рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Территориальные особенности демографического кризиса в России (на примере Самарской области) рефераты

Значение миграции населения в размещении, развитии и использовании производительных сил таксономических единиц в воспроизводстве населения и трудовых ресурсов вызывает необходимость всестороннего и глубокого изучения всех миграционных процессов, их размеров, состава мигрантов, направления миграционных потоков и географических очагов притока и оттока населения. Различные виды и формы миграции населения имеют различную социальную и экономическую значимость.  При изучении внутренней миграции важно разграничить миграционные процессы на внутритерриториальные и межтерриториальные, т. е. выделить внутриобластной (краевой, республиканский), межобластной (краевой, республиканский).

Немаловажное значение имеет разграничение миграционных процессов внутри перечисленных классификационных групп миграции на городскую (город - город), сельскую (село - село) и между разными категориями поселений (город - село, село - город).

В докризисный период ученые СССР утверждали.  Что миграция оказывает и прямое и косвенное воздействие на уровень рождаемости. И это правильно, поскольку основную массу мигрирующего населения составляли лица трудоспособного возраста, причем младших возрастных категорий, т. е. лица высокой фертильности.  Во времена экономических кризисов структура мигрирующего населения резко изменилась. Едут не отдельные члены семьи, а вся семья.  И соотношение в возрастных группах может складываться в сторону увеличения лиц старше или ближе к нетрудоспособному возрасту. 

Миграция населения в современных условиях объединяет общественно-организационное переселение, вызванное потребностями самих переселенцев, вынужденная миграция формируется под воздействием различных факторов, и в первую очередь общественно-политических. Современная миграция не продиктована экономическими  интересами страны, она зиждется на корыстных националистических, криминальных и других интересах,  продиктованных субъективными интересами и взглядами на жизнь.

В дальнейшем господствующее положение займет общественно-организационная миграция, которая обеспечит общественно целесообразное территориальное перераспределение трудоресурсного потенциала. Средствами достижения такого, типа перераспределения главной производительной силы будет комплексная программа мер, объединяющая целую систему организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых государственными, общественными и частными организациями. Не утратит роли и индивидуальная инициатива человека.

Мировая практика подсказывает, что между общественно организованной и индивидуальной миграцией населения существует тесная связь, но каждая из них влияет на количественные параметры мигрантов. 

Когда Российская Федерация выйдет из экономического кризиса, а народы, ее населяющие, политические игры различных партий оставят на втором плане, миграция населения будет рассматриваться как обычное, необходимое условие нормального функционирования цивилизованного государства. С ее помощью может быть достигнуто оптимальное размещение трудоресурсного потенциала по территории страны.

Миграция, положительные моменты которой превышают отрицательные, может считаться оптимальной, т. е. оптимальная миграция - это миграция, способствующая получить максимальные  результаты в экономической и социальной сферах, повышению уровня жизни населения, снижению социальной напряженности, сведению к минимуму как материальных, так и духовных затрат как для страны в целом, так и для каждого региона в отдельности.

Самарская область, занимая выгодное географическое и транспортное положение, имея более устойчивое социально-экономическое состояние, многонациональный состав населения,  стала одним из регионов, куда устремился поток беженцев и вынужденных переселенцев из бывших союзных республик и из "горячих" точек России. Всего за 1995-1998 гг. в область прибыло 26 797 чел., что соответствует численности населения такого города, как Нефтегорск и Нефтегорский район в целом.

Абсолютная величина прибывающих в Самарскую область пошла на убыль с 9531 чел. за 1995 г. до 3865 чел. в 1998 г. Лидирующее положение по оттоку населения в Самарскую область занимают в рассматриваемом периоде такие бывшие союзные республики, как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Общий миграционный прирост был значительно больше. Именно он и обеспечивает более низкие темпы снижения абсолютной величины численности населения Самарской области.

