рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Роль географии в изучении миграции населения рефераты

Стратегически Россия заинтересована как в увеличении своего человеческого потенциала за счет мигрантов из новых независимых государств, так и в сохранении "полосы безопасности", заселенной людьми, имеющими общие с ней историю, культуру, язык, в ближнем зарубежье. Реализация первого направления предполагает создание условий для успешной адаптации переселенцев и прежде всего в местах их желательного размещения.

Достижению второй цели будет способствовать повышение привлекательности жизни этнических россиян в бывших союзных республиках через непосредственное субсидирование повышения уровня жизни тех, кто остается там жить, финансовую поддержку желающих заниматься собственным делом, создание совместных предприятий, обучение на льготных условиях в России, субсидируемый туризм и т.п.[11.c.112]

Миграционные процессы, характерные для современной России, стали не менее актуальными и для Алтайского края, привлекательность которого во многом обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями, развитой инфраструктурой, близостью к месту прежнего проживания переселенцев, относительной стабильностью политической и экономической ситуации. В структуре территориальных перемещений населения Алтая традиционно первое место занимает внутрикраевая миграция, на втором месте находится межобластная, далее - миграция со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Масштабы, направления и результаты внутрикраевого перераспределения населения во многом определялись социально-экономическими факторами. Города и административные районы края отличаются друг от друга природно-климатическими условиями, уровнем социально-экономического развития, возможностями в обеспечении населения рабочими местами и социальными услугами. В силу этого характер, направления, объемы и результативность миграций в отдельных территориальных образованиях имеют свою специфику.

Внутрикраевая миграция охватывает значительную часть населения края, ее доля в общем объеме миграционных потоков на Алтае одна из самых высоких на территории Западной Сибири и равна 54%. На формирование внутренних краевых миграционных потоков более существенное влияние оказывает миграции сельских жителей по сравнению с территориальной мобильностью горожан.

В результате, в начале 90-х годов возобновилась тенденция преимущественно переезда сельских жителей в города. В 2001 году во внутрикраевых миграциях лишь в восемнадцати сельских административных районах (из шестидесяти) и в шести городах (из одиннадцати) наблюдался миграционный прирост населения, на других территориях, число выбывших превысило число прибывших. При этом в пяти сельских районах - Бийском, Немецком, Первомайском, Рубцовском и Тальменском - механический прирост населения превысил 200 человек, в четырех - в Благовещенском, Павловском, Славгородском и Табунском - он составлял от 100 до 200 человек, в остальных девяти районах - менее 100 человек. В городах наибольший прирост населения в результате его внутрикраевого перераспределения отмечался в Новоалтайске- 1463, Бийске- 231 и Славгороде- 379 человек. Миграционная убыль населения наблюдается в 29 территориях края, наибольшая в г. Барнауле - 2301 человек, Немецком районе - 465 человек, и в г. Яровое - 261 человек.

В настоящее время в межрегиональной миграции происходит переориентация потоков мигрантов в места первоначального проживания - возвратная миграция. Межрегиональная миграция способствует в целом оттоку населения из края. За последние годы положительное сальдо миграции сохраняется лишь с Северным, Восточно-Сибирским и Дальневосточным районами, в т.ч. отмечено, что наибольшее число мигрантов прибыло с Красноярского края, республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областей. За 2002 год положительное сальдо миграции наблюдается только с Дальневосточным экономическим районом. Наибольшая величина потерь сложилась с соседними областями: Кемеровской, Новосибирской и Томской. Из других регионов наблюдается наибольший отток в Москву и Московскую область, а также Краснодарский край.

Новым элементом современной миграционной ситуации в крае является массовая эмиграция немцев Алтая и членов их семей других национальностей в Германию. Из числа выбывших 68% составляют немцы, 28% - русские. Основной причиной выезда в Германию является нерешенность социально-экономических проблем в России и разный уровень развития экономики и социальной сферы в России и Германии. Наибольший отток немецкого населения происходит из районов их компактного проживания: Немецкого национального района-1267 человек, Табунского района - 404 человека, Славгородского района - 330 человек, Тальменского района - 280 человек, Кулундинского района - 249 человек, Благовещенского района - 228 человек, и из городов: Барнаула - 637 человек, Славгорода - 333 человека, Рубцовска - 296 человек. Параллельно в край прибывают немцы из других районов России и стран ближнего зарубежья (от 1,5 до 5 тысяч человек в год).

Распад Советского Союза и обострение межнациональных отношений привели к появлению - беженцев и вынужденных переселенцев. Алтайский край является одним из тех регионов, где наблюдается значительный приток этой категории населения, обусловленный относительной стабильностью политической обстановки в крае, повышенной миграционной подвижностью коренного населения в предыдущие годы, географическим положением Алтая.

