рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Социально-экономическая характеристика Индии рефераты

К числу положительно действующих факто­ров надо прежде всего отнести обилие и деше­визну рабочей силы. Большим стимулом для развития промышленного и сельскохозяйствен­ного производства является наличие крупней­шего внутреннего рынка, платежеспособность которого неуклонно возрастает по мере роста за­нятости в современных отраслях хозяйства. На­конец, надо подчеркнуть, что размеры страны и ее бюджета позволяют маневрировать инвести­циями, «выкраивать» и направлять необходимые средства в нужное время на развитие ключевых участков науки, техники и хозяйства с учетом их будущей, а не немедленной отдачи. Благодаря этому Индия основательно шагнула вперед в выполнении таких общенациональных науко­емких программ, как геологоразведочная, атом­ная, военная, электронная, космическая, оке­анографическая, биотехнологическая и даже ан­тарктическая.

Государ­ственный сектор занимает доминирующие пози­ции в таких ключевых отраслях экономики, как оборонная промышленность, энергетика, нефте-и газодобыча и переработка, черная и цветная металлургия, железнодорожный, морской и авиа­ционный транспорт. В большинстве отраслей машиностроения, легкой, пищевой, химической промышленности, в сельском хозяйстве, сфере услуг лидирует частный сектор, в котором про­изводится около 75% ВВП.

С начала 90-х годов правительство начало осуществлять обширную программу новых эко­номических реформ, целью которых стало раз­витие рыночной экономики открытого типа. Новая политика направлена также на более эф­фективное включение индийской экономики в мировую экономическую систему. Государство отказалось от сравнительно жесткого централи­зованного планирования. Вдвое (с 16 до 8) со­кращено число отраслей, зарезервированных за государственным сектором. Частным компани­ям открыт доступ в такие до этого для них за­крытые отрасли, как авиастроение, воздушный транспорт, судостроение, выплавка чугуна и ста­ли, цветных металлов, производство и распреде­ление электроэнергии и др. Существенно либе­рализованы законы, регулирующие иностран­ные инвестиции.

Индия остается аграрно-индустриальной стра­ной.


1. Промышленность.

В промышленности занято 16% экономически активного населения и про­изводится свыше 29% ВВП.


1).Энергетика.

Общая установленная мощность электростанций Индии составляет около 94 тыс. МВт (1999). Душевое производство электро­энергии возросло с 1947 г. в несколько раз, но по современному его показателю республика пока занимает одно из последних мест в мире. Создание отечественной энергетической базы началось со строительства гидроузлов, вклю­чающих электростанции и оросительные соору­жения. Наиболее крупные гидроэнергетические комплексы созданы на реках Сатледж (ГЭС «Бхакра-Нангал» — 1,2 тыс. МВт), Чамбал, Ма-ханади, Дамодар.

Упор делается на расширение применения промышленных источников энергии, особенно каменного угля, 3/4 которого дают разрезы в Да-модарской долине. На него приходится пример­но 2/5 производства первичной коммерческой энергии. Доля нефти (в 1998 г. добыто 33 млн. т, 2/3 — на шельфе) и природного газа (добыча ко­торого достигла 17 млрд. м3 и быстро растет) со­ставляет примерно 1/5. Около 35—40 млн. т неф­ти ежегодно ввозится.

В Индии разработана и успешно осуществля­ется долгосрочная программа развития наци­ональной атомной энергетики. Программа раз­работана, исходя из наличия крупных разведан­ных запасов радиоактивного сырья (80 тыс. т урана) и достижений ин­дийской науки и техники, рассчитана в основ­ном на собственные финансовые и технические возможности в этой области.

В промышленной эксплуатации находятся АЭС в Тарапуре (штат Махараштра) и в г. Ранапратарсагар (штат Раджастхан).

На базе АЭС и научного центра г. Калпаккам близ Мадраса создан один из первых в мире реакторов на быстрых нейтронах. Общая мощ­ность действующих АЭС — 2 тыс. МВт (1995). Крупные ядерные ускорители и научные центры действуют в Калькутте и Мумбае.

В стадии завершения строительства находятся АЭС в г. Нароре (штат Уттар-Прадеш), Какрапаре (штат Гуджарат) мощностью 470 МВт каждая.