Пик механического прироста по Самарской области пришелся на 1994-1995 гг., отмеченные высоким уровнем миграционного прироста.  До 1996 г. механический прирост покрывал естественную убыль. Начиная с 1996 г. механический приток не покрывает естественную убыль. Хотя это уменьшение незначительное и варьирует в интервале 1,0-1,3 тыс. чел.,  но это говорит о том, что в Самарской области наметившаяся тенденция к депопуляции перешла в закономерность.

Рождаемость, смертность, миграция оказывают влияние не только на абсолютную величину численности населения, но и на ее половозрастную структуру.

Таблица 3.4

Численность мужчин и женщин Самарской области за 1989-1998 гг.*

Год

 

Все насе­ле-

ние,

тыс. чел.

 

В том числе

 

В общей численности населения

 

 мужчины

жен­щины

 

муж-

итпгг-гт

'илгиы ;,

 

 

 

1989

1995

1996

1997

1998

 

3222,9

3302,3

3308,8

3307,7

3306.7

 

1494,3

1541,5

1544,1

1542,2

1541,3

 

1728,6

1760,8

1764,7

1765,5

1765,4

 

46,4

46,7

46,7

46,6

46,6

 

53,6

53,3

53,3

53,4

53,4

* Самарская область: Статистический сборник. Самара, 1999. С.53.

По всем годам анализируемого периода численность женщин превышает численность мужчин. На каждую 1000 мужчин приходилось женщин: в 1995 г. -1142, в 1996 г. - 1143, в 1997 г. – 1145, в 1998 г. - 1145 . Это соотношение резко меняется при рассмотрении  таких категорий населения, как население моложе трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного. Соотношение численности женщин на каждую 1000 мужчин в сторону увеличения происходит за счет группы населения старше  трудоспособного возраста. В других 'группах на каждую тысячу мужчин приходится 900-960 женщин.  Аналогичная картина наблюдается и по городской, и по сельской местности.

Демографическая ситуация характеризуется и такими важнейшими показателями, как средняя продолжительность жизни населения, коэффициент воспроизводства супружеских пар, трудовых ресурсов, соотношение между самодеятельным и несамодеятельным населением. Нами рассматриваются те, которые напрямую связаны с проблемами занятости в условиях реструктуризации хозяйственного комплекса Самарской области - это прежде всего соотношение между самодеятельным и несамодеятельным населением. В последние годы в, научной литературе и статистической отчетности появился термин «экономически активное население".

По всем перечисленным категориям можно провести параллели, перечислить общие и отличительные черты, но, несомненно одно – в их основе лежит деление населения на трудоспособный и нетрудо­способный возраст.

Население как социально-экономическая категория представляет собой единство двух его составляющих производительной и потребительной сил, взаимоотношение между которыми имеет качественную и количественную сторону.  Количественная сторона этого взаимоотношения выступает в виде конкретного соотношения между пропорциями в общей численности населения, занятой его части  в трудоспособном возрасте.

Нежелательным в демографической ситуации является тот  факт, что сокращается доля лиц моложе трудоспособного возраста. Это непременно скажется в перспективе на воспроизводстве населения. Так называемые амплитуды колебания демографических волн зависят, в большинстве своем, от соотношения между возрастными категориями. Какое соотношение является идеальным между ними? На этот вопрос дает ответ классификация регионов по типу воспроизводства населения.                 

Кроме того„ соотношение между возрастными группами оказывает самое непосредственное влияние на абсолютную величину трудовых ресурсов, т. е. можно сделать вывод, что тип воспроизводства населения и трудовые ресурсы неотделимы друг от друга. Коэффициент воспроизводства трудовых ресурсов рассчитывается на основании  этих возрастных групп.

Науке и практике известны четыре типа воспроизводства населения, каждому из которых присущи свои отличительные черты, причины, вызвавшие преобладание данного типа воспроизводства и степень его влияния на абсолютную величину трудовых ресурсов (таблица 3.5).

