Прогнозирование и программирование миграционных процессов
Примечание. Сумма показателей сальдо миграций
по пяти географических направлениях может не совпадать с итоговым показателем
за счет округления исходных данных.
Рисунок 1 - Возрастная
структура внешних мигрантов в 2004 году (фактические данные) и в 2050 году
(прогноз)
2.2
Программирование миграционных процессов на федеральном уровне
Программирование
миграционных процессов проводится на основании законодательства РФ в этой
области.
Это в первую очередь
федеральная миграционная программа, которая имеет долгосрочный характер.
Наконец, «одобрена»
концепция миграционной политики, названная «Концепцией регулирования
миграционных процессов в Российской Федерации».
Концепция регулирования
миграционных процессов, подписанная 1 марта 2003 года, описывает миграционную
ситуацию, цели, принципы, задачи, направления и механизмы регулирования
миграционных процессов. Во главу угла регулирования миграционных процессов
ставится «обеспечение условий социально-экономического и демографического
развития страны» Концепция демографического развития Российской Федерации на
период 2015г. [8, 171].
Если рассматривать
действующую федеральную миграционную программу более подробно, то можно
отметить её комплексной характер. Программа разработана Федеральной
миграционной службой России (ФМС России) с участием ее территориальных органов,
других федеральных органов исполнительной власти, посольств Российской
Федерации в государствах - республиках бывшего Союза ССР, научных учреждений и
общественных объединений, занимающихся проблемами миграции.
В программе описаны цели,
принципы и задачи миграционной политики на федеральном уровне. Выделены пять
основных миграционных потоков:
вынужденная миграция;
внешняя миграция;
внешняя трудовая
миграция;
незаконная миграция;
внутренняя (социально-экономическая)
миграция
В рамках реализации
Федеральной миграционной программы будет осуществляться координация перемещения
репрессированных народов с целью исключения наложения миграционных потоков и
оказания содействия в обустройстве в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. В связи с этим предусматривается разработка механизмов
возвращения репрессированных народов в места их исторического проживания.
В отношении народностей,
проживавших в Российской Федерации, решение проблем восстановления исторической
справедливости осуществляется в основном при участии государств - республик
бывшего Союза ССР там, где это затрагивает общие интересы. Проблемы в отношении
народов, имеющих другую историческую родину, необходимо решать совместно с
государствами, участвовавшими в их перемещениях
Закреплены основные
направления программы:
1.Подготовка предложений
по совершенствованию законодательства в области миграции, создание правовой
базы, определяющей основные взаимные права и обязанности мигранта и
государства.
2.Защита прав мигрантов в
соответствии с действующим законодательством и нормами международного права.
3.Организация
иммиграционного контроля, регулирование миграционных потоков.
4.Прием, временное
размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения,
оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом
постоянном месте жительства.
5.Разработка предложений
по реализации внешней и внутренней политики России, влияющих на миграционные
процессы.
6.Прогнозирование
миграционных процессов и формирование государственной миграционной политики с
учетом изменения общеполитической и экономической ситуации.
7.Разработка региональных
и межрегиональных программ и организация их выполнения.
8.Распределение средств,
выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции, и контроль за
их использованием. Определение альтернативных источников финансирования.
9.Разработка механизмов
взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными
органами.
10.Взаимодействие с
российскими, международными и зарубежными правительственными и
неправительственными организациями, ассоциациями и фирмами с целью оказания
практической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционных
проблем
Также в программе четко
прописаны мероприятия , которые необходимо провести в различных направлениях
для выполнения программы и назначены ответственные исполнители. Назначение не
просто исполнителей, а ответственных исполнителей играет важную роль в успешном
выполнении мероприятий. Сами программные мероприятия осуществляются в следующих
направлениях: мероприятия по правовому обеспечению; мероприятия программы по
оказанию помощи вынужденным мигрантам; мероприятия программы по организации
иммиграционного контроля; мероприятия программы по решению проблем внешней
трудовой миграции и ряду других направлений.
Еще в программе дана
краткая характеристика территорий России, оцениваемых как относительно благоприятных
для массового приема вынужденных мигрантов. Перечень этих территорий постоянно
изменяется , какие-то территории добавляются, какие-то выбывают.
В процессе реализации
программы ведется учет фонда земель для расселения в сельской местности всех категорий
граждан- переселенцев.
Очерчен круг вопросов,
подлежащих совместному решению ФМС России и другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ,
общественными объединениями , благотворительными фондами.
