Социально-экономическая характеристика республики Коми
p> В активную стадию вступили процессы приватизации, направленные на
радикальное изменение экономических отношений, создание конкурентной среды
и многоукладности в экономике республики. Только за 1993 было
приватизировано 319 предприятий, что позволило удвоить количество
приватизированных предприятий по сравнению с предыдущим годом. Наиболее
высокими темпами приватизация проходила на предприятиях бытового
обслуживания, торговли и общепита. В настоящие время на долю государственных предприятий приходится
42% объема промышленного производства 24% подрядных работ и 51%
товарооборота. В государственном секторе удельный вес убыточных предприятий
вдвое выше, чем в негосударственном. Эффективная работа предприятий
частного сектора в 1993 была характерна для большинства отраслей народного
хозяйства республики. Долгие годы промышленность Республики Коми развивалась высокими
темпами за счет непрерывного наращивания объемов добычи топливных ресурсов
и заготовки древесного сырья. Снижение объемов добычи углеводородного сырья
и вывозки древесины, начавшееся в середине 1980-х годов, вызвало замедление
темпов роста, а вслед за этим - с 1988 - общее падение объема производства
товарной продукции в промышленности. В 1995 объем товарной продукции промышленности Республики Коми составил
10668,3 млрд. руб., или 66% уровня 1991. По сравнению с предыдущим годом
объем промышленного производства сократился на 7%. В целом для
промышленности республики характерны утяжеленная, слабо диверсифицированная
производственная структура, низкая производительность труда (особенно в
отраслях добывающей промышленности), высокий уровень физического и
морального износа производственного аппарата, недостаточная технологизация
и завершенность производственных процессов. В сложившейся структуре промышленности Республики Коми ведущую роль
играют топливно-сырьевые отрасли. В 1995 на их долю приходилось 75,7%
товарной продукции промышленности, 76,7% промышленно-производственного
персонала, 83,6% среднегодовых промышленно-производственных фондов. В структуре производства товаров народного потребления Республики Коми на
долю продовольственных товаров приходится 67,8%, непродовольственных -
24,9%, алкогольных напитков - 7,3%. В последние десятилетия при практически неизменном отраслевом
составе промышленности Республики Коми изменились лишь пропорции между
отдельными ее отраслями и их взаимосвязанными группами. За период с 1990 по
1995 в структуре производства товарной продукции промышленности на 11,3%
повысился удельный вес электроэнергетики, на 11,0% - топливной
промышленности (в т.ч. на 3,8% нефтедобывающей, на 7,1% - угольной), на
3,6% - целлюлозно-бумажной промышленности. В то же время в рассматриваемый
период произошло снижение доли машиностроения и металлообработки на 5,4%,
лесозаготовительной - на 8,7%, деревообрабатывающей - на 3,6%,
промышленности строительных материалов на 2,0%, легкой промышленности - на
4,9%, пищевой - на 0,8%. За последние 25 лет изменились роль и значение
ведущих межотраслевых комплексов Республики Коми. С 1970 по 1995 удельный
вес отраслей топливно-энергетического комплекса в промышленном производстве
республики увеличился с 41,3 до 62,7%, а лесного комплекса снизился с 30,4
до 21,3%. Народнохозяйственный комплекс Республики Коми покрывает в европейской
части РФ возрастающий дефицит в топливно-энергетических, минерально-
сырьевых и лесных ресурсах. Эта функция сохранится за республикой и в
перспективе.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic] [pic] [pic]
| Производство основных видов продукции в натуральном выражении |
V. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Сельское хозяйство Республики Коми на своем, этапе в связи с
углублением обществ, разделения труда и развитием межотраслевых связей
