Социально-экономическая характеристика Индии
К
числу положительно действующих факторов надо прежде всего отнести обилие и дешевизну рабочей
силы. Большим стимулом для развития промышленного и сельскохозяйственного
производства является наличие крупнейшего внутреннего рынка, платежеспособность которого неуклонно возрастает по мере роста занятости в современных отраслях хозяйства. Наконец, надо подчеркнуть, что размеры страны и ее
бюджета позволяют маневрировать инвестициями, «выкраивать» и направлять необходимые средства в нужное время на
развитие ключевых участков науки, техники и хозяйства с учетом их будущей, а не немедленной отдачи. Благодаря этому
Индия основательно шагнула вперед в выполнении
таких общенациональных наукоемких
программ, как геологоразведочная, атомная,
военная, электронная, космическая, океанографическая,
биотехнологическая и даже антарктическая.
Государственный сектор занимает
доминирующие позиции в таких ключевых
отраслях экономики, как оборонная
промышленность, энергетика, нефте-и газодобыча и переработка, черная и цветная металлургия, железнодорожный, морской и авиационный транспорт. В большинстве отраслей
машиностроения, легкой, пищевой, химической промышленности, в сельском хозяйстве, сфере услуг лидирует частный
сектор, в котором производится около
75% ВВП.
С
начала 90-х годов правительство начало осуществлять
обширную программу новых экономических реформ, целью которых стало развитие рыночной экономики открытого типа. Новая
политика направлена также на более эффективное
включение индийской экономики в мировую
экономическую систему. Государство отказалось от сравнительно жесткого
централизованного планирования. Вдвое (с 16
до 8) сокращено число отраслей, зарезервированных за государственным
сектором. Частным компаниям открыт доступ в такие до этого для них закрытые
отрасли, как авиастроение, воздушный транспорт,
судостроение, выплавка чугуна и стали, цветных металлов, производство и
распределение электроэнергии и др.
Существенно либерализованы законы,
регулирующие иностранные инвестиции.
Индия
остается аграрно-индустриальной страной.
1. Промышленность.
В
промышленности
занято 16%
экономически активного населения и производится свыше 29% ВВП.
1).Энергетика.
Общая
установленная мощность электростанций Индии составляет около 94 тыс. МВт (1999). Душевое производство
электроэнергии
возросло с 1947 г. в несколько раз, но по современному его показателю республика пока занимает одно из последних мест в мире. Создание отечественной энергетической базы началось
со строительства гидроузлов, включающих электростанции и оросительные сооружения.
Наиболее крупные гидроэнергетические комплексы созданы на реках Сатледж (ГЭС «Бхакра-Нангал» — 1,2 тыс. МВт), Чамбал, Ма-ханади, Дамодар.
Упор
делается на расширение применения промышленных источников энергии, особенно каменного угля, 3/4 которого
дают разрезы в Да-модарской долине. На
него приходится примерно 2/5 производства
первичной коммерческой энергии. Доля нефти (в 1998 г. добыто 33 млн. т, 2/3 — на шельфе) и природного газа (добыча которого достигла 17 млрд. м3 и быстро
растет) составляет примерно 1/5.
Около 35—40 млн. т нефти ежегодно ввозится.
В Индии разработана
и успешно осуществляется долгосрочная программа развития национальной атомной
энергетики. Программа разработана, исходя из наличия крупных разведанных запасов радиоактивного сырья (80 тыс. т урана)
и достижений индийской науки и техники,
рассчитана в основном на собственные
финансовые и технические возможности в этой области.
В
промышленной эксплуатации находятся АЭС в Тарапуре (штат Махараштра) и в г. Ранапратарсагар (штат Раджастхан).
На базе АЭС и
научного центра г. Калпаккам близ Мадраса
создан один из первых в мире реакторов
на быстрых нейтронах. Общая мощность
действующих АЭС — 2 тыс. МВт (1995). Крупные
ядерные ускорители и научные центры действуют
в Калькутте и Мумбае.
В
стадии завершения строительства находятся АЭС в г. Нароре (штат Уттар-Прадеш), Какрапаре (штат Гуджарат) мощностью 470 МВт каждая.
В
качестве топлива по-прежнему широко используются сухой навоз (кизяк) и древесина (в первую очередь для
удовлетворения бытовых потребностей). В целях более рационального потребления кизяка расширяется
производство из
него энергетического биогаза.
