рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Социально-экономическая характеристика Республики Узбекистан рефераты

p>Особенно интенсивно за последние 20 лет развивалось в республике овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство. За это время площади насаждений садов и виноградников увеличились почти вдвое, а валовой сбор фруктов, ягод и винограда - более чем в четыре раза. Ныне ежегодно в республике производится 1 млн. 700 тыс. тонн продукции садоводства и виноградарства, 5 млн. тонн овощебахчевых культур и картофеля.

Для удовлетворения потребностей населения республики в плодоовощной продукции и винограде, достаточно половины того, что производиться ежегодно в республике.

С увеличением объемов производства началось создание производственных мощностей по их переработке, строились заводы по производству плодоовощных консервов, пункты первичного виноделия и заводы по производству виноматериалов, виноградного вина и ликероводочных изделий. Таким образом, была заложена промышленная основа для создания производств по выпуску плодоовощных консервов и вино водочных изделий, а для проведения в этой отрасли единой технической политики и дальнейшего ее развития она включена в состав пищевой промышленности республики.

В отрасли действуют предприятия разной формы собственности. В настоящее время плодоовощной комплекс республики функционирует в форме
Республиканской компании "Узплодоовощвинпромхолдинг" и областных объединений "Мевасабзавот".

Компания "Узплодоовощвинпромхолдинг" учреждена в форме акционерного общества открытого типа. В состав компании включены на добровольной основе
27 специализированных фирм по заготовке, хранению, переработке и реализации плодоовощной продукции и винограда, 40 перерабатывающих, 89 сельскохозяйственных и 15 совместных предприятий

Компания занимается углублением процессов приватизации форм, агропромышленной интеграции и кооперирования, проведением единой технической и инвестиционной политики, внедрением передовых агротехнических технологий, модернизацией и техническим переоснащением предприятий для выпуска экспортоориентированной продукции, с учетом селективного подхода к качеству производимого сырья и местных традиций земледелия.

Компания в своей деятельности придает большое значение привлечению иностранных инвестиций, в том числе, посредством создания совместных предприятий и иностранных предприятий, осуществлению маркетинговых исследований внутреннего и внешнего рынков, обеспечению международной известности фирменным маркам продукции, увеличению объема экспортной продукции.

На заводах устанавливаются современные импортные линии по производству, разливу, сушке и упаковке продукции.

Большое значение придается ориентации производимой на экспорт продукции. В этом направлении компанией ведется совместная работа с отдельными фирмами Германии, Франции, Швейцарии, США, Израиля, Италии,
Индии, Польши и других стран.

Программой предусмотрено в ближайшие 2-3 года доведение производства плодоовощной продукции и винограда до 7,1 млн. тонн, из которых 500-550 тыс. тонн намечено ежегодно поставлять в свежем виде на экспорт. Имеется возможность реализации на экспорт до 6 тыс. тонн сушеной плодоовощной продукции и винограда.

Масложировая и пищевая промышленность. В целях увеличения производства пищевых продуктов и насыщения потребительского рынка продовольственными товарами собственного производствабыли образованы ассоциации "Масложиртабакпром" и "Пищепром".
Ассоциация "Масложиртабакпром" отвечает за производства экологически чистых и качественных видов масложировой продукции и табачных изделий, внедрение современной техники, технологии и передового опыта для организации безотходного производства.

В состав ассоциации входят 19 масложировых предприятий, опытно- механический завод по производству нестандартного оборудования и запчастей,
2 частные фирмы, 4 совместных предприятия, а также ряд непромышленных организаций, специализирующихся на проектно-конструкторских и пуско- наладочных работах, оказании услуг.

Производство базируется на переработке местного сельскохозяйственного сырья: технических семян хлопка, косточкового и семечкового сырья, бобов сои и др.

Основными видами продукции являются рафинированное масло, хозяйственное и туалетное мыло, маргариновая продукция, глицерин, хлопковый шрот.

