рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ответы на билеты по географии 11 класс 2001 года рефераты

p> Билет №14

1. Животноводство. Распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

2. Объяснение по карте основных мировых грузопотоков природного газа.
1. Одной из главных составных сельского хозяйства является животноводство.
В .развитых странах животноводство носит интенсивный характер, в развивающихся странах оно малопродуктивно и носит экстенсивный характер.
Общее поголовье скота в мире составляет 4 млрд голов.
Крупный рогатый скот (1,3 млрд голов) дает почти все молоко и 35% мяса.
Лидерами в производстве являются Индия, Бразилия, США, Канада,
Аргентина, Австралия. Интенсивное молочное и мясо-молочное скотоводство распространено в лесной и лесостепной зоне в Европе и Северной Америке. Мясной скот разводят в засушливых районах, где -преобладает экстенсивное скотоводство, в Южной
Америке, Австралии.
Свиноводство (0,8 млрд голов) дает 40%. мясной продукции. Оно тяготеет к густонаселенным районам, к крупным промышленным центрам. Лидером в производстве является Китай.
Овцеводство (1,2 млрд голов) дает мясо и шерсть. Оно характерно для районов с достаточным увлажнением и относительно мягким климатом. Крупнейшими производителями шерсти являются Австралия, Китай, Новая Зеландия. По производству мяса на первом месте стоят США, далее следует Китай и Россия.
Главными экспортерами животноводческой продукции являются развитые страны.
2.В настоящее время в топливно-энергетическом балансе высокоразвитых стран доля газа увеличивается. На Россию и США приходится примерно половина мировой добычи газа. Анализ мировых грузопотоков газа дает возможность определить Россию как главного экспортера газа в зарубежную Европу. К странам-импортерам относится Япония (импорт из стран Персидского залива,
США, Австралии.

Билет №15

1. Топливная промышленность. Состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской

Америки (по выбору учащегося).
1. Топливно-энергетическая промышленность представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, средств доставки топлива п анергии. За последние два столетия мировая топливно- энергетическая промышленность прошла в своем развитии два главных этапа.
Первый этап (XIX — первая половина XX в.) был угольным, когда в структуре мирового топливно-энергетического баланса резко преобладало угольное топливо. Вторым этапом явился нефтегазовый. Нефть и газ оказались более эффективными энергоносителями, чем твердое топливо. В 80-х гг. мировая энергетика вступила в третий (переходный) этап своего развития, где происходит переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов минерального топлива к неисчерпаемым ресурсам.
Нефтяная, газовая, угольная промышленность являются основой мировой энергетики. Нефть добывают в 80 странах мира, но главную роль играют
Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика, КНР, Венесуэла, ОАЭ,
Норвегия, Канада, Великобритания, Нигерия. В международную торговлю поступает 40% всей добываемой нефти. В мировом хозяйстве образовался огромный территориальный разрыв между районами ее добычи и потребления, что способствовало возникновению мощных грузопотоков. Главными районами добычи нефти являются бассейны Персидского залива, Западно-Сибирский, Карибского моря. Мексиканского залива.
Природный газ — самое дешевое и экологически чистое топливо. Лидером в
-мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн -
- Западная Сибирь. Крупнейшей газодо-бывающей страной являются США, далее
Канада, Туркмения, Нидерланды, Великобритания. В отличие от нефтедобывающих, главными газодобываю-щими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. По запасам природного газа выделяются два района: СНГ(западная сибирь, туркмения, узбекистан) и Ближний Восток
(иран). Главными экспортерами газа являются Россия, поставляющая газ в
Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие газ в США;
Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего
Востока, Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа обеспечивается двумя способами: по магистральным газопроводам и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.
Развитие угольной промышленности в эпоху дешевой нефти замедлилось, но после кризиса 70-х гг. снова наступило ускорение. Главными угледобывающими странами являются развитые страны:
КНР, США, Германия, Россия. В России в последние годы добыча угля резко падает, в то время как в КНР и США угольная промышленность развивается динамично. По разведанным запасам угля лидируют в основном также развитые страны: США, СНГ (Россия, Украина, Казахстан), затем КНР, Германия,
Великобритания, Австралия, ЮАР. В большинстве своем уголь потребляется в тех же странах, где ведется его добыча, поэтому на мировой рынок попадает лишь 8% . Но в структуре торговли произошли изменения — падает спрос на коксующийся уголь в связи с замедлением развития металлургии, растет спрос на энергетический уголь. Главные экспортеры угля - США, Австралия, в меньшей степени ЮАР, Россия, Польша, Канада. Главные импортеры угля —
Япония, Республика Корея и ряд европейских стран.
2. Бразилия — это крупнейшее государство Латинской Америки. Расположена в центральной и восточной части материка, на площади 8,5 млн км . Бразилия — одна из наиболее богатых природными ресурсами стран мира. Она располагает огромными территориальными и водными ресурсами, плодородными и пахотными землями и ценными пастбищами. Бразилия имеет богатую минерально- сырьевую базу. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного (железные и марганцевые руды, бокситы и др.). Бразилию называют тропическим гигантом, т. к. влажные экваториальные леса Амазонской низменности занимают около 2/3 территории страны и представляют собой огромный резерв для развития лесной промышленности.
Бразилия входит в первую пятерку стран мира по численности населения, которое ежегодно возрастает на 3 млн чел. В стране идет активный процесс образования агломерации, наиболее крупные из которых — Сан-Паулу и Рио-де-
Жанейро. Бразилия — одна из ключевых стран развивающегося мира. Важнейшей и динамично развивающейся отраслью экономики Бразилии является промышленность, такие ее отрасли, как машиностроение (в год выпускается до
1 млн автомобилей), нефтехимия, черная металлургия. По выпуску компьютеров
Бразилия уступает только США, Японии и ФРГ. Создана крупная военная промышленность, построен каскад мощных ГЭС. Экономическое сердце страны расположено в треугольнике Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро — Белу-Оризонти.
Сельское хозяйство Бразилии характеризуется крупным землевладением. В его структуре преобладает растениеводство, специализирующееся на выращивании тропических культур для внешнего рынка (кофе, какао, сахарный тростник, сизаль, соя, апельсины, бананы).

Билет№16

1.Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

2. Объяснение по карте направлений основных мировых грузопотоков угля.
1. Население Земли размещено очень неравномерно: на 7% территории суши сосредоточено 70% населения. Плотность населения в этих районах составляет несколько сотен человек на 1 км2. В то же время на большей части обитаемой суши плотность населения не превышает 5 чел./км2, а 15% суши вообще не заселено.
Такое неравномерное размещение населения вызвано рядом взаимосвязанных факторов: природными, историческими, демографическими и социально- экономическими. Люди еще в древности селились в районах с благоприятными условиями для жизни человека. Однако по мере развития хозяйства его размещение стало оказывать решающее влияние на размещение населения. Люди селятся в районах с развитой промышленностью, сельским хозяйством, вдоль транспортных магистралей. Также высокий или низкий естественный прирост заметно влияет на плотность расселения людей.
В настоящее время половина человечества проживает в 200-километровой приморской полосе. Наиболее крупными густонаселенными районами мира в настоящее время являются Южная и Юго-Восточная Азия, Европа и Северо-Восток
США, а также Западноафриканский регион (Нигерия, Бенин, Гана). В то же время имеются огромные территории (в Северной Америке, на севере Азии, в
Австралии, на севере Африки), где средняя плотность населения менее 10 чел./км2.
2. Важнейшую роль в конкурентоспособности угля на мировом рынке играет его себестоимость. Она зависит от возможности открытой добычи, глубины залегания и мощности пластов. Экспортерами угля являются страны, где наилучшие условия для его добычи. Анализ мировых грузопотоков угля позволяет сделать вывод о том, что главными странами-экспортерами являются
США (поставляют уголь в страны Западной Европы, Бразилию, Японию), Германия
(в страны Западной Европы), Австралия (в Японию и Западную Европу), ЮАР (в
Японию).