В качестве топлива по-прежнему широко ис­пользуются сухой навоз (кизяк) и древесина (в первую очередь для удовлетворения бытовых потребностей). В целях более рационального потребления кизяка расширяется производство из него энергетического биогаза.


2). Черная металлургия.

Индия вошла в число 10 крупнейших производителей стали мира. Около 60% выплав­ляет государственная компания «Стил Асорити оф Индия Лимитед» (САИЛ), которой принад­лежат 5 металлургических комбинатов полного цикла. Четыре из них приурочены к месторож­дениям железной руды и коксующегося угля во внутренних районах страны.

В частном секторе металлургии (40%) выде­ляется своей мощностью завод полного цикла в Джамшедпуре, принадлежащий семейному кон­церну «Тата». В самые последние годы возникло более десятка мини-заводов с дуговыми печами.


3).Цветная металлургия.

В цветной металлургии быстро развивается алюминиевая промышленность, имеющая бога­тую сырьевую базу в нескольких районах. Крупнейшие заводы расположены в Корба (Мадхья-Прадеш) и Алвае (Керала), при­чем последний работает в значительной степени на экспорт. Производство меди сосредоточено в основном на северо-западе (Кхетри — черновая медь, Чатсила — рафинированная), но выплавка (45 тыс. т в 1998 г.) удовлетворяет потребности лишь на 30—35%.


4).Машиностроение.

Ускоренными темпами развиваются маши­ностроение и металлообработка. Выпускаются металлорежущие станки, генераторы и электро­моторы, тепловозы, вагоны, суда, автомобили, тракторы, сверхзвуковые военные самолеты, вер­толеты.

Ведущие центры машиностроения — Мум-баи, Калькутта, Ченнаи, Хайдарабад, Бенгалуру. Среди них такие гиганты, как заводы тяжелого машиностроения в Ранчи, горношахтного оборудования в Дургапуре, тяжелого элек­трооборудования в Хардваре.

Быстро идет создание автомобильной про­мышленности. Главный производитель (2/3) — госпредприятие «Марути» с японским участием (30%).

С начала 90-х годов среди новых впечат­ляющих достижений Индии следует выделить бурное развитие электронной промышленности и информационных технологий. Ныне за год в этой отрасли производится товаров на сумму около 7 млрд. долл., в том числе на экспорт — более 1 млрд. долл.

Наибольший прогресс можно отметить в производстве компьютеров, средств коммуника­ций и бытовой электроники. На последнюю приходится одна треть от общего объема произ­водимой в стране электронной продукции. Это цветные телевизоры, радиоприемники, видео­магнитофоны и т. п. Продолжается создание мощной производственной базы по выпуску компьютерных программ, микропроцессоров, персональных компьютеров. Многие виды про­дукции этой отрасли стали пользоваться спросом на таких требовательных рынках, как западноев­ропейские страны, Южная Африка, а также в странах СНГ.

Индия вошла в клуб стран, в которых интен­сивно развиваются высокие электронные техно­логии. Показателем уровня развития этой отрас­ли может служить выход Индии на мировой уро­вень суперкомпьютеров. Индия заняла третье место в мире по числен­ности квалифицированного научно-технического персонала и второе после США — по количеству профессионалов компьютерного программиро­вания, владеющих английским языком.

Ныне Индия имеет также собственную косми­ческую промышленность. Работой в этой области руководит индийский Космический департамент. Производится широкая гамма гражданских и во­енных ракетоносителей, идут работы по созда­нию четвертого по мощности в мире носителя.

Запущенные еще в 1988 и 1991 гг. индийские спут­ники по исследованию земной поверхности позво­лили получать информацию высокого класса, фор­мирующую основной банк данных созданной в Индии системы исследования природных ресурсов, окружающей среды и океанических процессов. Про­дуктивно работают спроектированные и собранные в Индии телекоммуникационные и метеорологиче­ские системы связи.

5). Нефтеперерабатывающая промышленность.

Нефтеперерабатывающая промышленность также создавалась государством — вдобавок к на­ционализированным заводам, принадлежавшим американским компаниям «Калтекс» (в Вишак-хапатнаме) и «Эссо» и английской компании «Бирма Шелл» в Мумбае, при содействии СССР были построены на базе расширенных ассам­ских нефтепромыслов НПЗ в Барауни (Бихар) и Койяли (Гуджарат), каждый мощностью по переработке 3 млн. т нефти в год, а также НПЗ в Нунмати и Дигбое. Затем были построены но­вые НПЗ для переработки нефти с промыслов Камбейского залива (Тромбей) и импортной нефти (Кочин в шт. Керала, Ченнаи, Халдин у Калькутты). Всего в настоящее время в стране функционирует 12 НПЗ общей мощностью око­ло 55 млн. т сырой нефти в год.