2). Черная металлургия.
Индия
вошла в число 10 крупнейших производителей стали мира. Около 60% выплавляет государственная компания
«Стил Асорити оф Индия Лимитед» (САИЛ), которой принадлежат 5 металлургических комбинатов
полного цикла.
Четыре из них приурочены к месторождениям железной руды и коксующегося угля во внутренних районах страны.
В частном секторе
металлургии (40%) выделяется своей мощностью
завод полного цикла в Джамшедпуре,
принадлежащий семейному концерну «Тата». В самые последние годы
возникло более десятка мини-заводов с
дуговыми печами.
3).Цветная металлургия.
В
цветной металлургии быстро развивается алюминиевая промышленность, имеющая
богатую сырьевую базу в нескольких
районах. Крупнейшие заводы расположены в Корба (Мадхья-Прадеш) и Алвае (Керала), причем последний работает в значительной степени на
экспорт. Производство меди сосредоточено в основном на северо-западе (Кхетри — черновая медь, Чатсила — рафинированная), но выплавка (45
тыс. т в 1998 г.) удовлетворяет потребности лишь на 30—35%.
4).Машиностроение.
Ускоренными
темпами развиваются машиностроение и
металлообработка. Выпускаются металлорежущие станки, генераторы и электромоторы,
тепловозы, вагоны, суда, автомобили, тракторы, сверхзвуковые военные самолеты, вертолеты.
Ведущие
центры машиностроения — Мум-баи, Калькутта, Ченнаи, Хайдарабад, Бенгалуру. Среди них такие гиганты, как заводы тяжелого машиностроения в
Ранчи, горношахтного оборудования в Дургапуре, тяжелого электрооборудования в
Хардваре.
Быстро
идет создание автомобильной промышленности.
Главный производитель (2/3) — госпредприятие
«Марути» с японским участием (30%).
С
начала 90-х годов среди новых впечатляющих достижений Индии следует выделить бурное развитие электронной
промышленности и
информационных технологий. Ныне за год в этой отрасли производится товаров на сумму около 7 млрд. долл., в том
числе на экспорт — более
1 млрд. долл.
Наибольший
прогресс можно отметить в производстве компьютеров, средств коммуникаций и
бытовой электроники. На последнюю приходится одна треть от общего объема производимой
в стране электронной продукции. Это цветные телевизоры, радиоприемники, видеомагнитофоны и т. п.
Продолжается создание мощной производственной базы по выпуску компьютерных
программ, микропроцессоров, персональных
компьютеров. Многие виды продукции этой отрасли стали пользоваться спросом на
таких требовательных рынках, как западноевропейские
страны, Южная Африка, а также в странах
СНГ.
Индия
вошла в клуб стран, в которых интенсивно
развиваются высокие электронные технологии.
Показателем уровня развития этой
отрасли может служить выход Индии на мировой уровень суперкомпьютеров. Индия заняла третье место в мире по численности квалифицированного научно-технического персонала и второе после США — по количеству профессионалов
компьютерного программирования, владеющих
английским языком.
Ныне
Индия имеет также собственную космическую промышленность. Работой в этой
области руководит индийский Космический департамент. Производится широкая гамма гражданских
и военных
ракетоносителей, идут работы по созданию
четвертого по мощности в мире носителя.
Запущенные
еще в 1988 и 1991 гг. индийские спутники по исследованию земной поверхности позволили получать информацию
высокого класса, формирующую основной банк данных созданной в Индии системы исследования природных
ресурсов, окружающей среды и океанических процессов. Продуктивно работают спроектированные и
собранные в
Индии телекоммуникационные и метеорологические системы связи.
5). Нефтеперерабатывающая промышленность.
Нефтеперерабатывающая
промышленность также создавалась государством — вдобавок к национализированным заводам,
принадлежавшим американским
компаниям «Калтекс» (в Вишак-хапатнаме) и «Эссо» и английской компании «Бирма Шелл» в Мумбае, при
содействии СССР были
построены на базе расширенных ассамских нефтепромыслов НПЗ в Барауни (Бихар) и Койяли (Гуджарат), каждый
мощностью по переработке
3 млн. т нефти в год, а также НПЗ в Нунмати и Дигбое. Затем были построены новые НПЗ для
переработки нефти с промыслов Камбейского залива (Тромбей) и импортной нефти (Кочин в шт. Керала,
Ченнаи, Халдин у
Калькутты). Всего в настоящее время в стране функционирует 12 НПЗ общей мощностью
около 55 млн. т сырой нефти в год.
