Промышленность Дании
Промышленность Дании
Промышленность Дании
Подобно соседним
скандинавским странам, Дания полностью ощутила влияние промышленной революции
только в конце 19 в., главным образом из-за отсутствия угольных месторождений.
Возможности для развития промышленности в Дании были гораздо более ограничены,
чем в любой другой стране Северной Европы. В отличие от Швеции и Норвегии, в
Дании нет крупных рек и значительных запасов гидроэнергии. Запасов нефти и газа
в датском секторе Северного моря меньше, чем в норвежском и британском. Леса
занимают менее 10% площади страны.
Структура промышленности
Дании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на ресурсах известняков
и глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличие
квалифицированной рабочей силы.
В 1990-е годы Дания
располагала разнообразной промышленностью, причем ни одна из отраслей не
занимала господствующего положения в экономике. В 1996 численность занятых в
промышленности составляла 485 тыс. человек и фактически мало изменилась с 1985.
Примерно четверть занятых сконцентрированы в металлургии и машиностроении. Тем
не менее в 1996 промышленные предприятия производили примерно 27% ВВП Дании и
поставляли ок. 75% экспорта. В стране действуют как крупные заводы по
производству чугуна и стали (крупнейший из них - сталелитейный комбинат в
Фредериксверке), так и многочисленные мелкие предприятия по производству
доильных аппаратов и электронного оборудования. Промышленные предприятия
размещены во многих районах страны и обеспечивают рабочие места почти в каждом
городе. Однако крупнейшие и самые известные промышленные центры - Копенгаген,
Орхус и Оденсе. Судостроение было важнейшей отраслью промышленности Дании, но
из-за иностранной конкуренции была свернута или полностью прекратилась
деятельность многих крупных судоверфей в Копенгагене, Хельсингёре и Ольборге.
Однако функционируют судоверфи в Оденсе и Фредериксхавне. В 1912 на судоверфях
в Копенгагене было впервые спущено на воду большое двухпалубное дизельное судно
"Зеландия". Датские судоверфи специализируются также на выпуске
судов-рефрижераторов, железнодорожных и автомобильных паромов.
Два других важных сектора
промышленности Дании - это сельскохозяйственное машиностроение (свеклоуборочные
комбайны, доильные агрегаты и др.) и производство электротехнических товаров
(от кабелей до телевизоров и холодильников). Дания внедрилась на международный
рынок, специализируясь по некоторым видам товаров. Здесь выделяется цементная
промышленность, возникшая на базе залежей известняка в районе Ольборга.
Производство цемента расширялось с 1945 до 1970-х годов, но затем сократилось в
связи с уменьшением масштабов строительства в самой Дании. Развитие этой
отрасли стимулировало производство соответствующих машин, и Дания экспортировала
готовые цементные заводы более, чем в 70 стран. Еще один вид полезных
ископаемых Дании - глина - используется как сырье для производства кирпича и
черепицы. Основной район этого производства - северо-восточная Зеландия,
расположенная поблизости от развитого производства строительных материалов в
Большом Копенгагене.
Некоторые отрасли датской
промышленности работают на местном сельскохозяйственном сырье. Сахарные заводы
сконцентрированы на островах, в основном на Лолланне и Фальстере, где выращивают
сахарную свеклу. Отходы этого производства - важный источник кормов для скота;
налажено производство промышленного спирта, алкогольных напитков и дрожжей из
картофеля, патоки (побочный продукт сахарного производства), зерновых и
сахарной свеклы. Бльшая часть этих предприятий находится в Копенгагене,
Ольборге и Раннерсе, некоторые - в Хобро и Слагельсе. Пивоваренные заводы
используют часть сбора ячменя. Около 90% датского пива вырабатывается в
Копенгагене; крупные пивоваренные заводы находятся также в Оденсе, Орхусе и
Раннерсе.
Транспорт. Судостроение
Почти две трети ВВП
создается в частном секторе. Территориально промышленный потенциал Дании
перемещается в западные регионы страны (о. Фюн и Ютландия), что вызвано
растущим интересом датчан к рынкам Центральной Европы. В настоящее время две
трети производственных компаний сосредоточены в этих регионах.
После непродолжительной
стагнации промышленности в 1995 и 1996 годах, связанной с падением датской
кроны по отношению к европейским валютам и американскому доллару, 1997 год
показал рост производства и объема экспорта. Эта тенденция вызвана повышением
спроса на европейских рынках и усилением экспортного потенциала Дании.
Общая стоимость
произведенной в Дании в 1997 году промышленной продукции составляет около 400
млрд. крон. Две трети производимой продукции экспортируется.
Ведущими отраслями
датской индустрии являются металлообработка, машиностроение и приборостроение.
