Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны
Дальневосточный экономический район
Состав: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края;
Еврейская автономная область; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области;
Чукотский и Корякский автономные округа (в состав района входят острова:
Новосибирский, Врангеля, Сахалин, Курилы и Командорские).
Площадь - 6125,9 тыс. кв. км.
Население - 7038 тыс. человек.
Протяженность района с севера на юг - 4800 км, с востока на запад -3000
км. Территория омывается морями Северного Ледовитого и Тихого океанов, граничит
с Китаем, КНДР; здесь проходит морская граница с США (Берингов пролив) и
Японией (пролив Лаперуза).
Уязвимые места региона - его огромная протяженность, слабая
заселенность, суровость климата, вечная мерзлота на большей части территории,
удаленность и слабая транспортная связь с остальной территорией России[6].
2.4 Таксономия экономических районов
В нашей стране сложилась трехзвенная таксономия экономических
районов, в соответствии с которой объектами регулирования могут быть:
·
макрорегионы
(крупные экономические районы, федеральные округа),
·
мезорегионы
(субъекты Федерации, города федерального значения),
·
микрорегионы
(города, городские и сельские административные районы, сельсоветы)[7].
3. Теория территориально-производственных
комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским
Под территориально-производственным комплексом понимается экономически
обусловленное сочетание предприятий в одной точке или целом районе, при котором
достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий
в соответствии с экономическими условиями района, его транспортным и
экономико-географическим положением.
Замысел Н.Н. Колосовского состоял в том, чтобы путем генерализации
исключительного многообразия производственных (и природных) процессов прийти к
типологии районных территориально-производственных комплексов. С точки зрения
развития идей промышленного районирования особенно велика роль введенных им в
науку понятий о взаимообусловленном и простом территориальном сосуществовании
производств, "вертикальных" и «горизонтальных» связях, о типах
производственных процессов и энергопроизводственных циклах.
Характерными чертами ТПК являются следующие:
- экономическая взаимосвязанность и обусловленность предприятий,
входящих в состав комплекса;
- единство и компактность территории и общая инфраструктура;
- соответствие набора предприятий природным
экономико-географическим и транспортным условиям района;
- решение комплексом одной или нескольких общерегиональных или
общегосударственных задач.
ТПК относятся к нодальным (узловым) территориальным образованиям,
которые выделяются в зависимости от тесноты существующих в комплексе
взаимосвязей, поэтому границы ТПК не обязательно должны совпадать с
административными границами края, области или района. Эта особенность создает
проблему управляемости процессом формирования звеньев ТПК. Оптимальным выходом
является создание специальных органов управления комплексом либо придания ему
статуса объекта программно-целевого управления, что позволяет осуществлять
регулирование его развития на основе государственной целевой программы.
Все элементы, составляющие ТПК, объединяются в несколько групп:
отрасли специализации, комплексные производства, инфраструктура, местные
природные ресурсы, население. Население, природная среда и непроизводственная
структура участвуют в формировании ТПК, они включаются в него, как потребители
продукции и ресурсов и своеобразные конкуренты в использовании ресурсов.
Отрасли специализации ТПК – это отрасли, ориентированные на
внешний спрос, они характеризуют место ТПК в территориальном разделении труда.
Состав и структура специализации, масштабы их развития и основные направления
производственных связей обуславливаются эффективностью природных и
экономических ресурсов исследуемой территории.
Комплексные производства создаются для обеспечения условий функционирования
предприятий отраслей специализации и удовлетворения потребностей населения в
продукции местного производства.
Сочетание отраслей специализации и комплексных производств
образует производственную структуру ТПК. При аналогичной специализации комплексы
могут отличаться производственной структурой вследствие разнородного состава
комплексных производств.
Ряд объектов, необходимых для нормального функционирования как
отраслей специализации, так и населения образует инфраструктуру ТПК.
Местные природные ресурсы – минеральное сырье,
топливно-энергетические, водные, земельные ресурсы, во многом определяют
формирование структуры ТПК, состав отраслей специализации, масштабы их
развития.
Население – самостоятельный элемент ТПК – выступает с одной
стороны как производитель, с другой стороны как основной потребитель.
Формирование ТПК происходит в течение длительного времени и
естественного процесса хозяйственного развития при обязательной государственной
поддержке. Эффективное формирование ТПК предполагает координацию сроков и
масштабов вводимых мощностей, согласование параметров технологий, оптимальной
финансовой, природоохранной, технологической организационно-правовой поддержке.
Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного
эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве
всех элементов ТПК.
Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет:
- сокращения транспортных затрат;
- рационального использования местных ресурсов и возможностей
маневрирования ими;
- комбинирования и кооперирования производственных связей;
- использования общей инфраструктуры.
Специфической формой пространственной организации производства
являются акватерриториальные производственные комплексы (АТПК), значительный
опыт формирования которых имеется в Японии, Германии, Франции. Их отличия от
ТПК состоят в следующем: хозяйственная деятельность в АТПК ведется не только на
суше, но и на море. Морская акватория является важным звеном экономического и
транспортного взаимодействия объектов. Обязательным и важнейшим объектом АТПК
является морской порт или несколько портов.
В районах с высокой концентрацией ценных природных ресурсов
активно формируются ТПК. Так, например, на севере Западно-Сибирской равнины
путём ускоренной разработки нефтяных, газовых и лесных ресурсов создаётся ТПК
севера Западной Сибири, в составе которого нефтяные и газовые промыслы,
газоперерабатывающие заводы, нефтехимические комбинаты (в Томске и Тобольске),
лесопромышленные комплексы, Сургутская ГРЭС, базы строительной индустрии, система
внутрипромысловых и магистральных нефтепроводов и газопроводов. В Восточной
Сибири продолжается развитие Братско-Усть-Илимского ТПК, опирающегося на
крупные и дешёвые гидроэнергетические ресурсы р. Ангары; комплекс образуют
Братская и Усть-Илимская ГЭС, алюминиевый завод, лесозаготовительные
предприятия, лесопромышленные комплексы в Братске и Усть-Илимске, предприятия
строительной индустрии.
В зоне влияния БАМ сформировано несколько ТПК (Верхнеленский,
Южно-Якутский, Нижнеамурский и др.).
ТПК района Курской магнитной аномалии создаётся на уникальных по
запасам богатых железных рудах, благоприятных почвенно-климатических ресурсах и
сложившейся инфраструктуре Центрально-чернозёмного района, Оренбургский ТПК -
на ресурсах крупного газоконденсатного месторождения в Оренбургской области.
Формирование Южно-Таджикского ТПК проводится на базе каскада крупных ГЭС (Нурекская,
Рогунская и др.) на реке Вахш; создаются энергоёмкие производства (алюминиевый
завод, электрохимический комбинат, азотнотуковый завод), в широких масштабах
осуществляется ирригация и развитие аграрно-промышленных комплексов[8].
4. Технопарки, технополисы, кластеры как
новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях
научно-технического перевооружения экономики. Опыт
зарубежных стран
Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда
был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В
80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день
в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа
технопарков в мире).
В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из
первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге;
научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии;
София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и
производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США,
особенность которой - наличие одного учредителя, а основной вид деятельности -
сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.
После принятия в 1988 г. государственной научно-производственной
программы «Факел», предусматривающей концентрацию усилий на ряде наукоемких
отраслей (микроэлектроника и информатика, оптоволоконная связь, генная
инженерия и биотехнология, медицинское оборудование) стали создаваться зоны
развития новых высоких технологий (технопарки). Первый технопарк Китая был
создан в 1988 г. (Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий в
районе Хайдань). В результате реализации Программы «Факел» к концу 1995 года
было произведено промышленной продукции на сумму 79,5 млрд. юаней, (поступления
от экспорта продукции – 1,08 млрд. долл. США). Поставленные перед зонами
развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения
НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной
промышленной базе.
В настоящее время в КНР насчитывается 120 зон развития высоких
технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения, поступления
от экспорта продукции которых - более 4 млрд. долларов США. В большинстве зон
действуют разнообразные льготы для привлечения инвестиций. Государство
осуществляет стартовое финансирование высокотехнологичных проектов и страхует
риски иностранных инвесторов.
Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их
собственности) в развитии технопарков:
·
предприятия,
использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере
15% в от его обычной величины, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт,
только 10%;
·
вновь
созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента
аккредитации;
·
если
возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений,
не взимается налог на строения;
·
фирмы
освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки.
На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и
инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных
инвестиций.
В начале 90-х годов начинается формирование первой волны
российских технопарков (в основном вокруг ВУЗов). Эти технопарки не имели
развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они
часто создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза.
