Ответы на билеты по географии 11 класс 2001 года
p> Билет №14 1. Животноводство. Распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры. 2. Объяснение по карте основных мировых грузопотоков природного газа.
1. Одной из главных составных сельского хозяйства является животноводство.
В .развитых странах животноводство носит интенсивный характер, в
развивающихся странах оно малопродуктивно и носит экстенсивный характер.
Общее поголовье скота в мире составляет 4 млрд голов.
Крупный рогатый скот (1,3 млрд голов) дает почти все молоко и 35% мяса.
Лидерами в производстве являются Индия, Бразилия, США, Канада,
Аргентина, Австралия. Интенсивное молочное и мясо-молочное скотоводство
распространено в лесной
и лесостепной зоне в Европе и Северной Америке. Мясной скот разводят в
засушливых районах, где -преобладает экстенсивное скотоводство, в Южной
Америке, Австралии.
Свиноводство (0,8 млрд голов) дает 40%. мясной продукции. Оно тяготеет к
густонаселенным районам, к крупным промышленным центрам. Лидером в
производстве является Китай.
Овцеводство (1,2 млрд голов) дает мясо и шерсть. Оно характерно для районов
с достаточным увлажнением и относительно мягким климатом. Крупнейшими
производителями шерсти являются Австралия, Китай, Новая Зеландия. По
производству мяса на первом месте стоят США, далее следует Китай и Россия.
Главными экспортерами животноводческой продукции являются развитые страны.
2.В настоящее время в топливно-энергетическом балансе высокоразвитых стран
доля газа увеличивается. На Россию и США приходится примерно половина
мировой добычи газа. Анализ мировых грузопотоков газа дает возможность
определить Россию как главного экспортера газа в зарубежную Европу. К
странам-импортерам относится Япония (импорт из стран Персидского залива,
США, Австралии. Билет №15 1. Топливная промышленность. Состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива. 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
1. Топливно-энергетическая промышленность представляет собой совокупность
отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, средств доставки
топлива п анергии. За последние два столетия мировая топливно-
энергетическая промышленность прошла в своем развитии два главных этапа.
Первый этап (XIX — первая половина XX в.) был угольным, когда в структуре
мирового топливно-энергетического баланса резко преобладало угольное
топливо. Вторым этапом явился нефтегазовый. Нефть и газ оказались более
эффективными энергоносителями, чем твердое топливо. В 80-х гг. мировая
энергетика вступила в третий (переходный) этап своего развития, где
происходит переход от использования преимущественно
исчерпаемых ресурсов минерального топлива к неисчерпаемым ресурсам.
Нефтяная, газовая, угольная промышленность являются основой мировой
энергетики. Нефть добывают в 80 странах мира, но главную роль играют
Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика, КНР, Венесуэла, ОАЭ,
Норвегия, Канада, Великобритания, Нигерия. В международную торговлю
поступает 40% всей добываемой нефти. В мировом хозяйстве образовался
огромный территориальный разрыв между районами ее добычи и потребления, что
способствовало возникновению мощных грузопотоков. Главными районами добычи
нефти являются бассейны Персидского залива, Западно-Сибирский, Карибского
моря. Мексиканского залива.
Природный газ — самое дешевое и экологически чистое топливо. Лидером в
-мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн -
- Западная Сибирь. Крупнейшей газодо-бывающей страной являются США, далее
Канада, Туркмения, Нидерланды, Великобритания. В отличие от
нефтедобывающих, главными газодобываю-щими странами являются развитые
страны Европы и Северной Америки. По запасам природного газа выделяются два
района: СНГ(западная сибирь, туркмения, узбекистан) и Ближний Восток
(иран). Главными экспортерами газа являются Россия, поставляющая газ в
Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие газ в США;
Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир,
обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего
Востока, Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа
обеспечивается двумя способами: по магистральным газопроводам и с помощью
танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.