Здесь создается около 34% всего объема промышленного производства. Важное место
занимает пищевая - 26%, химическая - 16,5%, целлюлозно-бумажная и
полиграфическая - 8,5%, а также деревообрабатывающая и мебельная - 7,8%
промышленность. Все эти отрасли имеют устойчивую тенденцию к росту производства
и экспорта своей продукции. После нескольких лет застоя наметился подъем
текстильной и швейной промышленности. В настоящее время эти отрасли дают около
3,5% от общего объема промышленного производства. Кожевенная промышленность
находится в кризисе.
Итоги 1997 года,
положение в экономике Дании в начале 1998 года, позволяют сделать вывод о том,
что экономика страны находится в стадии подъема. Прогнозы датских и
международных экспертов уверенно предвещают для экономики Дании на ближайший
период умеренный рост ВВП, дальнейший подъем сельскохозяйственного и промышленного
производства, умеренный рост экспорта и укрепление валютно-финансового
положения страны.
По оценкам экспертов
Международного валютного фонда и Организации экономического сотрудничества и
развития темпы экономического роста в Дании несколько снизятся и приблизятся к
среднеевропейским (2,7%), темпы инфляции, попрежнему, будут превышать
среднеевропейские (на 0,5%), а уровень безработицы еще более снизится до
рекордно низкой отметки в 6,9% к 1999 году.
14 апреля 1998 года
правительство Дании официльно объявило о планах достижения стратегических целей
на период до 2005 года: снизить уровень безработицы до 5%; снизить
государственный долг до 40% ВВП; ликвидировать иностранную задолженность Дании
к 2005 году.
Вместе с тем, и датские
(Национальный Банк Дании), и междунардные эксперты (МВФ) неоднократно
высказывали опасения по поводу возможности перегрева экономики Дании и
необходимости принятия жестких мер для ограничения роста заработной платы и
частного потребления в стране. Подъем экономики Дании, тем не менее, не привел
к существенному росту датского экспорта, что объясняется, главным образом,
неблагоприятным соотношением датской кроны к доллару США.
Наиболее динамично
развивающиеся отрасли промышленности, производящие мебель, фармацевтические
товары, медицинское, природоохранное и ветроэнергетическое оборудование, а
также агропромышленный комплекс (производство мяса свинины и мяса говядины,
сливочного масла, сыров и сухого молока) имеют хорошие шансы на продолжение
роста. В промышленности и сельском хозяйстве еще сильнее будет сделан упор на
приоритет экологически чистых технологий.
Продолжится развитие
транспортной инфраструктуры, в первую очередь сети скоростных автодорог и
переправ через проливы, а также модернизация и электрификация железнодорожного
транспорта, строительства миниметро в Копенгагене.
Вместе с тем, в сфере
транспортных услуг заметный рост объема грузооборота ожидался в 1998 году лишь
в морском транспорте за счет дальнейшего развития контейнерных перевозок.
Капиталовложения в развитие датских морских портов должны принести
положительные результаты в плане увеличения грузооборота в последующие годы.
В 1998 году ожидался
дальнейший рост в таких отраслях, как телекоммуникации и информатика.
Продолжены работы по развитию единой компьютерной сети в Дании.
Транспорт
Транспортная
промышленность Дании традиционно считается одной из важнейших отраслей
экономики и является третьей по объему экспорта в стране. Она остается
значительным источником поступлений иностранной валюты (около 90% поступлений).
Морской транспорт. На его
долю приходится примерно 75% всех внешнеторговых перевозок.
Торговый флот под датским
флагом сегодня включает в себя более 1656 судов общим тоннажем 5,9 млн. тонн,
из которых половина занята в линейном, около 20% в трамповом судоходстве, треть
используется для перевозки танкерных грузов. Датчане покрывают 5% мирового
рынка грузоперевозок.
Активность торгового
флота Дании концентрируется преимущественно на международных линиях. Внутренние
перевозки занимают только 10% товарооборота судоходных компаний.
Транспортировка грузов в Европе - составляет 25% оборота. Крупнейшим рынком
морских перевозок для Дании является североамериканский континент. На его долю
приходится 50% всего товарооборота датского флота. Внутри стран Северной Европы
датчане выполняют только 5% морских перевозок. В Россию датские судоходные
компании в 1997 г. перевезли около 360 тыс. тонн грузов.
Датские судовладельцы
управляют одним их самых современных флотов со средним возрастом судов менее 8
лет, что почти в два раза ниже среднего возраста мирового торгового флота. В
1997 году чистый доход от эксплуатации торгового флота, который, главным
образом, используется для перевозки внешнеторговых грузов, составил 8 млрд.
долларов. В торговом флоте занято 20 тыс. человек.
В Дании более 300
судоходных компаний, крупнейшими из которых владеют концерны "А. П.