Сложилась весьма своеобразная ситуация. Если население Западной Сибири и большинства других регионов в Российской Федерации, как и ранее, не рассматривало край, как желаемое место жительства, то для вынужденных переселенцев из Средней Азии и Казахстана в силу демографических (семейные связи), национально-этнических, политических и природно-климатических факторов Алтайский край стал миграционно привлекательным регионом. Анализ миграционных процессов прошедших лет показывает, что отличительной чертой является их вынужденный характер и возвращение бывших жителей края, ранее его покинувших, и их детей в места первоначального проживания. Именно эта категория граждан обеспечивает основной механический прирост населения в регионе. Все города и сельские районы Алтая имеют положительный миграционный баланс со странами ближнего зарубежья. Несмотря на то, что общее число мигрантов постоянно сокращается, миграционный же прирост сохраняется на достаточно высоком уровне. Уровень жизни не является решающим фактором при выборе места жительства для мигрантов из стран СНГ и Балтии. С этими странами сохраняется положительное сальдо миграции, исключением являются уже на протяжении нескольких лет - Белоруссия, и в отдельные годы Молдова, Украина, Литва, Эстония и Азербайджан

В обмене населением с бывшими республиками СССР Алтайский край, в общем, имеет положительный прирост.

В первой половине 90-х годов на долю Алтайского края приходилось более 2% всех иммигрантов, прибывших в Россию из стран ближнего зарубежья, тогда как его население составило менее 0,2% от общего числа жителей России. За счет миграционного притока вынужденных мигрантов число жителей края в последнем десятилетии пополнилось примерно на 3 процента. И что особенно важно, это произошло в то время, когда наибольшей величины достигли темпы естественной убыли населения.

Каждый год в Алтайский край прибывают тысячи вынужденных переселенцев и беженцев, и каждый год значительно меняется процентное соотношение регионов выхода, меняется структура иммиграционных потоков. С 1.07.1992 г. по 1.01.2003 г. Миграционной службой Алтайского края было зарегистрировано 63641 беженца и вынужденного переселенца. Это лишь некоторая часть всех прибывших мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев) в Алтайский край. Как показывают социологические обследования и статистические данные, официально зарегистрированные показатели по названной группе мигрантов в 2-4 раза занижены по сравнению с фактическими. Значительная часть вынужденных мигрантов переселяется в районы Алтайского края самостоятельно, минуя региональную и районные миграционные службы.

В 1992 г. официально зарегистрированный миграционной службой Алтайского края приток вынужденных мигрантов составил 2350 человек (827 семей). В 1993 г. в край прибыло 3679 человек (1484 семьи), а в 1994 г. - 8044 человека (2818 семей) (в этот год - иммиграционный поток в край на 10% превысил среднероссийский). В1995 г. 12252 человека (4358 семей) - наибольшее число регистрации, когда юридически оформили свое положение многие тысячи людей, приехавшие двумя-тремя годами раньше (см. рис.).

Затем поток мигрантов несколько сокращается. Это можно объяснить в основном углублением социально-экономического кризиса в России, что делает переезд менее привлекательным (возрастает роль экономических мотивов в принятии решения о перемене места жительства). А так же принятием нового закона о гражданстве.

В общем потоке всех прибывших вынужденных мигрантов с 1.07.1992 года по 1.01.2003 г. (наибольшее число таких мигрантов) было из Казахстана (67%), Узбекистана (9%), Киргизии (8%) и Таджикистана (9%).


Рис. Динамика численности вынужденных мигрантов на территории Алтайского края


Нет пока ответов на вопросы: какова оптимальная численность населения в тех или иных регионах, каким должен быть его демографический состав, какое население можно рассматривать как избыточное и как организовать его переселение, где необходимо использовать преимущественно экономические рычаги, а где административные, и какие.

Иммиграция вынужденных переселенцев по территории края осуществляется неравномерно. Доля вынужденных мигрантов в численности местного населения невелика. В целом их поток колеблется от максимума в 1%, до минимума в 0,09%. В связи с этим какими бы серьезными не были проблемы вынужденных мигрантов, даже значительное увеличение потоков не должно оказывать заметного отрицательного влияния на социальную ситуацию в местах вселения. Однако такое влияние есть, т.к. вынужденные мигранты не распределяются равномерно по территории районов вселения.

Если проследить за общим потоком вынужденных мигрантов с начала регистрации, т.е. с 1.07.1992 г. по 1.01. 2003 г., то можно сказать следующее: большее число мигрантов направляется в города, а из городов - в первую очередь в наиболее крупные. Так, на 1 месте по размещению вынужденных мигрантов из всех городов края находится г. Барнаул, на втором - г. Бийск, и на третьем - г. Рубцовск. А причины такого размещения - относительная стабильность и возможность выбора.

На втором месте по размещению вынужденных мигрантов находятся районы, которые располагаются близко с городами.