Производственные мощности предприятий ассоциации рассчитаны на переработку масличного сырья 3605,8 тыс. тонн в год, выработку хозяйственного мыла - 102,7 тыс. тонн в год, туалетного мыла - 16,2 тыс. тонн в год, маргариновой продукции-52,4 тыс. тонн в год, майонеза - 2,0 тыс. тонн в год.

В 1995-1997гг. проведена частичная замена парка действующего оборудования предприятий отрасли.

Проведение структурной перестройки в отрасли позволили на 168,3%, а расфасовка растительного масла увеличилась на 103,6%. Проведенная реконструкция на АО "Ташмаргег" с установкой фасовочных автоматов нового поколения позволила наладить выпуск расфасованного майонеза.

За счет более глубокой переработки масличного сырья получено дополнительное количество растительного масла, а из отходов производства вырабатывается целый ассортимент новых видов продукции: антифриз, тормозная жидкость, жидкое мыло, олифа, оксоль, казеин молочный, пальмитиновые жирные кислоты, глицерин и фармакопейные масла.

В 1998-2000 гг. ассоциацией намечено осуществить модернизацию и техническое перевооружение предприятий, а также расширение и внедрение процессов более глубокой переработки растительного масла и сопутствующих продуктов с привлечением иностранных инвестиций.

В результате мероприятий намечено увеличить к 2000 году производство растительного масла дезодорированного в расфасованном виде с 4,6 тыс. тонн до 40 тыс. тонн. В этот период намечена реконструкция трех маслозаводов, строительство подготовительных цехов на масложировых предприятиях в
Ташкенте, Коканде, Асаке.

На Кокандском масложиркомбинате предусматривается внедрение новой технологии прямой экстракции масла. На Ферганском масложиркомбинате будет завершено строительство завода по производству туалетного мыла и получения глицерина из сточных вод мыловаренного производства. На ряде предприятий предусматривается установка дезодорационного оборудования и линий расфасовки масла.. Предполагается создание совместных предприятий по производству новых видов продукции: шампуней, пищевых ароматических добавок, спирта, расфасовки пряностей, розливу минеральных вод. Завершится реконструкция табачных производств.

Ассоциация "Пищепром" решает вопросы организации производства кондитерских изделий, чая, пива, безалкогольных напитков и других пищевых продуктов, обеспечивая насыщение потребительского рынка республики продовольственными товарами, расширения торгово-экономических связей с зарубежными странами.

В состав ассоциации входят 34 хозяйствующих субъекта, в том числе 24 производственных предприятия, а также снабженческие, проектно- конструкторские и строительные объединения.

Производственные мощности ассоциации составляют по кондитерским изделиям -
83,9 тыс. тонн, по производству пива - 6,0 млн. декалитров, безалкогольным напиткам - 25,9 млн. декалитров, минеральной воде-90,15 млн. бутылок в год.

Мясомолочная отрасль. Ассоциация "Узмясомолпром" создана в 1993 году на базе бывшего министерства мясомолочной промышленности Республики, объединений и предприятий по заготовке и откорму животных.

В состав ассоциации входят 22 мясоперерабатывающих и более 150 животноводческих хозяйств по откорму скота.

Мясокомбинаты и молочные заводы имеют сеть заготовительных и молокоприемных пунктов во всех районах республики, 150 комиссионно- заготовительных и торговых обществ и 118 молокоприемных пунктов.

При ассоциации созданы финансово-инвестиционная компания, объединение внешнеэкономической деятельности и ряд фирм, занимающихся экспортно- импортными операциями.

В системе числится более 3500 автомашин, тракторов и комбайнов, в пользовании находится 86 тыс. гектаров земель. Специализированные животноводческие хозяйства содержат более 170 тыс. голов крупного и 75 тыс. голов мелкого рогатого скота.

Ассоциацией разработана программа по увеличению производства мясомолочной продукции в ближайшие годы в два раза. Для этого намечается решить проблемы со сменой устаревшего технологического оборудования.

В последние годы ассоциацией проводятся работы по развитию отрасли.
Действуют шесть совместных с иностранными фирмами и компаниями предприятий по производству соков и напитков, мороженного и мясных консервов. В стадии создания еще три предприятия по производству йогурта и других молочных продуктов.