Билет №17

1. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
1. Растениеводство развито практически во всех природных зонах мира, кроме зон тундры и ледяных пустынь.
Главная отрасль растениеводства — зерновое хозяйство, а важнейшая зерновая культура — пшеница. Главные ее производители — Китай, США, Канада, Индия,
Франция, а также Россия и Украина. Рис выращивается главным образом в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Крупнейшие его производители — Китай и
Индия. Главный район выращивания кукурузы — территория к югу от Великих озер в США, которые являются главным производителем и экспортером этой культуры.
Главные производители сахарного тростника — Индия, Бразилия и Куба; сахарной свеклы — Украина, Франция, Германия, Россия, США; сои — США; арахиса — Индия; чая — Индия, Шри-Ланка и Китай; кофе и какао — Бразилия.
К техническим культурам относят те, которые используются как сырье для легкой и пищевой промышленности.
Основные волокнистые культуры — хлопчатник и лен. Главные районы выращивания хлопчатника расположены в Китае, США, Индии, Узбекистане. Почти
3/4 всего льна выращивается в России.
Натуральный каучук дают Малайзия, Индонезия и Таиланд(85%).
2. Экономико-географическое положение Индии благоприятно для развития хозяйства. Длина морских границ значительно меньше сухопутных, и именно они играют главную роль в экономике. Вдоль берегов Индии проходят морские торговые пути из Средиземного моря в Индийский океан.
По государственному строю Индия — федеративная республика, состоящая из 25 штатов. Индия — древнейшее государство, с самобытной культурой и богатыми народными традициями.
В природном отношении Индия — одна из богатейших стран мира. Здесь благоприятный климат и колоссальные агроклиматические ресурсы. Запасы некоторых видов минерального сырья имеют мировое значение (уголь, руды цветных металлов, золото, хромиты, титан). Многочисленные реки — источник орошения и гидроэнергии. Условия муссонного тропического климата позволяют собирать в год два-три урожая.
По численности населения Индия вторая страна в мире после Китая. За последние десятилетия оно увеличилось до 850 млн чел. Индия — самая многонациональная страна в мире. Десятки миллионов человек насчитывают хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, пенджабцы и др. Государственным языком является хинди. Религиозный состав отличается сложностью: более 4/5 индийцев исповедуют индуизм и 1/10 — мусульманство. Именно с индуизмом связано деление общества на неравноправные касты. Принадлежность к касте определяет поведение человека на всю жизнь. Сложный этнический и религиозный состав населения приводит к обострению межнациональных противоречий. В размещении населения наблюдаются большие контрасты. В предгорьях Гималаев — 2—4 чел./км2, на Индо-Гангской низменности — до 500 чел./км2. Уровень урбанизации в Индии невысок (менее 30% населения живет в городах).
Индия — один из лидеров стран «третьего мира». С одной стороны, это промышленно развитое государство, которое в основном обеспечивает свои потребности практически во всех отраслях. С другой стороны, доминирующей отраслью индийской экономики остается сельское хозяйство. Здесь занято около 70% всей рабочей силы.
Из страны легкой и пищевой промышленности Индия превратилась в страну с развитой тяжелой индустрией. Здесь производят станки, тепловозы, автомобили, тракторы, ЭВМ, оборудование для АЭС и космических исследований.
Главные отрасли легкой промышленности Индии — хлопчатобумажная и джутовая, а также швейная. Все они в значительной мере работают на экспорт.
По объему сельскохозяйственного производства Индия занимает 4-е место в мире. Она — крупнейший производитель чая, арахиса, сахарного тростника, зернобобовых, джута, специй, риса (на втором месте после КНР), табака (на третьем месте), пшеницы и хлопковолокна (на четвертом месте).
В Индии сформированы земледельческие зоны, расположенные в Индо-Гангской низменности. В юго-восточной части — рисоводческая зона, в северозападной части — пшеничная зона. Кроме них еще есть зоны возделывания сахарного тростника (долина Ганга); хлопчатника (на Деканском плоскогорье); чая (в предгорьях Восточной Индии).
В стране не существует доминирующего центра. Здесь как бы четыре
«экономические столицы» — Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. Они связаны между собой важнейшими транспортными магистралями.