В силу изменившейся экономической ситуации для России характерен четвертый тип воспроизводства населения. К множествам причин, вызвавшим  наличие данного типа воспроизводства, целесообразно отнести и реструктуризацию отраслей хозяйственного комплекса, повлекшую за собой застой в развитии производительных сил и резкое снижение уровня жизни населения страны.

При характеристике демографической ситуации, а в период экономических кризисов в особенности целесообразно рассчитывать коэффициент воспроизводства трудовых ресурсов.




Таблица 3.5

Влияние типа воспроизводства населения на величину трудовых ресурсов* 

Тип

Вос-

произ-

­водст-

­ва

 

Отличительные чер­ты

Данного типа

воспроизводства

 

Причины, вызвавшие

данный тип воспро­-

изводства

 

Степень влияния на

Абсолютную величину

Трудовых ресурсов

1

 

1.Высокий уровень рож-

даемости и смертности,

быстрая смена поколений

2.Высокий уровень дет-

ской смертности. Значи-

тельная часть детского

населения не доживает до

трудоспособного возраста

1.      Чрезвычайно низкий

Уровень развития науки,

культуры, медицины,

производства.

2.      Отсутствие внутри-

семейного  регулирова-

ния деторождения.

3.      Низкий уровень

материального благосос-

тояния.

Страна (регион)

будет располагать

малочисленными

трудовыми ресурсами.

2

1.      Низкая детская

Смертность

2.Значительный удельный

вес лиц младшего возрас-

та

1.      Развитие производи-

тельных сил

2.      Повышение уровня

культуры, материального

благосостояния.

Страна (регион) будет

располагать многочис-

ленными трудовыми

ресурсами.

3

1.      Средняя рождаемость

2.      Низкая смертность

3.      Примерно равное

Соотношение между ли-

цами трудоспособного и

младшего возраста

1. Развитие произво-

дительных сил

2.      Повышение уровня

образования, культуры,

медицинского обслу-

живания

Страна (регион) и в

настоящее время, и

далее будет распола-

гать средней числен-

ностью трудовых

ресурсов.

4

1.      Низкий уровень рож-

Даемости

2.      Рост доли лиц трудо-

Способного возраста

3.      Рост удельного веса

лиц пенсионного

возраста.

4.      Уменьшение

Удельного веса лиц

младшего возраста

1.      Снижение доли

лиц детородного

возраста.

2.      Неспособность

супружеских пар

к деторождению по

состоянию здоровья.

3.      Нежелание супружес-

ких пар иметь более 1-2

детей.

4.      Экологическая

обстановка.

 

Воронин В.В. Экономическая география РФ. Самара: Самарск. Гос. Экон. Акад., 1997. Ч.1. С.102.


Чем ближе этот коэффициент к единице, тем более расширен темп воспроизводства трудоспособного населения.

В тех случаях, когда коэффициент воспроизводства трудовых ресурсов приближается к единице, равен ей или превышает ее, можно с твердой уверенностью заявить, что в годы экономического кризиса это состояние еще более отягощает социальную напряженность. По мере выхода страны из него территория не будет испытывать дефицита в рабочей силе.

Когда коэффициент воспроизводства низкий или отрицательный, то в годы кризиса это, в некоторой степени, снижает проблему трудоустройства, но в годы подъема экономики, при более высоком уровне технической оснащенности, наоборот, усиливает. В случае сохранения в регионе базового уровня технологии производства, ему потребуется дополнительный комплекс мероприятий, обеспечивающий удовлетворение территориальной системы в рабочей силе.

Что касается общего вывода, то можно констатировать следующее: демографическая ситуация в области весьма сложная, необходима разработка комплекса мер как по области в целом, так и в разрезе городов, который позволял бы более эффективно использовать имеющийся трудоресурсный потенциал, повышать уровень жизни населения, решать проблему занятости, снижать социальную напряженность в стране и тем самым способствовать в перспективе повышению рождаемости, коэффициента воспроизводства трудовых ресурсов, так как путь прохождения человека от рождения до вступления в эффективную общественно-производственную деятельность составляет 20-25 лет.