6). Химиче­ская промышленность.

Продолжается интенсивное развитие химиче­ской промышленности, которая ныне дает около 15% стоимости промышленной продукции, осо­бенно производство минеральных удобрений (Синдри, Нангал, Хазира), хотя пока оно не удовлетворяет потребности сельского хозяйства Индии. На базе нефтехимических комплексов в стране налажено производство смол, пластмасс, химического волокна, синтетического каучука и других продуктов.


7). Текстильная промышленность.

Текстильная промышленность — самая древ­няя в Индии и на протяжении многих веков славная качеством своей продукции. Точный учет этой отрасли труден, так как не менее 40% продукции дают мелкие и мельчайшие пред­приятия, домашние промыслы (шелка, вышив­ки, ковровые изделия и т. п.). По производству текстиля Индия занимает 3-е место в мире и является одним из ведущих экспортеров его. Вы­пускается свыше 20 млрд. м хлопчатобумажных тканей в год. Современная хлопчатобумажная промышленность особенно развита на Западе и Юге, джутовая — в районе Калькутты, шерс­тяная — на Севере и Северо-Западе.


8). Пищевая промышленность.

Пищевая промышленность широко распрост­ранена, выпускает товары, как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Мировую из­вестность приобрел индийский чай. Его производст­во сконцентрировано в Калькутте, а также на Юге Индии. На первом месте Индия и по про­изводству сахара.

Широко распространены многообразные ку­старные   промыслы,   изготавливающие  ткани, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, простейшие сельскохозяйственные орудия, раз­личные виды продовольствия, художественные украшения, ювелирные изделия и сувениры. Го­сударство постоянно поощряет дальнейшее раз­витие народных промыслов.


2. Сельское хозяйство.


Индия — страна древ­ней земледельческой культуры со своеобразны­ми традициями и агротехническими приемами. В сельскохозяйственном производстве затра­чивается огромное количество живого труда. Механизация возрастает, но все еще очень слаба. В деревне в значительной степени сохраняются натуральный и полунатуральный уклады (около 1/3 хозяйств совсем не продают продукции, подавляющая часть остальных — низкотоварные). Однако растет количество районов, в которых формируется относительно развитое товарное производство.

В период независимости в Индии с большой остротой проявилась необходимость перестройки и подъема сельскохозяйственного производства, и в первую очередь решения вопроса о земле. Проводятся аграрные реформы, официальная цель которых — ограничение размеров земле­владения, защита прав арендаторов и сельско­хозяйственных рабочих, наделение их землей. Однако примерно у 1/5 крестьянских семей все еще нет земли. Свыше 60% землевладельцев имеют участки менее 1 га. Эта беднейшая часть крестьянства владеет менее чем 10% всех зе­мельных угодий. На мелкие и средние хозяйства (от 1 до 10 га), охватывающие около 30% всех землевладельцев, приходится 37% земли. Круп­ные участки (более 10 га) принадлежат лишь 10% землевладельцев, но они составляют 53% обрабатываемых площадей.

Аграрные реформы в Индии ведут к уско­рению и углублению рыночных отношений в деревне. Значительно возросла роль зажиточных хозяйств. Государственная поддержка ориенти­рована на содействие снабженческо-сбытовым и производственным кооперативам, в которых сохраняется частная собственность на землю, и главную роль играют зажиточные землевладель­цы. Расширяется сеть сельскохозяйственной кре­дитной кооперации.

В результате значительных государственных капиталовложений в сельское хозяйство, дости­жений «зеленой революции», большого роста производства и потребления удобрений в сочетании с благоприятными погодными условиями некоторых лет сбор зерновых за годы независи­мости значительно вырос. Индия избавилась от импорта зерна, и имеет некоторый резервный фонд на случай неурожаев.


1). Растениеводство.

