рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Социально-экономическое положение Индии рефераты

Социально-экономическое положение Индии

Федеральное агенство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего           профессионального образования


Тульский государственный университет


 


Кафедра мировой экономики


 

КОНТРОЛЬНО – КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:



СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ

 

 

 

 

Выполнил:

         слушатель гр. 760751в            

         Стукалова Е.С.

 


Проверил:

         к.т.н. доц. Прокофьева Е.Н.      

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2005

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.   Место и роль Индии в современном мире………………………………5

              2. Отраслевая структура экономики………………………………………..7

    3. Индия: «зеленая революция»…………………………………………...11

    4. Банковская система……………………………………………………...12

              5. Внешнеэкономические связи……………………………………………14

              6. Экономические отношения России с Индией………………………….18

 Заключение……………………………………………………………………22

Список использованной литературы………………………………………...24



Введение

На территории Южной Азии расположены семь государств. Все они входят в группу развивающихся стран.

Таблица 1.

Основные социально – экономические показатели стран Южной Азии (данные за 1997 г.)

Страны

Население, млн чел.

ВНП (по ППС*)

Общий, млрд долл.

На душу населения, долл.

Среднегодовые темпы прироста в 1990-1997 гг., %

Индия

961

1587

1650

5,9

Пакистан

137

218

1590

4,4

Бангладеш

124

130

1050

4,5

Непал

23

25

1090

5,0

Шри – Ланка

18

45,5

2460

4,9

Бутан

0,7

0,3**

400**

Мальдивы

0,3

0,8

3230

*ППС – паритет покупательной способности – соотношение между национальными валютам по их                     покупательной способности

** По официальному обменному курсу

Источник: The World Bank. World Development Report 1998/99/ Oxford University Press, 1998. P.190-191,232.


В экономике государств южноазиатского субрегиона много общего. Во всех этих странах экономические реформы, включая внутри – и внешнеэкономическую либерализацию, начались в первой половине 90-х гг. и идут умеренными темпами. Их традиционные конкурентоспособные на мировом рынке товары – это продукция швейной и текстильной промышленности и продовольствие. Приток иностранных прямых инвестиций в этот субрегион составляет около 4,5 млрд долл. ежегодно, и он незначительно дополняет внутренние инвестиции.

Хотя все страны субрегиона объединены в Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), она не играет важной роли и по степени влияния на мировую экономику уступает многим подобным объединениям. Ведущую роль в южноазиатской системе государств играют Индия и Пакистан. При этом их геополитические устремления противоположны. Для Индии главным и перспективным направлением геополитического тяготения предоставляется юго – восток. Она стремится к участию в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС). Пакистан, напротив, более тесно связан со странами Западной Азии. Он также устремлен на север, вглубь Евразии.



1. Место и роль Индии в современном мире

Индия – аграрно – индустриальная страна, вторая после Китая по численности населения в мире. Ее территория занимает 3,3 млн кв. км. Население Индии к концу XX столетия приблизилось к 1 млрд чел. 72% населения проживает в сельской местности.

Согласно конституции, принятой в 1950 г., Индия является федеративной республикой (25 штатов и 7 союзных территорий). Высший орган законодательной власти – Парламент. Национальный доход на душу населения в 1997-1998 гг. составил 385 долл. Индия – самое многонациональное государство на нашей планете со множеством культур, религий, обычаев, предрассудков. Население Индии говорит на сотнях языках и диалектов, однако официальные языки – хинди и английский. Вопрос о государственном языке является предметом многолетних дискуссий и до сих пор не решен.

Государственное устройство Индии сочетает высокую степень централизации, свойственную унитарному государству, с весьма существенными элементами федерализма. Индийские штаты – это в большинстве крупные территориальные образования с населением подчас в десятки миллионов человек. В штатах существуют законодательные собрания, избираемые прямым голосованием населения штата, а также местные правительства, что обеспечивает относительную автономию штатов в решении вопросов их внутреннего развития и даже некоторых проблем внешнеэкономических связей.

Индия располагает значительными природными ресурсами: особенно велики запасы угля, железной руды; имеются также бокситы, медь, нефть, марганец. К уникальным творениям природы относятся леса Индии, хотя их и немного. Сохранение лесных массивов и обитающих в них фауны – одна из важнейших государственных проблем Индии.

За годы независимости (с 1947 г.) экономический потенциал страны значительно возрос, произошли коренные изменения в структуре хозяйства. С 1950/1951 гг. до конца 90-х гг. национальный доход увеличился более чем в 4 раза, промышленное производство – в восемь раз, сбор зерновых – в три раза. В то же время из-за очень высокой рождаемости (около 2% ежегодно) ВВП на душу населения увеличился менее чем в два раза. Следствием низкого прожиточного уровня являются низкие темпы роста потребительского спроса.