Помимо этого программа
содержит перечень государственных, региональных и отраслевых программ
оказывающих воздействие на формирование миграционных потоков в РФ.[2]
Одним из самых важных и
проработанным моментом является финансирование как всей программы, так и
отдельных её направлений, а также источников средств. И пожалуй этот элемент не
всегда отвечал действительности, из-за сложной экономической ситуации в стране
, из-за высокой инфляции и т. д. И только в последние годы государство стало
выделять необходимые суммы на реализацию миграционной программы.
2.3
Программирование миграционных процессов на региональном уровне (па примере
Пензенской области)
В целях обеспечения
реализации государственной миграционной политики на территории области была
принята и реализована « Целевая миграционная Программа Пензенской области на
2004 - 2006 годы.» Она является продолжением «миграционной Программы Пензенской
области на 1998 - 2000 года.», которая была довольно успешно реализована на
территории Пензенской области.
Основание для разработки «Целевой
миграционной Программы Пензенской области на 2004 - 2006 годы.» являлась
"Концепция регулирования миграционных процессов в Российской
Федерации", одобренная распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 N
256-р.
Заказчиком выступило-
Управление по делам миграции УВД Пензенской области.
Целью Программы является
создание системы регулирования миграционных процессов, приведение их параметров
в соответствие со стратегией устойчивого социально-экономического развития
Пензенской области.
Приоритетные задачи:
оптимизация объема и структуры миграционных потоков, лучшее использование
потенциала мигрантов в интересах социально-экономического и демографического
развития области; совершенствование системы регистрации иностранных граждан, прибывающих
на территорию области, борьба с незаконной миграцией; предупреждение
возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в связи с прибытием
мигрантов, в том числе из регионов повышенного эпидемиологического риска;
обеспечение приемлемых социально-бытовых условий пребывания мигрантов в
области.
Основные исполнители
программы - Управление по делам миграции УВД Пензенской области, Департамент
федеральной государственной службы занятости населения ( ФГСЗН) Пензенской
области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство
здравоохранения и социального развития Пензенской области, Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пензенской области,
Экспертно-консультативный совет при Управлении по делам миграции УВД Пензенской
области, Пензенский областной комитет государственной статистики, Управление
финансов Пензенской области, отдел паспортно-визовой службы УВД Пензенской
области.
Источники финансирования-
Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета производится
согласно плановым назначениям Федеральной миграционной службы МВД России.
Финансирование
мероприятий из бюджета Пензенской области производится по согласованию с
Правительством области с учетом реальных возможностей бюджета области на соответствующий
год. Внебюджетные источники.[6]
В программе дана полная
характеристика социально-экономическая характеристика области, описана
инфраструктура области.
В 90-е годы
демографическое развитие области, как и России в целом, вступило в период
острейшего кризиса, охватившего все основные демографические процессы.
Наблюдается тенденция сокращения численности населения.
За 2005 год общая убыль
населения составила 14,2 тысячи человек. Естественная убыль населения - 13,7
тысячи человек, миграционная - 560 человек.
В настоящее время каждый
четвертый умирает в трудоспособном возрасте. Миграционный приток населения,
который остается долгое время положительным, не компенсирует потери населения
от естественной убыли.
За последние 10 лет
миграционный прирост составил 65,6 тысячи человек. Основную долю - около 90% -
составляют мигранты из республик бывшего СССР. Из дальнего зарубежья - около
1%.
В потоке вынужденной
миграции из стран СНГ примерно 80% составляют выходцы из Пензенской области или
люди, имевшие здесь родственные корни. Абсолютное большинство - русские. Второе
место по количественному составу в потоке вынужденной миграции занимают татары,
что также характерно и для постоянного населения области. Количество мигрантов,
расселившихся в городской местности, незначительно превышает количество
расселившихся в сельской (соответственно 53% и 47%).
Приток мигрантов играет
положительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численный
состав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16% -
пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельской
местности - 47%, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенно
медработников, учителей, квалифицированных механизаторов.
В 2005 году на территории
области работали 192 иностранных гражданина (с учетом разрешений, выданных в
2004 году, но действующих и в 2005 году). Из них граждане СНГ - 130 человек
(68%).
Эти показатели не
оказывают заметного влияния на внутриобластной рынок труда.
Основную часть
представителей стран дальнего зарубежья составляют граждане Турции (17%),
остальные - граждане Индии, Эстонии, Афганистана, Великобритании, КНР, ФРГ,
Туркмении и Грузии. Из республик бывшего СССР преобладают граждане Армении -
44% (занятые в основном в области строительства), Узбекистана - 24%.