6). Химическая промышленность.
Продолжается интенсивное
развитие химической промышленности, которая ныне дает около 15% стоимости промышленной продукции, особенно
производство минеральных удобрений (Синдри, Нангал, Хазира), хотя пока оно не удовлетворяет потребности сельского хозяйства Индии. На базе нефтехимических комплексов в
стране налажено производство смол, пластмасс, химического волокна,
синтетического каучука и других
продуктов.
7). Текстильная промышленность.
Текстильная
промышленность —
самая древняя в
Индии и на протяжении многих веков славная качеством своей продукции. Точный учет этой отрасли труден, так
как не менее 40% продукции дают мелкие
и мельчайшие предприятия, домашние промыслы
(шелка, вышивки, ковровые изделия и
т. п.). По производству текстиля
Индия занимает 3-е место в мире и является
одним из ведущих экспортеров его. Выпускается свыше 20 млрд. м
хлопчатобумажных тканей в год. Современная хлопчатобумажная промышленность особенно развита на Западе и Юге, джутовая — в районе Калькутты, шерстяная — на Севере и Северо-Западе.
8).
Пищевая промышленность.
Пищевая
промышленность широко распространена, выпускает товары, как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Мировую известность
приобрел индийский чай. Его производство
сконцентрировано в Калькутте, а также на Юге Индии. На первом месте Индия и по производству сахара.
Широко
распространены многообразные кустарные промыслы, изготавливающие ткани, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, простейшие сельскохозяйственные орудия, различные виды продовольствия, художественные
украшения, ювелирные изделия и сувениры. Государство постоянно поощряет
дальнейшее развитие народных
промыслов.
2. Сельское хозяйство.
Индия
— страна древней земледельческой культуры со своеобразными традициями и агротехническими
приемами. В
сельскохозяйственном производстве затрачивается огромное количество живого
труда. Механизация возрастает, но все
еще очень слаба. В деревне в значительной
степени сохраняются натуральный и
полунатуральный уклады (около 1/3 хозяйств совсем не продают продукции, подавляющая часть остальных — низкотоварные). Однако растет количество районов, в которых формируется относительно развитое товарное производство.
В
период независимости в Индии с большой остротой
проявилась необходимость перестройки и
подъема сельскохозяйственного производства, и в первую очередь решения вопроса
о земле. Проводятся аграрные реформы,
официальная цель которых — ограничение размеров землевладения, защита прав арендаторов и сельскохозяйственных
рабочих, наделение их землей. Однако
примерно у 1/5 крестьянских семей все еще
нет земли. Свыше 60% землевладельцев имеют
участки менее 1 га. Эта беднейшая часть крестьянства владеет менее чем 10% всех
земельных угодий. На мелкие и средние хозяйства (от 1 до 10 га), охватывающие
около 30% всех землевладельцев, приходится 37% земли. Крупные участки (более 10 га) принадлежат лишь 10%
землевладельцев, но они составляют 53% обрабатываемых
площадей.
Аграрные
реформы в Индии ведут к ускорению и углублению рыночных отношений в деревне. Значительно возросла
роль зажиточных хозяйств. Государственная поддержка ориентирована на содействие
снабженческо-сбытовым и производственным кооперативам, в которых сохраняется частная собственность на
землю, и главную
роль играют зажиточные землевладельцы.
Расширяется сеть сельскохозяйственной кредитной
кооперации.
В результате значительных
государственных капиталовложений в сельское
хозяйство, достижений «зеленой
революции», большого роста производства
и потребления удобрений в сочетании с
благоприятными погодными условиями некоторых лет сбор зерновых за годы независимости значительно вырос. Индия избавилась от импорта зерна, и имеет некоторый резервный фонд на случай неурожаев.
1).
Растениеводство.