4.  Пути выхода из демографического кризиса

Часть со­циально-экономической политики государства -–демографическая политика - направ­лена на управление процессом демографического раз­вития страны и ее отдельных регионов, т. е. воспроиз­водством и миграцией населения по территории страны. Управление демографическим развитием на националь­ном и региональном уровнях в самом общем виде мо­жет быть представлено как воздействие общества на демографические процессы с целью изменения их тенденций в наиболее оптимальном для общества направ­лении. Оно осуществляется с помощью последователь­но проводимой демографической политики.

Необходимость управления демографическим разви­тием определяется, во-первых, необходимостью удовлет­ворения общественной потребности в воспроизводстве населения и его размещении по территории страны в масштабах и пропорциях, соответствующих перспектив­ным целям и задачам социально-экономического разви­тия общества. Во-вторых, демографические процессы и их объективные социально-экономические детерминанты связаны опосредованно через сферу общественного и индивидуального сознания, преломляющую влияние ус­ловий жизнедеятельности на демографическое поведе­ние населения. Роль управления сводится здесь к умень­шению возможного расхождения между целями инди­видуального демографического поведения и целями де­мографического развития в целом. Наконец, в-третьих, целенаправленного воздействия требуют ситуационные проявления тенденций демографических процессов, при­водящие к обострению демографической ситуации как на национальном, так и на региональном уровне.

Несмотря на сложность управления демографически­ми процессами, объективная возможность такого уп­равления существует в силу их социального характера.

Цели и средства демографической политики обусловлены конкретно-историческими условиями жизнедеятельности общества и иерархией его текущих, и перспективных целей.

Совокупность демографических процессов лишь одна из подсистем общества и ее развитие подчинено интересам и целям системы в целом. С этой точки зре­ния демографическое развитие страны и любого ее ре­гиона рассматривается в качестве фактора социально-демографического развития; а население - как конеч­ная цель общественного развития, а отсюда - его суще­ствование и  воспроизводство - как самостоятельная ценность для любого гуманистического общества. Таким образом, в рамках любой государственной политики, особенно демографической политики должны быть созданы условия для нор­мального развития воспроизводственных   процессов. Нормальным же надо считать такое развитие, которое не может в перспективе привести к появлению и нара­станию депопуляционных явлений, деструктурированию населения.

Тесная связь демографических процессов с другими социальными процессами означает, что относительно бесконфликтное демографическое развитие возможно только при условии стабильного развития общества в целом. В этом смысле все меры социальной политики влияют в той или иной степени на демографические процессы, на их распределение во времени и в прост­ранстве. Это, однако, не дает оснований относить к ме­рам демографической политики любые проявления социальной политики, влияющие прямо или косвенно на население. Демографическая политика вы­деляется в рамках социальной политики за счет спе­цифической цели воздействия на демографические процессы, т. е. лишь на одну из сторон жизнедеятельности населения, и любые меры социальной политики могут быть отнесены к демографической политике только тогда, когда они соответ­ствуют данной цели и предполагают получение некото­рого ожидаемого эффекта. Со своей стороны и меры демографической политики могут оказать влияние на социально-экономичес­кие процессы. Это в первую очередь меры миграцион­ной политики.

Таким образом, демографическая политика может быть определена как система общепринятых на уровне управления идей к концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и его социальные институты, соблюдая принципы, адекватные конкретно-историческим услови­ям, предполагают достижение установленных качест­венных и количественных целей демографического раз­вития, соответствующих перспективным целям социаль­но-экономического развития общества в целом. В демографической политике можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: концепцию, цель, принципы проведения, меры достиже­ния поставленной цели.

