ТЭК. Нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность
Серьезным ограничителем
развития нефтеперерабатывающей промышленности в России является экологическая
ситуация в городах с нефтепереработкой. Ежегодно каждое предприятие нефтепереработки
выбрасывает в атмосферу от 40 до 60 тыс. тонн загрязняющих веществ (всего -
736 тыс. тонн в 2000 г.), включая летучие органические соединения, на которые
приходится около 55% всех выбросов, а также диоксид серы (18%), углеводороды
(16%), оксиды углерода и азота. Сброс сточных вод в поверхностные водоемы
составляет около 380 млн куб. м. Не случайно все города с крупными
нефтеперерабатывающими предприятиями (Ангарск, Уфа, Салават, Кириши,
Новокуйбышевск, Сызрань, Омск, Орск, Ярославль, Волгоград) относятся к городам
с крайне неблагоприятной экологической обстановкой.
Сбыт нефтепродуктов. Завершающим звеном нефтяного комплекса выступает
сбыт нефтепродуктов. Для оптовой торговли существует сеть нефтебаз, связанных с
нефтеперерабатывающими предприятиями нефтепродуктопроводами, железнодорожным сообщением,
водным транспортом. Для розничной торговли создается сеть автозаправочных
станций с магазинами и техобслуживанием. В настоящее время на каждую АЗС в
России приходится около 4 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в
Европе. Поэтому крупнейшие нефтяные компании планируют в ближайшие годы удвоить
количество АЗС в России, и даже развивать сети АЗС в других странах мира,
включая США и европейские страны.
Пространственная
организация сбыта нефтепродуктов, включающая нефтеперерабатывающий завод
(НПЗ), нефтебазы и АЗС, является интереснейшей экономико-географической
задачей, для решения которой используются ГИС-технологии. Главными факторами
для размещения НПЗ служат наличие крупных потребителей нефтепродуктов, узловое
транспортное положение, наличие водных ресурсов. Нефтебазы располагаются в
городах и сельских районах, АЗС имеют внутригородское и придорожное размещение.
К размещению НПЗ, нефтебаз и АЗС может быть применена модель Кристаллера для
сферы услуг, с сетками различных радиусов (для АЗС - 0,5-5 км, для нефтебаз - 50 км, для НПЗ - 500 км).
Конкурентоспособность
российской нефтяной отрасли на мировом рынке и перспективы развития. Поскольку потребление сырой нефти в России будет
расти более низкими темпами, чем добыча экспорт нефти должен возрастать.
Предполагается, что к 2020 г экспорт сырой нефти увеличится со 130 млн тонн до
210 млн тонн (на 4 млн тонн ежегодно). Поэтому конкурентоспособность российской
нефти на мировом рынке является одним из главных параметров, состояние
которого необходимо отслеживать для определения перспектив развития отрасли.
Конкурентоспособность
определяется такими факторами, как рентабельность и надежность. Рентабельность
зависит в первую очередь от снижения издержек благодаря использованию технологических
новаций и сокращению непроизводительных затрат (например, на административные
расходы). Надежность определяется политической и социально-экономической
стабильностью в стране и районах транспортировки нефти, устойчивостью функционирования
нефтяных компаний и транспортных систем.
Сравнение России со
странами ОПЕК и другими крупными нефтедобывающими странами показывает, что
издержки добычи и транспортировки нефти в России будут возрастать. Поэтому
единственным способом повышения конкурентоспособности нефтяного комплекса
России является превращение в сверхнадежного партнера для крупнейших
потребителей нефти, которыми выступают европейские страны, США и Япония.
Политика В. Путина действительно увеличивает
надежность России как поставщика нефти, особенно в связи с конфликтом между
исламским миром и США. Выход российских компаний на нефтяной рынок США может
повысить экспортные возможности России и обеспечить дальнейший рост добычи
нефти.[8]
Нефтяная промышленность
существует более 130 лет. За это время добыто порядка 85 млрд т. Ежегодно
добывается около 3 млрд т.
После извлечения из недр
сырая нефть специальными приемами очищается от растворенного в ней газа,
пластовой воды, минеральных солей и различных механических примесей в виде
песка и глины. Затем практически вся нефть, не идущая на экспорт, подвергается
перегонке на фракции. Фракционная перегонка основана на разнице в температуре
кипения отдельных фракций - групп углеводородов, близких по физическим свойствам
и имеющих одинаковую температуру кипения и конденсации.