является органической частью единого агропромышленного комплекса (АПК). В
сравнительно благоприятных природно-климатических условиях для развития
сельского хозяйства находятся южный и центральный районы Республики Коми. В
северо-восточной части в вегетационный (летний) период почти ежегодно
бывают заморозки. Неблагоприятные условия повсеместно ограничивают
ассортимент возделываемых растений, их видов и сортов. Выращивание таких
культур, как томаты и огурцы, возможно только в защищенном грунте. Летний световой день (с Ю. на С. от 18,5 до 22час.) позволяет
получать в благоприятные годы урожаи картофеля, поздних сортов овощей и
кормовых культур даже несколько выше по сравнению с центральными областями
России. Земельный фонд Республики Коми, пригодный для сельского хозяйства,
невелик. Имеются резервы роста площадей сельхозугодий при мелиоративном
освоении долин рек Печоры, Вычегды и их притоков, а также заболоченных,
лесопокрытых и тундровых земель и вовлечения их в сельскохозяйственное
производство для наращивания объемов производства молока и мяса. Количество и качество получаемого продукта с 1 га сельхозугодий
зависит от выполнения работ в оптимальные агротехнические сроки в
растениеводстве, а также от типа кормления (рационов), численности скота и
птицы, качества содержания и ухода за ними. По этим причинам нередко
сельскохозяйственные предприятия, а то и районы с одинаковыми природно-
климатическими условиями, имеющие одинаковый уровень обеспеченности
трудовыми и материальными ресурсами, финансовыми средствами, существенно
различаются по показателям экономического эффекта производства. Для сельского хозяйства характерны сезонность отдельных, но
важнейших по характеру операций по производству продукта и сырья, а также
значит, разрыв между временем (циклом) производства и рабочим периодом в
связи с неравномерным поступлением солнечной энергии, биологическим
процессом роста и развития растений и выращиваемых животных. Так, основные
и оборотные средства в период выращивания теленка и откорма его на мясо
окупаются конечной продукцией и сырьем через 12-18 мес. Особенности ведения сельского хозяйства обуславливают его связи со
многими отраслями знаний (почвоведение, физиология растений и животных,
генетика, механика, агрохимия, зоотехния, экономика и т.д.). Для полного использования трудовых, материальных средств и местных
сырьевых ресурсов и подвесная дорога на ферме удовлетворения потребностей
населения на селе развиваются подсобные отрасли (производство продуктов из
растениевод, и животновод, сырья) и промыслы (сбор и переработка
дикорастущих грибов и ягод, продукции охоты и рыбной ловли). Такие отрасли
производства организованы в "Интинском","Усть-Цилемском", "Печорском",
"Удорском","Центральном", "Нившерском", "Усть-Куломском" госпромхозах, в
ряде лесхозов, а также рыбоцехах с. Усть-Цильма, гг. Печора и Сыктывкар. Отраслевая структура в сельском хозяйстве Республики Коми
сформировалась в результате длительного, многовекового развития обществ,
производства и разделения труда. Товарные отношения в сельском хозяйстве
происходили путем выделения в том или ином районе (регионе)производства
главного продукта, которому подчинены все остальные агрономические,
зоотехнические, экономические и социальные задачи на селе. В Республике Коми функционируют межрайонные и межведомственные
продуктовые подкомплексы по производству товарного молока, картофеля и
овощей поздних сортов. Они включают совхозы и госхозы скотоводческого
направления (молочно-мясного или мясо-молочного типа) с кормопроизводством
и с развитием в них картофелеводства и овощеводства. Значительную роль в обеспечении населения животным белком отведено
мясному подкомплексу. Он охватывает все совхозы, госхозы и госпромхозы,
которые имеют отрасли животноводства, полевое и луговое кормопроизводство.