Основная часть
иностранных работников - 85% - заняты в промышленности, 14% - в строительстве,
незначительная часть занимается коммерцией. Наблюдаются периодические перепады
в количестве привлеченной иностранной рабочей силы, связанные с сезонным
характером сельскохозяйственных и строительных работ, а также устойчивые связи
отдельных плодоовощеводческих и свеклосеющих хозяйств области с бригадами
иностранных работников из Украины и Молдовы.
Также в целях достижения
желаемых результатов был разработан целевой комплекс мер по стабилизации
миграционного процесса в области. В первоочередном порядке эти меры включают:
- стимулирование
активного участия мигрантов в процессе собственного хозяйственного
обустройства, интеграции в социальную сферу, реального трудового вклада в
экономическое развитие области;
- обеспечение мигрантов
рабочими местами, осуществление переподготовки, создание условий для
организации собственных дел, осуществление выпуска информационных материалов,
позволяющих мигрантам ориентироваться в наличии вакантных рабочих мест на
территории области по отраслям хозяйства, осуществление переподготовки и
повышения квалификации мигрантов с помощью учебно-методического центра
Департамента ФГСЗН по Пензенской области, обучение основам предпринимательства,
содействие самозанятости и предпринимательству, созданию крестьянских и
фермерских хозяйств в местах компактного расселения мигрантов;
- льготное кредитование
на обустройство со стороны государства. Это позволило бы желающим организовать
собственное производство, крестьянские или фермерские хозяйства, построить
жилье, хозяйственные постройки, закупить оборудование, технику для обработки
земли, домашний скот;
- обеспечение мигрантов
жилой площадью как для временного, так и постоянного проживания путем создания
системы обеспечения жильем. Эта задача может быть осуществлена как за счет
средств мигрантов, так и за счет средств федерального и областного бюджетов на
строительство и приобретение готового жилья. Необходимо принять меры по созданию
областного жилищного фонда для социально незащищенной категории вынужденных
переселенцев, которые имеют право на внеочередное и первоочередное
предоставление жилья в соответствии с действующим жилищным законодательством;
- улучшение положения
детей вынужденных мигрантов как наиболее социально незащищенной категории
граждан. Для этого необходимо обеспечить размещение детей, прибывших без семей,
в домах ребенка, в детских домах, в школах-интернатах; создать единый банк
данных оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев,
школ-интернатов, общежитий образовательных учреждений профессионального
образования, детских дошкольных учреждений на территории области, которые могут
быть использованы для временного размещения эвакуированных детей; организовать
работу по выявлению семей, способных временно принять детей, потерявших
родителей в межнациональных конфликтах, и оказывать этим семьям необходимую
поддержку; организовать поиск родителей, родных и близких детей, прибывших без
родителей;
- прогнозирование величин
и социально-демографических структур притока и оттока внешней миграции, в связи
с чем необходимо изучить миграционные потоки, научно обосновать причины их
возникновения и результат воздействия на социальную обстановку и миграционную
ситуацию в области;
- выдачу разрешений на
привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием;
- постоянное
регулирование процессов внутриобластной миграции на основе организованного
привлечения населения к заселению малообжитых территорий и укреплению аграрного
сектора экономики.
- выработку совместных
действий органов государственной власти области, принимающих участие в
регулировании миграционных процессов, для обеспечения обустройства, социальной
и психологической адаптации мигрантов;
- эффективное выполнение
настоящей Программы, обеспечение систематического контроля за ее
осуществлением, создание организационных условий для приема и размещения
вынужденных мигрантов на территории области, проведение семинаров, практических
конференций по проблемам организации работы с мигрантами с участием
заинтересованных сторон и исполнителей Программы, создание системы взаимного
информирования всех участников исполнения Программы;
- создание базы данных о
параметрах, характеризующих миграционные процессы
- создание механизма
привлечения инвестиций, рационального использования выделенных бюджетных
средств, повышение эффективности размещения средств, необходимых для
регулирования миграционных процессов;
- возмещение расходов,
связанных с приемом и обустройством мигрантов, формируется за счет средств,
выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий в рамках областной
миграционной Программы.[6]
Все мероприятия программы
четко прописаны: утверждены ответственные исполнители, сроки исполнения,
стоимость, источники и объем финансирования, а также ожидаемые конечные
результаты. Также программа содержит в себе технико-экономическое обоснование
некоторых показателей расходования средств на реализацию мероприятий программы.