Нефть, нагретая
топочными газами в печи до температуры кипения (~ 350°С), поступает в среднюю часть
ректификационной колонны, работающей при атмосферном давлении Низкокипящие
фракции превращаются в пар и устремляются вверх, а высококипящий мазут стекает
вниз колонны. Внутри колонны установлены тарелки - перфорированные листы с
отверстиями для прохода пара и жидкости.
По высоте колонки
температура на тарелках постепенно уменьшается, таким образом нефтяной пар
конденсируется на них в зависимости от температуры кипения соответствующей
нефтяной фракции. Самый низкокипящий слой - пары петролиумного эфира, поднимаются
до верхних тарелок и там конденсируется. Самый высококипящий слой - мазут,
конденсируется и собирается в нижнем слое, затем снова подается на печь,
испаряется и в ректификационной колонке, работающей под вакуумом, снова
разделяется на фракции. Таким образом, на рис. 8.2 видно, как, по мере подъема
по высоте ректификационной колонки, выделяются различные фракции - керосин,
лигроин, бензин, петролиумный эфир
Продукты перегонки после
выхода из колонки охлаждаются в холодильниках
Современные колонны
строят диаметром до 6 м и высотой до 50 м, имеют до 80 тарелок и перерабатывают до 12 млн т нефти в год.
После перегонки тяжелые
фракции подвергаются термическому или каталическому крекингу. Крекинг -
процесс переработки нефти и ее фракций, основанный на разложении молекул
сложных углеводородов в условиях высоких температур и давления, в присутствии
катализаторов или без них, для получения моторных топлив и химического сырья.
Термический
крекинг осуществляется только под воздействием высоких
температур и давления при переработке гудронов и тяжелых фракций нефти в
широкую фракцию, используемую при получении моторных топлив.
Каталический
крекинг осуществляют в
присутствии катализаторов, главным образом для получения высокооктановых
топлив из керосина и соляровых фракций. Крекинг низкого давления или пиролиз
применяют для превращения керосина и газойля в пропилен и др газы, применяемые
для получения каучука и пластмасс
Каталический
риформинг проводится при
получении высококачественных бензинов в среде водорода, что позволяет снизить
содержание серы при получении его из сернистых фракций. Наибольшее
распространение получил платформинг. где в качестве катализатора используется
платина. При этом получается бензин, бензол и др. продукты.
Нефтепродукты. Переработкой нефти получают продукцию более 10
тыс. наименований. По объему потребления наибольшую значимость имеет
искусственное жидкое топливо (карбюраторное, дизельное, котельное, реактивное и
др.). смазочные масла и консистентные смазки.
Карбюраторное топливо
предназначено для двигателей
внутреннего сгорания с зажиганием от электрической искры. Основной показатель -
детонационная стойкость, оцениваемая октановым числом, изменяющимся от 0 до 100. Октан число определяется
процентным содержанием малосклонного к детонации изооктана по сравнению с
присутствующим в топливе нормальным гептаном сгорающим со взрывом и вызывающим
преждевременный износ двигателя (характерный стук двигателя). Поскольку
детонационная стойкость изооктана условно принята за 100 единиц, а гептана - за
0, то качество топлива тем лучше больше в нем изооктана и, следовательно, чем
выше октановое число. Автомобильные бензины имеют октановое число 66, 72 76 92.
95 и 98; авиационные - 70. 91, 95. 100; тракторный бензин - 40 и 45; тракторный
лигроин - 54. Повышение октанового числа достигается использованием более
совершенных приемов каталитического крекинга, риформинга, алкилирования и
изомеризации нефтяных фракций, увеличением содержания ароматических
углеводородов, а также добавлением к бензину тетраэтилсвинца а к
воздушно-бензиновой смеси - воды или водно-спиртовых растворов в
капельно-жидком виде.
Дизельное топливо используется
в поршневых двигателях дизеля, воспламеняется от сжатия, необходимая температура
воспламенения 550-600 °С. Основной показатель воспламеняемости - цетановое
число, характеризующее склонность дизельного топлива к воспламенению.