Большая роль при этом принадлежит свиноводческой отрасли. Она развита
повсеместно, но особенно в специализированных совхозах "Зеленецкий" и
"Мутницкий", в ряде подсобных хозяйств предприятий лесной, угледобывающей,
нефтяной, газовой промышленности и торговли. Важным источником пополнения производства мяса являются предприятия
оленеводческо-скотоводческого типа. Это совхозы: "Усинский", "Северный",
"Фион", "Городской", "Ижемский", "Большая Инта" с цехами по забою оленей,
переработке мяса и молока. Производство диетических яиц и мяса птицы практически полностью
сконцентрировано на крупных птицефабриках индустриального типа:
"Воркутинской", "Интинской", "Ухтинской", "Сыктывкарской", "Эжвинской",
"Зеленецкой". Выращивание огурцов, томатов, витаминной зелени организовано в
защищенном грунте зимних (площадью 31 га) и весенних (площадью22 га)
теплицах аграрно-промышленного типа. Они находятся в гг. Воркута, Ухта,
Микунь, Емва, Сыктывкар и многих поселках. Правда, в сельскохозяйственных
предприятиях республики площади весенних теплиц ежегодно уменьшаются. Период стабильного развития аграрного сектора экономики Республики
Коми, наблюдавшийся в течение 1980-х гг., когда росли урожайность
сельскохозяйственных культур и продуктивность в животноводстве, в начале
1990-хгг. сменился периодом стагнации. До революции и в период развития колхозов в структуре посевных
площадей преобладало выращивание зерновых культур. В 1913 под зерновыми
культурами было занято 86,4% всей посевной площади, в 1937 - 73,3%. В
последние 3десятилетия структура посевных площадей претерпела существ,
изменения. В 1996 более 4/5посевной площади занимают кормовые культуры,
около 15,9% - картофель, 1,4% - овощи и 2,2%- зерновые. Почти 2/3 посевных
площадей республики находится в привычегодской пойме. В 1995 валовой сбор
картофеля по всем категориям хозяйств составил 235,9 тыс. т, овощей - 32,3
тыс. т, закуплено 8,8 тыс. т картофеля и 7,0 тыс. т овощей, В1995 85%
картофеля от общего его производства во всех категориях хозяйств республики
производилось в хозяйствах населения. В среднем на 1 жителя республики
приходится0,8 м теплиц (зимних и весенних) и 6,5 кг овощей закрытого
грунта. С 1991 в республике сократилась численность поголовья крупного рогатого
скота, лошадей, овец и птицы, упали объемы производства животновод,
продукции. В 1995всеми категориями хозяйства было произведено 22,3тыс. т
мяса, 142,4 тыс. т молока, 194,5 тыс. шт. яиц. Крупным дополнит, источником
продовольствия в нынешних условиях являются личные подсобные хозяйства. В
общем балансе производства животновод. продукции они обеспечивают 3-ю часть
молока и 42% мяса. В хлевах сельчан и горожан, занимающихся откормом скота,
содержится 19%от общего поголовья крупного рогатого скота в республике,
29%коров, 28% свиней, 97% овец. Из отраслей традиционного агропромыслового хозяйства, представл.
оленеводством, охотой, рыболовством, сбором ягод и грибов, положит,
изменения происходят только в оленеводстве, которым занимаются коми-ижемцы.
В Республике Коми сосредоточена почти треть общего поголовья оленей
европейского Севера, что составляет более 5% от общей численности оленьего
стада в России, 5-я часть поголовья оленей, имеющихся в Республике Коми,
находится в хозяйствах населения. Оленеводство - наиболее эффективная отрасль животноводства
Республики Коми. Она обеспечивает население относительно дешевым мясом.
Оленьи шкура и мех используются для изготовления одежды, обуви и
производства сувениров, рога и кровь - для производства ценных лекарств,
препаратов. Оленевод. хозяйства республики ежегодно производят 3,2 т
консервир. пантов и 27-30 т сыворотки крови. В последние годы активно развиваются садоводчество и огородничество,
являющиеся формой личного подсобного хозяйства. Первые коллективные сады и
огороды появились в республике еще в кон.1960-х гг. К началу 1996 число
семей, имеющих сады достигло 91,3 тыс. и коллективные огороды -43,9 тыс. В
ср. на семью приходилось по 7,2 сотки садов и по 4,2 огородов. Отмена
ограничений в развитии личных подсобных хозяйств способствует их
перерастанию в крест, хозяйства. В Республике Коми под воздействием природных и экономических
условий сельскохозяйственного производства и обществ, потребностей
сформировались 4 сельскохозяйственные зоны: южная, центральная, северная и
зона Крайнего Севера. В этих зонах сложилась устойчивая специализация
сельскохозяйственного производства. В южной сельскохозяйственной зоне, охватывающей Койгородский и
Прилузский административные районы, благоприятны условия для производства
молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, картофеля и овощей.
