рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Политико-географическая характеристика Соединенных Мексиканских штатов рефераты

В структуре сельско-хозяйственного производства резко преобладает растениеводство, однако значение животноводства посттепенно растет. Характерен территориальный разрыв между районами растениеводства и животноводства, особенно экстенсивного скотоводства в пустынной и полупустынной зонах. В растениеводстве выделяются 2 главных группы культур: продовольственные (главным образом на внутренний рынок) и товарные, прнеимущественно технические культуры (хлопчатник, кофе, сахарный тростник, хенекен).

Кукуруза - главная продовольственная культура Мексики, основа питания значительной части населения; посевы ее сосредоточены главным образом на неоорошаемых землях до высоты 3000 м. Посевы пшеницы сосредоточены на орошаемых землях, главным образом в северо-тихоокеанских штатах и в крупном сельско-хозяйственном районе Бахио в Центральной Мексике (центр г. Леон)[20]. Рис - традиционная культура в штате Морелос, а также в прибрежных районах нового освоения, где большое значение приобретает и сорго. В зерновом хозяйстве внедряются новые районированные семена, что позволило сильно поднять урожайность пшеницы и в меньшей степени кукурузы. Производство хлопка сосредоточено в округах орошения на Северо-Западе, в низовьях Рио-Браво и старом хлопководческом районе Ла-Лагуна. Значение сахарного тростника, площади которого выросли в прибрежных районах увеличилось после закрытия рынка США для кубинского сахара. Основные плантации кофейного дерева расположены в горных районах южной части страны и в районе Соконуско[21] на плодородных вулканических почвах. Грубоволокнистая агава-хенекен выращивается на закарстованной равнине северного побережья полуострова Юкатан. Экспортное значение имеют томаты, арахис, ранние овощи, цитрусовые, ананасы и ряд других тропических и субтропических культур. Предприятия по первичной переработке продукции плантационного хозяйства нередко контролируются иностранными компаниями и владельцами капиталистических хозяйств.

Основные массивы лесов расположены в Западном Сьерра-Мадре (хвойные породы) и на юго-восточных равнинах. Наибольшие лесозаготовки в штатах Дуранго и Чиуауа. Увеличиваются заготовки тропической твердой древесины для целлюлозно-бумажной промышленности, сырьевая база которой в обжитых районах практически исчерпана. На севере Мексиканского нагорья сбор дикорастущих твердоволокнистых растений.

Основные рыболовные порты и предприятия рыбоконсервной промышленности расположены у побережья северотихоокеанских штатов. На Юго-востоке - лов креветок и устриц.

Протяженность железнодорожных линий 24 тыс. км[22], эксплуатируются 19,9 тыс. км. Быстро увеличивается значение автотранспорта, в том числе и в дальних перевозках. 75% шоссейных дорог проходимы круглый год. Наибольшее значение имеют трубопроводы, соединяющие районы нефтегазовой промышленности с центрами Мексиканского нагорья, а также продуктопровод Минатитлан - Салина-Крус, обеспечивающий снабжение нефтепродуктами тихоокеанские штаты.

Развитие воздушного транспорта ликвидировало изолированность многих районов. Авиалинии соединили все штаты и крупные города. Основные аэропорты[23]: Мехико, Веракрус, Мерида, Монтеррей.

Морской транспорт обеспечивает 54% экспортных и 34% импортных перевозок. Грузовой морской флот Мексики насчитывает 216 судов вместимостью 417 тонн. Важнейшие морские порты[24]: Тампико, Веракрус, Коацакоалькос, Салина-Крус, Гуаймас.

Денежной единицей Мексики является песо[25], выпускаемое в обращение Центральным Банком Мексики, который устроен по образцу Федеральной резервной системы США и имеет обширные полномочия по контролю над денежной массой. Другим ведущим финансовым учреждением является Финансовая национальная компания, которая управляет использованием иностранного капитала в проектах, связанных с развитием инфраструктуры.

До 1980-х гг. Мексика выступала в качестве экспортера дешевого сырья и импортера дорогих промышленных товаров. Хотя Мексика все еще импортирует многие товары производственного назначения, сложного машиностроения и технологии, необходимые для развития отечественной промышленности, страна резко увеличила экспорт своих промышленных товаров, доля которых увеличилась с 38% в 1985 до 85,8% в 1997 г. Так в 1997 г. расходы по импорту составляли 109 807 млн. долларов, тогда как доходы от экспорта – лишь 110 431 млн. долларов. К сентябрю 1998 г.[26] дефицит в 772,8 млн. долл сменил прежнюю прибыль (положительный сальдо).