Индия
занимает первые места в мире по производству
чая, фруктов, молока и сахарного тростника,
вторые — по сборам риса, пшеницы, овощей,
табака. Ведущая отрасль — растениеводство, на его долю
приходится более 4/5 стоимости всей
сельскохозяйственной продукции. Посевная
площадь — более 140 млн. га. В Индии два
сельскохозяйственных сезона: летний (хариф) — посев производится в конце мая —
начале июня, сбор урожая — в
сентябре—ноябре и зимний (раби) —
посев — в октябре—ноябре, сбор
урожая — в марте—апреле. Основную часть урожая выращивают летом, в сезон муссонных дождей.
Сложная
система оросительных сооружений страны включает многочисленные водохранилища, каналы и колодцы. В период
пятилетних планов
построены крупные гидротехнические сооружения. Общая площадь орошаемых земель превышает 70 млн. га. Но все же
из-за недостатка
мощностей искусственного орошения не полностью используются возможности
повторных посевов. В отдельных районах до сих пор практикуется примитивное подсечно-огневое
земледелие. В
стране весьма ограничены площади, пригодные для нового сельскохозяйственного освоения.
Главный путь дальнейшего повышения сельскохозяйственного производства — его
интенсификация. По тщательно изученным правительством данным, предельное
использование ресурсов поверхностных и
грунтовых вод позволит орошать до 113 млн.
га земли. Этого показателя
предполагается достичь к 2010 г.
Основная
часть посевной площади (до 85%) занята
под продовольственные культуры. Важнейшая —
рис, второе место в мире после Китая.
Главные рисопроизводящие районы
расположены в речных дельтах и на
аллювиальных равнинах с плодородными
почвами и обильными осадками. Вторая
по значению культура — пшеница—
высевается преимущественно зимой в
более засушливых районах, при искусственном
орошении. Другие важные зерновые
культуры — кукурузу, ячмень, сорго - выращивают без применения
искусственного орошения. Распространены бобовые культуры - как и картофель, они
играют важную роль в питании
населения.
Главные
технические культуры: хлопчатник, джут, чайный куст, сахарный тростник, масличные. Коротковолокнистый
хлопчатник произрастает
на черноземовидных почвах Деканского плоскогорья. На орошаемых землях культивируется длинноволокнистый
хлопчатник. Для джута необходимы рыхлые почвы, высокие температуры и увлажненность. Эти условия в
наибольшей мере
представлены в Западном Бенгале. Чайные плантации приурочены к предгорным
районам. Основные
масличные культуры — арахис и рапс. Немаловажно также выращивание табака, каучуконосов, кофейного дерева,
кокосовой пальмы, бананов,
ананасов, манго, цитрусовых, специй и пряностей. Получают распространение новые для Индии культуры: соя (уже
5-е место в мире), сахарная свекла, подсолнечник.
2). Животноводство.
По
поголовью крупного рогатого
скота Индии принадлежит первое место в мире. Однако продуктивность скота
низкая. Скот истощен вследствие недостаточности кормовой базы, частые
эпизоотии ведут к вырождению и падежу. Крупный рогатый скот (буйволы, волы, коровы) используется в
крестьянских хозяйствах в первую
очередь как тягловая сила. В связи с
религиозным запретом употреблять в
пищу говядину животноводство не является сколько-нибудь значительным поставщиком мясных продуктов, но
дает молоко (свыше 70 млн. т в год), шкуры и
кожу.
3). Рыболовство.
В
приморских южных и западных областях немалое значение имеет рыболовство. В перспективе использование продуктов
моря может в
какой-то мере улучшить продовольственное положение страны.
3. Транспорт.
Индия
принадлежит к числу стран Азии с относительно
развитым транспортом. Во внутренних перевозках главную роль играют железные
дороги, общая протяженность которых достигает 59 тыс. км. Однако на эффективность работы железнодорожного транспорта
отрицательно влияют неравномерность густоты
его в разных частях страны, разноколейность
дорог, изношенность подвижного состава.
Последний недостаток активно ликвидируется:
Индия полностью обеспечивает себя тепловозами
и подвижным составом, и даже часть его
экспортирует. Главные железнодорожные магистрали
проходят вдоль долины Ганга и морских
побережий, пересекают полуостров Индостан.
На
втором месте во внутренних перевозках стоит автомобильный транспорт. Сеть
автодорог превышает 3,3 млн. км.