Развитие угольной промышленности в эпоху дешевой нефти замедлилось, но
после кризиса 70-х гг. снова наступило ускорение. Главными угледобывающими
странами являются развитые страны:
КНР, США, Германия, Россия. В России в последние годы добыча угля резко
падает, в то время как в КНР и США угольная промышленность развивается
динамично. По разведанным запасам угля лидируют в основном также развитые
страны: США, СНГ (Россия, Украина, Казахстан), затем КНР, Германия,
Великобритания, Австралия, ЮАР. В большинстве своем уголь потребляется в
тех же странах, где ведется его добыча, поэтому на мировой рынок попадает
лишь 8% . Но в структуре торговли произошли изменения — падает спрос на
коксующийся уголь в связи с замедлением развития металлургии, растет спрос
на энергетический уголь. Главные экспортеры угля - США, Австралия, в
меньшей степени ЮАР, Россия, Польша, Канада. Главные импортеры угля —
Япония, Республика Корея и ряд европейских стран.
2. Бразилия — это крупнейшее государство Латинской Америки. Расположена в
центральной и восточной части материка, на площади 8,5 млн км . Бразилия —
одна из наиболее богатых природными ресурсами стран мира. Она
располагает огромными территориальными и водными ресурсами, плодородными
и пахотными землями и ценными пастбищами. Бразилия имеет богатую минерально-
сырьевую базу. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно
рудного (железные и марганцевые руды, бокситы и др.). Бразилию называют
тропическим гигантом, т. к. влажные экваториальные леса Амазонской
низменности занимают около 2/3 территории страны и представляют собой
огромный резерв для развития лесной промышленности.
Бразилия входит в первую пятерку стран мира по численности населения,
которое ежегодно возрастает на 3 млн чел. В стране идет активный процесс
образования агломерации, наиболее крупные из которых — Сан-Паулу и Рио-де-
Жанейро. Бразилия — одна из ключевых стран развивающегося мира. Важнейшей и
динамично развивающейся отраслью экономики Бразилии является
промышленность, такие ее отрасли, как машиностроение (в год выпускается до
1 млн автомобилей), нефтехимия, черная металлургия. По выпуску компьютеров
Бразилия уступает только США, Японии и ФРГ. Создана крупная военная
промышленность, построен каскад мощных ГЭС. Экономическое сердце страны
расположено в треугольнике Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро — Белу-Оризонти.
Сельское хозяйство Бразилии характеризуется крупным землевладением. В его
структуре преобладает растениеводство, специализирующееся на выращивании
тропических культур для внешнего рынка (кофе, какао, сахарный тростник,
сизаль, соя, апельсины, бананы). Билет№16 1.Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира. 2. Объяснение по карте направлений основных мировых грузопотоков угля.
1. Население Земли размещено очень неравномерно: на 7% территории суши
сосредоточено 70% населения. Плотность населения в этих районах составляет
несколько сотен человек на 1 км2. В то же время на большей части обитаемой
суши плотность населения не превышает 5 чел./км2, а 15% суши вообще не
заселено.
Такое неравномерное размещение населения вызвано рядом взаимосвязанных
факторов: природными, историческими, демографическими и социально-
экономическими. Люди еще в древности селились в районах с благоприятными
условиями для жизни человека. Однако по мере развития хозяйства его
размещение стало оказывать решающее влияние на размещение населения. Люди
селятся в районах с развитой промышленностью, сельским хозяйством, вдоль
транспортных магистралей. Также высокий или низкий естественный прирост
заметно влияет на плотность расселения людей.
В настоящее время половина человечества проживает в 200-километровой
приморской полосе. Наиболее крупными густонаселенными районами мира в
настоящее время являются Южная и Юго-Восточная Азия, Европа и Северо-Восток
США, а также Западноафриканский регион (Нигерия, Бенин, Гана). В то же
время имеются огромные территории (в Северной Америке, на севере Азии, в
Австралии, на севере Африки), где средняя плотность населения менее 10
чел./км2.
2. Важнейшую роль в конкурентоспособности угля на мировом рынке играет его
себестоимость. Она зависит от возможности открытой добычи, глубины
залегания и мощности пластов. Экспортерами угля являются страны, где
наилучшие условия для его добычи. Анализ мировых грузопотоков угля
позволяет сделать вывод о том, что главными странами-экспортерами являются
США (поставляют уголь в страны Западной Европы, Бразилию, Японию), Германия
(в страны Западной Европы), Австралия (в Японию и Западную Европу), ЮАР (в
Японию). Билет №17 1. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры. 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
1. Растениеводство развито практически во всех природных зонах мира, кроме
зон тундры и ледяных пустынь.