Мексика, обыкновенно страдавшая от бюджетного дефицита, в начале 1990-х гг. присоединилась к Швейцарии и Японии и вошла в первую тройку стран, которые имели бюджеты с положительным сальдо. Это заметное достижение помогло стране стать членом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), в которую входят развитые государства мира. В течение первых трех месяцев 1994 г. активное сальдо государственного сектора экономики составляло 1,7 млрд. долларов. Хотя государственные расходы выросли на 14,5%, доходы в бюджет также увеличились, в основном за счет улучшения сбора налогов и доходов от отраслей экономики, не связанных с нефтедобычей. Несмотря на девальвацию песо в 1995 г., правительству удалось удержать контроль над ростом денежной массы. В результате дефицит федерального бюджета удерживался в 1996–1998 гг. на уровне 1,25% от ВВП.

Внешней торговле в Мексике всегда придавалось большое значение. Она является одним из главных источников получения иностранной валюты, на которую приобретается оборудование, необходимое для развития промышленности, и сырье. Характерной особенностью внешнеторгового оборота на протяжении длительного времени являлось хроническое превышения импорта над экспортом.

Структура импорта свидетельствует о том, что страна покупает в основном машинное оборудование, сырье для промышленности, в отдельные годы продовольствие и потребительские товары.

В Мексиканском экспорте на США и Канаду приходится 85,4%, 4,4% на 15 стран ЕЭС, 3,6% на государства ЛААИ, и 1,9% на страны АТР. Объем внешней торговли Мексики в 1995[27] г. составил 160 млрд. долл., в том числе экспорт в размере 84 млрд. долл., импорт 76 млрд. долл. В структуре мексиканского экспорта преобладает доля готовых изделий и полуфабрикатов (56 млрд. долл.)[28], и остальное составляют продукты нефтепереработки и металлообработки.

Таким образом можно сделать вывод: что из-за наличия крупной территории, удобного выхода к морю (длинная береговая линия, возможность выхода как к Тихому так и к Атлантическому (через Мексиканский залив) океанам, температурный режим морей делает мексиканские порты круглогодичными), а также довольно больших запасов полезных ископаемых (нефть, газ, цветные и черные металлы и др), что делает географическое положение Мексике чрезвычайно выгодным.

Близость такого соседа как США отображается в том, что основная часть экспортных товаров направлены именно туда, но так как Мексика с точки зрения экономического развития относится пока к развивающимся странам, то большая часть товаров являются сырьем и с/х товарами.

Глава 2. Политическое устройство Мексики.

Официально Мексика является федерацией[29]. Фактически политическая власть сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико. Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года, предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои обязанности в течение первых двух лет срока.

Мексика состоит из 31[30] штата и одного федерального округа. Центральный регион охватывает столичный Федеральный округ и штаты Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос, Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Веракрус и Юкатан.

Стоит отметить, что Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную власть[31].

Конституция облекает законодательной властью двухпалатный конгресс[32]. Нижняя палата, или палата представителей, состоит из 500 членов. Избиратели выбирают представителей на трехлетний срок на основе всеобщего избирательного права: один представитель от каждых 250 тыс. человек населения или для его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500 представителей 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам; остальные 200 человек – на основе пропорционального представительства. Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть лет.

Любые проекты законов и декретов, обсуждение которых не входит в исключительную компетенцию той или иной Палаты, обсуждаются в обеих Палатах. Законопроект, одобренный той Палатой, в которую он был внесён, направляется для обсуждения в другую. Если другая Палата его одобрит, он направляется исполнительной власти, которая при отсутствии возражений немедленно опубликовывает его. При этом проект станет законом или декретом, если наберёт в каждой из палат 2/3 общего числа голосов. Далее его публикует исполнительная власть.

Конгресс также уполномочен[33]: образовывать новые штаты; устанавливать налоги; определять принципы, на основе которых исполнительная власть может выпускать займы; объявлять войну; объявлять амнистию осуждённым.

В полномочия Палаты представителей входит: утверждать федеральный бюджет; наблюдать за точным исполнением ведомств Контролёра казначейства своих функций; назначать руководителей и других служащих ведомства Контролёра казначейства; рассматривать обвинения, предъявляемые государственным должностным лицам; одобрять назначения членов Высокого Суда Федерального округа, предоставляемых Президентом.

К исключительной компетенции Сената относится: анализ внешней политики, утверждение международных договоров и дипломатических соглашений. Сенат также уполномочивает Президента направлять национальные войска за пределы территории страны. Обе палаты имеют право создавать комиссии для расследования деятельности федеральных министерств, административных департаментов и предприятий с преобладающим государственным участием.

Каждая из палат может вызвать государственного секретаря и главу административного департамента для получения информации по обсуждаемому закону, относящемуся к их ведомству или деятельности.

В штатах законодательная власть принадлежит палатам представителей, а исполнительная — губернаторам (избираются на 6 лет)[34].