Скоростные национальные автострады
соединяют между собой крупнейшие города. Более 90% внешнеторгового товарооборота приходится на морской транспорт. Торговый флот имеет суда общим тоннажем около 6,8 млн. бр.-рег. т. Индия имеет 11 международных и 140 каботажных портов, но около 3/4 внешнеторгового грузооборота проходят всего через два порта — Мумбаи и Калькутту.
Воздушные линии
обслуживаются пятью международными
аэропортами (государственная компания «Индиан Эйрлайнс») и 90 внутренними, на которых работают одна государственная и
семь частных компаний.
V.
Внешнеэкономические связи.
Национальная
экономика Индии
работает прежде всего на свой
собственный «бездонный» внутренний рынок. Поэтому страна принимает весьма
ограниченное участие в МРТ: экспорт
составляет около 13% ВВП. При низком общем уровне экономического развития душевой показатель экспорта — порядка 30 долл./год — один из самых низких в
мире и не обеспечивает закупку по импорту необходимых
товаров. Торговый баланс, как правило,
пассивный. Внешний долг Индии
превышает четверть стоимости ВВП.
В
структуре индийского экспорта основные позиции занимают текстиль (пряжа, ткани и одежда — 24%);
сельскохозяйственные и продовольственные товары — 8%; драгоценные камни и ювелирные изделия — 17%;
машинно-техническая
продукция, кожа и изделия из нее, медикаменты и фармацевтические товары. Кардинальной
перестройки структуры экспорта пока не произошло. В структуре индийского импорта основные позиции занимают
нефть и нефтепродукты
(20%), машины и оборудование (20%),
сырье и полуфабрикаты для промышленности.
На
мировых рынках отдельных товаров Индия занимает лидирующие позиции по чаю, заметные — по специям, изделиям из кожи, драгоценным и полудрагоценным камням, железной руде и концентратам, хлопчатобумажным тканям и текстильным изделиям.
Наиболее
крупные торговые партнеры Индии в
1997—1998 гг. (в процентном отношении) в экспорте:
США — 19, Великобритания — 6, Сянган — 5,8, Япония — 5,6. В индийском импорте преобладает продукция США (9,5%), Великобритании, Бельгии и ФРГ (по 7%).
Доля
России в совокупном внешнеторговом обороте Индии составляет около 2% (2,2% экспорта и 1,3% импорта). Индия
импортирует из России минеральные удобрения, черные и цветные металлы, бумагу, а
экспортирует сельскохозяйственные товары (45% экспорта), в том числе чай, кофе, табак, а также текстиль (17%),
медикаменты (8%).
VI.
Внутренние различия.
Разнообразие
природных
условий, большая пестрота национального состава населения со складывающимися
веками специфическими
культурно-этническими традициями образа жизни, своеобразие развития отдельных частей страны,
многоукладность экономики
— эти и другие факторы обусловили чрезвычайно сложный характер территориальной организации индийского
общества.
Для
Индии колониального периода были характерны весьма значительные различия в уровне экономического развития
отдельных ее частей.
Более
развитыми были приморские части Индии. Крупнейшие ее портово-промышленные города: Калькутта, Бомбей
и Мадрас -сосредоточивали до 3/4 фабрично-заводской промышленности страны, а на
примыкающих к ним
территориях производилась основная часть экспортной сельскохозяйственной продукции.
Преимущественное значение для этих районов играли внешние связи, взаимосвязи же
их с внутренними
областями были слабыми. Таким образом, территориальная структура хозяйства Индии была в существенной степени дезинтегрированной.
В
период независимого развития Индии территориальная
структура ее хозяйства претерпевает изменения. В глубинных частях страны (особенно на базе разработки богатейших месторождений
полезных ископаемых) строятся крупные
предприятия тяжелой индустрии, имеющие большое
районообразующее значение. Многие из
этих новостроек возникли на полимагистралях между четырьмя крупнейшими
агломерациями Индии: Мумбаи,
Калькуттой, Мадрасом и Дели. Эти
крупнейшие экономические узлы страны,
влияние которых распространяется в той
или иной степени на всю ее территорию, и соединяющие их транспортные
коридоры (получившие название «коридоров
роста» вследствие дальнейшей перспективности их развития) являются важнейшими элементами территориальной организации хозяйства современной Индии.
