рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Региональные различия и проблемы демографического развития Европы рефераты

В последнее время, на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии, Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации.

Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.

В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении.

Резкий рост числа мигрантов, желающих обосноваться в странах Западной Европы, заставил еще в 1993 году такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничению приема мигрантов. В 1994 году их примеру последовали Австрия, Дания и Италия. Эти меры были настолько жесткими, что, по мнению ряда правозащитных неправительственных организаций, могли подорвать основы международного института предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличение потоков незаконной миграции.

Полицейские и миграционные службы ЕС на январь 2003 года опубликовали следующие данные об иммигрантах, в том числе нелегалах, в основных государствах Евросоюза.

Во Франции находится 3,6 миллиона иностранцев, из которых 9,23 тысячи - нелегалы. Чтобы въехать на территорию Франции из третьих стран, иностранцы должны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. После пребывания на территории Франции в течение трех месяцев иностранец обязан обратиться в полицейские иммиграционные службы за видом на жительство, срок которого определяется французскими законами. Если это правило нарушается, иммигрант рискует быть высланным из страны без права получения въездной визы не только во Францию, но и во все государства Шенгенской зоны.

В Великобритании - 2,2 миллиона иммигрантов, из них 46,47 тысячи нелегалов. Здесь находится наибольшее количество лиц, обращающихся (по разным причинам) с запросами о предоставлении им политического убежища, и запросы эти чаще всего удовлетворяются. Однако за перевозку, предоставление ночлега и сокрытие иностранцев, незаконно проникших и проживающих на Британских островах, законодательно установлены особо высокие штрафы.

Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующих миграционные потоки. Возможно, поэтому здесь проживает наибольшее количество иностранцев - 7,3 миллиона, из которых свыше 7 тысяч - нелегалы. Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых не следует превышать самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требования к негражданам ЕС для получения вида на жительство - иметь профессию и знать немецкий язык.

В Испании из 1 миллиона приезжих 95 тысяч не оформили должным образом свое постоянное пребывание в стране. Главные «ворота» для незаконного проникновения в страну - Гибралтар: только в прошлом году береговая охрана перехватила около 12 тысяч нелегалов. Для борьбы с небывалым наплывом беженцев власти намерены построить вдоль южного побережья систему внешнего наблюдения - с радарами и приборами ночного видения. А на тех, кто предоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, налагаются высокие штрафы.

Борьба с нарушителями особенно активно ведется в Италии, где примерно из 1 миллиона иммигрантов 5,35 тысячи находятся на нелегальном положении. А совсем недавно их было более 150 тысяч. В этом году вступил в силу закон "Босси-Фини", по которому все иностранцы, прибывающие не из стран ЕС, обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать в полиции отпечатки пальцев. Итальянские полицейские считают, что нелегалы опасны своей мобильностью и способностью быстро исчезать после совершения преступления.

Довольно суровые концепции борьбы с нелегалами в Греции, где на 1 миллион иностранных жителей их насчитывается 4,18 тысячи. В 1991-2001 годах здесь было арестовано 1,8 миллиона человек, незаконно проникших и проживавших на территории государства. В стране налажен жесткий визовый порядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе система высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.

В Швеции из 0,5 миллиона иммигрантов всего 595 нелегалов. В стране строго поддерживается установленный порядок въезда-выезда, а нелегалам здесь укрыться особенно трудно - их просто выдают полиции.

Министры внутренних дел и юстиции стран ЕС, обсуждавшие в Брюсселе вопросы нелегальной иммиграции в Европу, пока не смогли прийти к согласию относительно общеевропейской политики в отношении иммигрантов и общего ужесточения наказаний для тех, кто обогащается на нелегальной иммиграции.

Основной источник «нелегалов» в Европе – Балканы. Плохо охраняемые границы и общая неразбериха в этом регионе позволяют нелегальным иммигрантам использовать его как ворота на Запад. Одних лишь китайцев, ожидающих возможности нелегальной переправки в Западную Европу, в Югославии около 200 тысяч. Ситуацией на Балканах активно пользуются преступники на контрабанде “живым товаром”.

Чиновники стран ЕС склоняются к необходимости ужесточения пограничного контроля на западных рубежах Балканских стран. Высказываются также предложения по ужесточению наказаний за содействие нелегальной миграции. Однако все эти предложения наталкиваются на жесткую критику со стороны правозащитных организаций. Правозащитники предлагают посмотреть на проблему с другой стороны - ведь нелегальные иммигранты стремятся проникнуть в богатую Европу, спасаясь от голода, лишений, политических и расовых преследований у себя на родине. «Международная амнистия» и Комиссия ООН по правам человека опасаются, что суровые меры ЕС против нелегальных иммигрантов приведут к тому, что жизнь беженцев в Европе станет еще более невыносимой, а те, кто пытается им помочь, окажутся не в силах это делать. И чиновники, и правозащитники говорят, что пропасть, разделяющая их взгляды, постепенно становится меньше, но, как показывает отсутствие внятного решения по болезненному вопросу о нелегальной иммиграции, ни у тех, ни у других нет пока ясного плана действий.