Главная отрасль растениеводства — зерновое хозяйство, а важнейшая зерновая
культура — пшеница. Главные ее производители — Китай, США, Канада, Индия,
Франция, а также Россия и Украина. Рис выращивается главным образом в
странах Южной и Юго-Восточной Азии. Крупнейшие его производители — Китай и
Индия. Главный район выращивания кукурузы — территория к югу от Великих
озер в США, которые являются главным производителем и экспортером этой
культуры.
Главные производители сахарного тростника — Индия, Бразилия и Куба;
сахарной свеклы — Украина, Франция, Германия, Россия, США; сои — США;
арахиса — Индия; чая — Индия, Шри-Ланка и Китай; кофе и какао — Бразилия.
К техническим культурам относят те, которые используются как сырье для
легкой и пищевой промышленности.
Основные волокнистые культуры — хлопчатник и лен. Главные районы
выращивания хлопчатника расположены в Китае, США, Индии, Узбекистане. Почти
3/4 всего льна выращивается в России.
Натуральный каучук дают Малайзия, Индонезия и Таиланд(85%).
2. Экономико-географическое положение Индии благоприятно для развития
хозяйства. Длина морских границ значительно меньше сухопутных, и именно они
играют главную роль в экономике. Вдоль берегов Индии проходят морские
торговые пути из Средиземного моря в Индийский океан.
По государственному строю Индия — федеративная республика, состоящая из 25
штатов. Индия — древнейшее государство, с самобытной культурой и богатыми
народными традициями.
В природном отношении Индия — одна из богатейших стран мира. Здесь
благоприятный климат и колоссальные агроклиматические ресурсы. Запасы
некоторых видов минерального сырья имеют мировое значение (уголь, руды
цветных металлов, золото, хромиты, титан). Многочисленные реки — источник
орошения и гидроэнергии. Условия муссонного тропического климата позволяют
собирать в год два-три урожая.
По численности населения Индия вторая страна в мире после Китая. За
последние десятилетия оно увеличилось до 850 млн чел. Индия — самая
многонациональная страна в мире. Десятки миллионов человек насчитывают
хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, пенджабцы и др. Государственным языком
является хинди. Религиозный состав отличается сложностью: более 4/5
индийцев исповедуют индуизм и 1/10 — мусульманство. Именно с индуизмом
связано деление общества на неравноправные касты. Принадлежность к касте
определяет поведение человека на всю жизнь. Сложный этнический и
религиозный состав населения приводит к обострению межнациональных
противоречий. В размещении населения наблюдаются большие контрасты. В
предгорьях Гималаев — 2—4 чел./км2, на Индо-Гангской низменности — до 500
чел./км2. Уровень урбанизации в Индии невысок (менее 30% населения живет в
городах).
Индия — один из лидеров стран «третьего мира». С одной стороны, это
промышленно развитое государство, которое в основном обеспечивает свои
потребности практически во всех отраслях. С другой стороны, доминирующей отраслью индийской экономики остается сельское хозяйство. Здесь занято
около 70% всей рабочей силы.
Из страны легкой и пищевой промышленности Индия превратилась в страну с
развитой тяжелой индустрией. Здесь производят станки, тепловозы,
автомобили, тракторы, ЭВМ, оборудование для АЭС и космических исследований.
Главные отрасли легкой промышленности Индии — хлопчатобумажная и джутовая,
а также швейная. Все они в значительной мере работают на экспорт.
По объему сельскохозяйственного производства Индия занимает 4-е место в
мире. Она — крупнейший производитель чая, арахиса, сахарного тростника,
зернобобовых, джута, специй, риса (на втором месте после КНР), табака (на
третьем месте), пшеницы и хлопковолокна (на четвертом месте).
В Индии сформированы земледельческие зоны, расположенные в Индо-Гангской
низменности. В юго-восточной части — рисоводческая зона, в северозападной
части — пшеничная зона. Кроме них еще есть зоны возделывания сахарного
тростника (долина Ганга); хлопчатника (на Деканском плоскогорье); чая (в
предгорьях Восточной Индии).
В стране не существует доминирующего центра. Здесь как бы четыре
«экономические столицы» — Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. Они связаны
между собой важнейшими транспортными магистралями. Билет №18 1. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда. 2. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков нефти.
1. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он
составляет материальную основу международного разделения труда,
воздействует на размещение производства, способствует развитию
специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов,
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в
совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех
видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился
подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно
расширило возможности транспортировки различных грузов. Сухопутный
транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается
важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов.
Около 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию,
Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяется
Европа.
Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных
пассажироперевозках, велико значение в междугородных и международных
перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по
густоте — Европа и Япония.
Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа
(США, Россия, Канада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли,
перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые
изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у
Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы
и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда других
крупных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Лос-
Анджелес и др.). По размерам морских перевозок выделяется Атлантический
океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Внутренний водный: по грузообороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ,
Китай и Нидерланды. В этих же странах находится большинство судоходных
каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в
россии). Главный район озерного судоходства — великие озера США и Канада.
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в
межконтинентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия,
Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «0'Хара»
(Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.
Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные
препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть
непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные
тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно растет
отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое,
химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по
защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.
2. Примерно половина всей нефти, добываемой в мире, вывозится из районов
добычи в другие страны, в основном морским путем. Поэтому основные
грузопотоки нефти идут от главных районов ее добычи к главным районам ее
потребления — США, Европе и Японии. На карте нефтяной промышленности мира
можно увидеть, что не из всех крупных районов добычи нефть вывозится. США,
Западная Европа, Китай хотя и добывают большое количество нефти, не
покрывают полностью своих потребностей в ней и вынуждены ввозить нефть. Самые мощные грузопотоки нефти идут от главного региона ее добычи —
региона Персидского залива. Они направлены в первую очередь в Японию,
страны Западной Европы и США. В США много нефти ввозится также из стран
Карибского региона — Мексики и Венесуэлы. В Японию также идут грузопотоки
нефти из Юго-Восточной Азии, а в Европу — из Западной и Северной Африки. Билет №19 1. Международные экономические отношения: формы и географические особенности. 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
1. В настоящее время международные экономические отношения играют особенно
важную роль в жизни человека. Опыт говорит о том, что никакие замкнутые
образования, региональные интеграционные группировки не могут заменить
международных отношений.
Развитые страны занимают лидирующее положение в этих связях. Большинство из
них, получающих
основную часть своего дохода благодаря экспорту товаров и услуг, называются
странами с открытой экономикой.
Второе место в системе всемирных экономических отношений занимают
развивающиеся страны. Они зависят от экспорта сырья, топлива,
продовольствия. В результате их финансовая задолженность развитым странам
достигла 1,5 трлн долл.
В последние десятилетия одним из ярких проявлений открытой экономики
явились свободные экономические зоны (СЭЗ), через которые проходит 10%
товарооборота. СЭЗ — это ограниченная территория страны, имеющая выгодное
экономико-географическое положение, в которой устанавливается льготный
режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в торговом и
валютно-финансовом отношении от остальной территории.
Международная торговля — старейшая форма международных отношений, которая в
эпоху НТР приобрела «второе дыхание». Она характеризуется оборотом,
товарной структурой и географическим распределением. Темпы роста
внешнеторгового оборота значительно опережают темпы роста производства в
целом, что свидетельствует об углублении международного географического
разделения труда. Для товарной структуры характерно снижение доли топлива,
сырья, продовольствия с 55% в 1960 г. до 25%| в 90-х гг. Соответственно
повысилась доля готовых изделий, особенно наукоемких.
Географическое распределение мировой торговли отличается сильной
неравномерностью: 77% мирового экспорта приходится на развитые страны.
Второе место в мировом товарообороте принадлежит странам Азии, где
безусловным лидером является Япония, новые индустриальные страны и
нефтедобывающие страны Персидского залива. Третье место занимает Северная
Америка, где первыми являются США.
Второй формой международных отношений является кредитно-финансовая,
выражающаяся в предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте
капитала. Главными экспортерами капитала являются США,
Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония. 80% капитала идет в развитые
страны.
Большое развитие получило международное производственное сотрудничество,
заключающееся в специализации и международном кооперировании предприятий.
Научно-технические связи — важная форма международных экономических
отношений, выражающаяся в обмене патентами, лицензиями, проведении
совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Предоставление международных услуг, прежде всего транспортных,
международный туризм также являются формами международных экономических
отношений. Главный туристический регион мира — Западная Европа. Хотя
международный туризм быстро растет в США и во многих развивающихся странах,
располагающих хорошими природными условиями для отдыха: Кипр, Багамы,
Сейшелы, страны Юго-Восточной Азии.