Концепция, положенная в основу демографической политики, должна со­ответствовать современным представлениям о законо­мерностях эволюции, воспроизводства и миграции населения и постоянно подвергаться пересмотру по мере познания таких закономерностей и накопления опыта управления их развитием. Для воздействия на конкрет­ные демографические процессы могут быть сконструи­рованы относительно самостоятельные схемы в рамках общей концепции, учитывающие специфику управляе­мого процесса, однако все они должны соответствовать одному условию: объединять в единую непротиворечи­вую систему принципы, цели и меры воздействия на объект управления.

Принципы проведения демографической политики прежде всего социальны и выражают природу общественного строя. Они дина­мичны по своему существу и совершенствуются по мере развития самого общества. В этом проявляется их связь с решаемыми обществом социальными задачами.

Первые признаки дифференцированной демографической политики - сами демографические процессы, в отношении которых осу­ществляется демографическая политика. Это политика в области рождаемо­сти, смертности и средней продолжительности жизни, миграции. К политике, направленной на оптимизацию тенденций смертности и продолжительности жизни, от­носится: улучшение здоровья всех половозрастных групп населения, снижение смертности и максимально возможный в современных условиях рост продолжи­тельности жизни. Никакой целевой дифференциации ни по региональному, ни по этническому, ни по любому другому признаку эта политика не допускает. Диффе­ренциация здесь возможна только в смысле выбора приоритетных, направлений воздействия в соответствии с региональной спецификой условий образа жизни населения и степенью остроты проблем в области здо­ровья и смертности: младенческая смертность, смерт­ность трудоспособного населения, мужская сверхсмертность, травматизм, болезни системы кровообращения, рак, спид и т. п.; улучшение качества медицинской помощи, изменение существующей организации здравоохранения, обеспечение качественного водоснабжения, улучшение рациона питания и т. п.; наконец, меры, направленные на повышение санитарно-гигиенической культуры насе­ления, распространение необходимой медицинской информации. Очевидно, что многие из и направлений демографической политики тесно смыкаются с социальной политикой, носящей всеобщий характер. В этом еще одно проявление спе­цифики демографической политики в области смертности, отрицающее воз­можность иной ее дифференциации.

Сложнее обстоит дело с демографической политики в области рождаемо­сти. Именно ее в первую очередь касаются дискуссии о необходимости дифференцированного подхода к демографической политике, мотивированные значительной региональной (прежде всего этнической) дифференциацией типов репродуктив­ного поведения и уровнем рождаемости. В регионах, где рождаемость ниже уровня, необходимого для про­стого воспроизводства населения, цель демографической политики ясна: соз­дание условий для увеличения рождаемости до уровня, необходимого для преодоления депопуляции и обеспе­чения стабильного воспроизводства населения, умень­шение региональной неравномерности демографическо­го развития.

В странах, где сохраняется высокая рождае­мость, создают условия для более интенсивного ее снижения. Снижение рождаемости — процесс объективный и неизбежный, зависящий от темпов социально-эконо­мического развития стран.

Единственный признак, по которому может диффе­ренцироваться демографическая политика в области рождаемости - детность семей. Право государства на преимущественное стиму­лирование семей, детность которых соответствует об­щественно необходимой, не ущемляя прав других се­мей, очевидна и не подвергается сомнению ни в одной из стран, проводящих демографическую политику.

Миграционная политика по своей сути носит территориально-дифференцированный характер, что вытека­ет из сущности миграции как процесса изменения одной территориальной совокупности населения за счёт дру­гой. Существуют и региональные различия в типах ми­грационных проблем: например, повышение приживае­мости или, наоборот, увеличение мобильности населе­ния.                                       Цель миграционной политики в сравнении с дру­гими направлениями Д. п. имеет наиболее выраженный соподчиненный характер по отношению к социальным, экономическим и политическим целям государства. Она Может быть направлена и на Обеспечение территорий Нового освоения трудовыми ресурсами, и на создание

условий для формирования национальных  кадров и на заселение приграничных районов и т. д.