Наиболее
зрелыми в экономическом отношении из всех районов этой страны по-прежнему остаются приморские —
Западный, Восточный и Южный. Как и в других частях страны, здесь преобладает аграрная экономика, но непрерывно возрастает роль
промышленности. Занимая около половины территории страны, эти три района концентрируют примерно 3/5
населения и
производят более 70% промышленной продукции.
Масштабами
промышленного производства особенно
выделяется Западный район. Его главным
районообразующим ядром является Бомбейская агломерация. Но в его прибрежной
части сформировался еще целый ряд значительных промышленных центров (Пуна,
Сурат, Вадода-ра), входящих в состав промышленного пояса, протянувшегося от Бомбея до Ахмадабада.
Здесь
издавна сложилась крупная хлопчатобумажная промышленность. Но в настоящее время существенно возрастает значение Запада в машиностроении (особенно тонком и точном), энергетике, химической промышленности, растет
нефтедобыча на шельфе.
Запад —
главный район выращивания хлопка в стране и единственный — более или менее
развитого товарного животноводства.
Формирование Восточного района
происходило под мощным воздействием
Калькутты.
В
колониальный период Восток был главным плацдармом проникновения британского капитала в экономику страны.
Важное значение в экономике этого района имело культивирование джута и чая, что превратило Калькутту в один из крупнейших в мире центров джутовой и чаеразвесочной промышленности.
Однако
после достижения Индией независимости в структуре промышленности Востока резко возрастает роль тяжелой
индустрии. В результате
интенсивной разработки месторождений плато Чхота-Нагпур и в горах Ориссы (угля, железной и марганцевой
руды, бокситов и
т. д.) сложились главная угольно-металлургическая база страны, крупная
концентрация электростанций
и машиностроительных и химических предприятий в пределах сформировавшегося
Калькуттско-Дамодарского промышленного пояса (индийского Рура).
Наряду
с Калькуттой, ставшей крупным центром разнообразной индустрии, выделяются и такие промышленные узлы, как
Джамшедпур, Бокаро, Дургапур, Роуркела (выплавка чугуна и стали), Асансол (алюминия), Читтаранджан, Ран-чи (тяжелое машиностроение), Синдри (производство
минеральных удобрений).
В
сельскохозяйственном производстве Индии Восток занимает доминирующие позиции в выращивании
джута. Он также крупный производитель риса и чая, издавна славится и своим шелководством.
Южный район, в прошлом существенно уступавший Западному и Восточному по размерам
промышленного производства, в последние десятилетия заметно наращивает
индустриальную мощь. К старым отраслям — хлопчатобумажной, шелковой, пищевой — прибавились новые: черная металлургия, алюминиевая, транспортное, электротехническое, точное машиностроение. Для индустриализации этого района большое значение имело создание крупного
индустриально-энергетического комплекса Нейвели на базе месторождения лигнитов.
Наиболее
важным экономическим центром Юга
является Ченнаи. Среди отраслей его промышленности
выделяются хлопчатобумажная, машиностроение (в том числе крупнейший в
стране вагоностроительный завод),
нефтеперерабатывающая, химическая. В число важных промышленных центров страны выдвинулись Хайдарабад (где построены предприятия точного
машиностроения и химии), а также Бенгалуру (авиационная и электронная промышленность) и Вишакхапатнам (крупнейшая судоверфь, нефтеперерабатывающий завод,
металлургический комбинат).
Юг
— один из важнейших сельскохозяйственных районов страны. Наряду с культурами,
распространенными по всей Индии (рис, сахарный тростник, хлопчатник), здесь
выращиваются
также кокосовая пальма, пряности, арахис, кофейное дерево, гевея.
Северный район, занимающий центральную часть Гангской равнины, — один из старейших и крупнейших ареалов
земледелия в Индии и во всем мире. Это средоточие центров индуистской и мусульманской культур, вследствие чего его нередко именуют «сердцем Индии».
На долю
Севера приходится почти четверть всех
орошаемых земель страны, и он выделяется более всего масштабами производства
сахарного тростника и пшеницы. Здесь и самое
многочисленное в Индии поголовье
крупного рогатого скота.