Цетановое число определяют по эталонной смеси сравнением легко
воспламеняющегося цетана и трудно воспламеняющегося а-метилнафталина. Чем больше
цетановое число, т. е. чем больше в топливе парафинов и меньше ароматических
соединений, тем выше качество дизельного топлива. В дизельных топливах всех
марок, так же как и в карбюраторных, строго регламентируется кислотность,
щелочность, а также содержание серы и влаги, поскольку они сокращают срок
службы двигателя
Котельное топливо используют
в паровых котлах, электростанциях, парогенераторных и котельных установках, в
промышленных, например, мартеновских печах. К этому виду топлива относятся мазуты
(продукты прямой перегонки нефти), жидкие продукты переработки каменных углей и
горючих сланцев, гудроныСмазочные масла получают перегонкой мазута под
вакуумом. Они применяются в движущихся деталях для уменьшения трения и отвода
теплоты. По назначению классифицируются на моторные, индустриальные, турбинные,
компрессорные, цилиндровые, трансмиссионные и т д . а по температуре
застывания – на летние и зимние.
На основе смазочных
масел готовят несмазочные композиции, предназначенные
для передачи импульса давления в гидроприводах и тормозных системах.
Консистентные смазки получают
добавлением к смазочным маслам загустителей (мыла, церезина, сульфидов, силикатов).
Это улучшает их вязкостно-температурные свойства и делает пригодными к
применению в случаях, когда обычная жидкая смазка не может быть использована
из-за особых условий работы и конструкции узла трения. Антифрикционные
консистентные смазки применяют для уменьшения трения и износа.[9]
Трубопроводы — наиболее эффективное средство транспортировки нефти
по суше. Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80—90 млн т в год при скорости движения потока нефти 10—12 км в час. На
сегодняшний лень сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов,
которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней
дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя
группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних
транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи
нефтепромыслов и заводов, вторые — интегрируют потоки нефти, обезличивая ее
конкретного владельца. Они связывают большое число нефтедобывающих предприятий
со многими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и экспортными терминалами. Это
система дальних транзитных нефтепроводов. В ним относятся, например,
трубопроводы: Нижневартовск—Курган—Самара; Усть-Балык—Курган—Уфа—Альметьевск;
система нефтепроводов «Дружба» и др.
К основным магистральным системам
нефтепроводов относятся следующие:
1. Волга-Уральская
система, по которой нефть транспортируется из Поволжья в районы Центральной
России (в т. ч. в Москву):
На запад:
Альметьевск—Нижний Новгород—Рязань—Москва, с ответветвлением: Нижний
Новгород—Ярославль—Кириши;
На восток:
Туймазы—Омск—Ангарск;
Нефтепродукты
транспортируются по нефтепроводам:
Уфа—Курган—Петропавловск;
Самара—Пенза—Брянск; Уфа—Новороссийск; Туймазы—Омск; Уфа—Новосибирск.
В 1964 г. была открыта первая нить нефтепровода «Дружба», которые связал Волго-Уральский нефтяной район
с западными районами бывшего СССР и странами Восточной Европы:
Альметевск—Самара—Пенза—Липецк—Орел—Унеча—Мозырь (Белоруссия). В Мозыре
нефтепровод «Дружба» разветвляется на два участка: северный — по территории
Белоруссии до Бреста и далее в Польшу и Германию; южный — по территории Украины
до Ужгорода и далее в Словакию. Венгрию, Чехию и др. От Унечи от нефтепровода
есть ответвление на Полоцк и далее в Вентспилс (Латвия) и Мажейкяй (Литва).
2. Западно-Сибирская
система включает нефтепроводы, по который транспортируется нефть от Сургута
и Нижневартовска к нефтепроводу "Дружба», затем на Украину (и далее в
Европу), а также в Казахстан, на Северный Кавказ (в порт Новороссийск) и в
Восточную Сибирь (до Ангарска):
Сургут—Тюмень—Курган—Челябинск—Уфа—Самара
— далее в систему «Дружба» (для транспортировки нефти на запад используются
трубопроводы Волго-Уральского района);
Усть-Балык—Курган—Уфа—
Альметьевск;
Нижневартовск—Сургут—Тобольск—Омск—Павлодар
(Казахстан) — Чимкент (Казахстан);
Шаим—Тюмень;
Нижневартовск
(Александровское)—Анжеро-Судженск—Красноярск-Ангарск; и ответвление снова на
запад: Анжеро-Судженск—Новосибирск-Омск—Курган—Челябинск—Уфа—Туймазы;
Нижневартовск—Курган—Самара—Саратов
и далее на Украину: Лисичанск—Кременчуг—Херсон—Одесса;
Сургут—Самара—Саратов—Волгоград—Новороссийск.
