Сущность, методы и задачи регионалистики
Наряду с
хозяйственными связями и отношениями в организации социально-экономических
районов не менее важную роль играют социально-бытовые, социально-культурные,
духовные и иные связи и отношения. Территориальное разделение и интеграция труда, культуры, науки, искусства, быта, отдыха и
других сфер человеческого бытия создают основу пространственной
социально-экономической жизни общества.
Территориальная
организация общества осуществляется с учетом
обеспечения разностороннего сотрудничества России с государствами Содружества и
зарубежными странами на основе международного разделения и интеграции труда. Стратегическая линия отношений России с
другими странами СНГ строится на основе конструктивного созидательного
взаимодействия, расширения мирохозяйственных связей. Происходящие изменения в
отношениях Российской Федерации с другими странам и народами осуществляются на
фоне потепления международного климата, разоружения и прекращения ряда военных
конфликтов. Образ врага постепенно заменяется образом друга и партнера. И как
результат этих процессов трансформируется сложившаяся в застойный период структура мирохозяйственных связей. В составе экспорта
и импорта все больший вес занимает готовая продукция верхних этажей промышленности.
В последние
годы существенно расширяются традиционные и появляются новые формы
взаимосвязей. Они обусловлены повышением самостоятельности предприятий и их
прямыми торговыми отношениями с зарубежными фирмами и корпорациями, созданием
акционерных предприятий и кооперативов на территории России, образованием
специальных экономических зон. Все это ведет к углублению интернационализации
общества, сопровождающейся расширением контактов простых людей, государственных
и политических деятелей. На территориальную организацию общества все большее
влияние оказывает система организационных и интеграционных мероприятий,
осуществляемых с развитыми странами - строительство
территориально-производственных комплексов, создание межгосударственных
экономических организаций, разработка крупных научно-технических проблем и др.
Одной из
важнейших закономерностей является суверенизация районов, пропорциональная
территориальная организация общества и улучшение условий жизни
во всех республиках и регионах страны. Все регионы имеют расширенные
экономические, политические, социальные, культурные права и свободы, чтобы
служить основой для их саморазвития и самоуправления. Функционируя в составе
России, все республики и районы взаимосвязаны федеративным договором, который
не исключает возможность заключения двухсторонних договоров.
Пропорциональность территориальной организации общества -
одна из важнейших социально-экономических категорий, объективно необходимая
форма рационального развития общества[16]. Она
выражает определенные динамические соотношения между межотраслевыми комплексами,
а также социально-экономическими районами одного и разных таксономических
рангов. Одним из важнейших показателей пропорционального развития регионов
является улучшение условий и повышение уровня жизни населения.
Улучшение
экономических, социальных, экологических условий жизни людей во всех
республиках, областях, краях и районах - объективная необходимость,
обусловленная самой сутью реформируемого общества. Обновляемый способ
производства, комплексное развитие и рациональная специализация
республик и регионов, территориальное разделение и интеграция труда, совершенствование территориальных пропорций
развития единого экономического пространства - все это способствует улучшению
условий труда, быта и отдыха, повышению уровня жизни населения[17].
Процесс
улучшения условий жизни населения связан главным образом с решением задач
организации разнообразных форм хозяйствования, повышения эффективности
производства, усиления социальной ориентации экономики, регионального
использования трудовых и природных ресурсов, создания высокоразвитой
производственной и социальной инфраструктуры, обеспечения отложенного спроса
населения, углубления межрайонной интеграции и самовыражения личности.
Территориальная
организация общества обязательно подчиняется
такой закономерности, как экономическая, социальная и экологическая эффективность
развития республик и регионов России. Данная закономерность вытекает из законов
неуклонного и устойчивого общественного прогресса, возвышения потребностей
населения и повышения производительности труда. Рациональная территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность
развития всех территориальных подразделений.
