспособность региона, поэтому социально – экономическая политика, проводимая на территории Чувашской Республики должна содействовать, а не препятствовать становлению Чувашии инновационным, конкурентоспособным, процветающим и комфортным для проживания регионом с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения.

При этом мы должны считаться с социально-экономической политикой Российской Федерации, глобальными тенденциями мирового развития, связанными с переходом к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием «экономики знаний» и усилением интеграционных экономических процессов в обществе.

В Стратегии социально – экономического развития Чувашской Республики до 2020 года[9] акцентируется внимание на том, что пространственное развитие территории Чувашской Республики базируется на максимально полном использовании потенциала зон, определенных в соответствии с Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования[10].

В зависимости от природно-ресурсного, трудового, промышленного, инфраструктурного, сельскохозяйственного и инвестиционного потенциала муниципальные районы Чувашии объединены в четыре характерные зоны.

Северная зона – Ядринский, Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский, Аликовский, Красноармейский и Козловский районы. В этой зоне проживает 68% населения Чувашии, доля городского населения составляет 88,6%.

Конкурентным территориальным преимуществом данной зоны является приближенность к развитому промышленному комплексу гг. Чебоксары и Новочебоксарска. Здесь сосредоточены основные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые электростанции), самые крупные промышленные предприятия (ОАО «Промтрактор», ОАО «Химпром», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» и др.). Сельское хозяйство имеет пригородную специализацию. Развита инфраструктура, имеются рекреационные зоны и лесные массивы. Все это делает северную зону самой экономически активной и инвестиционно привлекательной, в том числе для урбанизации территорий и внедрения новых технологий в строительстве.

Центральная зона – Урмарский, Канашский, Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский районы. Сельскохозяйственная зона с благоприятными условиями для организации воспроизводства и переработки сельскохозяйственной продукции. Зона богата природными ресурсами (глиной кирпичной, известняком, лесом, лекарственными травами, ягодами, грибами и т.д.). Имеются предприятия по их переработке. Важнейшим транспортным центром данной зоны является г. Канаш с предприятиями машиностроения и металлообработки; инновационным центром разработки и внедрения новых технологий в области агрохимии – ОАО «Вурнарский завод смесевых препарато» пгт. Вурнары. Все это способствует размещению на территории зоны новых производств и развитию центра логистики и транспортного обслуживания.

Юго-Восточная зона – Комсомольский, Яльчикский, Батыревский и Шемуршинский районы.

Сельскохозяйственная зона с наивысшим уровнем плодородия земель в Чувашии. Наиболее эффективно используются сельхозугодия на территории Батыревского района. Объемы производимой сельскохозяйственной продукции значительно превышают объемы ее переработки. Культивируется коневодство.

Все население Юго-Восточной зоны проживает в сельской местности. Данная территория привлекательна для организации выпуска экологически чистой сельхозпродукции и сбора даров леса.

Юго-Западная зона – Красночетайский, Шумерлинский, Порецкий и Алатырский районы. Кроме того, на юго-западе расположен г. Алатырь, являющийся центром русской православной культуры, что дает возможность для развития туристско-рекреационного кластера с вовлечением основных ресурсов – р. Суры и лесных массивов.

В г. Алатыре размещены организации, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции (ОАО «Электроавтомат», ОАО «Завод «Электроприбор»), панелей, металлоконструкций, холодильников (ОАО «Алатырский завод низкотемпературных холодильников»), продукции для железнодорожного транспорта (Алатырский механический завод – филиал ОАО «Российские железные дороги»), автоматических ремней безопасности (ООО «СКМ»). В городе располагается производство конструкций для быстровозводимого малоэтажного жилья по современным технологиям. Запланировано строительство горно-обогатительного комбината.

В этой зоне развиты лесное хозяйство и переработка древесины, ее территория на 65% покрыта лесом. Около 47,5% населения проживает в сельской местности[11].

В Стратегии в качестве важнейшего ресурса динамичного социально-экономического развития Чувашской Республики рассматривается рациональное использование человеческого капитала и интеллектуального потенциала. Предметом особого внимания является создание необходимых инфраструктурных условий для обеспечения качественных структурных сдвигов во всех отраслях экономики и социальной сфере. Все это в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни населения.

В соответствии с выбранными стратегическими целями и задачами действия органов государственной власти Чувашской Республики должны базироваться на реализации таких приоритетных направлений развития как:

·                   организация и развитие производств автокомпонентов (ОАО «Научно-производственный комплекс «Элара» и др.), изделий и комплектующих для авиа- и судостроения (ОАО «ВНИИР» и пр.), увеличение глубины переработки, разработки и внедрения продукции, основанной на нанотехнологиях, развитие межрегиональной кооперации и кооперации с ведущими мировыми производителями химической промышленности и пр.;

·                   вовлечение в оборот неэффективно используемых земельных участков;

·                   эффективное использование и вовлечение земель в рыночный оборот и др.

Повышение качества жизни населения и формирование человеческого капитала также представляется значимым показателем, способствующим увеличению территориального продукта, ведь качество и уровень жизни отражают степень развития территории.

