Шведская модель социальной экономики
Созданный в
1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг
“Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных
компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в
фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в
химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве
потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии”
составило 25 тысяч человек.
Кроме
“Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят
горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая
“Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.
В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в
государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия
государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в
некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две
крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных
предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные
железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33
тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на
государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями
в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и
традиционных (уголь, торф и природный газ).
Центральное
правительство воздействует на экономику страны посредством различных
экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.
В Швеции более
50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод
доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе
пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные
субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.
Оставшиеся
после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства
составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление
приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти ⅔ тратится на
здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая
часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих
- медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов
приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды
(около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и
культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской
системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые
также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы
из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд.
крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования
достигли 134 млрд. крон.
Финансирование
государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного
сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[10] и сектор социального
страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для
последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988 году
налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили
340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд.
крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на социальное
страхование.
Для местных
властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные
трансферты комуннам в 1988 году составили 67 млрд. крон, что составляет 25%
доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими
налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на
социальное страхование - основной источник доходов.
Государственный
сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих
половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравохранении
- 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом
же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с
учетом государственных компаний - 56%.
Государственный
сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует,
например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные
услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие
частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется
через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения,
прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует
большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.
Особенностью
именно шведской модели рыночной экономики является роль и значение
кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает
весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из
аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное
движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле,
жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы
делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с
общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса
и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек,
из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в
розничной торговле.
В смешанной
экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей силы”, или
“третьей альтернативы”, частной и государственной собственности, основываясь на
принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях
- особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей
силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования.
В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными
картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы
в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в
промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего
населения. В Швеции ⅔ домашних хозяйств тем или иным образом связаны с
кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров
повседневного спроса. От ½ до ⅔ продовольствия, потребляемого в
Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта
доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся
на совместных действиях и взаимопомощи.
Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и
экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения:
свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения
устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое
управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный пай,
кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала
на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность;
взаимодействие кооперативов.
Кооперативное
движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв
произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие
промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых
городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других
народных движений: «свободного” религиозного, трезвости, крестьянского,
рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 годах
появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 году
они образовали Кооперативный союз (КФ).
КФ -
национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских
кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось
вследствие слияний; с 950 в 1920 году до 138 в 1987. Общества различаются по
числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в
Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством,
банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ
имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по
переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,
пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.
Сфера
деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы
жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.
Таким образом,
кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но
происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью
снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие
виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах.
В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых
членов на положение дел в кооперативах.
§ 5 Основные цели шведской модели
Каждая
социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей.
В шведской модели
первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать
более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно
высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции,
если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении
труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности,
нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской
модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в
духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых
неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на
базе государства благосостояния.
Уровень жизни
в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе.
Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и
потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По
степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.
Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире
Согласно одной
из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной
системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему
социального страхования способствует значительному сокращению различий в
доходах. В 1986 году в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5%
доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно
сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 году средняя заработная
плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%;
в Германии - 73%; в Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).
После
продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный
период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в
1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах в среднем ежегодно они росли на
2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других
слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 году на чистые доходы домашних
хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году эта доля упала примерно до 50%.
Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно
быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним
хозяйствам.
Более половины
собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а
финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований
составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары
длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно,
чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному
распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в
большинстве других стран.
Показатели
жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 году.
|