Учитывая большую потребность республики в йогурте, фруктовых концентратах, для выпуска которых имеются значительные сырьевые ресурсы - яблок, персиков, винограда, дынь, арбузов, экологически чистой воды, имеющей большой спрос в Центральной Азии и России, производстве плавленых сыров и животного масла, расфасованных в мелкую упаковку, а также в мороженном и колбасных изделиях, детских молочных продуктах, стерилизованном молоке, в молоке с различными ароматизаторами ассоциация подготовила около 30 инвестиционных проектов для их реализации до 2005 г.

Производство хлебопродуктов. Государственно-акционерная корпорация
"Узхлебопродукт" образована в 1994 году для обеспечения закупок, хранения, переработки зерна и производства продукции и бесперебойного снабжения населения хлебом и хлебопродуктами.

В состав корпорации входят 283 структурных хозяйственных единиц. Из них 118 акционерные общества открытого типа, 12 - дочерние предприятия, 63 - коллективные предприятия, 49 - частные, 3 - совместные предприятия с участием иностранного капитала, 4 общества с ограниченной ответственностью,
34 - государственные предприятия.

В настоящее время корпорация располагает хранилищами колосовых на 3 млн. тонн зерна. Корпорацией планируется строительство в ближайшее 3-4 года крытых емкостей на 800,0 тыс. тонн зерна каждое с рабочими очистительными комплексами

В мукомольной промышленности корпорации функционируют 54 мельниц с суточной производительностью от 50 до 500 тонн в сутки, общей производственной мощностью мельниц свыше 3 млн. тонн в год выработки муки.

Крупяная промышленность располагает 13 заводами с суточной производительностью от 30 до 360 тонн, общей мощностью 296,5 тыс. тонн продукции

Комбикормовая промышленность отрасли имеет производственные мощности по выпуску более 3 млн. тонн комбикормов для всех типов сельскохозяйственных животных, птиц и рыбы.

Хлебопекарная промышленность включает 183 предприятия, производственная мощность составляет около 3 тыс. тонн в сутки. Корпорацией разработана долгосрочная программа технического переоснащения и развития мельничных предприятий передовым зарубежным оборудованием, которое позволит выпускать конкурентоспособную продукцию.


ТРАНСПОРТ

Важнейшим фактором привлекательного геостратегического положения
Узбекистана является наличие развитой системы транспортных коммуникаций. В настоящее время транспортная система страны практически удовлетворяет внутренние потребности в перевозках.

Республика имеет самую высокую в Центральной Азии плотность сетей железнодорожных и автомобильных дорог. Протяженность железных дорог превышает 6,7 тыс. км, причем многие дороги электрифицированы. Свыше 80% всех автомобильных дорог имеют твердое покрытие. Преобладающая часть автомобильных дорог в республике - это дороги международного и государственного значения с усовершенствованными типами покрытий.

Существующая сеть железнодорожных и автомобильных транспортных коммуникаций не только надежно связывает между собой самые отдаленные районы и населенные пункты республики, обеспечивает выход в международные транспортные системы, но и обеспечивает широкий доступ к основным источникам природных и минерально-сырьевых ресурсов страны.

Узбекистан выгодно расположен и в плане развития международных авиационных коммуникаций. Находясь между Европой и Восточной Азией, республика может служить весьма перспективным международным транспортным узлом, обеспечивающим транзитные воздушные перевозки грузов и пассажиров.

Узбекская национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" имеет в своем составе, помимо Ташкентского, еще 12 региональных аэропортов, из которых три приспособлены для приема самолетов международного класса. техников, диспетчеров.

В настоящее время действует 36 представительств за рубежом.

Парк Национальной авиакомпании насчитывает более 350 самолетов и вертолетов.

Освоена эксплуатация современных аэробусов А-310. Начало его эксплуатации способствовало новому пониманию и новому отношению к авиационному бизнесу, применять необходимые в новых условиях подходы, критерии и оценки своей работы, профессиональной подготовленности. В настоящее время авиакомпания эксплуатирует ТРИ самолета А-310.

