рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особенности размещения предприятий сервиса рефераты

Особенности размещения предприятий сервиса

Содержание

Введение 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА 7
1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии 7
1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса 10
1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания 19
2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения 27
2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания 27
Заключение 34
Список литературы 36

Введение

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сферы в народном хозяйстве.

Для правильного определения места сферы обслуживания в народном хозяйстве предлагается придерживаться следующих оснований распределения отраслей народного хозяйства по отдельным сферам:

- отношение видов деятельности к созданию и потреблению национального дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой
(национальный доход создается и потребляется) и непроизводственной (в ней национальный доход только потребляется);

- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на материально-вещественное производство (производство вещей) и сферу услуг
(результат труда - не вещь, а услуга);

- характер предоставляемой услуги: позволяет разделить сферу услуг на отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственного назначения;

- объектная направленность услуги: позволяет выделить в сфере услуг отрасли, обслуживающие материальное производство (услуги, связанные с воздействием на вещи в процессе их обращения в сфере производства), население (воздействие на конкретного индивидуума) и общественное сознание.

Рассмотренное выше соотношение сфер народного хозяйства отражает статистический подход к классификации отраслей, без учета их взаимодействия в процесс реализации своих функций. Функциональный подход к классификации отраслей позволяет выделять в рассматриваемых сферах более дробные блоки отраслей и видов деятельности благодаря учету при классификации отраслей функциональной направленности конкретных видов деятельности (наряду с учетом характера труда и его объектной направленности).

Так, при членении непроизводственной сферы учет характера труда ведет к выделению в качестве самостоятельных блоков творческих союзов, пауки, а учет функциональной направленности услуги - к выделению таких блоков, как подготовка кадров, финансовая система, управление, охрана правопорядка и т. д.

Учет этих блоков необходим, поскольку при анализе взаимодействия разных сфер народного хозяйства между блоками могут возникать дополнительные взаимосвязи, приводящие к изменению границ между сферами, установленных при статическом подходе к классификации отраслей.

Например, при анализе взаимодействия сферы обслуживания и материального производства в состав последнего кроме материально-вещественного производства необходимо включать и транспорт в части обслуживания производства, развитие которого определяет состояние транспортной сети, оказывающее не меньшее воздействие на развитие и территориальную организацию сферы обслуживания, чем отраслевая структура хозяйства соответствующего района.

В соответствии с излагаемым подходом в состав материального производства входят основные группы отраслей производственной сферы - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт в части обслуживания производства, а в сферу обслуживания - торговля, бытовое обслуживание, транспорт и связь в части обслуживания населения и т. д.
Такие отрасли, как связь в части обслуживания производства, заготовки, материально-техническое снабжение и сбыт, ремонт оборудования, а также прочие виды деятельности материального производства образуют прочие отрасли производственной сферы, а управление, финансы и кредит, вся наука и научное обслуживание - прочие отрасли непроизводственной сферы, в которых при необходимости могут быть выделены более дробные подразделения.

Предполагаемый подход позволяет упорядочить состав отраслей, подлежащих учету при анализе взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в территориальных комплексах. Однако существующая статистическая отчетность затрудняет соблюдение указанных правил. Так, при распределении капитальных вложений между производством и сферой обслуживания нельзя выделить вложения в транспорт и связь в части обслуживания населения: нельзя отделить вложения в народное образование, культуру и искусство от вложении в науку; капиталовложения в торговлю, коммунальное хозяйство, здравоохранение от вложений в лесное хозяйство и заготовки. Все это ведет к необходимости соответствующих допущений, которые делают излишними для наших целей дискуссии о том, относить ли к сфере обслуживания все народное образование или же учитывать его без высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, а также финансы и кредит.

Исходя из построения официально публикуемых ежегодников, в последующем анализе финансы и кредит полностью отнесены к прочим отраслям сферы услуг, а народное образование - к сфере обслуживания.

Практическое значение предложенного нами подхода к разграничению непроизводственной и производственной сферы и сферы обслуживания может быть проиллюстрировано следующими данными. По действующей классификации отраслей
ЦСУ СССР, в 1975 г. из 119 млн. человек, занятых в народном хозяйстве, 89.5 млн., пли 75,2 %, приходилось на производственную сферу и 29.5 млн., или
24,8%, - на непроизводственную сферу. В соответствии с нашей трактовкой границ отдельных сфер в материально-вещественном производстве было занято
73,4 млн. и в сфере услуг - 45,6 млн. человек, в целом по материальному производству - 79,4 млн., или 66,6% работающих в народном хозяйстве; в сфере обслуживания - 29,5 млн., или 24.8% всех работающих; в прочих отраслях производственной и непроизводственной сфер - соответственно 3,3 и
6,8 млн. человек.