В конце 90-х гг. более 50% населения Индии жило в условиях ниже уровня бедности, если его определять как уровень дохода менее 1 долл. в день по ППС. По данным Всемирного банка, на Индию приходится 63%беднейших людей планеты. Безземельные крестьяне уходят в города, и городское население с 1940 г. до начала 90-х гг. выросло с 15 до 26% общей его численности, а уровень грамотности – с 18 до 52%. Такая ситуация во многом определяет специфику потребительского спроса в стране.

С 50-х гг. правительство Индии взяло курс на индустриализацию страны на основе импортозамещающей модели. В условиях, когда частный национальный капитал не имел средств на сооружение крупных капиталоемких предприятий с длительными сроками окупаемости, государство за счет мобилизации сбережений через налоговую систему заложило основу базовых отраслей индустрии – черной и цветной металлургии, электроэнергетики (включая атомную), тяжелого машиностроения, оборонной промышленности, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, сферы связи, добывающих отраслей. В 80-х гг. общее число государственных промышленных предприятий превысило 5 тыс. Они были объединены в крупные государственные корпорации.

Но в 80-х гг. государственная политика, ориентированная на жесткое регламентирование объемов производства. Внутренней и внешней торговли, ограничение доступа к иностранной валюте, контроль над использованием земли, стала давать сбои. Попытка найти выход с помощью внешних займов привела к ухудшению положения с выплатой долгов. В 1991 г. валютных резервов в стране оставалось на 2 недели. Правительство было вынуждено срочно приступать к реформированию экономики.

2. Отраслевая структура экономики

Как уже было сказано, Индия – аграрно – индустриальная страна. Основные отрасли экономики имеют следующий удельный вес в производстве ВВП: сельское хозяйство – 32%, промышленность – 29%, сфера услуг (транспорт, связь, торговля) – 39%. Темпы роста ВВП Индии и основные его составляющие в 1995 – 1996 гг. характеризуются следующими показателями (диаграммы 1 и 2).

Диаграмма 1

Основные составляющие ВВП Индии                                                         (в неизменных ценах 1980 – 1981 гг. при курсе 13 рупий = 1 долл. США)


 


Диаграмма 2

Темпы роста ВВП Индии


Развитие промышленности в Индии сдерживается недостаточной сырьевой базой, а также нехваткой финансовых средств, поэтому структура промышленного производства страны трансформируется медленно. Удельный вес отраслей в ней следующий: текстильная промышленность – 17,2%, нефтяная и угольная промышленность – 16,5%, черная и цветная металлургия – 14%, машиностроение – 12%, пищевая промышленность – 11,4%, целлюлозно-бумажная промышленность – 7%, электротехническая промышленность – 5%.

В 1997 – 1998 гг. производство основных видов промышленной продукции характеризовалось следующими показателями: уголь – 297 млн т, нефть – 33,8 млн т, сталь – 24,2 млн т, цемент – 60 млн т, зерновые – 193 млн т. вследствие все еще остро ощущающейся нехватки нефти Индия вынуждена ежегодно импортировать значительные объемы сырой нефти и нефтепродуктов. В 1997 – 1998 гг. их импорт составил соответственно 34,9 млн и 22 млн т.

Сельское хозяйство остается основной отраслью индийской экономики, в нем занято 2/3 трудоспособного населения страны. Индии принадлежит первое место в мире по производству чая, арахиса, сахарного тростника;  второе – по производству риса; третье – по производству табака.

Основными направлениями деятельности правительства в области сельского хозяйства являются: ирригация посевных земель, расширение посевных площадей под высокоэффективные сорта семян, активное использование минеральных удобрений для увеличения сельскохозяйственного производства.

 В 1997 – 1998 гг. производство основных сельскохозяйственных культур составило: зерна – 199,1 млн т (в том числе пшеницы – 68,7 млн т, риса – 82,7 млн т), чая – 770 тыс. т, кофе – 200 тыс. т, хлопка – 13,6 млн кип (по 170 кг), сахарного тростника – 272 млн т, табака – 660 тыс. т, картофеля – 21 млн т.

Удельный вес транспорта в ВВП составляет 6%; 80% пассажирских и 50% грузовых перевозок в стране приходится на автомобильный транспорт. По протяженности автомобильных дорог (2 млн км) Индия занимает четвертое место в мире. Протяженность железнодорожных линий – 63 тыс. км, в том числе 10 тыс. км – электрифицировано. Более 95% внешнеторгового грузооборота Индии приходится на морской транспорт.

Частный сектор играет доминирующую роль в развитии национальной экономики, обеспечивая 75% ВВП. Он преобладает в сельском хозяйстве, легком машиностроении, легкой, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле, автотранспорте.