Билет №18

1. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

2. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков нефти.
1. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов,
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов.
Около 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию,
Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяется
Европа.
Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.
Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа
(США, Россия, Канада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у
Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда других крупных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Лос-
Анджелес и др.). По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Внутренний водный: по грузообороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ,
Китай и Нидерланды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в россии). Главный район озерного судоходства — великие озера США и Канада.
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия,
Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «0'Хара»
(Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.
Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.
2. Примерно половина всей нефти, добываемой в мире, вывозится из районов добычи в другие страны, в основном морским путем. Поэтому основные грузопотоки нефти идут от главных районов ее добычи к главным районам ее потребления — США, Европе и Японии. На карте нефтяной промышленности мира можно увидеть, что не из всех крупных районов добычи нефть вывозится. США,
Западная Европа, Китай хотя и добывают большое количество нефти, не покрывают полностью своих потребностей в ней и вынуждены ввозить нефть.
Самые мощные грузопотоки нефти идут от главного региона ее добычи — региона Персидского залива. Они направлены в первую очередь в Японию, страны Западной Европы и США. В США много нефти ввозится также из стран
Карибского региона — Мексики и Венесуэлы. В Японию также идут грузопотоки нефти из Юго-Восточной Азии, а в Европу — из Западной и Северной Африки.

Билет №19

1. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
1. В настоящее время международные экономические отношения играют особенно важную роль в жизни человека. Опыт говорит о том, что никакие замкнутые образования, региональные интеграционные группировки не могут заменить международных отношений.
Развитые страны занимают лидирующее положение в этих связях. Большинство из них, получающих основную часть своего дохода благодаря экспорту товаров и услуг, называются странами с открытой экономикой.
Второе место в системе всемирных экономических отношений занимают развивающиеся страны. Они зависят от экспорта сырья, топлива, продовольствия. В результате их финансовая задолженность развитым странам достигла 1,5 трлн долл.
В последние десятилетия одним из ярких проявлений открытой экономики явились свободные экономические зоны (СЭЗ), через которые проходит 10% товарооборота. СЭЗ — это ограниченная территория страны, имеющая выгодное экономико-географическое положение, в которой устанавливается льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории.
Международная торговля — старейшая форма международных отношений, которая в эпоху НТР приобрела «второе дыхание». Она характеризуется оборотом, товарной структурой и географическим распределением. Темпы роста внешнеторгового оборота значительно опережают темпы роста производства в целом, что свидетельствует об углублении международного географического разделения труда. Для товарной структуры характерно снижение доли топлива, сырья, продовольствия с 55% в 1960 г. до 25%| в 90-х гг. Соответственно повысилась доля готовых изделий, особенно наукоемких.
Географическое распределение мировой торговли отличается сильной неравномерностью: 77% мирового экспорта приходится на развитые страны.
Второе место в мировом товарообороте принадлежит странам Азии, где безусловным лидером является Япония, новые индустриальные страны и нефтедобывающие страны Персидского залива. Третье место занимает Северная
Америка, где первыми являются США.
Второй формой международных отношений является кредитно-финансовая, выражающаяся в предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главными экспортерами капитала являются США,
Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония. 80% капитала идет в развитые страны.
Большое развитие получило международное производственное сотрудничество, заключающееся в специализации и международном кооперировании предприятий.
Научно-технические связи — важная форма международных экономических отношений, выражающаяся в обмене патентами, лицензиями, проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Предоставление международных услуг, прежде всего транспортных, международный туризм также являются формами международных экономических отношений. Главный туристический регион мира — Западная Европа. Хотя международный туризм быстро растет в США и во многих развивающихся странах, располагающих хорошими природными условиями для отдыха: Кипр, Багамы,
Сейшелы, страны Юго-Восточной Азии.
