рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ рефераты

p> Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От
Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал (через
Череповец—Вологду), Белоруссию и Украину (через Витебск—Оршу—Харьков).
Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (С-
Петербург—Петрозаводск—Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и
Воркутой), государствами Балтии (С-Петербург—Таллин, С-
Петербург—Псков—Рига, С-Петербург—Псков—Вильнюс и далее — на Калининград).

Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с её южными морями.[111]

По железным дорогам района перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и другая продукция. В вывозе преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Во ввозе — топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт.

Для района характерно значительное преобладание ввоза над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности.
Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным экономическим районом.

Существенно новой оценки заслуживает геополитическое положение региона. После прекращения существования СССР именно этот регион стал для
России практически единственным непосредственным выходом в западную
(атлантическую) сферу мирового рынка. И сразу выяснилось, что этот выход совершенно недостаточно обустроен для успешного выполнения своей новой роли
— сказываются предпочтения прежних лет (по количеству портов, сухопутных путей за рубеж, инфраструктурному обеспечению, обустройству государственной границы). Но решать задачу неизбежно придётся, поскольку ни на черноморские порты, ни на порты государств Балтии Россия всерьёз рассчитывать не может.
Необходимо особо подчеркнуть, что сформировать полноценный морской выход
России в Европу — это чрезвычайно важная задача не только для Санкт-
Петербурга и Ленинградской области, а для всей России. Но главную роль, безусловно, должна играть сама Российская Федерация. Не исключено, что это и есть важнейший в будущем ресурс развития.[112]

Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в
Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более интенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо просматривается неоднозначная проблема освоения Северного морского шельфа.
В решении обеих проблем неизбежно придётся участвовать и Северо-
Западу.[113]

В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского
НПЗ).[114]
Северный экономический район.

Северный экономический район обладает выгодным географическим положением, выходом к морям: Баренцеву, Белому, Печорскому; имеет незамерзающий порт — Мурманск, что обеспечивает постоянные морские связи со странами мира. Поэтому транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта.[115]

Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт.[116]

Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск,
Вологда — Архангельск, Коноша — Котлас — Воркута. В южной части района в пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги
Санкт-Петербург — Череповец — Вологда, в крайней западной части района — линия Санкт-Петербург — Сортавала — Юшкозеро. По территории района также проходят две меридиональные железные дороги: Москва — Архангельск и Санкт-
Петербург — Мурманск. Созданная сеть железных дорог связывает регион со всеми районами страны. Но в отличие от других районов европейской части
России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы.[117]

Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега,
Уса. Судоходны и озёра — Ладожское, Онежское. Создан Беломорско-Балтийский канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции.
Внутренними естественными путями через систему каналов осуществляется перевозка громоздких транспортоёмких грузов, в основном топлива (угля), леса, руды, машин, строительных материалов.[118]

Приморское положение Северного района способствовало развитию морского транспорта и сейчас он играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом на экспорт лес. На территории района находятся крупнейшие морские порты, через которые осуществляются экспортно-импортные связи России со многими странами мира: Архангельск — самый крупный лесоэкспортный порт России и Мурманск — крупнейшая рыбная база страны.

Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск
— Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть лесовозных дорог.[119]

Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский —
Ухта; Тэбук — Ухта; Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок; Ухта — Ярославль и другие.[120] Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод
«Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории
Северного района, например Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона.

В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.
Центральный экономический район.

ЦЭР отличается выгодным географическим положением в центре европейской части России, находится в узле важнейших транспортных путей — железнодорожных, автомобильных, водных, трубопроводов, авиалиний.[121]

Поэтому район характеризуется развитым транспортным комплексом, во многом определяющим экономическую роль района. Транспортная сеть представлена всеми видами транспорта.[122]

По плотности железнодорожной сети (электрифицированной на подходах к
Москве) район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, но быстро растет доля автоперевозок. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.

Район также имеет и довольно густую сеть трубопроводов. Крупнейший транспортный центр — Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий; 15 автомагистралей; многочисленных воздушных трасс, связывающих
Москву с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья; трубопроводов; важного участка Единого водного пути европейской части РФ, который связывает Москву по системе каналов и Волге с Балтийским, Белым,
Каспийским, Азовским и Черным морями.[123]

Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива (энергоносители, лес, лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, импортные промышленные и продовольственные товары, хлопок) над вывозом транспортабельной готовой продукции (машины, оборудование, автомобили, станки, приборы, инструмент, изделия электротехники, бытовые приборы, ткани, обувь и т.д.).

Сегодня в районе весьма актуальны многие транспортные проблемы, например техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург; совершенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы.

В условиях перехода к рынку будут происходить структурные изменения транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.
Волго-Вятский экономический район.

Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным.
Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами
России.[124]

Основными магистральные железнодорожными линиями, проходящими через территорию района, являются: Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь;
Москва — Арзамас — Казань; Нижний Новгород — Саранск — Пенза; Санкт-
Петербург — Котельнич — Киров — Пермь. Имеется также ряд железных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. На железные дороги приходится около 80% грузооборота района. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики.
Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс. км.[125]

Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным,
Поволжским, Уральским регионами России.

Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского,
Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлический лом, различные виды машин и оборудования.[126]

Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва — Нижний
Новгород. Однако их протяженность явно недостаточна, особенно в сельской местности, что сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.[127]

Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от
Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и
Поволжья.[128]

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом. В район ввозятся топливо
(сырая нефть, газ, каменный уголь), прокат черных и цветных металлов, пластмассы, шины, стройматериалы, зерно, мясо. Вывозятся же автомобили, бумага, оборудование, станки, продукция химических предприятий.[129]
Центрально-Черноземный экономический район.

Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно- географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по
России. Основные виды транспорта — железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды.[130]

Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном направлении — железные дороги: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва —
Донбасс; Москва — Курск — Харьков. В восточном направлении: Саратов —
Тамбов — Мичуринск; Воронеж — Курск — Киев; Валуйки — Минск и другие.

Автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайоннные перевозки. Через Центрально-Черноземный район проходят и крупные автострады: Москва — Симферополь; Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва
— Тамбов.[131]

Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными.
Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с
Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с
Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы, товары народного потребления и т.д.[132]
Северо-Кавказский экономический район.

Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья.[133]

Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес —
Махачкала — Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград —
Сальск — Краснодар — Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов —
Армавир; Армавир — Туапсе; Кропоткин — Краснодар — Новороссийск и др.).
Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России.[134] Следует также отметить дорогу
Астрахань — Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.[135]

Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомобильный транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и внешнеторговое значение. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе,
Махачкала. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском
Донце.[136]

Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт. Особенно важна роль нефтепровода Махачкала — Грозный — Туапсе. Сейчас решается вопрос о надёжности этого транспорта.[137]

По балансу производимой и потребляемой продукции Северо-Кавказский экономический район имеет положительное сальдо, т. е. размеры производства товарной продукции превышают потребление. В межрайонном обмене Северный
Кавказ выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного, энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент и уголь. Основные продукты ввоза — прокат черных металлов, некоторые виды минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили, тракторы, а в последнее время нефть.[138]

В перспективе развития транспортного комплекса стоит задача строительства обводной дороги в обход территории Чечни.[139]
Поволжский экономический район.

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань
— Екатеринбург, Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов —
Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза —
Ульяновск — Мелекес — Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с
Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога — Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.
Построены дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз; Элиста — Двины; Астрахань —
Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной
Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.[140]
Уральский экономический район.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7