Таким образом, численность занятых в сфере обслуживания (29,3 млн. человек) практически равна численности занятых в непроизводственной сфере
(29.5 млн. человек). Подобная степень соответствия характерна и для условий
1980 г. (33,3 млн. человек в сфере обслуживания и 33,5 млн., человек в непроизводственной сфере).

Конечно, в региональном аспекте отклонения между чистом работающих в сфере обслуживания и в непроизводственной сфере могут быть более существенными. Но для целей анализа взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в территориальных комплексах этими различиями можно пренебречь. Поэтому при изучении распределения рабочей силы между двумя сферами можно пользоваться отчетными данными по общему количеству занятых в непроизводственной: сфере, считая их условно численно равными количеству занятых в сфере обслуживания.

Сложнее вопрос с распределением основных фондов и капитальных вложений между сферой обслуживания и материальным производством. В дальнейшем принята следующая схема расчетов. В основные фонды сферы обслуживания включены фонды здравоохранения и просвещения (в 1975 г. в СССР они составляли 76 млрд. руб., в 1980 г. -106 млрд. руб.), фонды жилищного и коммунального хозяйства, бытового обслуживания (соответственно 323 и 417 млрд. руб.), а также торговли, общественного питания с учетом прочих отраслей производственной сферы (соответственно 47 и 66 млрд. руб.).

Такое объединение допустимо по той причине, что стоимость основных фондов культуры и искусства учитывается вместе со стоимостью основных фондов других отраслей непроизводственной сферы. Что касается основных фондов транспорта и связи в части обслуживания населения, то их выделить по имеющимся публикациям невозможно.

Безусловно, подобное допущение занижает основные фонды сферы обслуживания, но важно отметить следующий момент. В 1975 г. общая стоимость непроизводственных основных фондов оценивалась в 451 млрд. руб., в 1980 г.
- в 595 млрд. руб.. а согласно принятой нами схеме расчетов, стоимость основных фондов сферы обслуживания составила соответственно 445 и 589 млрд. руб., т. е. с известным допущением стоимость основных фондов сферы обслуживания можно принимать численно равной стоимости основных непроизводственных фондов. Это очень упрощает проведение последующего анализа.

Рассмотрим вопрос о содержании термина «социальная инфраструктура».
Сфера обслуживания представляет собой социально-экономическую систему, развитие которой определяется функционированием двух структур - материально- вещественной (здания, оборудования, сооружения) и личностной (рабочая сила). Результатом соединения рабочей силы со средствами производства выступают объем и качество предоставляемых услуг. С этих позиций следует считать правильной точку зрения на социальную инфраструктуру как материально-техническую базу сферы обслуживания. В этом смысле термин
«социальная инфраструктура» может рассматриваться как синоним термина
«сфера обслуживания».

Итак, при изучении географии сервиса в качестве объектов исследования выступают отрасли сферы обслуживания. Она включает в себя такие отрасли производственной и непроизводственной сферы, которые ориентированы на непосредственное удовлетворение индивидуальных потребностей в услугах.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии

Для современного этапа развития географической науки наиболее характерна социологизация исследований, направленная на устранение отмеченного еще Н. Н. Баранским недостатка в географии - отсутствия анализа потребностей человека в обслуживании. Усиление внимания к человеку - его потребностям, их удовлетворению в территориальном аспекте и повышению роли сферы обслуживания в экономическом и социальном развитии страны - привело к формированию новой экономико-географической или социально-географической дисциплины - географии сферы обслуживания, располагающейся на стыке географии хозяйства и географии населения.

Возрастание роли сервиса в жизни общества обусловлено усложнением взаимодействия этой сферы с материальным производством, изменениями в размещении производительных сил и характере миграций населения, ускорением темпов сближения условий жизни в городе и сельской местности. В свою очередь изучение этих вопросов способствует дальнейшей социологизации экономической географии. При этом все большее значение приобретает переход от изучения отдельных территориальных микросистем обслуживания, что наблюдается в градостроительстве при разработке генпланов городов или схем районной планировки, к взаимоувязанному исследованию этих систем на всех их уровнях (страна, союзная республика, внутриреспубликанский экономический район, агломерация, отдельный населенный пункт и т. п.).

Следует подчеркнуть, что территориальные аспекты развития народного хозяйства в целом и сферы обслуживания в том числе до сих пор еще не получили должного развития в экономической науке. Это привело к тому, что проблема сочетания отраслевого и территориального планирования народного хозяйства до сих пор не имеет удовлетворительного решения. В результате общие параметры развития отдельных звеньев народного хозяйства страны устанавливаются без достаточного учета фактов взаимодействия их отраслевой и территориальной структуры.