Цель миграционной политики должна быть диффе­ренцирована и по трем стадиям миграционного процес­са: миграционной подвижности (способности к мигра­ций), процессу переселений (собственно миграции) и приживаемости -в районах вселения (прежде всего адап­тации). Возможна и дифференциация политики по ви­дам миграции.

Оценка эффективности демографической политики требует выделения двух понятий: эффекта, то есть результата от некоторого воз­действия на объект (в данном случае -количественно­го изменения совокупности или Структуры тех или иных демографических событий), и эффективности, то есть от­ношения полученного результата к произведенным за­тратам.

На уровне объекта управления (демографических процессов) применимы оба понятия. Эффект оценить проще посредством сопоставления достигнутых пара­метров демографической ситуации с нормативными — теми, которые должны были быть достигнуты к тому или иному сроку. Эффективность может быть оценена лишь косвенно—через оценку устойчивости и направ­ленности тенденций демографического  развития, кото­рое формируется в рамках демографической политики. На уровне субъекта управления (государства и его институтов) необходима оценка прежде всего эффективности демографической политики по аналогии с определением экономической' эффективности, то есть эф­фективности затрат, а также оптимальности выбранной стратегии управления, адекватности методов воздейст­вия и системы использованных для этого мер.

Понятия эффекта и эффективности должны быть применены  и  к оценке различных мер демографической политики, учитывая, что многие из них не дадут немедленного результата в силу известной инерционности демографических про­цессов. Эта инерционность определяется двояко: как инерционность, половозрастной структуры, которая фор­мируется в результате длительного и часто разнонаправленного взаимодействия воспроизводства и миграции населения, и как инерционность демографического по­ведения, темпы эволюции которого измеряются перио­дами, равными длине поколений. По этой причине в структуре мер демографической политики приоритет должен быть отдан ме­рам, рассчитанным на изменение демографического  по­ведения, таким образом на эффект, весьма отдаленный во времени от момента начала их проведения (или от момента начала их финансирования).

Напротив, меры прямого стимулирования (льготы, пособия, а также санкции) могут дать эффект доволь­но быстро и привести к такому изменению интенсивно­сти демографических процессов, которое может внешне выглядеть как продвижение к намеченной цели. Опыт введения таких мер в ряде стран, однако, показывает, что полученный эффект оказывается кратковременным и по мере адаптация населения к ним быстро затухает, так как подобное воздействие не оказывает влияния на базовые демографические установки и ценности, регу­лирующие демографическое поведение.

Теперь рассмотрим понятие демографической ситуации. Это одно  из фундаментальных понятий демографии развернутая характеристика воспроизводства населения по основ­ным его структурным элементам (демографическим про­цессам) в его пространственной и временной опреде­ленности. Независимо от уровня, на котором она рас­сматривается (национальном или региональном), су­ществует во взаимодействии с другими социально-эко­номическими процессами. В демографической ситуации находит выражение диалектическое единство внутренних закономерностей процесса воспроизводства населения и их внешних де­терминант — социально-экономических условий сущест­вования населения в их исторической обусловленности. Общая направленность детерминации показывает гене­ральные тенденции воспроизводства населения, его ис­торический тип и границы ситуационных колебаний па­раметров режима воспроизводства. Границы, колебаний в свою очередь находятся под воздействием временных изменений условий жизнедеятельности населения. Но, несмотря на временный характер, изменения могут весьма значительно влиять на интенсивность демогра­фических процессов, численность и половозрастную структуру населения отдельных регионов на размеще­ние населения по территории страны. Разделение двух видов тенденций в их совокупном влиянии на демографическую ситуацию — важное условие ее адекватной оценки, формирования представлений о тех пределах, в которых изменение демографической ситуации наиболее реально.