Государственный сектор обеспечивает производство около четверти ВВП и занимает ведущие позиции в таких базовых отраслях, как оборонная промышленность, энергетика, железнодорожный, авиационный, морской транспорт, связь, а также, в известной степени, металлургия. На его долю приходится практически вся добыча и переработка нефти, угля, меди, свинца, цинка, более 60% выплавки стали, значительная часть производства удобрений, продукции тяжелого машиностроения, судо-, самолето- и станкостроения. В государственном секторе сосредоточено более 200 научно – исследовательских институтов и лабораторий, благодаря чему Индия вошла в круг стран, обладающих высокими электронными технологиями, космической промышленностью. Страна поставляет на мировой рынок телекоммуникационные и метеорологические средства связи, успешно осуществляет долгосрочную программу развития национальной атомной энергетики.

В 90-е гг. правительство Индии начало осуществлять обширную программу экономических реформ, целью которых стало развитие рыночной экономики открытого типа, повышение эффективности объектов, находящихся в государственной собственности, более последовательное включение индийской экономики в мировое хозяйство.

Государство отказалось от практиковавшегося до этого централизованного планирования. Частным компаниям открыт доступ в такие до этого для них закрытые отрасли, как авиастроение, воздушный транспорт, судостроение, выплавка чугуна и стали, цветных металлов, производство и распределение электроэнергии и др. Одновременно с целью стимулирования частного предпринимательства были сокращены ставки подоходного налога, большинство предприятий получило право привлекать иностранные инвестиции, и были сняты ограничения на импорт сырья и капитального оборудования. Значительно снизились таможенные тарифы. Проведенная в 1991 г. девальвация рупии стимулировала развитие экспорта. Рупия перешла в разряд частично конвертируемых валют. Таким образом, экономика Индии стала более открытой для остального мира.

3. Индия: «зеленая революция»

Из отсталой аграрной страны Индия превратилась за годы независимости в крупную аграрно-индустриальную державу. Но в то же время объем ВВП Индии в расчете на душу населения являлся одним из самых низких в мире.

В начале 60-х гг. в Индии сложилось тяжелое экономическое положение в результате нескольких неурожаев подряд. Чтобы исправить ситуацию, руководство страны выдвинуло грандиозный план, получивший название «зеленая революция». Речь шла о повсеместном внедрении высокоурожайных продовольственных культур, завезенных из Мексики. Осуществление проекта финансировалось частными американскими фондами. Использование мексиканских гибридных сортов предполагало применение новых технологий земледелия, удобрений и средств защиты растений. К удивлению многих скептиков, Индия сумела создать современную национальную индустрию, которая обеспечила крестьян и фермеров всем необходимым.

Внедрение высокоурожайных культур ставило Индию в зависимость от внешних поставок, что подрывало уверенность в успехе проекта. Кроме того, это привело к углублению имущественного неравенства в деревне. Использование гибридных семян и новейшей технологии требовало значительных инвестиций для приобретения машин и химикатов. На такие расходы могли пойти только крупные сельскохозяйственные предприятия. «Зеленая революция» привела к вытеснению части жителей из села, но и она же позволила значительно улучшить снабжение городов продовольствием. После первых неуверенных шагов были достигнуты обнадеживающие результаты. Индия очень быстро освоила производство семян, удобрений и средств защиты растений. Кроме того, были выведены местные сорта высокоурожайных культур, которые стали высеваться в зонах, менее благоприятных для их возделывания. Тем не менее в сельском хозяйстве Индии до сих пор соседствуют мелкие крестьянские хозяйства с архаичными методами земледелия и крупные современные предприятия, применяющие новейшую технологию.

4. Банковская система

Банковская система Индии – одна из наиболее эффективно работающих отраслей хозяйства страны.

Основным правовым документом, определяющим принципы построения и функционирования индийской банковской системы, является Акт о регулировании банковского дела, принятый в 1949 г. Главная роль в формировании и развитии банковской системы была отведена государственному Резервному банку Индии (РБИ), разрешения которого с момента его создания стали обязательным условием для открытия любого нового банка или отделения. РБИ также получил право контролировать деятельность других банков, регулировать процесс их объединения, устанавливать важнейшие показатели банковской деятельности.

За годы независимости индии ее финансово-банковская система прошла в своем развитии несколько этапов. В 50-е гг. наряду с увеличением числа мелких банков в результате концентрации финансового капитала в стране начали создаваться крупные коммерческие банки. В 1969 г. с целью более равномерного и рационального распределения кредитных средств было принято решение о национализации 14 ведущих коммерческих банков. В результате возможности государства по формированию валютно-денежной политики существенно расширились. В 1980 г. было национализировано еще 6 банков и до 40 % был повышен показатель обязательного кредитования приоритетных отраслей экономики. На долю государственного сектора в         80-е гг. приходилось около 90% всех банковских кредитов.

Страницы: 1, 2


 © 2010 Все права защищены.