2. Зарубежная Азия занимает территорию в 27 млн км2 с населением 3,1 млрд чел. На политической карте Азии более 40 су военных государств, многие из которых являются древними. Подавляющее большинство стран региона относится к числу развивающихся. Зарубежная Азия делится на четыре субрегиона:
Центральную и Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Юго-Западную
Азию.
ЭГП стран региона характеризуется приморским положением большинства стран, которое обеспечивает выход к морям Тихого, Индийского, Атлантического океанов; глубинным положением некоторых стран, которое значительно менее выгодно.
Минеральные ресурсы региона, создающие базу для тяжелой промышленности, отличаются большим разнообразием. Главным богатством региона, определяющим его роль в международном географическом разделении труда, является нефть. Крупнейшие нефтегазовые районы — Саудовская Аравия, Иран,
ОАЭ, Кувейт, Ирак. Себестоимость ближневосточной нефти в 20 раз ниже, чем в других районах. Помимо Ближнего Востока нефть имеется па востоке КНР, в шельфах Индонезии, в Брунее, Омане, Малайзии. Природный газ добывают в
Индонезии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Иране и других странах. Углем, железной и марганцевой рудами богаты КНР и Индия.
Большая часть азиатского региона занята горами и пустынями, поэтому земельными ресурсами он не богат. Обеспеченность пашней на душу населения ниже среднемировой и в связи с ростом населения имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Водные ресурсы распределены крайне неравномерно. В странах Юго-Восточной Азии, Иране обеспеченность средняя или избыточная, а на остальной территории — недостаточная. Агроклиматические ресурсы также имеют свои особенности. Запасов тепла везде достаточно, режим увлажнения сильно варьирует. Гидроэнергетические ресурсы достаточно велики в горных районах. Лесными ресурсами богаты страны Восточной и Юго-Восточной Азии,
Индия, хотя обеспеченность ими на душу населения невысока.
Воспроизводство населения характеризуется «демографическим взрывом», особенно в арабских странах, хотя наблюдается тенденция снижения естественного прироста. В большинстве стран он колеблется от 20 до 30 чел. на 1000 жителей. Этнический состав населения крайне сложен: здесь проживает более 1000 народов, принадлежащих к 9 языковым группам. В горных местностях рассеяны малочисленные народы. Большинство стран многонациональны
(Афганистан, Индия, Шри-Ланка) — здесь до сих пор не утихают межнациональные конфликты. Зарубежная Азия — родина всех религий мира, влияние которых на жизнь людей очень велико. Размещение населения крайне неравномерно: в Бангладеш плотность населения составляет 900 чел./км2, а в
Монголии и странах Юго-Западной Азии — в пределах 1 чел./км . Уровень урбанизации ниже, чем в других регионах мира (Бангладеш — 17%, Пакистан—
33%, Иран— 57%), но темпы ее быстро растут, особенно увеличивается количество крупных городов.
Различия в уровне развития и специализации отдельных стран выражены в Азии более резко, чем в Европе. Поэтому можно выделить шесть групп стран. К первой относится Япония, которая по многим важным показателям занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Европы. Вторую группу образуют Китай и Индия, добившиеся больших успехов в экономическом и социальном развитии. Однако по душевым показателям они еще сильно отстают от большинства стран мира. Третья группа — это новые индустриальные страны
(Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), ими осуществлен быстрый экономический скачок. В результате перестройки экономики этих стран по японскому образцу в них возникли крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, электронная промышленность. В четвертую группу входят нефтедобывающие страны Персидского залива. Получая огромные доходы от продажи нефти, эти государства стали важными промышленными районами с крупной добычей нефти и газа и другими отраслями.
Пятая группа — это страны в основном с горнодобывающей или легкой промышленностью (Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Шри-Ланка,
Иордания). Шестая группа стран — наименее развитые (Лаос, Камбоджа, Непал,
Бутан, Йемен).
В хозяйстве большинства стран преобладает сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. Во многих из них до сих пор не решена продовольственная проблема. Специализация сельского хозяйства сильно варьирует. В Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, в районе муссонного климата, где ощущается избыток трудовых ресурсов и нехватка сельскохозяйственных земель, развито рисосеяние. КНР, Япония, Индия, Шри-
Ланка специализируются на выращивании чая; на границе Бирмы, Лаоса,
Таиланда расположен «золотой треугольник» посевов опийного мака. В Юго-
Западной Азии ведущей зерновой культурой является пшеница на орошаемых землях; здесь распространено пастбищное животноводство.
Горнодобывающая промышленность, развитая в странах, богатых минеральными ресурсами, в значительной степени контролируется крупными западными компаниями. В МГРТ развивающиеся страны Азии выступают в качестве поставщиков нефти, газа, марганца, олова, железной руды.