Ожидаемые результаты
реализации Программы - создание единой и эффективно действующей системы
иммиграционного контроля, сведение до минимума незаконной миграции. Оказание
более ощутимой помощи в обустройстве слабозащищенной категории вынужденных
переселенцев. Снижение санитарно-эпидемиологического риска для населения
области в результате миграции.
В целом Пензенская
область добилась ряда поставленных задач на 2004-2006 , хотя остаются ряд
проблемы в первую очередь касающихся незаконной миграции, предоставления жилья вынужденным
переселенцам и беженцам.
Заключение
Таким образом, на
основании работы можно сделать ряд следующих выводов.
Дано понятие
прогнозированию и программированию социально-экономических массовых явлений (в
нашем случае - это миграционные процессы)
Рассмотрены основные виды
прогнозов - это поисковый и нормативный прогноз. Изучены основные методы
прогнозирования и программирования, хотя вышеперечисленные методы лишь частичка
огромного количества методов, которые продолжают появляться в этой научной
области.
В наиболее узком понимании
миграция — это совокупность безвозвратных межпоселенных передвижений населения,
связанных с переменой места жительства, т. е. переселение. Это процесс,
меняющий «рисунок» расселения в отдельных странах, на континентах, во всем
мире. Нас интересовала миграция в очередь в РФ, а также способность её
предугадать и спрограммировать свои действия в зависимости от складывающейся
ситуации.
Как и в других странах,
границы миграционной емкости России связаны с тенденциями и перспективами
экономического развития, положением на рынке труда, наличием и развитием
социальной инфраструктуры и др. Кроме того, в России приходится учитывать еще и
некоторые геополитические факторы. В частности, если бы имел место массовый
приток китайцев на российский Дальний Восток, то он не только не привел бы к
глубинной культурной ассимиляции (ввиду непосредственной близости мощного
собственного культурного материка), но и мог бы рано или поздно привести к
активизации существующих территориальных притязаний Китая.
Прогнозы миграции более
всего неопределенны, так как зависят не только от экономико-политического
будущего России, но и от ситуации как на постсоветском пространстве, так и вне
его.
Варианты прогноза
миграции между Россией, государствами — участниками СНГ и странами Балтии основаны
на сочетании сценария «стабильной русскоязычной диаспоры» для Белоруссии,
России, стран Балтии и Молдавии и скорее всего Казахстана и «медленной
репатриации» для остальных государств — участников СНГ.
Эмиграция из России в
страны дальнего зарубежья также носит в значительной степени этнический
характер, хотя нельзя не отметить, что в последние годы доля русских в числе
эмигрантов неуклонно повышается. С учетом этого прогноз выезда в дальнее
зарубежье восполнен независимой экстраполяцией по трем странам (Германия,
Израиль и США), а по другим странам — суммарно.
Как свидетельствуют
данные статистики, Россия достаточно неохотно принимает представителей
национальностей, не относящихся к народам и этническим группам Российской
Федерации и тем более выходцев из других стран. Это объясняется и позицией
общественного мнения, и геополитическими факторами. Хотя предполагается переход
от ограничения миграции в Россию этих категорий мигрантов к регулированию
иммиграции, весьма вероятно, что это произойдет не ранее 2010 г., когда начнется реальное сокращение численности населения рабочих возрастов. Можно ожидать
что вместе с активизацией трудовой миграции Россия начнет принимать более
широкий круг иммигрантов.
Расчеты показывают, что
при самых оптимистических предпосылках для поддержания стабильной численности
населения России необходимо принимать не менее полумиллиона мигрантов в год в
среднем в период 2001—2050 годов. Такой вариант развития событий мало вероятен
в силу целого ряда экономических и политических причин. Однако само
возникновение в начале ХХI века четвертого миграционного потока (миграция в
Россию из стран дальнего зарубежья) кажется вполне возможным. В 1996—2000 гг.
чистая миграция в Россию составляла 270 тыс. человек. Поэтому представляется,
что примерно столько мигрантов Россия может принимать и в будущем. Основываясь
на этих предположениях, был разработан четвертый вариант прогноза миграции.
Кроме этого был
рассмотрен ряд основополагающих законов касающихся миграции и миграционных
процессов, а также федеральная миграционная программа, "Концепция регулирования
миграционных процессов в Российской Федерации", « Целевая миграционная
Программа Пензенской области на 2004 - 2006 годы.»