Здесь же целесообразно сосредоточить производство зерна, семеноводство
зерновых и многолетних трав, кормов для обеспечения сельскохозяйственных
предприятий зоны Крайнего Севера. В центральной сельскохозяйственной зоне, куда отнесены Сысольский,
Сыктывдинский, Усть-Вымский, Княжпогостский, Корткеросский, Усть-Куломский
административные районы и г. Сыктывкар, получило развитие производство
молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, овощей открытого и
закрытого грунта, картофеля, продукции птицеводства. В северной сельскохозяйственной зоне, включающей Ижемский, Усть-
Цилемский, Печорский, Усинский, Удорский, Ухтинский, Сосногорский,
Вуктыльский и Троицко-Печорский административные районы, развивается
молочно-мясное скотоводство, птицеводство, оленеводство и картофелеводство,
а в глубинных районах - Усть-Цилемском и Ижемском - производство мяса
крупного рогатого скота, производство сыра. В сельскохозяйственной зоне Крайнего Севера, куда отнесена территория
Воркутинского и Интинского административных районов, сельское хозяйство
обеспечивает население малотранспортабельной продукцией: цельным молоком,
тепличными овощами и зеленью, диетическим яйцом, продукцией оленеводства. В связи с преобладанием в республике городского населения подавляющая
часть производимой сельскохозяйственной продукции идет на снабжение
промышленных узлов и центров. В этой связи все большее значение получают
птицеводство на промышленной основе и откормочное свиноводство на базе
крупных животновод. комплексов. Перерабатывающая промышленность агропромышленного комплекса Республики
Коми представлена предприятиями по переработке мяса, молока и зерна,
которые относятся к мясной, маслосыродельной, молочной, мукомольно-крупяной
и комбикормовой промышленности. В структуре промышленного производства
республики на их долю приходится 7,2% товарной продукции, 5%промышл.
персонала и 1,7% промышленно-производственных фондов. Крупными многопрофильными центрами производства пищевых продуктов и
кормовых добавок являются Сыктывкар и Печора. Переработка молока ведется на
85 заводах, мяса - на 19, рыбы- на 2. Одиночными предприятиями представлены
производства макаронных изделий (Печора), кондитерских изделий и
комбикормов (Сыктывкар),переработка грибов и ягод (Визинга). В ближайшие
годы планируется построить небольшие мощности по переработке мяса и молока
в сс. Усть-Кулом, Усть-Цильма, Ижма, Брыкаланск и Замежное, цех по
производству жидких пастообразующих продуктов детского питания в составе
Сыктывкарского гормолзавода, Ухтинскую фабрику мощностью. 6млн. бройлеров в
год. С учетом особенностей ведения сел. и промыслового хозяйства уже к 2000
Республика Коми будет в состоянии за счет собственного производства
обеспечить себя картофелем на 95-96% от научно обоснованных норм
потребления, овощами на 28-30%, молоком, мясом и молочно-мясными продуктами
- на 43-44%, яйцом - на 93%. Для этого необходимо довести площадь
сельскохозяйственных угодий до 418-425 тыс. га, в т.ч. пашни - до 107-111
тыс. га, а урожайность картофеля, овощей и кормовых культур -до уровня
передовых хозяйств республики. Ориентация на собственное производство основных видов
сельскохозяйственной продукции предусматривает и то, что занятие сельским
хозяйством составляет жизненный базис и сохранение традиционной среды
обитания коренного населения республики, сохранение рабочих мест в сельской
местности, доход наших сограждан, гарантию социальной стабильности,
закрепление сел. населения. Нужно иметь в виду, что сельскохозяйственное
предприятие и село представляют комплексную многофункциональную систему.
