рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов Прикаспия рефераты


2.5. Загрязнение подземных вод


Проблема защищенности и охраны подземных вод от загрязнения имеет исключительно важное значение в связи с большим дефицитом доброкачественных водных ресурсов, характерным для аридной территории казахстанского Прикаспия.

В результате очередной трансгрессии Каспийского моря в окружающей среде произошли существенные изменения, выразившиеся в развитии ряда негативных процессов. Со стороны подземных вод также наметились определённые тенденции, связанные с изменением условия их питания, разгрузки, поступления в водоносные горизонты вредных загрязняющих веществ.

Загрязнение подземных вод в пределах более широкого ареала их распространения (в пределах всей Прикаспийской впадины) до последнего времени достаточно детально контролировались системой режимных наблюдений Центра по мониторингу подземных вод Комитета геологии и охраны недр, ныне входящего в систему Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан. По результатам этих наблюдений основное внимание обращалось на охрану месторождений подземных вод с утвержденными запасами подземных вод по промышленным категориям в разрезе административных областей прикаспийского региона. В целом, состояние их хорошее, однако в отдельных случаях отмечены повышенные содержания в них бора (4-10 ПДК), хрома (3-5 ПДК) в водозаборах Илекской зоны Актюбинской области; фенола (1-2,5 ПДК), нитратов (1-6 ПДК), алюминия (1-1,5 ПДК) в западно-Казахстанской области (пос. Дарьинское, Подстепный и др.); нефтепродуктов (1-2 ПДК) в Атырауской области (г. Атырау, г. Кульсары, пос.Каратон и др.); тяжелых металлов – в грунтовых водах в пригородах г. Актау (у хвостохранилища Кошкар-Ата и др.).

Качество морских вод прибрежной зоны и непосредственно тесно связанных с ними грунтовых вод (ГВ) этих территорий очень близко.

В местах сезонной ветровой нагонной деятельности концентрация загрязняющих веществ может снижаться, однако в случае подпора ГВ со стороны моря или защитных сооружений, в результате интенсивной испарительной концентрации общая солёность и содержание вредных веществ может возрасти до значительных пределов.

Анализ существующей ситуации и солевой баланс прибрежных ГВ свидетельствуют о том, что процессы засоления их, а с ними почвогрунтов, будут локализованы в пределах относительно узкой прибрежной полосы. Ширина её будет колебаться в зависимости от конкретных гидрологических условий каждого отдельно взятого участка. По-видимому, резкого возрастания процессов засоления ГВ в предстоящие годы наблюдаться не будет, пока будет продолжаться процесс общего подъёма уровня моря.

Для казахстанской части поборежья Каспийского моря и глубоких частей акватории предстоит выяснить возможность субмаренной разгрузки подземных вод напорных горизонтов альб-сеномана и более древних. По данным исследований Института водных проблем РАН практически величина подземного стока со стороны казахстанской части побережья принимается равной нулю.

Особое значение при организации мониторинга окружающей среды Прикаспийского региона приобретают наблюдения за изменениями уровня подземных вод в связи с развитием весьма нежелательных процессов подтопления и затопления прибрежных земель. Значительный ущерб от этого явления ежегодно несут промышленность, гражданские и сельскохозяйственные объекты, вся инфраструктура (связь, дороги, трубопроводы, электрические сети и т. д.).

Необходимо создать сеть наблюдательных скважин в тех участках прибрежной зоны, где имеются наиболее важные объекты народного хозяйства и могут возникнуть очаги загрязнения подземных и поверхностных вод.

2.6. Передвижные источники загрязнения


Рассматривая воздействие на окружающую среду передвижных источников загрязнения, мы должны учитывать воздействие автомобильного и железнодорожного транспорта, на воде – морских судов (поскольку водные перевозки по единственной судоходной реке – Уралу в течении последних десятилетий прекращены) и от авиационных перевозок.

Воздействие автомобильного транспорта отражено в катастрофической цифре – только в Мангистауской области передвижными источниками в атмосферу выброшено 62,3 тыс.тонн загрязняющих веществ.