Но, в целом, преимущественно происходит заселение сельской местности - здесь оседает большинство - 62% вынужденных мигрантов, а в городах края - 38%. Такая ситуация складывается в связи с тем, что начинают действовать чисто рыночные условия, формируется рынок жилья, учитывается его стоимость. При прочих равных условиях выбираются местности, где стоимость квадратного метра жилья ниже, а выбор на вторичном рынке жилья богаче. А это в современных условиях и есть сельская местность.

На протяжении взятого периода (т.е. с начала регистрации 1.07.1992 г. и до 1.01.2003 г.) национальный состав мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев остается достаточно стабильным и за все года русские являются преобладающей национальностью в общем числе переселившихся на территории края - 86,2%, украинцы составляют - 4,5%, немцы - 3,2%, татары - 1,5%. Доля мигрантов других национальностей составляет менее 1%.

Есть в распределении потока и возрастные особенности. В общем потоке вынужденных мигрантов на 1.01.2003 г. лица трудоспособного возраста составляют 57,1%, причем трудоспособное население в основном в возрасте, далеком от пенсионного и в последние годы они доминируют над другими категориями вынужденных мигрантов. Солидная часть потока прибывших вынужденных мигрантов - дети до 15 лет - 31%, а вот лица старше трудоспособного возраста не превышают 11%, что очень важно.

Возрастной состав вынужденных мигрантов значительно "молодой". Отсюда следует вывод: приток вынужденных мигрантов - это вливание новых сил в стареющее население Алтайского края.

Нужно отметить, что наибольшее число вынужденных мигрантов в трудоспособном возрасте за все годы прибыло с территории Казахстана, Узбекистана, Украины и Абхазии. Значительное число детей до 15 лет в общем потоке переселилось из: Грузии, Армении, Белоруссии, Латвии и Азербайджана. Самые высокие показатели (около 15% и выше) по прибывшим в возрасте старше трудоспособного характерны для стран: Молдавии, Таджикистана, Киргизии, Абхазии и Чечни. А самые низкие (менее 10%) по данной группе имеют Грузия, Казахстан, Латвия, Армения и Белоруссия.

Иммиграция на постоянное место жительства в Алтайский край из новых независимых государств не только восполняет демографический потенциал, почти полностью покрывая естественную убыль местного населения, но является и дополнительным трудовым потенциалом. Даже если ориентироваться на минимальные оценки стоимости подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием (соответственно 50 и 15 тысяч рублей), то экономический эффект от прибытия на Алтай специалистов будет составлять:


Э = (5192 чел. с в\о ' 50 тыс. руб.) + (14592 чел. с ср. спец. образ. ' ' 15 тыс. руб.) = 239,6 + 218,88 = 458,8 млн. руб. -в ценах на 1980 г.


Так как на территорию Алтайского края, как отмечалось ранее, данный поток в несколько раз выше, следовательно, экономический эффект миграции будет намного значительнее.

Таким образом, за последние годы миграция стала основным источником сохранения демографического потенциала края. Она характеризовалась перераспределением населения из республик Средней Азии и Казахстана на Алтай , появлением беженцев и вынужденных переселенцев, массовым оттоком немцев в Германию, ухудшением миграционных связей с регионами Российской Федерации. Новые тенденции наблюдались в сельско-городской миграции - переселении горожан в село. Среди факторов, определяющих миграционное поведение населения, наряду с социально-экономическими важное место заняли национально-этнические, демографические и политические.[5.c. 145]

 

3. Связь миграций с социально-экономическими условиями территории


Миграционный процесс – явление социально-экономического порядка, и территориальное перемещение людей неразрывно связано с ситуацией в социально-экономической сфере страны или региона. Реакция людей на ту или иную социально-экономическую ситуацию может сформировать у населения некоторые миграционные установки. Человек, являясь субъектом миграционного процесса и принимая решение относительно того или иного сценария своего социального поведения как вариант, зачастую рассматривает изменение места своего постоянного пребывания. Миграционные установки формируют определенный тип миграционного поведения потенциального мигранта, оказывая влияние на решение человека покинуть территорию постоянного проживания – добровольно или вынужденно. В этой связи определяющим признаком, при котором миграции принимают социально-экономическую форму является объективная обусловленность субъективной оценки потенциального мигранта, т.е. причины, по которым мигрирует тот или иной человек или группа лиц.

Одной из преобладающих движущих сил в той или иной ситуации становятся, либо цели, ради которых совершается миграционный акт, либо причины, побудившие человека на переезд. В этой связи, в зависимости от целей и причин миграций можно выделить две категории социально-экономических форм этих передвижений: добровольные и вынужденные.