Президент избирается на шестилетний срок без права переизбрания. Президентские выборы проходят в один тур и победитель определяется простым большинством голосов. Президентом Мексики избран 2 июля 2000 г. от правоцентристского Альянса «за перемены» Висенте Фокс Кесада[35]. Он набрал 42,5% голосов и тем самым покончил с гегемонией Институционно-революционной партии, бессменно правившей в Мексике с 1929 г. Президент республики является стержневой фигурой в механизме государственной власти Мексики.

В качестве главы исполнительной власти Президент[36] руководит всем государственным аппаратом, назначает и увольняет высших должностных лиц Федерации и Федерального округа, возглавляет вооружённые силы. Ему предоставлено право законодательной инициативы, и практически подавляющее большинство законопроектов обсуждаемых и утверждаемых Конгрессом, исходит от исполнительной власти. Президент обладает правом вето[37], которое не получило распространения в Мексике потому, что в фактически сложившейся системе связей Конгресса и Президента последний имеет возможность полностью контролировать законодательный процесс. Президент вправе вводить чрезвычайное положение, приостанавливать действие конституционных гарантий, реализовывать возможность федеральной интервенции во внутренние дела штатов. Он издаёт декреты, имеющие силу закона.

Президент формирует правительство[38], которое ответственно перед ним. В состав правительства входят министерства, возглавляемые государственными секретарями и административные департаменты.

Все постановления, декреты, решения и приказы Президента должны быть скреплены подписью Госсекретаря или главы административного департамента; в противном случае указанные акты не подлежат исполнению.

Мексиканская судебная система разделена на федеральные суды и суды штатов, которые применяют соответственно федеральное и местное законодательство. Во главе федеральной судебной системы стоит верховный суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над нижестоящими судами.

Президент назначает также судей в 12 выездных окружных судов, состоящих из трёх судей; в 9 унитарных выездных окружных судах и 68 окружных судах, состоящих из одного судьи.

Суды федерации рассматривают: все споры по гражданским и уголовным делам; все споры связанные с морским правом; все споры в которых одной из сторон выступает Федерация; все споры возникающие между двумя штатами или штатом или Федерацией.

Наряду с судами общей юрисдикции в Мексике существует и интенсивно развивается система административной юстиции. Законодательно были созданы суды специальной юрисдикции, в том числе налоговый суд и управление по арбитражу, отвечающее за разрешение трудовых конфликтов.

2 июля 2006 г. в Мексике прошли парламентские и президентские выборы, по результатам этих выборов к власти с минимальным перевесом (1,6%) пришел пришел кандидат от Партии национального действия Фелипе Кальдерон[39]. Он официально вступил в должность 1 декабря 2006 г.; после выборов соперник Кальдерона представитель оппозиционного блока "левых" партий Андрес Мануэль Обрадор несколько недель подряд развернул по всей стране кампанию «мирного гражданского сопротивления», предполагающую проведение маршей протеста, митингов, блокирование шоссейных дорог, правительственных учреждений, улиц и площадей городов. Только в трех «мега-маршах» оппозиции, проведенных в Мехико в июле и августе, участвовало свыше четырех миллионов человек. Более того, почти четыре недели сторонники Обрадора держали в настоящей блокаде исторический центр столицы и прилегающие к нему проспекты и площади.

По результатам парламентских выборов большинство мест и в палате представителей и в сенате получили Партия национального действия, Альянс за Мексику и Альянс «за перемены», с небольшим перевесом в сторону Партии национального действия[40].

В Мексике действовали три основных закона[41]. Конституция 1824 г. учредила федеративную систему, образцом для которой стала федеративная система США. Конституция 1857 г. предоставила многие политические и гражданские права. Ныне действующая конституция, которая была провозглашена 5 февраля 1917 г.[42], сохранила либеральный демократический характер и значительную часть документа 1857 г., но содержала также и революционные положения. Документ 1917 г. включал в себя принципы аграрной реформы, право на труд, принципы социальной справедливости, национализма и антиклерикализма. Этот документ лишил должностных лиц всех главных политических организаций права на переизбрание на второй срок и в значительной степени укрепил исполнительную власть.

Реформа 1993 г.[43] предоставляет оппозиционным партиям не менее 25% мест в сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 г. была принята поправка к конституции, исключающая т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с которым, если партия наберет 35% голосов по всей стране, она автоматически получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами. Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над законодательной властью была почти абсолютной – главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия[44] владела львиной долей мест в обеих палатах.

Промежуточные выборы в июле 1997 г. лишили правящую Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2006 г. ни одна из партий не имеет большинства в конгрессе.

С 1920-х гг. в стране официально существует многопартийная система. Однако вплоть до 1990-х гг. реальной монополией на власть пользовалась правящая Институционально-революционная партия, созданная в 1929 г. и именовавшаяся до 1938 г. Национально-революционной, а до 1946 г. – Партией мексиканской революции[45].

Страницы: 1, 2, 3, 4