Эта система обеспечивает не только производство и воспроизводство
сельскохозяйственной продукции, но и воспроизводство человека, в т.ч.
рабочей силы, обществ, отношений, уклада и образа жизни. Выход из кризисного состояния сельскохозяйственного производства
видится в экономических преобразованиях на макро-уровне АПК, в
последовательной корректировке курса в осуществлении аграрной реформы, в
создании экономической среды, стимулирующей рост производства
продовольствия, в частности, в усилении государственного регулирования
развития рыночных отношений на селе, в восстановлении паритета цен на
промышленные товары и сельскохозяйственную технику. |Основные показатели сельского хозяйства |
|(все категории хозяйств) |
VI. Транспорт До 1917 Коми край практически не имел дорожной сети. Основными
путями сообщения были рр. Печора, Мезень, Вычегда и их притоки. В 1940 на
территории республики, помимо судоходных путей, имелось лишь 20 км железных
дорог общего пользования и практически отсутствовали асфальтированные
дороги. Ныне транспортный комплекс Республики Коми представлен всеми видами
современного транспорта. По сравнению с 1960 в 1995 протяженность
железнодорожных путей увеличилась в 1,5 раза, трубопроводов - в 9,8 раза,
автомобильных дорог с твердым покрытием - в 10 раз. Несмотря на это,
густота транспортной сети республики и категорийность путей сообщения
остаются на низком уровне. В настоящее время плотность автомобильных дорог
общего пользования на 1000 кв. км равна 11,5 км, железных дорог - 4,1 км,
судоходных путей - 8,9 км, что составляет 42, 80 и 162% соответственно от
средних показателей по России. Вследствие спада производства, неудовлетворительного состояния
подвижного состава и путей сообщения, высоких тарифов и недостатков в
организации перевозок сохраняется тенденция снижения грузо- и
пассажиропотока. В 1995 транспортом общего пользования было отправлено 102
млн. т грузов и 242 млн. пассажиров. По отношению к 1992 наибольшее
сокращение объемов перевозок грузов произошло на речном (на 81%) и
авиационном (на 75%) транспорте. На 32% снизился объем грузоперевозок
железнодорожным транспортом. По сравнению с 1994 сокращение объемов
перевозок грузов произошло в 1995 на автомобильном транспорте (на 40%),
внутриводном (на 29%), железнодорожном (на 8%). В структуре грузоперевозок
большую роль играет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится
29,4% от общего объема отправления грузов. Удельный вес автомобильного
транспорта - 2,9%, трубопроводного (перекачка нефти и газа с учетом
транзитного) - 66,6%, речного - 0,7%, воздушного - менее 0,1%. В 1995
несколько замедлилось сокращение пассажиропотока на всех видах транспорта.
В структуре отправления пассажиров удельный вес автомобильного транспорта
составил 98%, железнодорожного - 12%, воздушного - 0,1%, речного - 0,1%. Эксплуатационная длина железнодорожных путей народного хозяйства
достигает 3,0 тыс. км, в т.ч. общего пользования - 1726 км. Основу
железнодорожной сети республики образует магистраль Котлас - Воркута,
входящая в состав Северной железной дороги. От нее отходят тупиковые
железнодорожные ветки: Микунь - Сыктывкар, Микунь - Вендинга, Сосногорск -
Троицко-Печорск, Сыня - Усинск, Чум - Лабытнанги. Имеется значительное
количество дорог ведомственного пользования. В соответствии с планами
комплексного транспортного освоения территорий республики начинается
дальнейшее развитие железнодорожных путей. Первоочередными объектами нового
железнодорожного строительства признаны участки железных дорог Вендинга -
Карпогоры (общая протяженность 222 км, в пределах республики - 55 км),
Троицко-Печорск - Соликамск (общая протяженность 350 км, в пределах
республики - 150 км), Ухта (или Чиньяворык) - Четлас. В качестве
альтернативных вариантов этим дорогам предлагаются участки железных дорог
Троицко- Печорск - Полуночное, Сыктывкар - Пелес и Кослан - Четлас. В
перспективе предполагается развитие железнодорожной сети в северном
направлении - к портам морей бассейнов Северного Ледовитого океана с
выходом на Северный морской путь. В качестве возможной альтернативы
рассматриваются варианты строительства участков железных дорог Усинск -
Индига, Усинск - Нарьян-Мар, Хальмер-Ю - Амдерма и Хальмер-Ю - Усть-Кара.