2. Зарубежная Азия занимает территорию в 27 млн км2 с населением 3,1 млрд
чел. На политической карте Азии более 40 су военных государств, многие из
которых являются древними. Подавляющее большинство стран региона относится
к числу развивающихся. Зарубежная Азия делится на четыре субрегиона:
Центральную и Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Юго-Западную
Азию.
ЭГП стран региона характеризуется приморским положением большинства стран,
которое обеспечивает выход к морям Тихого, Индийского, Атлантического
океанов; глубинным положением некоторых стран, которое значительно менее
выгодно.
Минеральные ресурсы региона, создающие базу для тяжелой промышленности,
отличаются большим разнообразием. Главным богатством региона,
определяющим его роль в международном географическом разделении труда,
является нефть. Крупнейшие нефтегазовые районы — Саудовская Аравия, Иран,
ОАЭ, Кувейт, Ирак. Себестоимость ближневосточной нефти в 20 раз ниже, чем в
других районах. Помимо Ближнего Востока нефть имеется па востоке КНР, в
шельфах Индонезии, в Брунее, Омане, Малайзии. Природный газ добывают в
Индонезии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Иране и других странах. Углем, железной
и марганцевой рудами богаты КНР и Индия.
Большая часть азиатского региона занята горами и пустынями, поэтому
земельными ресурсами он не богат. Обеспеченность пашней на душу населения
ниже среднемировой и в связи с ростом населения имеет тенденцию к
дальнейшему снижению. Водные ресурсы распределены крайне неравномерно. В
странах Юго-Восточной Азии, Иране обеспеченность средняя или избыточная, а
на остальной территории — недостаточная. Агроклиматические ресурсы также
имеют свои особенности. Запасов тепла везде достаточно, режим увлажнения
сильно варьирует. Гидроэнергетические ресурсы достаточно велики в горных
районах. Лесными ресурсами богаты страны Восточной и Юго-Восточной Азии,
Индия, хотя обеспеченность ими на душу населения невысока.
Воспроизводство населения характеризуется «демографическим взрывом»,
особенно в арабских странах, хотя наблюдается тенденция снижения
естественного прироста. В большинстве стран он колеблется от 20 до 30 чел.
на 1000 жителей. Этнический состав населения крайне сложен: здесь проживает
более 1000 народов, принадлежащих к 9 языковым группам. В горных местностях
рассеяны малочисленные народы. Большинство стран многонациональны
(Афганистан, Индия, Шри-Ланка) — здесь до сих пор не утихают
межнациональные конфликты. Зарубежная Азия — родина всех религий мира,
влияние которых на жизнь людей очень велико. Размещение населения крайне
неравномерно: в Бангладеш плотность населения составляет 900 чел./км2, а в
Монголии и странах Юго-Западной Азии — в пределах 1 чел./км . Уровень
урбанизации ниже, чем в других регионах мира (Бангладеш — 17%, Пакистан—
33%, Иран— 57%), но темпы ее быстро растут, особенно увеличивается
количество крупных городов.
Различия в уровне развития и специализации отдельных стран выражены в Азии
более резко, чем в Европе. Поэтому можно выделить шесть групп стран. К
первой относится Япония, которая по многим важным показателям занимает
лидирующие позиции среди экономически развитых стран Европы. Вторую группу
образуют Китай и Индия, добившиеся больших успехов в экономическом и
социальном развитии. Однако по душевым показателям они еще сильно отстают
от большинства стран мира. Третья группа — это новые индустриальные страны
(Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), ими осуществлен быстрый
экономический скачок. В результате перестройки экономики этих стран по
японскому образцу в них возникли крупная автомобильная,
нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, электронная промышленность. В
четвертую группу входят нефтедобывающие страны Персидского залива. Получая
огромные доходы от продажи нефти, эти государства стали важными
промышленными районами с крупной добычей нефти и газа и другими отраслями.
Пятая группа — это страны в основном с горнодобывающей или легкой
промышленностью (Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Шри-Ланка,
Иордания). Шестая группа стран — наименее развитые (Лаос, Камбоджа, Непал,
Бутан, Йемен).