С ноября 1996 года начата эксплуатация воздушных судов "Боинг-767". При поддержке правительства авиакомпания пополнила парк своих самолетов тремя такими самолетами. Эксплуатация на авиалиниях компании воздушных судов
"Боинг-767" позволит существенно увеличить поток пассажиров и будет способствовать расширению позиций компании на Международном рынке авиаперевозок.

С осени 1997 года обеспечена эксплуатация еще одного нового для республики типа самолетов - европейского лайнера "RJ-85".

Эти современные, комфортабельные и экономичные воздушные суда совершают полеты внутри страны, что позволило привести уровень услуг, предоставляемых пассажирам на местных линиях, в соответствие с требованиями международных стандартов. В то же время, эти самолеты выполняют и международные рейсы в
Алматы, Ашгабад, Баку, Екатеринбург.

При существующем парке воздушных судов западного производства на них выполняется более 80% объема международных перевозок.

Приобретение этих самолетов производится на основе современных моделей и механизмов финансирования сделок по поставкам воздушных судов.
Наработанный опыт позволил стать достойным партнером крупных иностранных и международных финансовых структур:

Эксимбанк, Чейз Манхетен банк (США), банк "КФВ" (Германия), ОЕСФ (Япония),
Европейский банк реконструкции и развития и т.д.

Руководствуясь принципами развития сотрудничества, Национальная авиакомпания расширяет и укрепляет контакты с авиаремонтными предприятиями
Киева (Украина), Минска (Беларусь), Казани, Омска, Рыбинска (Россия).

Постоянное внимание уделяется прямым контактам с ведущими авиастроительными конструкторскими фирмами им. Антонова, им. Туполева.

В структуре Национальной авиакомпании 12 аэропортов. Ведется непрерывная работа по их модернизации. Завершены работы по реконструкции двух взлетно-посадочных полос в Ташкентском аэропорту по II категории-
ИКАО. Ведутся работы по реконструкции аэропортов в Самарканде, Бухаре и
Ургенче. Работы предполагаются в два этапа: реконструкцию взлетно- посадочных полос, средств аэронавигации, светосигнального оборудования и зданий аэровокзалов. Реализация этого этапа проекта завершена. Второй этап включает работы по реконструкции рулежных дорожек и модернизации средств управления воздушным движением

Строится новый аэропорт в самом центре основных запасов минеральных ресурсов - г. Учкудуке. В настоящее время прямые авиалинии связывают
Узбекистан с крупнейшими городами многих стран мира - Нью-Йорком, Лондоном,
Франкфуртом-на-Майне, Афинами, Тель-Авивом, Бангкоком, Сеулом, Дели и другими.

В республике особое внимание уделяется международным системам транспортных связей с целью создания кратчайших надежных транспортных путей, обеспечивающих выход в соседние государства и к Мировому океану.

Открыта железнодорожная линия Теджен - Серахс - Мешхед, которая является составной частью Трансазиатской магистрали, соединяющей Пекин со
Стамбулом. К 2000 году по этой линии ожидаются грузопотоки в обоих направлениях до 6-8 млн. т, а в дальнейшем увеличение их вдвое.

Движение по этому транспортному коридору обеспечит Узбекистану дополнительные внешнеторговые связи как на восток - в страны Азиатско-
Тихоокеанского региона, так и на запад - Турцию и далее в Европу. При этом дальность перевозок в обоих направлениях сокращается более чем в два раза.

Огромное значение в коммуникационном и транспортном обеспечении Узбекистана имеет реализация проекта ТРАСЕКА по линии оказания технического содействия
Европейского союза в рамках программы ТАСИС, предусматривающей формирование транскавказской магистрали, проходящей через территории Центрально- азиатских стран, Азербайджана, Грузии к портам Черного моря.

Наряду со строительством железных дорог, Узбекистан заинтересован в долевом участии в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан- Ош-
Иркештам - Кашгар, дающих выход в Китай и Пакистан, а также Бухара - Серахс
- Мешхед - Тегеран и Термез - Герат - Кандагар - Карачи, позволяющих выйти к Индийскому океану. Использование этого транспортного коридора сокращает путь в страны Организации экономического сотрудничества (ЭКО) в три раза.