Хотя в
Варанаси (одном из главных священных
городов индуистов), Агре (некогда столице империи
Великих Моголов) и других городах высокого уровня совершенства достигли многие виды ремесел, современная фабричная промышленность
в этом районе развита пока еще сравнительно слабо. Наиболее важные его отрасли
— пищевая (сахарная, производство растительных
масел), текстильная и кожевенно-обувная. Однако в последние десятилетия здесь происходит рост машиностроительной и химической промышленности, и прежде всего в наиболее
значительных городах Севера: Канпуре, Лакхнау,
Патне, Варанаси. Важными промышленными центрами стали также Хардвар (производство энергетического оборудования), Матхура (нефтепереработка), Горакхпур (производство минеральных удобрений) и т. д.
Начиная
с 60-х годов в процессе осуществления
«зеленой революции» (включая и очень значительное
развитие ирригации) одним из важнейших
сельскохозяйственных районов Индии становится Северо-Западный.
Особенно
велика его роль в производстве пшеницы (более 2/5 общеиндийского сбора), хлопка, бобовых. Фермеры здесь
также переходят и к таким видам
деятельности, рассчитанным на городской
рынок, как выращивание овощей и фруктов, виноградарство. Увеличивается
и товарное значение
животноводства этого района,
Параллельно
с этим (в немалой степени благодаря созданию одного из крупнейших в стране энергопромышленного узла Бхакра-Нангал на реке Сатледж) растет и промышленная значимость Северо-Запада.
Важнейшей
его экономической осью становится промышленная полоса, протянувшаяся от
Амритсара до Дели. Наряду с крупными предприятиями тяжелой индустрии
(станкостроение, приборостроение,
химической) под влиянием «зеленой революции» в этой цепочке городов возникло множество мелких предприятий легкой промышленности.
Особое
значение среди городов Северо-Запада имеет столица Индии — Дели, история
которого прослеживается,
по крайней мере, с XIII—XII вв. до н. э. С образованием Британской
Индии Дели лишился
столичных функций в пользу Калькутты и его развитие вплоть до середины текущего столетия было сравнительно замедленным (притом, что в 1911 г. Нью-Дели получил статус административного
центра этого огромного владения).
Роль
Дели как политического, культурного и
экономического центра Индии резко усиливается
после достижения ею независимости. В
структуре его промышленности все большую роль начинают играть тонкое и точное
машиностроение, электротехника, химическая промышленность. В результате если
в начале 60-х годов город был шестым
по числу жителей городом страны, то ныне стал в этом отношении уже
третьим.
Удаленный
и изолированный от основных ареалов расселения и хозяйственной деятельности Индии Северо-Восточный район
относится к числу наименее освоенных
частей этой страны.
Этот преимущественно
горный район обладает большим, но пока еще очень слабо используемым
гидроэнергетическим потенциалом. По индийским меркам велики его лесные и нефтяные ресурсы. Однако его промышленность находится еще в зачаточном состоянии (существенна
лишь нефтеперерабатывающая).
В
сельскохозяйственном отношении Северо-Восток выделяется производством чая (здесь
расположена почти половина всех чайных плантаций страны) и джута.
Обширный
по площади глубинный Центральный район располагает весьма крупными минеральными, а также лесными ресурсами. Однако издавна это одна из наиболее отсталых частей страны,
причем как в промышленном, так и в сельскохозяйственном
отношении (здесь, в частности, крайне ограниченным было распространение ирригации, что сохраняется и в настоящее время).
В
прошлом наиболее существенными отраслями промышленности Центрального
района были
хлопчатобумажная и деревообрабатывающая. Однако с 60-х годов резко увеличиваются масштабы добычи угля, железной и марганцевой руды, известняка и т. д. Построенные мощные ТЭС
превратили этот район в важного поставщика
электроэнергии. Большую значимость в экономической жизни страны представляют
крупные комбинаты черной (в Бхилаи) и цветной металлургии (в Корбе), целый ряд машиностроительных предприятий (например, завод тяжелого машиностроения в Бхопале) и т. д.
Однако
Центральный район (как и другие прежде
наименее развитые части Индии) по экономической
значимости еще существенно уступает трем приморским районам, выдвинувшимся в колониальный период.
Список используемой литературы:
1.
«Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны».
С.В. Лаврова;
2.
«Географическая картина мира» В.П. Максаковский;
3.
Энциклопедия для юношества. Том Земля;
4.
«Экономическая география» И.А. Родионова.
Страницы: 1, 2
|