Индия занимает первые места в мире по про­изводству чая, фруктов, молока и сахарного тро­стника, вторые — по сборам риса, пшеницы, овощей, табака. Ведущая отрасль — растениевод­ство, на его долю приходится более 4/5 стоимос­ти всей сельскохозяйственной продукции. По­севная площадь — более 140 млн. га. В Индии два сельскохозяйственных сезона: летний (хариф) — посев производится в конце мая — на­чале июня, сбор урожая — в сентябре—ноябре и зимний (раби) — посев — в октябре—ноябре, сбор урожая — в марте—апреле. Основную часть урожая выращивают летом, в сезон муссонных дождей.

Сложная система оросительных сооружений страны включает многочисленные водохранили­ща, каналы и колодцы. В период пятилетних планов построены крупные гидротехнические сооружения. Общая площадь орошаемых земель превышает 70 млн. га. Но все же из-за недостат­ка мощностей искусственного орошения не пол­ностью используются возможности повторных посевов. В отдельных районах до сих пор прак­тикуется примитивное подсечно-огневое земле­делие. В стране весьма ограничены площади, пригодные для нового сельскохозяйственного освоения. Главный путь дальнейшего повыше­ния сельскохозяйственного производства — его интенсификация. По тщательно изученным пра­вительством данным, предельное использование ресурсов поверхностных и грунтовых вод позво­лит орошать до 113 млн. га земли. Этого показа­теля предполагается достичь к 2010 г.

Основная часть посевной площади (до 85%) занята под продовольственные культуры. Важ­нейшая — рис, второе место в мире после Китая. Главные рисопроизводящие районы расположены в речных дельтах и на аллювиальных равнинах с плодо­родными почвами и обильными осадками. Вто­рая по значению культура — пшеница— высевается преимуще­ственно зимой в более засушливых районах, при искусственном орошении. Другие важные зер­новые  культуры —  кукурузу,  ячмень,  сорго - выращивают без применения искусственного орошения. Распространены бобовые культуры - как и картофель, они играют важную роль в пи­тании населения.

Главные технические культуры: хлопчатник, джут, чайный куст, сахарный тростник, маслич­ные. Коротковолокнистый хлопчатник произ­растает на черноземовидных почвах Деканского плоскогорья. На орошаемых землях культивиру­ется длинноволокнистый хлопчатник. Для джута необходимы рыхлые почвы, высокие температу­ры и увлажненность. Эти условия в наибольшей мере представлены в Западном Бенгале. Чайные плантации приурочены к предгорным районам. Основные масличные культуры — арахис и рапс. Немаловажно также выращивание табака, каучу­коносов, кофейного дерева, кокосовой пальмы, бананов, ананасов, манго, цитрусовых, специй и пряностей. Получают распространение новые для Индии культуры: соя (уже 5-е место в мире), сахарная свекла, подсолнечник.


2). Животноводство.

По поголовью крупного рогатого скота Индии принадлежит первое мес­то в мире. Однако продуктивность скота низкая. Скот истощен вследствие недостаточности кор­мовой базы, частые эпизоотии ведут к вырожде­нию и падежу. Крупный рогатый скот (буйволы, волы, коровы) используется в крестьянских хозяйствах в первую очередь как тягловая сила. В связи с религиозным запретом употреблять в пищу говядину животноводство не является сколько-нибудь значительным поставщиком мяс­ных продуктов, но дает молоко (свыше 70 млн. т в год), шкуры и кожу.


3). Рыболовство.

В приморских южных и западных областях немалое значение имеет рыболовство. В перс­пективе использование продуктов моря может в какой-то мере улучшить продовольственное положение страны.




3. Транспорт.

Индия принадлежит к числу стран Азии с относительно развитым транспор­том. Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, общая протяженность которых достигает 59 тыс. км. Однако на эф­фективность работы железнодорожного транс­порта отрицательно влияют неравномерность густоты его в разных частях страны, разноколейность дорог, изношенность подвижного со­става.   Последний недостаток активно ликвидируется: Индия полностью обеспечивает себя тепловозами и подвижным составом, и даже часть его экспортирует. Главные железнодорожные магистрали проходят вдоль долины Ганга и мор­ских побережий, пересекают полуостров Индос­тан.

На втором месте во внутренних перевозках стоит автомобильный транспорт. Сеть автодо­рог превышает 3,3 млн. км. Скоростные национальные автострады соединяют между собой крупнейшие города. Более 90% внешнеторгово­го товарооборота приходится на морской транс­порт. Торговый флот имеет суда общим тон­нажем около 6,8 млн. бр.-рег. т. Индия имеет 11 международных и 140 каботажных портов, но около 3/4 внешнеторгового грузооборота проходят всего через два порта — Мумбаи и Калькутту.