С завершением формирования и укрепления технического состояния этих трансконтинентальных магистралей создаются благоприятные возможности для осуществления внешнеэкономических связей Узбекистана и стран Центральной
Азии, расширения транзитных перевозок грузов и пассажиров из стран Азиатско-
Тихоокеанского региона, Индии и Китая в страны Ближнего Востока, Турцию, а также Европу. Кроме того, по этим коммуникациям, практически совпадающим с направлением "Великого шелкового пути", возможно осуществление регулярных культурных, и туристических связей со многими странами мира.

В целях создания благоприятных условий для развития и укрепления международных транспортных и экономических связей, Узбекистан уже сегодня осуществляет ряд организационно-правовых и практических мер в самой республике.

За счет собственных ресурсов начато строительство двух крупных стратегически важных железнодорожных магистралей: Навои - Учкудук -
Султаноиздаг - Нукус, протяженностью 342 км, и Гузар - Байсун - Кумкурган, протяженностью 223 км, а также реконструкцию автомобильной дороги Ангрен -
Коканд. Введение их в эксплуатацию позволит не только открыть доступ к богатейшим запасам природных минералов, снизить затраты на транспортные перевозки внутри республики, но и обеспечит выход к морским портам и международным транспортным коммуникациям.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Андижанская область. Андижанская область расположена в восточной части
Ферганской Долины. Площадь её примерно равна 4200 квадратным километрам, климат является типично континентальным, с довольно сильными температурными различиями между зимой и летом. Население Области - 1899 000 человек, средняя плотность - 499 человек на квадратный километр. Область разделена на 14 административных районов. Административный центр Области - город
Андижан, население которого составляет 303 000 жителей. Другие главные центры в Области - Асака, Шакурган, Ханабад и Карасу. Минеральные ресурсы
Области представлены обширными депозитами нефти, изокерита и извести . На данный момент на территории области действуют 85 совместных предприятий.
Внешний Товарооборот на 1997 год составлял 1164,4 миллионов долларов США.
Основные направления индустриальной деятельности включают механическое конструирование, обработку металла, химическое производство, електро- механику, очистку хлопка. Также промышленный сектор включает в себя производство пищевых продуктов, мукомольную и фуражную промышленность.
Первый производственный комплекс по выпуску автомобилей в Центральной Азии был открыт в городе Асака Андижанской области. Узбекско-Корейское совместное предприятие, UzDaewooAuto, выпускает автомобили Nexia и Tico, А также микроавтобусы Damas. На территории Андижанской области активно добываются сырая нефть, естественный и связанный газ. Газопроводы, проходящие по трассам Ханабад-Андижан-Асака и другим частям долины функционируют эффективно и надежно. Культивирование зерновых культур присутствует исключительно в орошаемых частях долины. Основные сельхозкультуры области включают хлопок, пшеницу, фрукты и овощи. Действует обширная система ирригации, основанная на большой системе искусственных каналов. В животноводстве доминируют, разведение рогатого скота и шелководство. Программа для индустриального развития в Области предусматривает модернизацию существующих индустриальных предприятий, а также создание новых предприятий сфокусированных на использование местного сырья. Приоритетные отрасли промышленности - легкая промышленность, химическая и обрабатывающая промышленность. Область механического производства должна знаменательно увеличить электромеханическое и кабельное производство. Местная легкая промышленность постепенно модернизирует хлопковое, шерстяное, прядильное и другое текстильное производство.
Развитие малых и средних частных предприятий должно активно поддерживаться, учитывая местные условия и существующие технологии. Сельскохозяйственное производство должно иметь наиболее высокий приоритет. Общий бюджет проектов, которые должны быть осуществлены к году 2000, составляет 62,8 миллионов долларов США, включая иностранные инвестиции. Общая протяжённость железных дорог в Области - 200 км, а также более чем 6 200 км автомобильных дорог. В области действуют регулярные авиарейсы в другие города на территории Узбекистана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7