В то же время территориальным продуктом нашей республики может стать и туризм. Уже сейчас выгодное географическое расположение и благоприятная экологическая обстановка, включение здравниц Чувашии в туристические маршруты ведущих российских туроператоров способствует его развитию. По территории Чувашской Республики проходят важнейшие железнодорожные, водные и автомобильные магистрали, наша республика имеет богатое историко-культурное наследие, потенциал для развития экологического и сельского туризма (леса, богатое разнообразие животного и растительного мира, волжские и сурские пляжи, привлекательный природный ландшафт).

С этой целью строительство предлагается гостиниц, отвечающим мировым стандартам, проведение крупных международных спортивных мероприятий, разработка новых экскурсионных маршрутов для круизных туристов и пр.

Заключим, что выгодное транспортное расположение региона, динамичное развитие Чувашии за последние годы, поддержка со стороны правительства Чувашской Республики в области продвижения региона и развития территориального продукта во многом способствует увеличению территориального продукта, хотя определенные проблемы (о них сказано выше) на данном этапе все еще существуют.


Заключение

Для маркетинга главное, что обеспечивает успех территории – степень цивилизованности рыночных отношений на этой территории. На территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно, прежде всего, развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру. Среди аргументов перспективности, развития территории в первую очередь могут быть названы: возникновение новых и развитие старых производств; динамика производственной и рыночной инфраструктуры, коммуникаций; уровень занятости и ее структура; уровень благосостояния; динамика инвестиций; развитие высшего и послевузовского образования.

С бедными финансовыми ресурсами реальнее начинать с низкозатратных технологий: формировать имидж, проявлять уже имеющиеся конкурентные преимущества и отыскивать целевые группы «потребителей территории», которые помогут сформировать более притягательную инфраструктуру и привлечь инвестиции для реализации долгосрочных программ развития территории. Безусловно, среди таких «потребителей территории» надо постоянно видеть далеко не только иностранцев, но и, прежде всего, собственное население и предпринимательские круги. Постепенное улучшение их самочувствия – гарантия дальнейшего развития.

В Чувашской Республике имеет благоприятное географическое расположение, находится на пересечении транспортных путей, обладает достаточно развитой инфраструктурой, региональные товары Чувашской Республики узнаваемы и любимы (например, кондитерские изделия фирмы ОАО «АККОНД»), но процесс их формирование, позиционирование на рынке идет, не так легко, как хотелось бы.

Тем не менее, Чувашская Республика зарекомендовала себя как инновационный полигон, апробирующий самые современные проекты и технологии общероссийской значимости, причем как в социальной сфере, так и в реальном секторе экономики. Очевидно, что залогом быстрого и качественного роста регионального продукта, успеха региональной инновационной и структурной политики служат наращивание объемов и повышение качества как инвестиций в традиционном понимании (в средства производства), так и инвестиций в человеческий капитал.

Потенциальные возможности республики благоприятствуют сотрудничеству с представителями как ближнего, так и дальнего зарубежья во всех отраслях экономики, науки и культуры, следовательно, трудности в области формирования и развития регионального продукта вполне преодолимы.

Заключим, что выгодное транспортное расположение региона, динамичное развитие Чувашии за последние годы, поддержка со стороны правительства Чувашской Республики в области продвижения региона и развития территориального продукта во многом способствует увеличению территориального продукта, хотя определенные проблемы на данном этапе все еще существуют.




Список литературы

1.     Закон Чувашской Республики от 15 июня 1998 г. №15 «Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» (с изм. и доп. от 19 апреля, 29 декабря 1999 г., 23 октября 2000 г., 20 сентября 2001 г., 23 мая 2003 г.).

2.     Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. №8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».

3.     Указ Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. №9 «О территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики».

4.     Указ Президента Чувашской Республики от 20 января 2006 г. №3 «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики».

5.     Котлер, Ф., Асплунд, К., Рейн, И., Хайдер, Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы: Учеб. пособие / Ф. Котлер, К. Асплунд, К. Рейн и др. – СПб.: Питер, 2006. – 382 с.

6.     Сачук, Т.В. Территориальный маркетинг: Учеб. пособие / Т.В. Сачук – СПб.: Питер, 2009. – 386 с.

7.     Сачук, Т.В. «Поведение потребителей в территориальном маркетинге» / Т.В. Сачук – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2006 – 157 с.

8.     Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: Учеб. пособие / А.П. Панкрухин – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

9.     Панкрухин, А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий: Учебное пособие / А.П. Панкрухин – М.: Логос, 2006. – 64 с.


[1] Маркетинг территорий: Учеб. пособие / А.П. Панкрухин  - СПб.: Питер, 2007.- с. 23


[2] Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы: Учеб. пособие / Ф. Котлер, К. Асплунд, К. Рейн и др. - СПб.: Питер, 2006. - с. 31


[3] «Поведение потребителей в территориальном маркетинге» / Т.В.Сачук - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2006 –с. 34

[4] Территориальный маркетинг: Учеб. пособие / Т.В. Сачук - СПб.: Питер, 2009. - с.44


[5] Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.  № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»


[6] Указ Президента Чувашской Республики от 20 января 2006 г. №3 «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики».

[7] Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.  № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»

[8] Маркетинг территорий: Учеб. пособие / А.П. Панкрухин  - СПб.: Питер, 2007.-  с. 121

[9] Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.  № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»

[10] Указ Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. № 9 «О территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики»

[11] Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.  № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»



Страницы: 1, 2, 3