Огромные затраты, связанные с предстоящим железнодорожным строительством,
потребуют организации ассоциированного капитала с участием государства,
местных предпринимательских структур и иностранных инвесторов. Протяженность трубопроводного транспорта общего пользования,
использующегося для перекачки углеводородов от места добычи к потребителям
внутри республики и из др. регионов России и ближнего зарубежья, составляет
4,0 тыс. км. В Республике Коми берут начало магистральный нефтепровод Возей
- Ухта - Ярославль и магистральный газопровод “Сияние Севера”, по которым
нефть и газ поставляются в центральные и северо-западные районы европейской
части РФ, а также в Белоруссию и государства Балтии. Создана разветвленная
сеть межпромысловых трубопроводов. Часть трубопроводов внутрирайонного
значения обеспечивают нефтью и газом внутренних потребителей: Ухтинский
НПЗ, Сосногорский ГПЗ, Печорскую ГРЭС, Сосногорскую ТЭЦ-2 и коммунальные
хозяйства городов и поселков. Строительство 2-й и 3-й ниток системы
газопроводов “Сияние Севера” и продление газопровода до Пунги, а затем
Медвежьего и Уренгоя превратило республику в транзитный регион. Эта функция
окончательно закрепится за ней после завершения строительства и ввода в
эксплуатацию мощной системы газопроводов Ямал - Запад (Центр), которая
пройдет по территории Республики Коми вдоль железнодорожной магистрали
Котлас - Воркута. Недостаточное развитие или отсутствие в ряде районов
железнодорожных и автомобильных дорог отчасти восполняется водным
транспортом. Общая длина судоходных рек в пределах республики составляет
6,1 тыс. км, внутренних водных судоходных путей - 3,7 тыс. км. Однако
только на 1 тыс. км судоходство возможно в течение всего навигационного
периода (р. Печора ниже с. Дутово и Вычегда ниже устья р. Локчим). На всю
республики приходится 2 крупных порта - Печорский и Сыктывкарский, которые
относятся к Печорскому и Северному речным пароходствам. По берегам
судоходных рек расположены многочисленные, но небольшие пристани и причалы.
Важнейшей целью дальнейшего развития речного транспорта республики является
обустройство судоходных рек и увеличение габаритов судового хода и их
нижнего течения. Наиболее динамично развивающийся вид транспорта Республики Коми -
автомобильный. Он обеспечивает в основном внутриреспубликанские перевозки
грузов и пассажиров. Длина автодорог народного хозяйства республики равна
14,6 тыс. км, в т.ч.: общего пользования - 4,8 тыс. км, необщего
(ведомственного) - 9,8 тыс. км. Общая протяженность дорог с твердым
покрытием достигает 8,6 тыс. км, из них 47,7% - общего пользования, 52,3% -
необщего. Сеть автодорог общего пользования наиболее развита в южной части
республики. В крупных леспромхозах, на нефте- и газопромыслах построены
внутрихозяйственные дороги с улучшенным покрытием. Для вывоза леса и
снабжения отдаленных поселков создаются сезонные дороги (“зимники”),
действующие в течение полугода. Первоочередными объектами в строительстве
автодорог признаны участки Усть-Кулом-Войвож, Ухта-Инта-Воркута. Идет
проектирование и намечается строительство автодорог с твердым покрытием
Сыктывкар-Троицко-Печорск, Айкино-Кослан, Ухта- Вуктыл. Бурное развитие авиационного транспорта началось в республике в 1960-е
гг. Ныне Республика Коми имеет разветвленную сеть аэропортов и авиалиний.