Билет №20

1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблемы _ охраны окружающей среды.
2. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя)
1. Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности и . обеспечивает человечество конструкционными материалами, черными и цветными металлами.
География черной металлургии складывается под влиянием топливно-ресурсных факторов — каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия,
Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной руды в развитых странах Европы и США стабилизировалась или даже уменьшилась из-за оскудения ряда месторождений. В настоящее время главные страны — экспортеры железной руды — Бразилия, Австралия, Индия, Канада.
В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля, В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам — в США, Японии, странах Западной Европы.
В последнее время широкое распространение получает ориентация на потребителя, что объясняется переходом от сооружения комбинатов-гигантов к созданию мини-заводов, имеющих более свободное размещение.
Ведущими странами в производстве металла являются Япония, США, КНР, Россия,
Германия, Украина. В то время как в развитых странах выплавка стали либо снижается, либо остается стабильной, в развивающихся странах она увеличивается. Это прежде всего касается Бангладеш, Республики Кореи,
Индии, Мексики.
Цветная металлургия по объему производства уступает черной в 20 раз. Для руд тяжелых металлов типично низкое содержание самого металла. Поэтому металлургия тяжелых цветных металлов имеет сырьевую ориентацию в размещении предприятий. Так, в США, Канаде, Австралии, России, Испании, Польше, Чили,
Замбии, Перу подобная ориентация привела к тому, что главные центры выплавки меди сформировались в местах добычи медной руды. В развивающихся странах сложились начальные стадии производства — добыча руды, производство концентрата и черновой меди. Конечные стадии производства сосредоточены в тех странах, где нет собственных запасов медной руды.
Во второй половине 70-х гг. был взят курс на ресурсосбережение и охрану окружающей среды, выплавка тяжелых металлов в развитых странах стала сокращаться, а в развивающихся — наоборот, увеличиваться. Здесь стали осваиваться не только начальные, но и конечные стадии производственного процесса, налаживается выпуск рафинированной меди. В результате наблюдается территориальный разрыв между производством и потреблением тяжелых металлов.
Главные экспортеры рафинированной меди — Чили, Замбия, Народная Республика
Конго, Перу, Филиппины, а главные импортеры — США, Германия, Франция,
Италия, Япония, Великобритания.
Руды легких металлов, прежде всего алюминия, по содержанию полезного компонента — глинозема напоминают железную руду (40—60%) и поэтому вполне транспортабельны.
Основные запасы бокситов сосредоточены в Австралии, Гвинее, Бразилии, КНР,
Индии, Суринаме. Выплавка же алюминия и других легких металлов очень энергоемкий процесс, который могут себе позволить развитые страны, где имеются крупные источники электроэнергии. Поэтому алюминиевая промышленность характеризуется сильным территориальным разрывом между добычей сырья и его переработкой и потреблением. СИТА, Япония, Германия обеспечивают 80% всей выплавки алюминия и потребляют 70% алюминия. Канада,
Норвегия, Исландия, Австралия, Швейцария, Бахрейн, абсолютно не имеющие алюминиевого сырья, выплавляют алюминий, используя дешевую электроэнергию, и полностью его экспортируют.
2.Для работы могут быть предложены страны — участницы крупных экономических союзов и объединений (Европейский союз, ОПЕК и др.), а также страны — экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.



Страницы: 1, 2, 3, 4