Следует отметить, что по воздействию водных судов на состояние акватории Каспийского моря какие-либо систематизированные сведения в компетентных органах отсутствуют, хотя периодический контроль за соблюдением природоохранного законодательства в прибрежных водах осуществляется. Практически воздействие кораблей может быть зафиксировано только в акваториях морских портов, так как основные трассы морских перевозок проходят за пределами прилегающей к берегам Казахстана акватории, а объём перевозок относительно невелик (313 судов за 1997г.). Однако намечающееся резкое увеличение танкерных перевозок на перспективу требует четкого соблюдения, как повседневных регламентных требований по эксплуатации судов, так и обеспечения превентивных мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Проблема загрязнения от воздушного транспорта не является актуальной для рассматриваемого региона в связи с относительно небольшой интенсивностью воздушных перевозок. Так, например, среднемесячная интенсивность движения по Актаускому аэропорту характеризуется в настоящее время 182 самолётовылетами, включая все типы воздушных судов – от крупнотоннажных ИЛ-76, до малой авиации (АН-2, Л-410) и вертолётов. Аналогичный уровень нагрузок и в Атырауском аэропорту. В связи с этим, и учитывая обширные размеры рассматриваемого региона, удельные нагрузки на окружающую среду в данном случае можно считать ничтожными.

 

2.7. Загрязнение компонентов морской среды Каспийского моря


Северная часть Каспийского моря является биологически наиболее продуктивной. Это во многом объясняется впадающими реками, приносящими растворённые питательные вещества. Вместе с тем, реки приносят в Каспий большое количество загрязняющих веществ из промышленных и сельскохозяйственных районов, подавляющее большинство которых нефть, нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы, пестициды и другие реагенты. Для экосистемы Северного Каспия наиболее характерна загрязнённость тяжелыми металлами и нефтью, которые могут влиять на условия обитания гидробионтов, в том числе и рыб. Тревогу в этом вопросе вызывает развитие нефтедобычи в прибрежных районах северо-восточной части моря, связанное с освоением Тенгиза, Прорвы и др. Отмечается также, загрязнение водных масс Северного Каспия тяжелыми металлами (цинк, медь, свинец и др.), что ведёт к повышению уровня кумуляции ряда элементов в органах и тканях каспийской сельди и осетровых.

Существует потенциальная опасность загрязнения углеводородами и тяжелыми металлами рыб, находящихся длительное время в шельфовой зоне Каспия после нереста и во время нагула.

До последнего времени (начало 90-х годов), не проводилось комплексных исследований по загрязнению нефтепродуктами и тяжелыми маталлами компонентов морской среды Каспия и представителей ихтиофауны.

Этот пробел частично восполнен исследованиями в рамках программы “ Исследование исходного состояния окружающей среды в северо-восточной части Каспийского моря, май 1996г.’’ (ККШ, 1997г.)

2.8 Пути решения экологических проблем региона


Экологические проблемы Каспия и его побережья являются следствием всей истории экстенсивного экономического развития в странах региона. На это накладываются как долговременные природные изменения (вековые колебания уровня моря, изменение климата), так и острые социально-экономические проблемы сегодняшнего дня (переходный период, экономический кризис, конфликты, внедрение транснациональных корпораций и т.п.).

Возникшие проблемы по состоянию и загрязнению Каспия требуют срочного принятия мер по охране окружающей среды в регионе. Для оздоровления и восстановления экологической обстановке Каспийского моря решением правительств пяти прибрежных государств с 1998 г начала работать Каспийская Экологическая Программа (Тасис, ЮНДП, Всемирный банк) в рамках которой будет разработан Стратегический План Действий по оздоровлению экологической обстановке в регионе.

Значительная часть ущерба, наносимого природе человеческой деятельностью, остается за рамками экономических расчетов. Именно отсутствие методов экономической оценки биоразнообразия и экологических услуг приводит к тому, что планирующие органы прикаспийских стран отдают предпочтение развитию добывающих отраслей и “аграрной индустрии” в ущерб устойчивому использованию биоресурсов, туризму и рекреации.

При освоении углеводородных ресурсов в бассейне Каспийского моря и эксплуатации, действующих необходимо проводить природоохранные мероприятия. Регион Каспийского моря входит в категорию тех экологических зон, которые находятся на грани кризиса. Следовательно, всем Прикаспийским государствам необходимо разработать и внедрить единые нормативные, методические и правовые документы при освоении углеводородного сырья, которые бы исключали или снижали техногенное воздействие на экосистему Каспия. Если эти страны будут совместно, рационально использовать природные ресурсы, проведут работы по увеличению численности растений и животных, природоохранные мероприятия, то в таком случае Каспий будет жить. Очень важны международные службы по незамедлительным действиям при авариях на Каспии. Мы также нуждаемся в каспийском экологическом Фонде, так как не может быть и вопроса о защите без финансирования.