Наиболее крупные из существующих аэропортов находятся в Сыктывкаре,
Воркуте, Ухте, Печоре, Усинске, Инте, Вуктыле, Ижме, Кослане и Усть-Цильме.
В ближайшие годы намечено ввести в строй действующих аэропорты "Соколове"
(Сыктывкар) и "Советский" (Воркута).
|Основные показатели транспорта | |1985 |1990 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Эксплуатационная длина путей
сообщения общего пользования, тыс.км | | | | | | | |
|железнодорожные пути |1,7 |1,7 |1,7 |1,7 |1,6 |1,7 |1,7 | |автомобильные дороги с твердым покрытием |2,0 |2,3 |4,1 |4,4 |4,7
|4,8 |4,9 | |внутренние водные судоходные пути |4,7 |4,9 |3,1 |2,8 |2,9 |3,0 |2,8 | |Перевезено грузов предприятиями транспорта, млн.т |273,0 |299,6 |175,1 |166,0 |151,5 |143,7 |141,0 | |железнодорожным |55,9 |55,7 |29,1 |28,9 |27,2 |23,0 |23,1 | |автомобильным (включая ведомственный) |132,9 |151,8 |77,5 |64,0 |53,3
|48,5 |45,9 | |трубопроводным |73,5 |81,6 |67,8 |72,0 |70,6 |71,9 |71,8 | |внутренним водным |10,5 |10,3 |0,7 |1,1 |0,4 |0,3 |0,2 | |воздушным, тыс.т |180,5 |184,2 |12,7 |9,4 |2,9 |2,0 |1,4 | |Грузооборот
предприятий автомобильного транспорта (включая ведомственный), млн.т-км |2353,5 |3061,9 |1557,4 |1076,9 |988,8 |894,1
|1059,1 | |Перевезено пассажиров предприятиями транспорта - всего,
млн.человек |310,5 |357,1 |249,5 |245,0 |232,5 |231,0 |235,6 | |железнодорожным |5,1 |4,6 |4,3 |3,0 |4,3 |4,2 |3,0 | |автомобильным |302,7 |349,3 |244,6 |241,6 |227,9 |226,5 |232,4 | |внутренним водным, тыс.человек |650,0 |608,5 |30 |37 |18 |19,2 |16,5 | |воздушным |2,1
|2,6 |0,6 |0,4 |0,3 |0,2 |0,2 | |Пассажирооборот предприятий автомобильного
транспорта, млрд.пассажиро-км |1,7 |2,1 |1,7 |1,6 |1,5 |1,4 |1,5 | | VII. Экономическое районирование Республика Коми располагает уникальными (по запасам, условиям
залегания, разнообразию и качеству) сочетанием минерально-сырьевых
ресурсов. На территорию республики приходится около 1/2 запасов нефти и 1/3
газа, половина площади и запасов спелых и перестойных лесов Европейского
Севера. Доминирующие отрасли промышленности: топливная, электроэнергетика,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Предприятия топливно-энергетического комплекса производят 54,2%
товарной продукции промышленности, из них 20,5% приходится на угольную
промышленность, 17,5% - нефтедобывающую, 9% - нефтеперерабатывающую, 3,1% -
газовую, и 14% на электроэнергетику. В настоящее время шахты Печорского угольного бассейна дают 7,5% всего
угля, добываемого в Российской Федерации подземным способом, и 22%
коксующихся углей. В 1995 г. 16 действующих шахт республики добыли 22,2
млн. т угля. Сырьевые возможности позволяют довести добычу коксующихся углей до 40-
50 млн. т, а энергетических - до 100 млн т/год. На территории республики находятся в разработке 36 месторождений нефти
и 9 газа. За 1995 г. на них было добыто 6,6 млн. т нефти, 3,2 млрд. кбм
природного газа и 270 тыс. т конденсата. Ключевым звеном топливно-энергетического комплекса республики является
электроэнергетика. Производство электроэнергии составляет 9,2 млрд кВт·ч. Вторым по значению в экономике Республики Коми является
лесопромышленный комплекс, представленный предприятиями лесозаготовительной
(38,8%), деревообрабатывающей (27,7%), целлюлозно-бумажной и гидролизной