Мюллер" и "Лауритцен". Первому принадлежит ведущее место в мире
по перевозкам стандартных 20-футовых контейнеров. Если в 1990 году эта компания
уже владела двумя крупнейшими в мире контейнеровозами "Зеландия" и
"Ютландия", способных одновременно перевозить по 3600 стандартных
20-футовых контейнеров каждый, то в 1996 году "А. П. Мюллер" получил
первый из 12 заказанных гигантских судов-контейнеровозов, каждое из которых
способно перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что делает
такие суда самыми большими в мире на сегодняшний день.
В 1997 году через 48
датских портов прошло грузов общим тоннажем 80 млн. тонн. Грузоперевозки в
Россию обслуживаются в основном судоходной компанией "ДФДС Транспорт"
и фирмой "Контейнершипс". Основными портами, используемыми датчанами
являются прибалтийские терминалы, Хельсинки, С-Петербург и Калининград. Порты
Балтии и Финляндии пользуются у грузоотправителей в Россию большим предпочтением
по сравнению с российскими портами. Датчане связывают это с плохой работой
таможенных постов на российских морских терминалах, сложностью использования
процедуры TIR, а также низкой скоростью грузопереработки в российских портах.
Железнодорожный транспорт
сосредоточен главным образом, в ведении государственной компании Датских
национальных железных дорог (ДСБ). Кроме того, в Дании существует 13 мелких
железных дорог, осуществляющих перевозки на острове Зеландия. Общая длина
датских железных дорог составляет более 3 тыс. км, в том числе 2344 км дорог
электрифицированы. К 2000 году планируется полностью электрифицировать всю
железнодорожную сеть. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно
150 млн. пассажиров и более 9 млн. тонн грузов, в т.ч. около 65% внешнеторговых
грузов. Около 20% пассажиропотока приходится на этот вид транспорта.
ДСБ принадлежат не только
железные дороги, но и 283 станции, а также подвижной состав, который включает
примерно 200 магистральных и более 200 маневровых электрических и дизельных
локомотивов, более чем 6,5 тыс. вагонов различных типов. Кроме того, ДСБ
эксплуатирует порядка 30 крупных паромов, осуществляющих переправу на 304
паромных линиях. Ежедневно паромами ДСБ осуществляется более 275
отходов-заходов. 600 автобусов ДСБ обслуживают 7373 км автобусных маршрутов
между станциями на различных линиях.
В 1996 г. на ДСБ работало
более 15,5 тыс. человек, прибыль составила 7,3 млн. крон, из них 2,6 млн. крон
приходилось на пассажирские перевозки и 1 млн. крон на грузовые.
Автомобильный транспорт
имеет важное значение для грузопассажирских перевозок внутри страны. Ежегодно
автотранспортом осуществляются более 75% всех внутренних грузовых перевозок и
более 90% пассажирских перевозок, а также приблизительно 8% внешнеторговых
перевозок грузов.
В настоящее время
большинство сухопутных транспортных потоков (как автомобильных, так и
железнодорожных) идущих из Центральной и Западной Европы в Швецию, Норвегию и
Финляндию, а также в обратном направлении, сходятся к датским проливам. На
берегах проливов Эресунн и Большой Бельт многочисленные машины, автобусы и
вагоны должны загружаться на паромы, чтобы достигнуть противоположного берега.
Поэтому через эти проливы - Эресунн, разделяющий Данию и Швецию, и Большой
Бельт, который пролегает между датскими островами Зеландия и Фюн, полным ходом
идет возведение мостовых и туннельных переправ. Этим транспортным артериям
уделяется большое внимание со стороны Европейского Союза, так как вместе они
должны завершить объединение в единое целое автомобильной и железнодорожной
сети на континенте. Эти переправы развяжут пробки, движение станет
бесперебойным и скоростным.
Транспортным путем через
Финляндию, Швецию, Данию все активнее пользуются российские экспортеры и
импортеры, поэтому Россия тоже получит выгоду от ускорения перевозок в этом
направлении.
Общая длина переправы
через Эресунн составит 16 км. и будет готова в 2000 году. Она сооружается между
крупным городом юга Швеции Мальмё и датской столицей Копенгаген на основе
межправительственного соглашения между Данией и Швецией. Строители Большого
Бельта должны были ввести в строй переправу между островом Зеландия и островом
Фюн 15 июня 1998 года. Общая длина переправы составит 18 км.
Затраты на возведение
обеих переправ оцениваются более чем в 10 млрд. долларов. Эти расходы в будущем
должны себя окупить не только за счет взимания платы за проезда по мостам.
Швеция и Дания надеются крупно выиграть в результате того, что регион Мальмё
-Копенгаген, соединенный скоростными трассами, получит мощный стимул для
дальнейшего экономического развития.