Обеспечение экологической безопасности, развитие экологического мониторинга является приоритетной проблемой каждого государства.

Загрязнение моря от нефтедобычи в ближней перспективе заметно увеличится, главным образом в Северном Каспии, с постепенным распространением в Средний и Южный Каспий вдоль западного берега. Единственный практический путь сдерживания этого загрязнения - законодательное ограничение нефтедобычи. Однако, данный путь представляется маловероятным

Возможность восстановления экосистем Каспия во многом зависит от согласованных действий прикаспийских государств. До сих пор, при большом количестве принимаемых “экологических” решений и планов, отсутствуют системы и критерии контроля за их результативностью. Такая система выгодна всем действующим на Каспии хозяйственным субъектам, включая госструктуры, национальные и транснациональные корпорации.

Система экологического мониторинга и научных исследований на Каспии является сверхцентрализованной, громоздкой, дорогостоящей и малоэффективной, допускающей манипулирование информацией и общественным мнением. Необходима постоянная оптимизация этой работы, направленная на общее улучшение службы экологического мониторинга и совершенствование механизмов ее деятельности. Возможным выходом из существующего положения может быть создание межнациональной системы, сочетающей функции мониторинга и информирования общественности.

Глава 3 Особенности изучения материала о Прикаспийском регионе в школьной программе по географии


Изучив собранный из разных источников материал о Прикаспийском регионе, я решила изучить материал о регионе в школьной программе по географии. Для этого я ознакомилась со школьной программой и учебниками 8 и 9 классов, где изучают географию Казахстана.

В учебнике 8 класса нет отдельного параграфа, посвященного Прикаспийскому региону, но в других разделах дается краткая физико-географическая характеристика.

Так, в начале учебника в истории географических исследований территории Казахстана такие ученые как Геродот, Страбон, Птолемей в своих  трудах дают нам первоначальные географические сведения о Каспийском море.

В разделе «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана» описывается древняя Восточно-Европейская платформа, на которой расположена Прикаспийская низменность, а также показаны карты тектоническая, геологическая и рельеф Казахстана. На них можно посмотреть какие структуры соответствуют региону. Наиболее полное описание рельефа дается в параграфе «Равнины Казахстана», где целый абзац посвящен Прикаспийской низменности. Прочитав этот абзац, можно сделать вывод, что рельеф низменности однообразен. Она сложена морскими и речными отложениями (пески, глины, ил). Здесь больше всего обширных плоских глинистых равнин и песчаных массивов – Нарын, Батпайсагыр, Бозанай, Каракумы и другие.

Говоря о полезных ископаемых, то здесь отмечены крупные месторождения нефти и газа, которые расположены в Прикаспийском регионе.

В разделе «Климат Казахстана» дается общая информация по всему Казахстану, поэтому, внимательно ознакомившись с материалом  учебника и проанализировав климатические карты можно самим сделать выводы о климате Прикаспия.

В следующем разделе «Внутренние воды Казахстана» есть один параграф «Каспийское море». Здесь описывается местоположение моря, рельеф дна, климат, гидрологические особенности, животный мир и его хозяйственное значение.

Так как растительный и животный мир Казахстана очень разнообразен, то в учебнике описываются некоторые виды, но здесь отмечены куланы, джейраны, сурки, которые обитают в зоне пустынь и полупустынь.

Наиболее подробно можно рассмотреть флору и фауну Прикаспийского региона в разделе «Природные зоны Казахстана. Зона пустынь и полупустынь».

Во II части учебника «Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана» целый параграф посвящен Восточно-Европейской равнине. Здесь дается ее краткая характеристика: географическое положение, рельеф и геологическое строение, полезные ископаемые, климат, реки и озера, природные зоны, растительный и животный мир. Это материал служит как бы обобщающим по все пройденным темам.

В последней части учебника «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана» есть абзац, посвященный экологическим проблемам Каспийского моря.

Просмотрев материал учебника, я сделала вывод, что информации для изучения физической географии Казахстана много. Но я думаю, что для настоящего учителя, который желает расширить кругозор учащихся, необходим дополнительный интересный материал для изучения какой-либо темы.

Я разработала урок на тему: «Каспийское море» и «Восточно-Европейская равнина»  с применением наглядного материала.

На уроке «Восточно-Европейская равнина» для изучения нового материала я применила презентацию.

Целью моего урока было формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.

На уроке будут рассмотрены: географическое положение, геологическое строение и рельеф, климат, внутренние воды равнины.