Социальная,
экономическая и экологическая эффективность
развития районов обусловлена сбалансированностью и гармоничностью
функционирования всех сфер на, не деятельности людей, рациональностью
регионального общественного воспроизводства, оптимальностью производственной
специализации и комплексного развития хозяйства, территориальным сочетанием
разных форм хозяйствования и т. д. Эффективное развитие общества и «каждого
региона обеспечивает улучшение социально-экологических условий жизни населения,
рациональное природопользование, динамическое равновесие с окружающей природной
средой способствует решению национальных, политических и других задач.
Эффективность
не является самоцелью развития государства и отдельных регионов. Она, выступая
своеобразным критерием рациональности территориальной организации общества,
служит одним из активных средств достижения ведущей цели
социально-экономического развития.
Также к одной
из закономерностей, бесспорно, относится выравнивание уровней экономического и
социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в
условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней
социально-экономического развития всех регионов страны. При вступлении в рынок отдельные территории России, республики, автономные
округа, регионы находятся на разных уровнях экономического развития.
Выравнивание
уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей
закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов
развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.
В настоящее
время при общем падении уровня жизни по территории страны выделяются регионы,
которым в первую очередь должно быть уделено внимание правительства России. В
этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные
дестабилизировать ситуацию во всей России[18].
Поэтому
необходимы выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней
социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ
их развития.
Страны для
выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов,
составление целевых программ их развития.
В зоне
традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены
уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические
ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и
экологических требований и условий легко ранимой северной природы нанесло
невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих
народов. Была подорвана экономическая основа их развития - традиционные отрасли
хозяйства - оленеводство, охота, рыбный промысел, то есть ухудшалась среда их
обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев,
культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение
проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной
государственной политики, главной целью которой является выравнивание уровней,
преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение
качественного улучшения условий их жизнедеятельности.
В период перехода к рыночной экономике необходимым условием
возрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственной
протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с
законами России.
Рассмотренные
закономерности территориальной организации общества представляют собой единую,
органически взаимосвязанную систему и их нельзя разделять и изолировать друг от
друга. На общероссийском и региональном уровнях они проявляются во взаимном
сочетании и взаимообусловленности.
2.2 Принципы
размещения производительных сил
Исходя из
системы закономерностей, формируется конкретная политика регионального
развития, а также те или иные ее принципы.
Принципы -
это руководящие, научно обоснованные положения, которыми должно
руководствоваться общество при региональной организации жизнедеятельности
населения на протяжении определенного исторического этапа[19].
Если закономерности - это научные абстракции в области регионального развития
экономической системы, то принципы - это научно обоснованные ведущие положения,
правила деятельности, которыми руководствуются в социально-экономической
политике.
В современных
условиях имеет возможность реализация следующих основных принципов[20]:
Приоритет
социальных принципов над экономическими, производственными и технологическими,
социальная ориентация хозяйственного развития регионов.
Размещение
производственных и непроизводственных объектов с точки зрения рыночной
конъюнктуры, учитывая близость к источникам сыры, топлива, энергии, трудовым
ресурсам и районам потребления готовой продукции.
Рациональное,
комплексное использование природных ресурсов, их воспроизводство, охрана и
улучшение окружающей природной среды.
Сочетание
самообеспечения социально-экономического развития регионов с открытостью их на
внешний рынок, осуществляемый в процессе территориального разделения и интеграции
труда.
Многообразие
форм хозяйствования.
Обеспечение
процесса саморазвития и самоуправления.
Предоставление
каждому человеку экономической, политической и духовной свободы в выборе
способа жизнедеятельности, не противоречащей конституции.
2.3 Факторы размещения
производительных сил
В зависимости
от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить
следующие группы факторов: природно-географические, экономические,
технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках
перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на
внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие
на уровне субъектов этой системы.
Группа
природно-географических факторов включает в себя подгруппы
природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов,
которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как
правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам.
Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру
промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно,
определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например,
степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и
железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры
растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические
факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и,
соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.
Блок
технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической
базы предприятий региона.
Экономические
факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее
значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая
политика государства, границы рынка сбыта и т. д.
Среди
экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на развитие
регионального рыночного хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие
форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной
собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике.
Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим
интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению
масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий
и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать
стимулирующим фактором развития хозяйства региона.
Благоприятный
инвестиционный климат территории формируется в
результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной
политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона.
Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля
инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От
направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры
предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По
этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без
вложений в сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие
регионального хозяйства.
Социо-демофафические
факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от
человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня
считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических,
социальных и политических перемен в российском обществе.
Политико-правовые
факторы проявляются в следующих формах[21]:
-
законодательная база в области региональных процессов, в рамках
территориально-организационного размещения производительных сил, точность
исполнения законов;
- изменение
экономических функций государства;
-
стабильность политической системы;
дифференциация экономических функций между федеральным и
региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время усиливается внимание экономической науки и
практики управления к региональной экономике и проблемам её регулирования.
Однако, на современном этапе, большинство исследований рассматривают экономику
региона как статистическую систему и, отсюда, управление регионом как «жесткий»
механизм, не учитывающий изменения, происходящие в ней.
Регионалистика представляет собой одно
из направлений прикладной экономико-географической науки. Она изучает важнейшие
природные, экономические, демогфические и экологические особенности регионов, а
так же межрегиональные, внутри региональные и межгосударственные связи.
Существующая в настоящее время система управления регионом
недостаточно эффективна и сформирована; она отвергает старые формы и методы при
отсутствии или недостаточной развитости новых структур и достаточно эффективных
механизмах для реализации функций управления. Для управления экономикой региона
в развитии нужно провести реструктуризацию в системе управления регионом.
Основой для ее структурной перестройки должно послужить введение в
структуру системы такой организационной составляющей, которая бы осуществляла
обеспечение, анализ, мониторинг, сопровождение, прогноз, консалтинг
экономического роста региона.
Новой структурой в системе управления регионом, выполняющей все
эти функции, может стать, при поддержке государства, подсистема её
информационного обеспечения. Информационная подсистема послужит базой для
перераспределения ресурсных потоков в регионе и проведения прочих структурных
реформ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алаев Э.Б.
Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.
Мысль, 2003.
2. Бутов В.И., Игнатов В.Г.,
Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М. Ростов н/Д: Изд-во «МарТ», 2005.
3. Гранберг А.Г. Основы
региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
4. Гладкий Ю.Н. Основы
региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2003.
5. Видяпин В.Н., Степанов
М.В. Региональная экономика. М. Инфра-М, 2003.
6. Гаврилов А.И.
Региональная экономика и управление. М. Экономика, 2003.
7. Гладкий Ю.Н. Экономическая
география России. М.: Гардарика, 2004
8. Гладкий Ю.Н.,
Регионоведение. М.: Гардарика, 2002.
9. Денисов Д.В, Методы
регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
10. Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
11. Маркова Н., Беденков А.
Социально-экономическое положение регионов России (обзор). – Вопросы экономики,
2005, №3
12. Морозова Т.Г.
Регионоведение: Учебник для вузов. 2005
13. Родионов И.А.
Региональная экономика. М: Экзамен, 2003.
14. Штульберг Б. М. О
депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса,
(материалы к парламентским слушаниям). М., СОПС, 2005.
[1] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
[2] Алаев Э.Б.
Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.
Мысль, 2003.
[3] Алаев Э.Б.
Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.
Мысль, 2003.
[4] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
[5] Морозова Т.Г.
Регионоведение: Учебник для вузов. 2005
[6] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
[7] Денисов Д.В, Методы
регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
[8] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
[9] Гладкий Ю.Н.
Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004
[10] Денисов Д.В, Методы
регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
[11] Денисов Д.В, Методы
регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
[12] Гладкий Ю.Н.
Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004
[13] Гладкий Ю.Н.
Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004
[14] Денисов Д.В, Методы
регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
[15] Алаев Э.Б.
Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М. Мысль,
2003.
[16] Денисов Д.В, Методы
регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
[17] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
[18] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
[19] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
[20] Денисов Д.В, Методы
регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
[21] Кистанов В.В.
Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005
Страницы: 1, 2, 3
|