рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Сущность, методы и задачи регионалистики рефераты

Наряду с хозяйственными связями и отношениями в организации социально-экономических районов не менее важную роль играют социально-бытовые, социально-культурные, духовные и иные связи и отношения. Территориальное разделение и интеграция труда, культуры, науки, искусства, быта, отдыха и других сфер человеческого бытия создают основу пространственной социально-экономической жизни общества.

Территориальная организация общества осуществляется с учетом обеспечения разностороннего сотрудничества России с государствами Содружества и зарубежными странами на основе международного разделения и интеграции труда. Стратегическая линия отношений России с другими странами СНГ строится на основе конструктивного созидательного взаимодействия, расширения мирохозяйственных связей. Происходящие изменения в отношениях Российской Федерации с другими странам и народами осуществляются на фоне потепления международного климата, разоружения и прекращения ряда военных конфликтов. Образ врага постепенно заменяется образом друга и партнера. И как результат этих процессов трансформируется сложившаяся в застойный период структура мирохозяйственных связей. В составе экспорта и импорта все больший вес занимает готовая продукция верхних этажей промышленности.

В последние годы существенно расширяются традиционные и появляются новые формы взаимосвязей. Они обусловлены повышением самостоятельности предприятий и их прямыми торговыми отношениями с зарубежными фирмами и корпорациями, созданием акционерных предприятий и кооперативов на территории России, образованием специальных экономических зон. Все это ведет к углублению интернационализации общества, сопровождающейся расширением контактов простых людей, государственных и политических деятелей. На территориальную организацию общества все большее влияние оказывает система организационных и интеграционных мероприятий, осуществляемых с развитыми странами - строительство территориально-производственных комплексов, создание межгосударственных экономических организаций, разработка крупных научно-технических проблем и др.

Одной из важнейших закономерностей является суверенизация районов, пропорциональная территориальная организация общества и улучшение условий жизни во всех республиках и регионах страны. Все регионы имеют расширенные экономические, политические, социальные, культурные права и свободы, чтобы служить основой для их саморазвития и самоуправления. Функционируя в составе России, все республики и районы взаимосвязаны федеративным договором, который не исключает возможность заключения двухсторонних договоров.

Пропорциональность территориальной организации общества - одна из важнейших социально-экономических категорий, объективно необходимая форма рационального развития общества[16]. Она выражает определенные динамические соотношения между межотраслевыми комплексами, а также социально-экономическими районами одного и разных таксономических рангов. Одним из важнейших показателей пропорционального развития регионов является улучшение условий и повышение уровня жизни населения.

Улучшение экономических, социальных, экологических условий жизни людей во всех республиках, областях, краях и районах - объективная необходимость, обусловленная самой сутью реформируемого общества. Обновляемый способ производства, комплексное развитие и рациональная специализация республик и регионов, территориальное разделение и интеграция труда, совершенствование территориальных пропорций развития единого экономического пространства - все это способствует улучшению условий труда, быта и отдыха, повышению уровня жизни населения[17].

Процесс улучшения условий жизни населения связан главным образом с решением задач организации разнообразных форм хозяйствования, повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики, регионального использования трудовых и природных ресурсов, создания высокоразвитой производственной и социальной инфраструктуры, обеспечения отложенного спроса населения, углубления межрайонной интеграции и самовыражения личности.

Территориальная организация общества обязательно подчиняется такой закономерности, как экономическая, социальная и экологическая эффективность развития республик и регионов России. Данная закономерность вытекает из законов неуклонного и устойчивого общественного прогресса, возвышения потребностей населения и повышения производительности труда. Рациональная территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность развития всех территориальных подразделений.

Социальная, экономическая и экологическая эффективность развития районов обусловлена сбалансированностью и гармоничностью функционирования всех сфер на, не деятельности людей, рациональностью регионального общественного воспроизводства, оптимальностью производственной специализации и комплексного развития хозяйства, территориальным сочетанием разных форм хозяйствования и т. д. Эффективное развитие общества и «каждого региона обеспечивает улучшение социально-экологических условий жизни населения, рациональное природопользование, динамическое равновесие с окружающей природной средой способствует решению национальных, политических и других задач.

Эффективность не является самоцелью развития государства и отдельных регионов. Она, выступая своеобразным критерием рациональности территориальной организации общества, служит одним из активных средств достижения ведущей цели социально-экономического развития.

Также к одной из закономерностей, бесспорно, относится выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. При вступлении в рынок отдельные территории России, республики, автономные округа, регионы находятся на разных уровнях экономического развития.

Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

В настоящее время при общем падении уровня жизни по территории страны выделяются регионы, которым в первую очередь должно быть уделено внимание правительства России. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России[18].

Поэтому необходимы выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.

Страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.

В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований и условий легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана экономическая основа их развития - традиционные отрасли хозяйства - оленеводство, охота, рыбный промысел, то есть ухудшалась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной государственной политики, главной целью которой является выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение качественного улучшения условий их жизнедеятельности.