промышленности (34%). В 1995 г. производство деловой древесины составило 6,7 млн.куб.м,
пиломатериалов - 933,5 тыс. куб.м. Среди деревообрабатывающих предприятий крупнейшим является
Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Жешартский фанерный комбинат,
Княжпогостский завод древесно-волокнистых плит. За 1995 г. на Сыктывкарском
лесопромышленном комплексе произведено 381,7 тыс. т бумаги. Сельское хозяйство республики специализируется на молочно-мясном
скотоводстве, производстве овощей и картофеля. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1% всех земель
республики. В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают
естественные сенокосы (53,3%), пашня составляет 30,2%, пастбища - 16,5%. Оленеводство - наиболее эффективная отрасль животноводства, она
обеспечивает население относительно дешевым мясом. В республике
сосредоточена треть общего поголовья оленей европейского севера. Перерабатывающая промышленность представлена предприятиями по
переработке мяса, молока, зерна; в структуре промышленного производства
республики эта отрасль составляет 7,2% от общего объема товарной продукции. Транспортный комплекс республики представлен почти всеми видами
современного транспорта. Основу железнодорожной сети составляет магистраль
Котлас - Воркута. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего
пользования - 1,7 тыс. км, автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,1
тыс. км. В республике берет начало нефтепровод Усинск - Ухта - Ярославль. [pic] VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Государственные символы Республики Коми (герб, флаг, гимн) / Гос. Совет
Респ. Коми; Редкол.: Марков В. П. и др. - М. : КомИстВест, 1998. - 29 с. :
ил. Где ты живешь : Населенные пункты Респ. Коми : Ист.- демогр. справ. / И. Л.
Жеребцов. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. - 444 с. Население Коми Края в конце XV- начале XX века: численность, миграции,
этнический состав / И. Л. Жеребцов; Рос. акад. наук. Ур. отд-ние. Коми
науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории. - Сыктывкар : Коми науч. центр УрО
Рос. АН, 2000. Республика Коми : Энцикл. : В 3 т. / Коми науч. центр УрО РАН; Рощевский М.
П., (гл. ред.) и др. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1997. Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы : Материалы
науч.-практ. конф. (Сыктывкар, 10-12 нояб. 1993 г.) / [Отв. ред. Н. П.
Юшкин и др.]. - Сыктывкар : КЕПС при Главе Респ. Коми : ИЭСПС Коми НЦ УрО
РАН, 1999. - 194 с. Республика Коми: демография, социальная политика, занятость / [Фаузер В.
В., Ныркова С. В., Терентьев А. И. и др.; Отв. ред. А. И. Терентьев];
Сыктывк. гос. ун-т, Коми регион. отд-ние Акад. соц. наук. - Сыктывкар :
Сыктывк. гос. ун-т, 1996. - 130 с. Республика Коми: природные, ресурсные и исторические возможности развития
экономического потенциала = The Komi Republic: natural, resource and
historical possibilities for economic potential development / Рос. АН Урал.
отд-ние, Коми науч. центр. - Сыктывкар : Коми НЦ УрО РАН, 1995. http://www.rkomi.ru/main.htm - [Официальный сайт Республики Коми]. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.:
ИНФА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2000. – 463 с.
Страницы: 1, 2
|
|