Воздушные линии обслуживаются пятью международными аэропортами (государственная компания «Индиан Эйрлайнс») и 90 внутренни­ми, на которых работают одна государственная и семь частных компаний.



     V.      Внешнеэкономические связи.



Национальная экономика Индии работает прежде всего на свой собственный «бездонный» внутренний ры­нок. Поэтому страна принимает весьма ограни­ченное участие в МРТ: экспорт составляет около 13% ВВП. При низком общем уровне экономи­ческого развития душевой показатель экспорта — порядка 30 долл./год — один из самых низких в мире и не обеспечивает закупку по импорту необходимых товаров. Торговый баланс, как правило, пассивный. Внешний долг Индии превышает четверть стоимости ВВП.

В структуре индийского экспорта основные позиции занимают текстиль (пряжа, ткани и одежда — 24%); сельскохозяйственные и продо­вольственные товары — 8%; драгоценные кам­ни и ювелирные изделия — 17%; машинно-техническая продукция, кожа и изделия из нее, медикаменты и фармацевтические товары. Кар­динальной перестройки структуры экспорта по­ка не произошло. В структуре индийского им­порта основные позиции занимают нефть и нефтепродукты (20%), машины и оборудование (20%), сырье и полуфабрикаты для промышлен­ности.

На мировых рынках отдельных товаров Индия занимает лидирующие позиции по чаю, заметные — по специям, изделиям из кожи, дра­гоценным и полудрагоценным камням, желез­ной руде и концентратам, хлопчатобумажным тканям и текстильным изделиям.

Наиболее крупные торговые партнеры Индии в 1997—1998 гг. (в процентном отношении) в экспорте: США — 19, Великобритания — 6, Сянган — 5,8, Япония — 5,6. В индийском им­порте преобладает продукция США (9,5%), Ве­ликобритании, Бельгии и ФРГ (по 7%).

Доля России в совокупном внешнеторговом обороте Индии составляет около 2% (2,2% экс­порта и 1,3% импорта). Индия импортирует из России минеральные удобрения, черные и цветные металлы, бумагу, а экспортирует сельскохозяйственные товары (45% экспорта), в том числе чай, кофе, табак, а также текстиль (17%), медикаменты (8%).



  VI.      Внутренние различия.



Разнообразие природ­ных условий, большая пестрота национального состава населения со складывающимися веками специфическими культурно-этническими тра­дициями образа жизни, своеобразие развития отдельных частей страны, многоукладность экономики — эти и другие факторы обуслови­ли чрезвычайно сложный характер террито­риальной организации индийского общества.

Для Индии колониального периода были ха­рактерны весьма значительные различия в уров­не экономического развития отдельных ее час­тей.

Более развитыми были приморские части Индии. Крупнейшие ее портово-промышленные города: Калькутта, Бомбей и Мадрас -сосредоточивали до 3/4 фабрично-заводской промышленности страны, а на примыкающих к ним территориях производилась основная часть экспортной сельскохозяйственной продукции. Преимущественное значение для этих районов играли внешние связи, взаимосвязи же их с внутренними областями были слабыми. Таким образом, территориальная структура хозяйства Индии была в существенной степени дезинтег­рированной.

В период независимого развития Индии тер­риториальная структура ее хозяйства претерпе­вает изменения. В глубинных частях страны (особенно на базе разработки богатейших место­рождений полезных ископаемых) строятся круп­ные предприятия тяжелой индустрии, имеющие большое районообразующее значение. Многие из этих новостроек возникли на полимагистра­лях между четырьмя крупнейшими агломера­циями Индии: Мумбаи, Калькуттой, Мадрасом и Дели. Эти крупнейшие экономические узлы страны, влияние которых распространяется в той или иной степени на всю ее территорию, и соединяющие их транспортные коридоры (по­лучившие название «коридоров роста» вслед­ствие дальнейшей перспективности их развития) являются важнейшими элементами территори­альной организации хозяйства современной Индии.