В период перехода к рыночной экономике необходимым условием возрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.

Рассмотренные закономерности территориальной организации общества представляют собой единую, органически взаимосвязанную систему и их нельзя разделять и изолировать друг от друга. На общероссийском и региональном уровнях они проявляются во взаимном сочетании и взаимообусловленности.



2.2 Принципы размещения производительных сил


Исходя из системы закономерностей, формируется конкретная политика регионального развития, а также те или иные ее принципы.

Принципы - это руководящие, научно обоснованные положения, которыми должно руководствоваться общество при региональной организации жизнедеятельности населения на протяжении определенного исторического этапа[19]. Если закономерности - это научные абстракции в области регионального развития экономической системы, то принципы - это научно обоснованные ведущие положения, правила деятельности, которыми руководствуются в социально-экономической политике.

В современных условиях имеет возможность реализация следующих основных принципов[20]:

Приоритет социальных принципов над экономическими, производственными и технологическими, социальная ориентация хозяйственного развития регионов.

Размещение производственных и непроизводственных объектов с точки зрения рыночной конъюнктуры, учитывая близость к источникам сыры, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления готовой продукции.

Рациональное, комплексное использование природных ресурсов, их воспроизводство, охрана и улучшение окружающей природной среды.

Сочетание самообеспечения социально-экономического развития регионов с открытостью их на внешний рынок, осуществляемый в процессе территориального разделения и интеграции труда.

Многообразие форм хозяйствования.

Обеспечение процесса саморазвития и самоуправления.

Предоставление каждому человеку экономической, политической и духовной свободы в выборе способа жизнедеятельности, не противоречащей конституции.


2.3 Факторы размещения производительных сил


В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.

Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.

Блок технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической базы предприятий региона.

Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.

Среди экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на развитие регионального рыночного хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития хозяйства региона.

Благоприятный инвестиционный климат территории формируется в результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без вложений в сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие регионального хозяйства.

Социо-демофафические факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе.

Политико-правовые факторы проявляются в следующих формах[21]:

- законодательная база в области региональных процессов, в рамках территориально-организационного размещения производительных сил, точность исполнения законов;

- изменение экономических функций государства;

- стабильность политической системы;

дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время усиливается внимание экономической науки и практики управления к региональной экономике и проблемам её регулирования. Однако, на современном этапе, большинство исследований рассматривают экономику региона как статистическую систему и, отсюда, управление регионом как «жесткий» механизм, не учитывающий изменения, происходящие в ней.

Регионалистика представляет собой одно из направлений прикладной экономико-географической науки. Она изучает важнейшие природные, экономические, демогфические и экологические особенности регионов, а так же межрегиональные, внутри региональные и межгосударственные связи.

Существующая в настоящее время система управления регионом недостаточно эффективна и сформирована; она отвергает старые формы и методы при отсутствии или недостаточной развитости новых структур и достаточно эффективных механизмах для реализации функций управления. Для управления экономикой региона в развитии нужно провести реструктуризацию в системе управления регионом.

Основой для ее структурной перестройки должно послужить введение в структуру системы такой организационной составляющей, которая бы осуществляла обеспечение, анализ, мониторинг, сопровождение, прогноз, консалтинг экономического роста региона.

Новой структурой в системе управления регионом, выполняющей все эти функции, может стать, при поддержке государства, подсистема её информационного обеспечения. Информационная подсистема послужит базой для перераспределения ресурсных потоков в регионе и проведения прочих структурных реформ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М. Мысль, 2003.

2.       Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М. Ростов н/Д: Изд-во «МарТ», 2005.

3.       Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

4.       Гладкий Ю.Н. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2003.

5.       Видяпин В.Н., Степанов М.В. Региональная экономика. М. Инфра-М, 2003.

6.       Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М. Экономика, 2003.

7.       Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004

8.       Гладкий Ю.Н., Регионоведение. М.: Гардарика, 2002.

9.       Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005

10.   Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

11.   Маркова Н., Беденков А. Социально-экономическое положение регионов России (обзор). – Вопросы экономики, 2005, №3

12.   Морозова Т.Г. Регионоведение: Учебник для вузов. 2005

13.   Родионов И.А. Региональная экономика. М: Экзамен, 2003.

14.   Штульберг Б. М. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса, (материалы к парламентским слушаниям). М., СОПС, 2005.



[1] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

[2] Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М. Мысль, 2003.

[3] Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М. Мысль, 2003.

[4] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

[5] Морозова Т.Г. Регионоведение: Учебник для вузов. 2005

[6] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

[7] Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005

[8] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

[9] Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004

[10] Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005

[11] Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005

[12] Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004

[13] Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004

[14] Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005

[15] Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М. Мысль, 2003.

[16] Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005

[17] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

[18] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

[19] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005

[20] Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005

[21] Кистанов В.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005


Страницы: 1, 2, 3