Проанализировав эти
документы можно сделать вывод, что проблемы связанные с прогнозированием и
программированием миграционных процессов выходят если и не на ведущее место в
государственной политике, то по крайне мере привлекают все больше и больше
государственного внимания, как на федеральном уровне так и на региональном. О
повышенном внимании к программированию миграционных процессов говорят
постоянные поправки вносимые в долгосрочную федеральную миграционную программу.
Создаются различные государственные центры помощи мигрантам, различные государственные
и негосударственные фонды и т.д.
В Пензенской области
власти тоже стремятся идти в ногу с федеральным центром и у нас принимаются
целевые миграционные программы, которые довольно успешно реализуются.
Единственным большим минусом федеральных и региональных программ является
финансирование, которого не всегда хватает на реализацию разработанных
мероприятий и действий.
Список использованной
литературы
1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных
граждан в РФ» от 04.12.2007 № 328-Фз// ПС Гарант
2. Указ Президента РФ « О федеральной миграционной программе»
от 13.06.1996 N 881// ПС Гарант
3. Постановление Правительства РФ « О федеральной
миграционной программе на 1998-2000 годы» от 10 ноября 1997г. № 1414// ПС
Гарант
4. Распоряжение Правительства РФ "Концепция
регулирования миграционных процессов в Российской Федерации" от 1 марта 2003 г. № 256 // ПС Гарант
5. Приказ Министерства Социальной защиты населения РФ «О
мерах по реализации федеральной миграционной программы» от 10 февраля 1995 г. №29 // ПС Гарант
6. Постановление Правительства Пензенской области « О
федеральной миграционной программе Пензенской области на 2004-2006 годы» от 27
мая 2004 г. № 277-пП// ПС Гарант
7. Аверьянова Т. В. Социальная политика: Учебник для вузов. –
М.: НОРМА, 2003. -456 с.
8. Баранова К. И. Социальное программирование: Учебник для
вузов. – М.: Высшая школа, 2004. -282 с.
9. Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации:
Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. В 2ч.— Самара, 2007. - 176 с.
10. Галецкий В.Д. Миграция населения и перспективы
демографического развития России// Проблема прогнозирования .-2003. - №4. –С.
19 - 25
11. Горланов А. Н. Итоги переписи 2002 года.// Российская
газета. – 2003. – 25 марта. – С. 4 – 7.
12. Денисов Е. Н. Население России и экономические
процессы.// Социально-экономический журнал. – 2003. - №4. – С. 15 – 17.
13 Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических
процессов. -М.:Норма, 2002 .- 137 с.
14. Ерзнкян Б.А. Социальное и экономическое прогнозирование.:
Учебное пособие.:СПб.:Питер,2003. - 236 с.
15. Зиновьева Н. Н. Демография и экономика. – М.: ЮНИТИ,
2004.- 381 с.
16. Иванова Т.Д. Проблемы миграции и опыт её регулирования в
полиэтническом Кавказском регионе// Вопросы прогнозирования.-2005. - №5. – С.
47 - 58.
17. Ломакина Е. Г. Социальная география России и стран
ближнего зарубежья: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2004. - 246 с.
18. Международная миграция населения: Россия и современный
мир// Социс.-1998. - №6. – С. 38 - 48
19. Мирченко Н. Г. Население России: город и
село.//Российская газета. – 2005. - №21. – С. 5 - 6.
20. Одарин О. Миграционная политика современной
России.//Ученый совет .-2006. - №10. – С. 76 - 78
21. Опарина Н. Е. Экономическая и социальная география:
Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2003. -173 с.
22. Орешин В. Россия и международная миграция трудовых
ресурсов.// Мировая экономика и международные отношения.- 2006. - №4 – С. 17 - 25
23. Панина И. Г. Экономическая и социальная география России.
– М.: Высшая школа, 2003.- 371 с.
24. Переведенцев В.И. Миграция населения в СНГ: опыт
прогноза.//Полис.-1993.- №2. - С. 69 - 74
25. Последствия китайской миграции для России//Внешнеэкономический
бюллетень.-2004. - №4.- С. 171 - 196
26. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов. Под ред.
Т. Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. -149 с.
27. Романова А. Е. Социальное программирование и его
методика. - М.: Высшая школа, 2003. – 446с.
28. Савельева И. О. Население России: вчера, сегодня,
завтра.// Социально-экономический журнал. – 2004. - №1. – С. 38 – 42.
29. Тимофеев Н. Н. Экономическая география Российской
Федерации: Учебник для вузов. – М.: Гардарики. 2002. -372 с.
30. Тимофеева Е. Н. Демография: Учебник для вузов. – М.:
Высшая школа, 2007. – 319 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|