Наиболее зрелыми в экономическом отноше­нии из всех районов этой страны по-прежнему остаются приморские — Западный, Восточный и Южный. Как и в других частях страны, здесь преобладает аграрная экономика, но непрерыв­но возрастает роль промышленности. Занимая около половины территории страны, эти три района концентрируют примерно 3/5 населения и производят более 70% промышленной про­дукции.

Масштабами промышленного производства особенно выделяется Западный район. Его глав­ным районообразующим ядром является Бом­бейская агломерация. Но в его прибрежной час­ти сформировался еще целый ряд значительных промышленных центров (Пуна, Сурат, Вадода-ра), входящих в состав промышленного пояса, протянувшегося от Бомбея до Ахмадабада.

Здесь издавна сложилась крупная хлопча­тобумажная промышленность. Но в настоящее время существенно возрастает значение Запада в машиностроении (особенно тонком и точном), энергетике, химической промышленности, рас­тет нефтедобыча на шельфе.

Запад — главный район выращивания хлопка в стране и единственный — более или менее развитого товарного животноводства.

Формирование Восточного района происхо­дило   под   мощным   воздействием   Калькутты.

В колониальный период Восток был главным плацдармом проникновения британского капи­тала в экономику страны. Важное значение в экономике этого района имело культивирование джута и чая, что превратило Калькутту в один из крупнейших в мире центров джутовой и чаераз­весочной промышленности.

Однако после достижения Индией независи­мости в структуре промышленности Востока резко возрастает роль тяжелой индустрии. В ре­зультате интенсивной разработки месторожде­ний плато Чхота-Нагпур и в горах Ориссы (угля, железной и марганцевой руды, бокситов и т. д.) сложились главная угольно-металлур­гическая база страны, крупная концентрация электростанций и машиностроительных и хи­мических предприятий в пределах сформиро­вавшегося Калькуттско-Дамодарского промыш­ленного пояса (индийского Рура).

Наряду с Калькуттой, ставшей крупным центром разнообразной индустрии, выделяются и такие промышленные узлы, как Джамшедпур, Бокаро, Дургапур, Роуркела (выплавка чугуна и стали), Асансол (алюминия), Читтаранджан, Ран-чи (тяжелое машиностроение), Синдри (произ­водство минеральных удобрений).

В сельскохозяйственном производстве Ин­дии Восток занимает доминирующие позиции в выращивании джута. Он также крупный произ­водитель риса и чая, издавна славится и своим шелководством.

Южный район, в прошлом существенно усту­павший Западному и Восточному по размерам промышленного производства, в последние де­сятилетия заметно наращивает индустриальную мощь. К старым отраслям — хлопчатобумажной, шелковой, пищевой — прибавились новые: чер­ная металлургия, алюминиевая, транспортное, электротехническое, точное машиностроение. Для индустриализации этого района большое значе­ние имело создание крупного индустриально-энергетического комплекса Нейвели на базе ме­сторождения лигнитов.

Наиболее важным экономическим центром Юга является Ченнаи. Среди отраслей его про­мышленности выделяются хлопчатобумажная, ма­шиностроение (в том числе крупнейший в стране вагоностроительный завод), нефтеперерабаты­вающая, химическая. В число важных промыш­ленных центров страны выдвинулись Хайда­рабад   (где   построены   предприятия   точного машиностроения и химии), а также Бенгалуру (авиационная и электронная промышленность) и Вишакхапатнам (крупнейшая судоверфь, неф­теперерабатывающий завод, металлургический комбинат).

Юг — один из важнейших сельскохозяйст­венных районов страны. Наряду с культурами, распространенными по всей Индии (рис, сахар­ный тростник, хлопчатник), здесь выращивают­ся также кокосовая пальма, пряности, арахис, кофейное дерево, гевея.

Северный район, занимающий центральную часть Гангской равнины, — один из старейших и крупнейших ареалов земледелия в Индии и во всем мире. Это средоточие центров индуистской и мусульманской культур, вследствие чего его нередко именуют «сердцем Индии».

На долю Севера приходится почти четверть всех орошаемых земель страны, и он выделяется более всего масштабами производства сахарного тростника и пшеницы. Здесь и самое многочис­ленное в Индии поголовье крупного рогатого скота.