В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация
«Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение
и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков,
разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение
сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого
инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых
инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов,
интенсивная работа в регионах.
При всех таких успехах все-таки следует сказать, что в России
технопарков пока очень мало, их количество, а главное, материальная и
финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального
потенциала и спроса на инновационную продукцию. Фактом является и то, что для
развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных
органов власти.
Зеленоградский научно-технологический парк (один из первых в
России) зарегистрирован в июне 1991 года в виде ассоциации предприятий г.
Зеленограда. Учредителями парка выступили: Московский государственный институт
электронной техники (Технический университет), Префектура, ряд государственных
и коммерческих предприятий г. Зеленограда. Парк организован на базе
Государственного технического университета Московского института электронной
техники, территориально расположенного в г. Зеленограде[9].
Технополис это научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой
сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Инкубатор
бизнеса это здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются
вновь создаваемые малые фирмы клиенты.
В основе научных парков лежат четыре принципа - создание
максимально благоприятных условий для наукоемкого производства, инновационного
бизнеса и, таким образом, научно-технического прогресс;
- максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки,
производства и коммерции;
- объединение фирм, которые разрабатывают различные виды
наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обмена
идеями и опытом;
- создание для развития идей благоприятных условий для их
выживания на российском рынке.
Основную часть финансирования научные парки получают от
государства: в Великобритании 62%, в Германии - 78%, во Франции 74%, в
Нидерландах около 70%, в Бельгии почти 100%. Государственная помощь выступает в
различных формах. В Японии, например, целый ряд государственных фондов, банков
и корпораций предоставляют фирмам, разрабатывающим наукоемкую продукцию,
кредиты на длительный срок и под льготные проценты. Подчас кредит и проценты
требуется возвращать лишь в тех случаях, когда исследования заканчиваются
успешно, а в случае неудачи деньги можно вообще не возвращать. Правительства
создают фирмам, вкладывающим капитал в научные парки, льготный режим
амортизации оборудования и т.д. Не остаются в стороне и местные власти, вклад
которых иногда даже превышает объем правительственной поддержки. Например, финансирование
технополиса в японском городе Тояма складывается из следующих источников:
половину средств выделяет местная префектура, 30% поступает из регионального
бюджета, 10% дает правительство и столько же различные корпорации, ассоциации и
частные лица. И никто не воспринимает научные парки, да и вообще науку, как
обозу. Более того, США, Великобритания, Япония, Германия и Франция отчаянно
конкурируют друг с другом, стремясь создать, либо завлечь к себе как можно
больше предприятий, научных и иных центров, национальных и зарубежных.
В результате повышенного внимания и хорошего финансирования многие
регионы из отсталых быстро преобразились в прогрессирующие. Например, в первых
четырнадцати технополисах Японии было создано более двух тысяч высокотехнологичных
предприятий по производству фармацевтических препаратов, средств связи,
вычислительной техники, электронных приборов и компонентов, медицинского
оборудования, оптических инструментов и т.д., в общем, всего того, что
символизирует научно-технический прогресс. На долю британских научных парков
приходится ощутимая часть производимых в стране компьютеров, электроники,
робото- и электротехники, медицинского оборудования и т.д. Благодаря научным
паркам и специальным программам развития малого наукоемкого бизнеса, который
есть у большинства штатов, новое лицо в мире обрели и США.
Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные
кластеры, представляющие собой группу географически локализованных и
взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих,
специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов,
вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих
конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Как правило,
они определены относительно какой-либо основной отрасли (например,
"химический кластер", "агропромышленный кластер").
В условиях мирового финансового кризиса кластерная политика
является наиболее актуальной формой государственно-частного партнерства (ГЧП),
способной эффективно преодолевать кризисные явления. С институциональной точки
зрения в развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с
бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы
взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать:
топливно-энергетический (электроэнергетика, газо- и нефтепроводы), транспортный
(железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное
хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство). Важно
отметить, что при этом не создаются специальные агентские структуры по
регулированию партнерских отношений, а специфические функции регулирования и
контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами
в рамках определенных процедур. При этом успешное развитие ГЧП во многом
зависит от эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности
между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее
эффективно задачи партнерства решаются, когда к сфере ответственности
государства относятся проблемы общего планирования и административные
процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою
очередь, в сферу полномочий и ответственности частного сектора включаются
вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и
оперативного управления их деятельностью[10].
Страницы: 1, 2, 3
|