В хозяйстве большинства стран преобладает сельское хозяйство и
горнодобывающая промышленность. Во многих из них до сих пор не решена
продовольственная проблема. Специализация сельского хозяйства сильно
варьирует. В Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, в районе муссонного
климата, где ощущается избыток трудовых ресурсов и нехватка
сельскохозяйственных земель, развито рисосеяние. КНР, Япония, Индия, Шри-
Ланка специализируются на выращивании чая; на границе Бирмы, Лаоса,
Таиланда расположен «золотой треугольник» посевов опийного мака. В Юго-
Западной Азии ведущей зерновой культурой является пшеница на орошаемых
землях; здесь распространено пастбищное животноводство.
Горнодобывающая промышленность, развитая в странах, богатых минеральными
ресурсами, в значительной степени контролируется крупными западными
компаниями. В МГРТ развивающиеся страны Азии выступают в качестве
поставщиков нефти, газа, марганца, олова, железной руды. Билет №20 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблемы _ охраны окружающей среды. 2. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя)
1. Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности и .
обеспечивает человечество конструкционными материалами, черными и
цветными металлами.
География черной металлургии складывается под влиянием топливно-ресурсных факторов — каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты
железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия,
Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной
руды в развитых странах Европы и США стабилизировалась или даже уменьшилась
из-за оскудения ряда месторождений. В настоящее время главные страны —
экспортеры железной руды — Бразилия, Австралия, Индия, Канада.
В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки железной руды и
коксующегося угля, В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли
к морским портам — в США, Японии, странах Западной Европы.
В последнее время широкое распространение получает ориентация на
потребителя, что объясняется переходом от сооружения комбинатов-гигантов к
созданию мини-заводов, имеющих более свободное размещение.
Ведущими странами в производстве металла являются Япония, США, КНР, Россия,
Германия, Украина. В то время как в развитых странах выплавка стали либо
снижается, либо остается стабильной, в развивающихся странах она
увеличивается. Это прежде всего касается Бангладеш, Республики Кореи,
Индии, Мексики.
Цветная металлургия по объему производства уступает черной в 20 раз. Для
руд тяжелых металлов типично низкое содержание самого металла. Поэтому
металлургия тяжелых цветных металлов имеет сырьевую ориентацию в размещении
предприятий. Так, в США, Канаде, Австралии, России, Испании, Польше, Чили,
Замбии, Перу подобная ориентация привела к тому, что главные центры
выплавки меди сформировались в местах добычи медной руды. В развивающихся
странах сложились начальные стадии производства — добыча руды,
производство концентрата и черновой меди. Конечные стадии производства
сосредоточены в тех странах, где нет собственных запасов медной руды.
Во второй половине 70-х гг. был взят курс на ресурсосбережение и охрану
окружающей среды, выплавка тяжелых металлов в развитых странах стала
сокращаться, а в развивающихся — наоборот, увеличиваться. Здесь стали
осваиваться не только начальные, но и конечные стадии производственного
процесса, налаживается выпуск рафинированной меди. В результате наблюдается
территориальный разрыв между производством и потреблением тяжелых металлов.
Главные экспортеры рафинированной меди — Чили, Замбия, Народная Республика
Конго, Перу, Филиппины, а главные импортеры — США, Германия, Франция,
Италия, Япония, Великобритания.
Руды легких металлов, прежде всего алюминия, по содержанию полезного
компонента — глинозема напоминают железную руду (40—60%) и поэтому вполне
транспортабельны.
Основные запасы бокситов сосредоточены в Австралии, Гвинее, Бразилии, КНР,
Индии, Суринаме. Выплавка же алюминия и других легких металлов очень
энергоемкий процесс, который могут себе позволить развитые страны, где
имеются крупные источники электроэнергии. Поэтому алюминиевая
промышленность характеризуется сильным территориальным разрывом между
добычей сырья и его переработкой и потреблением. СИТА, Япония, Германия
обеспечивают 80% всей выплавки алюминия и потребляют 70% алюминия. Канада,
Норвегия, Исландия, Австралия, Швейцария, Бахрейн, абсолютно не имеющие
алюминиевого сырья, выплавляют алюминий, используя дешевую электроэнергию,
и полностью его экспортируют.
2.Для работы могут быть предложены страны — участницы крупных экономических
союзов и объединений (Европейский союз, ОПЕК и др.), а также страны —
экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|