Основными задачами на уроке будут:

Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;

Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником;

Развивать умения анализировать карты и делать выводы;

Создать условия для формирования устойчивого интереса к географии Казахстана.

На уроке «Каспийское море» я применила метод блок-схемы. Дети должны по ходу изучения нового материала нарисовать схему региона, нанести границы моря, отметить государства, граничащие с ним, три части котловины и их глубины, месторождение нефти, газа, соли и т.д.

Я думаю, что такая схема поможет учащимся лучше освоить новый материал.

Заключение


Таким образом, общий климат района, наличие огромного количества солей в почвогрунтах, высокая чувствительность экосистем к процессам опустынивания и колебания уровня моря усугубляют развитие неблагоприятной экологической ситуации на Прикаспийской береговой зоне, которая, прежде всего, связана с использованием углеводородного сырья и биологических ресурсов.

Каспийская проблема находится в центре внимания не только прикаспийских государств, но и всего мирового сообщества. Не случайно международные организации приняли е последние годы несколько документов.

Для оздоровления и восстановления экологической обстановки в регионе Каспийского моря решением правительств 5 прибрежных стран с 1998 г. начала работать Каспийская Экологическая Программа (КЭП). В ее составе созданы 10 Каспийских региональных тематических центров (КРТЦ), предназначенных для решения различных аспектов проблемы охраны природы в регионе, в том числе центры «Борьба с опустыниванием» в г. Ашгабате, «Колебания уровня Каспийского моря» в г. Алматы и центр «Биоразнообразия» в г. Атырау.

Многие казахстанские ученые предлагают разработать технологию освоения морских запасов углеводородов с минимальным риском и без ощутимого нарушения взаимосвязи различных компонентов живой и неживой природы.

Я пришла к выводу, что экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Также, в заключение можно отметить, что негативное природное явление, которое в настоящее время ведет к катастрофе в зоне Каспийского моря, может быть не только локализовано, но и направленно на пользу обществу и природе. В результатах этих мероприятий будут достигнуты:

Стабилизация уровня Каспийского моря, то есть ликвидация катастрофических явлений.

Утилизация излишков воды, возникших в результате нарушения водного баланса.

Установление частичного равновесия в природе соров Мертвый Калкут и Кайдак.

Создание опресненного морского пространства со всеми благоприятными условиями для ихтиологии.

Некоторое смягчение климата в районе.

Серьезных экологических нарушений в предполагаемом варианте не предвидится, наоборот, этими мероприятиями создается возможность донорства при решении проблемы Аральского моря за счет передачи излишков воды в его бассейн.

ЛИТЕРАТУРА


1. Содружество Независимых Государств - Москва - 1999г.

2. Экономико-географические условия. Развитие нефте-газово-химического комплекса в Прикаспийских районах / Ч.Исмайлов - Баку 2003

3. Международно-правовая делимитация Каспийского моря / Рустам Мамедов- Баку 2001г.

4. Р.Мамедов - Формирование Международно-правового статуса Каспийского моря в постсоветский период / Р.Мамедов// Центральная Азия и Кавказ. - 2 (8) 2000г.

5. Т.Баркелиев Главные экологические проблемы Каспийского моря / Т.Баркелиев // Экспертиза - 2002г.

6. Г.Мамедзаде Каспий на грани катастрофы / Г.Мамедзаде // Зеркало - 2003г.

7. С.Леонов Природа Каспия взывает о помощи/ Сергей Леонов // Независимая газета", 28 октября 1998 г., №201 (1772)

Чуйков Ю.С. Растительный мир Каспийского моря // Каспий - настоящее и будущее. - Астрахань: Изд-во ИТА "Интерпресс", 1996. - с.30-60.

Григорьев А.А. Краткая географическая энциклопедия. Том 3. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — С. 580.

8.   Есназарова У.А. Физическая география Казахстана. Учебник для 8 класса – Алматы: Дәуір, 2001.

9.   Бейсенова А., Карпеков К. Физическая география Казахстана: Учебник для 8 кл. общеобразовательной школы – 2-е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2008.

10.   Экологический курьер – 2009г. №19 с. 4

11.  Поиск – серия естественных и технических наук – 2007г. №2 с. 180-183

12. Экологические проблемы Каспия - II(17.07.2002) #"#">#"#">#"#">www.eсоsystеmа.ru

20. http://geography.kz/slovar/russkaya-vostochno-evropejskaya-ravnina/


Страницы: 1, 2, 3