Инерционность демографических процессов и струк­тур позволяет сопоставлять в динамике моментные характеристики демографической ситуации


и по ним оценивать тенденции вос­производства населения. На параметрах текущей демографической ситуации  основывается демографическое и социально-экономиче­ское прогнозирование, а также формулировка целей и задач демографической политики, выбор ее приоритетных направлений.

На региональном уровне миграция выступает вто­рым по значению после рождаемости источником, фор­мирования населения, влияя на ход демографических процессов прямо, через изменения в численности и со­отношениях отдельных половозрастных групп населе­ния, главным образом бракоспособных и репродуктив­ных контингентов. Роль миграции в формировании на­селения региона в значительной степени зависит от степени несоответствия между потребностью народного хозяйства в трудовых ресурсах  и их наличием, а также от условий, способствующих или препятствующих закрёплению населения на данной территории.

Каждый из демографических процессов может быть оценен с помощью системы показателей, рассчитываемых на основе материалов переписей населения и дан­ных текущего учета естественного и миграционного движения населения. Для анализа рождаемости ис­пользуются как абсолютные, так и относительные по­казатели.

Оценка демографической ситуации не может быть, произведена лишь отно­сительно объективных параметров демографических процессов и предполагает наличие критерия, внешнего по отношению к процессу воспроизводства, населения. В качестве такого критерия может быть принято науч­ной обоснованное представление о типе Воспроизводства населения, отвечающем долгосрочным интересам обще­ства, выраженным в перспективных целях и планах со­циально-экономического развития.

Степень удовлетворения потребности региона в на­селении определяется путем сопоставления двух прогно­зов. Первый из них — нормативный—базируется на перспективном балансе трудовых ресурсов региона. Он позволяет определить необходимую численность трудо­вых ресурсов и параллельно общую численность населения региона. Второй прогноз основан на экстраполя­ции тенденций основных демографических процессов: рождаемости, смертности, 'миграции. Разность между необходимой и реально достижимой численностью насе­ления и трудовых ресурсов представляет собой величи­ну дефицита или излишка, который должен быть компенсирован миграцией.  Возможность пополнения населения за счет миграции на региональном уровне тесно связана современной демографической ситуацией.

С позиции избранных критериев оценка демографической ситуации послед­них десятилетий в нашей стране была далека от опти­мальной. Снижение рождаемости на большей части территории страны до уровня, не обеспечивающего в перспективе простого замещения численности живущих поколений; длительная стабили­зация уровней смертности и средней продолжительности жизни на уровне, не соответствующем основным социальным задачам нашего общества и значительно усту­пающем показателям, достигнутым в большинстве раз­витых стран мира; тенденции миграции, не соответст­вующие потребностям социально-экономического раз­вития страны и отдельных регионов; низкая приживае­мость новоселов; ухудшение, брачной ситуации и рост уровня разводимости.

К числу наиболее острых региональных проблем современной демографической ситуации относятся: крайне низкая рождае­мость; деформированная в результате длительного ин­тенсивного оттока населения половозрастная структура населения, препятствующая нормальному течению всех демографических; про­цессов; высокая смертность мужчин трудо­способного возраста, особенно сельского населения,  приводящая к почти полному их отсутствию в возрастных группах старше 55—60 лет; высокая мла­денческая смертность и т.п.

Многие из перечисленных проблем носят долговре­менный характер и требуют для своего решения длительного и целенаправленного воздействия. 

 





 

 








Список литературы

 

1.      Андрианов В.Д. Россия, экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. Т.1

2.      Воронин В.В. Трудоресурсный потенциал в условиях реструктуризации отраслей хозяйственного комплекса. Самара: изд-во Самарск. Гос. Эконом. Акад., 2000.

3.      Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации. Самара: изд-во Самарск. Гос. Экон. Акад., 1997. Ч.1.

4.      Демографический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.

5.      Демографический статистический ежегодник. Самара, 1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4


 © 2010 Все права защищены.