3. Северо-Кавказская
система объединяет нефтепроводы этого экономического района РФ:
Грозный—Армавир—Тихорецк далее на Туапсе, Новороссийск и в Ростов-на-Дону;
Грозный—Махачкала. (В связи с боевыми действиями в Чеченской республике эти
нефтепроводы не эксплуатируются).
4. Из других
магистральных направлений, возникших в результате добычи нефти в разных
районах России следует отметить следующие. Действует нефтепровод,
транспортирующий нефть из Республики Коми в районы Центральной России
(Усинск—Ухта— Котлас—Ярославль— Москва). А на Дальнем Востоке действует
нефтепровод от месторождений острова Сахалин на материк (Оха —
Комсомольск-на-Амуре).
Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в основном размещаются вдоль трасс
нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают
работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти.
Главные НПЗ России
находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар.
Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань,
Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и др.[10]
В советский период
предприятия нефтяного комплекса подчинялись различным министерствам и
ведомствам - Министерству геологии, Министерству нефтяной промышленности,
Министерству химической промышленности, Министерству строительства предприятий
нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрою), Министерству энергетики
и др.
В этих условиях между
министерствами необходимы были бесконечные согласованиями любых проектов
развития, что тормозило принятие решений и ориентировало весь комплекс не на
получение конечного результата с минимальными издержками, а на получение
промежуточных результатов, находившихся в зонах ответственности каждого
министерства.
Указ Президента РФ «Об
особенностях преобразования государственных предприятий, объединений
организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» от 14
августа 1992 г. № 922, положил начало процессу приватизации в нефтяной отрасли
и формированию новой организационной структуры нефтяного комплекса.
Главным подразделением
нефтяного комплекса стали вертикально интегрированные нефтяные компании
(ВИНК), включающие в себя все стадии получения продукта, от геологоразведки и
добычи до переработки, сбыта и нового строительства:
Крупнейшие
вертикально интегрированные компании в составе нефтяного комплекса (2000 г.)
Название
|
Доля
Российской
Федерации
|
Доля
нерезидентов
|
«НК
"Лукойл"»
|
26,6%
|
Не менее 28,4%
|
«НК "Юкос"»
|
Менее 1%
|
Есть
|
«Восточная НК»
|
36%
|
Менее 1%
|
«НК
"Сиданко"»
|
0%
|
10%
|
«НК
"Сургутнефтегаз"»
|
Менее 1%
|
Есть
|
«Тюменская НК»
|
49%
|
|
«НК
"Роснефть"»
|
100%
|
|
«Сибирская НК»
|
Менее 1%
|
|
«НГК "Славнефть"»
|
74,9%
|
Не менее 19,55%
|
«РМНТК "Нефтеотдача"»
|
100%
|
|
Вертикально
интегрированные компании, контрольные пакеты акций которых принадлежат
государству, контролируют примерно 10-11% рынка нефти. В крупнейших нефтяных
компаниях «НК "Юкос"», «НК "Сургутнефтегаз"», «НК
"Сиданко"» государственное участие в капитале отсутствует, а в
таких, как «НК "Лукойл"», «Тюменская НК», будет утрачено в ближайшее
время.
В отрасли действуют
также нефтяные компании регионального масштаба, созданные в 1994-1997 гг.:
«ОНАКО» (доля Российской Федерации - 85%), «НОРСИ-ойл» (доля Российской
Федерации -85%) и др.
Название
|
Примечания
|
«ОНАКО»
|
Доля Российской Федерации - 85%
|
«НОРСИ-ойл»
|
Доля Российской Федерации - 85%
|
«ОАО "Центральная
топливная
компания"»
|
Учреждена правительством Москвы через передачу из
федеральной собственности 38% акций «АО "Моснефтспродукт"» и 38%
акций «АО "Московский НПЗ"»
|
«ОАО "Уралнефте-продукт"»
|
Учреждена правительством Свердловской обл. через
передачу из федеральной собственности 38% акций «АО
"Свсрдловскнефтепродукт"» и 38% акций «АО
"Екатеринбургнефтепродукт"»
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|