Меры западных стран по корректировке миграционной политики совпали с усилиями по достижению более тесной экономической и политической интеграции посредством создания единого европейского рынка. Это предполагало снятие всех внутренних торговых ограничений для свободного передвижения людей внутри Европейского сообщества, ставшего частью Европейского союза, созданного в 1993 году после вступления в силу Маастрихтского договора о Европейском союзе. Но в то же время страны опасались, что свобода передвижения в рамках Европейского союза создаст множество новых проблем в области иммиграции и предоставления убежища.

Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европы проходит тяжело. Большинство осуществлявшихся в 90-е годы мер были сосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношении допуска в эти страны. Так, в Шенгенской конвенции 1990 года содержались положения, предусматривающие укрепление сотрудничества между полицейскими и судебными органами, взаимное признание виз и ужесточение санкций против перевозчиков. В Дублинской конвенции 1990 года были перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.

Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничного контроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблему проникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов. Осознание правительствами своей неспособности поставить миграцию под контроль привело к выдвижению ряда радикальных предложений, таких как документ о «миграционной стратегии», подготовленный в 1998 году под эгидой Австрии, председательствовавшей тогда в Европейском союзе. В нем предлагалось не только создать «линию обороны» для защиты Европы от нелегальных мигрантов, но даже содержалось требование внести поправки в Конвенцию 1950 года или разработать новую. Хотя документ подвергся дружной критике и был отозван, аналогичные недовольные голоса еще не раз раздавались в Европе и за ее пределами.

Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являются подавляющее число европейских государств, а не только 15 стран-членов Европейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев как основных прав человека. В 1991 году Европейский суд по правам человека однозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзя возвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования. Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь и право на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы для применения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работа Совета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза, расширяет права беженцев и лиц, ищущих убежища, на всем континенте.

В конце 90-х годов Европа оказалась на перепутье. В предстоящие годы меняющиеся демографические тенденции могут заставить правительства более позитивно относиться к иммиграции. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие полвека потребуется значительное число иммигрантов, чтобы соотношение пенсионеров и работающих осталось хотя бы на нынешнем уровне. По оценкам доклада Отдела народонаселения ООН, при нынешних уровнях рождаемости и смертности Европейскому союзу в период в 1995 по 2050 год потребуется в среднем 1,4 миллиона иммигрантов в год, чтобы соотношение работающего и неработающего населения сохранилось на уровне 1995 года.

Впрочем, уже сейчас многие страны Европы начинают пересматривать свою иммиграционную политику в сторону ее смягчения. Так, в ФРГ, где суммарный коэффициент рождаемости равен 1,4, большинство родителей все же проявляют желание иметь в семье не больше одного ребенка. Это объясняется их стремлением заработать, сделать карьеру, жить более удобно. Но, тем не менее, ФРГ является одним из самых населенных государств, так как давно проводит продуманную и дальновидную миграционную политику. За счет иммиграции помимо простого увеличения численности населения, увеличивается и рождаемость в стране, поскольку уровень рождаемости среди мигрантов значительно выше, чем у коренных жителей. Миграционная политика ФРГ дает еще одно преимущество - омоложение населения, так как среди рабочих эмигрантов преобладает молодежь.

Скорее всего, в будущем подобный пересмотр взглядов на иммиграцию ожидает большинство наиболее развитых стран Европы, поскольку именно их поражает бич старения нации. Эту точку зрения поддерживают большинство демографов и специалистов в области миграции.

ГЛАВА 4 ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ В 1950-2008 гг.

Процесс увеличения численности населения Земли продолжается на протяжении всей ее истории, но с различной интенсивностью и под воздействием различных факторов.

Низкий рост на начальном этапе развития обуславливался высокой смертностью, низкой средней продолжительностью жизни, эпидемиями, войнами. Достигнутый в результате неолитической революции «скачок» в развитии производственных сил создал необходимую базу для увеличения численности населения Земли.

В период мирного существования образовались многомиллионные поселения людей. В начале нашей эры численность населения составляла 230 млн. чел. Наибольшая численность во все периоды времени характерна для Зарубежной Азии. Прирост населения достаточно равномерен, максимальные темпы – в 1950-1980гг. низкий темп прироста характерен для Зарубежной Европы в XIV в., что связано с эпидемией, охватившей регион. Также в Зарубежной Европе снижение темпов прироста наблюдается в 1980 гг., что связано с демографическим поведением населения. Резкое снижение численности населения в Америке в 1650 г. Обуславливается приходом колонизаторов на континент и истребления ими местного населения. Дальнейший рост населения Америки связан с миграционными процессами.