Все многообразие социально-экономических форм миграций можно представить такими видами территориальных перемещений как учебная, трудовая, коммерческая (торговая), туристическая, побег из страны, поиск убежища, отъезд из неблагоприятных для жизни условий (психологических, экономических, социальных), миграции по причине насильственного выдворения, а также возвращение на родину. Практически все эти виды миграций за исключением туристической, могут нести как добровольный, так и вынужденный характер.

В концепции регулирования миграционных процессов предлагаемой Федеральной миграционной службой под понятием "вынужденная миграция" подразумевается территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей, насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера." В принципе такая трактовка наиболее полно отражает реалии, с которыми сегодня столкнулось современное общество России, которая по сути дела за прошедшее десятилетие стало центром притяжения сотен и сотен тысяч переселенцев.

Гражданство и принадлежность личности к тому или иному государству является основополагающим при определении категории мигранта. Если беженец это лицо не являющееся гражданином Российской Федерации, то вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации. В дословной формулировке закона о вынужденных переселенцах – это "гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка"

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).

В конце 1990-х – начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были:

- формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

- демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;

- открытие национальной экономики для внешнего рынка;

изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;

- новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ (формирование новых энергетических и транспортных рынков, реструктуризация образовательного пространства страны, формирование зон развития вдоль транспортных коридоров и, прежде всего, европейского транспортного коридора № 9, появление проектов нового освоения, выходящих за границы одного региона, например, проекта развития нефтегазодобычи в Восточной Сибири и пр.);

- следующий этап урбанизации ("новый урбанизм"), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.

Данные процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны. Это вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей "Концепции Стратегии", подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года".[8.c.93]

 

Заключение


Итак, цель работы достигнута, мы рассмотрели внутреннюю миграцию как индикатор социально-экономического развития Алтайского края. Задачи так же решены. Теперь можно подвести выводы.

В настоящее время внешняя миграция населения является важным фактором развития России, влияние которого усилилось с изменением геополитического положения страны после распада СССР. Это не могло не отразиться и на отдельных регионах страны, особенно таких, как Челябинская область, которая из внутренней территории превратилась в приграничный район, через который проходит достаточно протяженная граница с Казахстаном. Исследование влияния миграции на социально-экономическое развитие области является важным, способным выявить существующие в этой сфере проблемы и направления их решения.

В ходе решения поставленных задач были получены следующие результаты:

- анализ основных видов движения населения позволил выделить из них миграционное движение, представляющее собой территориальное перемещение людей, совершающееся между разными населенными пунктами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности или/и завершающееся сменой постоянного места жительства. В зависимости от направления, целей, причин и других признаков были выделены основные виды миграции населения и выявлена их взаимосвязь, рассмотрены основные функции миграции.

- внешняя миграция населения обоснована как фактор социально-экономического развития территории на основе анализа научной литературы. Она способна оказать влияние на демографическую ситуацию, на состояние рынка труда региона, на размещение и уровень развития производительных сил.

 

Список литературы


1.Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 №115-ФЗ

2.Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 №109-ФЗ

3.Верещагина, Т.А. Миграция как фактор социально-экономического развития территории / Т.А. Верещагина, Е.С. Коростелева //Вестник Челябинского университета. Сер. 8. Экономика. Социология. Социальная работа. – 2004. - № 1

4.Гришанова, А.Г. Миграция населения. Вып. 1.: Теория и практика исследования. Приложение к журналу "Миграция в России" / В.А Ионцев, А.Г. Гришанова, Н.В. Мкртчян и др., под. общ. ред. О.Д. Воробьевой; - М., 2004. – 176 с.

5.Демографический ежегодник Алтайского края. Госкомстат России. Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 2004. 346c.

6.Миграция населения. -Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 1991-2002

7.Демографические проблемы России. – М., Росстат, 2007. 347c.

8.Метелев, С. Динамика миграционных процессов в России / Сергей Метелев // Человек и труд. – 2006.-№ 8

9.Метелев, С. Иммиграция и экономический рост / Сергей Метелев // Человек и труд. – 2006.-№ 9

10.Моденов, В.А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. / В.А. Моденов, А.Г. Носов; - М.: Прометей, 2005. – 328 с.

11.Немирова, Г.И. Воздействие миграции на социально-экономическое развитие приграничных регионов / Г.И. Немирова // Финансы и кредит. – 2006.-№ 36.

12.Орешкин, В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов / В. Орешкин // Мировая экономика и международные отношения.– 2004.-№ 3. с. 74 – 80

13.Отчеты Миграционной службы Алтайского края. 1992 - 2002

14.Социально-экономическое положение городов и районов Алтайского края. Госкомстат России. Алтайский краевой комитет государственной статистики. Январь - декабрь 2001. - Барнаул, 2002

15.Численность, состав и движение населения Алтайского края. Госкомстат России. Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 1992- 2002


Страницы: 1, 2