Хотя в Варанаси (одном из главных священ­ных городов индуистов), Агре (некогда столице империи Великих Моголов) и других городах высокого уровня совершенства достигли многие виды ремесел, современная фабричная про­мышленность в этом районе развита пока еще сравнительно слабо. Наиболее важные его от­расли — пищевая (сахарная, производство рас­тительных масел), текстильная и кожевенно-обувная. Однако в последние десятилетия здесь происходит рост машиностроительной и хими­ческой промышленности, и прежде всего в наи­более значительных городах Севера: Канпуре, Лакхнау, Патне, Варанаси. Важными промыш­ленными центрами стали также Хардвар (произ­водство энергетического оборудования), Матхура (нефтепереработка), Горакхпур (производство минеральных удобрений) и т. д.

Начиная с 60-х годов в процессе осуществле­ния «зеленой революции» (включая и очень зна­чительное развитие ирригации) одним из важ­нейших сельскохозяйственных районов Индии становится Северо-Западный.

Особенно велика его роль в производстве пшеницы (более 2/5 общеиндийского сбора), хлопка, бобовых. Фермеры здесь также перехо­дят и к таким видам деятельности, рассчитанным на городской рынок, как выращивание овощей и фруктов, виноградарство. Увеличивается и то­варное значение животноводства этого района,

Параллельно с этим (в немалой степени бла­годаря созданию одного из крупнейших в стране энергопромышленного узла Бхакра-Нангал на реке Сатледж) растет и промышленная значи­мость Северо-Запада.

Важнейшей его экономической осью стано­вится промышленная полоса, протянувшаяся от Амритсара до Дели. Наряду с крупными пред­приятиями тяжелой индустрии (станкостроение, приборостроение, химической) под влиянием «зеленой революции» в этой цепочке городов возникло множество мелких предприятий лег­кой промышленности.

Особое значение среди городов Северо-Запада имеет столица Индии — Дели, история которого прослеживается, по крайней мере, с XIII—XII вв. до н. э. С образованием Британской Индии Дели ли­шился столичных функций в пользу Калькутты и его развитие вплоть до середины текущего столе­тия было сравнительно замедленным (притом, что в 1911 г. Нью-Дели получил статус админи­стративного центра этого огромного владения).

Роль Дели как политического, культурного и экономического центра Индии резко усили­вается после достижения ею независимости. В структуре его промышленности все большую роль начинают играть тонкое и точное машино­строение, электротехника, химическая промыш­ленность. В результате если в начале 60-х годов город был шестым по числу жителей городом страны, то ныне стал в этом отношении уже третьим.

Удаленный и изолированный от основных ареалов расселения и хозяйственной деятельнос­ти Индии Северо-Восточный район относится к числу наименее освоенных частей этой страны.

Этот преимущественно горный район обла­дает большим, но пока еще очень слабо исполь­зуемым гидроэнергетическим потенциалом. По индийским меркам велики его лесные и нефтя­ные ресурсы. Однако его промышленность находится еще в зачаточном состоянии (сущест­венна лишь нефтеперерабатывающая).

В сельскохозяйственном отношении Севе­ро-Восток выделяется производством чая (здесь расположена почти половина всех чайных план­таций страны) и джута.

Обширный по площади глубинный Цент­ральный район располагает весьма крупными ми­неральными, а также лесными ресурсами. Одна­ко издавна это одна из наиболее отсталых частей страны, причем как в промышленном, так и в сельскохозяйственном отношении (здесь, в част­ности, крайне ограниченным было распростра­нение ирригации, что сохраняется и в настоящее время).

В прошлом наиболее существенными отрас­лями  промышленности   Центрального  района были хлопчатобумажная и деревообрабатываю­щая. Однако с 60-х годов резко увеличиваются масштабы добычи угля, железной и марганцевой руды, известняка и т. д. Построенные мощные ТЭС превратили этот район в важного поставщи­ка электроэнергии. Большую значимость в эко­номической жизни страны представляют круп­ные комбинаты черной (в Бхилаи) и цветной металлургии (в Корбе), целый ряд машиностро­ительных предприятий (например, завод тяже­лого машиностроения в Бхопале) и т. д.

Однако Центральный район (как и другие прежде наименее развитые части Индии) по эко­номической значимости еще существенно усту­пает трем приморским районам, выдвинувшимся в колониальный период.




































Список используемой литературы:


1. «Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны».

        С.В. Лаврова;

2. «Географическая картина мира»     В.П. Максаковский;

3. Энциклопедия для юношества. Том Земля;

4. «Экономическая география»     И.А. Родионова.



Страницы: 1, 2