По оценкам экономистов по
мосту между Мальмё и Копенгагеном после ввода его в эксплуатацию будет
проезжать 10 тыс. транспортных средств в сутки. В дальнейшем транспортные
потоки могут увеличиться до 30-40 тыс.
Кроме того, в
соответствии с договором между правительствами Дании и Германии начаты проекты
по технико-экономическому обоснованию строительства переправы между двумя
странами через пролив Фехмерн.
Воздушный транспорт.
Центральное место здесь занимает авиакомпания SAS ("Скандинэвиэн Эрлайнз
Систем") - совместное государственно-частное предприятие с участием
Швеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все внешние авиаперевозки, в то
время как её датское отделение "Данэйр" занимается перевозками внутри
страны. Ежегодно авиакомпанией SAS перевозится более 13 млн. пассажиров, в том
числе отделением "Данэйр" на внутренних линиях Дании около 2,5 млн.
пассажиров.
Помимо SAS и
"Данэйр" в Дании имеется крупнейшая в мире чартерная авиакомпания
"Стерлинг Эйруэйз" и около 10 мелких авиакомпаний, осуществляющих
полеты внутри страны и на короткие расстояния за границу (восток Швеции,
юго-восток Англии и север Германии).
SAS предпринимает все
необходимые меры для выживания в конкурентной борьбе, которая по расчетам
экспертов приведет к тому, что к 2000 году в Западной Европе сохранится только
5 сильнейших авиакомпаний. SAS имеет тесные контакты с авиакомпаниями
"Тексас Эйр" (США), "Суиссэйр" (Швейцария),
"Финнэйр" (Финляндия) "Лан-Чиле" (Чили), "Тай"
(Таиланд) и "Ана-Олл-Ниппон Эйлайнз" (Япония) и обменялась с ними
акциями с тем, чтобы успешнее противостоять конкуренции со стороны более мощных
западноевропейских компаний.
В Дании имеется 34
аэропорта, способных принимать современные реактивные лайнеры. Крупнейший из
них Копенгагенский аэропорт "Каструп" (15 млн. обслуживаемых
пассажиров в год, включая транзитных) занимает пятое место в Западной Европе. В
аэропорту ведутся работы по его расширению с тем, чтобы довести пропускную
способность к 2000 году до 20 млн. человек.
Трубопроводный транспорт
приобрел важное значение с началом разработки (середина 80-х годов) нефтяных и
газовых месторождений в датском секторе Северного моря.
В настоящее время в
стране имеется необходимая сеть газо- и нефтепроводов. В эксплуатации
государственной компании трубопроводного транспорта "Данск Олиерер",
входящей в концерн "Донг", имеется 200 км. подводных и 110 км.
сухопутных нефтепроводов, а также 200 км. подводных и 760 км. сухопутных
магистральных газопроводов. Газораспределительная трубопроводная сеть страны
имет протяженность более 14 тыс. км.
Судостроение
Дания является одной из
немногих стран, которые занимаются морским судостроением. В 1997 году в датских
доках сошло на воду 16 судов различных классов общим водоизмещением 414 тыс.
тонн и грузоподъемностью 375 тыс. тонн, что соответствует 2% мирового рынка
строительства судов.
Высокие производственные
издержки затрудняют привлечение иностранных заказчиков. В условиях
обострившейся конкуренции на мировом рынке судостроения основными заказчиками
для датских судоверфей в настоящее время являются датские судоходные компании.
На датских верфях
осуществляется строительство морских стандартных судов, а именно универсальных
грузовых контейнеровозов, танкеров для перевозки химических грузов с
нержавеющими грузовыми цистернами и двойными корпусами. Осуществляются
экспериментальные работы по строительству специализированных судов -
цементовозы, пассажирские и автомобильные паромы, транспортные суда и буксиры.
В течение последних лет
отмечается постоянное уменьшение портфеля заказов датских судостроителей. Так,
если в 1993 году он составлял 51 судно с дедвейтом почти 3000 тыс. тонн и
грузоподъемностью около 1800 тыс. тонн, то в 1997 году датские компании
выполняли заказы на строительство 28 судов с дедвейтом 1043 тыс. тонн и
грузоподъемностью 867 тыс. тонн., из них новые контракты были только на 9
судов.
Проблемы в судостроении,
затрагивающие и субподрядные компании, традиционно поставляющие комплектующие
для этой отрасли промышленности, датские фирмы стремятся преодолеть путем
расширения услуг по ремонту судов и диверсификацией производства. В 1996 году
оборот верфей только на ремонт вырос почти в два раза и составил около 900 млн.
крон. Выполнение заказов, не связанных напрямую с судостроением, выросло почти
до 4 млрд. крон и составило 30% от всего оборота промышленности.
Страницы: 1, 2, 3
|