Для территории бывшего СССР наибольший прирост численности населения наблюдался в 1900-1980 гг. После данного периода численность мало изменяется. Наименьшее изменение численности населения наблюдается в Австралии и Океании.

Лидером в доле численности населения является Зарубежная Азия. До середины прошлого столетия второе место занимала Зарубежная Европа. С середины XIX в. 2 место занимает Африка, что связано с уменьшением рождаемости в Европе (изменение демографического поведения населения, низкое социально-экономическое развитие Африки, появление стран в Африке с мусульманским вероисповеданием). В начале рассматриваемого периода доля численности населения стран Америки всего 1,7%, а к 2005 году данный показатель возрос до 13,3%, что связано с миграциями на континент. После 1950 г. Резко снижается численность населения бывшего СССР, что связано с потерями во время ВОВ и ослаблением экономики. Австралия на протяжении всего периода занимала последнее место в численности населения, что связано с небольшой площадью континента и не совсем благоприятными условиями жизни (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Динамика численности регионов мира за период с 500 г. до н.э. до 2005 года


На Западную Европу приходится только около 6, 8 % населения мира. Однако средняя плотность здесь около 100 чел. на 1 км2. На протяжении последнего столетия в Западной Европе уменьшалась рождаемость на фоне роста средней продолжительности жизни (78 лет у женщин и 73 - у мужчин). Количество пенсионеров и людей пожилого возраста постоянно возрастает. Экономически активное население составляет 2/3 от общего количества трудоспособных. Причины этого заключаются в небольшом количестве работающих женщин (33-35 % от общего количества занятых), довольно высокой безработице (15-17 млн. человек ежегодно), высокой доле обучающейся молодежи и др.

селение довольно неравномерно: наиболее плотно (более 300 чел. на 1 км2) заселены Юго-Восточная Англия, Нидерланды, Бельгия, Северная Франция, Рур и Прирейнская часть Германии. Это объясняется выгодами их географического положения, высокой концентрацией элементов инфраструктуры, промышленных объектов и городов. Северная Европа имеет самую низкую концентрацию населения вследствие суровых природных условий (местами плотность населения не превышает 2-3 чел. на 1 км2).

Городское население значительно превышает сельское: 3/4 людей проживает в городах. Однако в разных странах этот показатель неодинаков. В Великобритании, Германии, Швеции городские жители составляют 80 %, в Португалии - менее 50 %. Главной формой городского расселения являются агломерации, многие из них насчитывают более чем по 1 млн. человек каждая. Наиболее крупные агломерации - Лондонская (около 13 млн. человек) и Парижская (более 10 млн. человек). В регионе есть также мощные мегалополисы, например Английский, Прирейнский (последний охватывает территории Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции). По количеству больших городов и их плотности Западная Европа опережает Северную Америку. Однако людность западноевропейских городов ниже, чем североамериканских. Их пригородные зоны менее развиты.

Самым населенным мезорегионом Европы является Восточная Европа (301 млн. чел.), самым менее населенным – Северная Европа (см. рис. 4.2).


Рис. 4.2 Динамика мезорегионов Европы с 2003 по 2050 гг.


Если говорить о динамике численности населения пяти крупнейших стран Европы, то картина к 2050 году будет выглядеть следующим образом:


Таблица 4.1 Прогнозная численность населения в странах Европы


2003 млн. чел.

2050 млн. чел.

1.                   Россия

145,5

119

2.                   Германия

82,6

67,7

3.                   Франция

59,8

64

4.                   Великобритании

59,2

63,7

5.                   Италия

57,2

52,3


Таким образом, к 2050 году население европейского региона сократиться на 65 млн. чел. И составит 663 млн. чел.


ГЛАВА 5 ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

История демографической политики в странах зарубежной Европы весьма разнообразна. В некоторых из них на протяжении более или менее длительных периодов времени проводилась пронаталистская (т. е. направленная на повышение рождаемости) политика. В других особой озабоченности низким уровнем рождаемости не проявлялось. В настоящее время в странах Западной Европы в демографической политике все больше внимания уделяется семье.

В конце 90-х годов двадцатого века в Европе сохранялись высокие темпы роста экономики, увеличивался ВВП, годовые темпы инфляции в большинстве государств не превышали 2-3%. Уровень жизни населения за это время заметно повысился, однако многие демографические показатели резко ухудшились (табл. 5.1).

Страницы: 1, 2, 3, 4