Подобное положение наблюдается и в исследованиях по экономике непроизводственной сферы. Так, в работе «Развитие и структура отраслей непроизводственной сферы», изданной Институтом экономики АН УССР, подробно рассматривается отраслевая и внутриотраслевая структура этой сферы, но нет ни одного параграфа, который бы был посвящен методологии, методике и практике изучения территориальной структуры непроизводственной сферы.

Другой пример. В. М. Рутгайзер в очень интересной работе «Ресурсы развития непроизводственной сферы» рассматривает соотношение между бесплатными и платными услугами, но также без учета региональной специфики.
Между тем очевидно, что в зависимости от особенностей, например, возрастной структуры населения отдельных районов страны эти соотношения будут различны, а порайонная дифференциация в темпах изменения численности населения повлияет на общий объем средств, которые общество должно направить на развитие платных услуг. Недооценка этих факторов и привела на практике к тому, что в республиках с высокой рождаемостью низок охват детей дошкольными учреждениями, велико число смен в общеобразовательных школах даже сельской местности.

В упоминавшейся выше статье С. А. Ковалева и В. В. Покшишевского было показано, что география сферы обслуживания включает «два основных раздела: а) изучение географических различий потребностей населения в обслуживании и удовлетворении этих потребностей, т. е. различий в уровне обслуживания; б) изучение территориальной организации сферы обслуживания и образования центров обслуживания различного профиля и ранга». Такая постановка вопроса, будучи бесспорной по своей сути, нуждается, по нашему мнению, в некотором уточнении, так как указанные разделы в основном отражают стык географии сферы обслуживания лишь с географией населения, а стык с географией хозяйства недооценивается.

Для обеспечения такой «стыковки» необходимо формирование в географии обслуживания третьего направления исследований, вскрывающего зависимость сферы обслуживания от развития и размещения материального производства.

Для современного состояния экономической и социальной географии характерно отсутствие единства взглядов по вопросу о том, в чем сходство и в чем различие экономико-географического и экономического подходов к изучению сферы обслуживания в территориальном аспекте. Естественно, что в основе экономико-географического подхода к сфере обслуживания должен лежать межотраслевой и межрайонный анализ, но задача заключается в том, чтобы довести это общее положение до конкретной системы задач и показателей, без которых невозможно реализовать экономико-географический подход на практике.

Подробнее система задач и показателей при экономико-географическом анализе сферы обслуживания рассматривается ниже, а здесь остановимся лишь на наиболее общей постановке вопроса.

Как известно, экономико-географический подход к развитию отрасли в районе заключается в том, что, во-первых, данная отрасль рассматривается с позиций всего районного комплекса, а не только с позиций данной отрасли, п во-вторых, данный район анализируется в общей системе территориальных комплексов, а не сам по себе. В этом заключается основное отличие экономико- географического подхода к развитию сферы обслуживания от экономического подхода, зачастую не учитывающего в полной мере влияние принимаемых отраслевых решений на территориальную организацию хозяйства экономических районов.

Обычно экономико-географический подход к изучению сферы обслуживания сводится к проблеме формирования сетей и систем обслуживания, а также к увязке объемов предоставляемых услуг с особенностями местных природных, демографических и экономических особенностей исследуемой территории.

Для первых этапов становления географии сферы обслуживания такой подход был вполне обоснован, но сейчас этого уже недостаточно, так как наблюдается недоучет влияния сферы обслуживания на отраслевую и территориальную структуры всего районного комплекса, на производительность труда в материальном производстве одного района и на состояние сферы обслуживания в других районах.

В частности, недоучет такого влияния ведет к тому, что из поля зрения исследователя ускользают вопросы территориальной дифференциации в образе жизни и в уровнях обслуживания населения. В результате происходит снижение роли сферы обслуживания как одного из рычагов целенаправленного воздействия на миграцию населения в соответствии с изменениями в размещении материального производства.

Таким образом, при экономико-географическом подходе предполагается межрайонный и межотраслевой анализ не только экономических, но и социальных аспектов, рассматриваемых в диалектическом единстве.

Сказанное определяет и другую особенность экономико-географического подхода к изучению сервиса, заключающуюся в том, что проблема территориальных различий в уровнях обслуживания населения должна рассматриваться с позиций региональных различий в образе жизни, а не только с точки зрения самих услуг.

Рассмотрение сущности проблемы образа жизни не входит в нашу задачу, и в дальнейшем мы будем ориентироваться на следующее определение: образ жизни есть «философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни».

При анализе особенностей экономико-географического подхода к изучению сферы обслуживания важно не забывать и о связях географии сферы обслуживания с экономическими науками, о необходимости использования всего того арсенала методов исследования сферы обслуживания, который разработан в экономике непроизводственной сферы. Особое значение имеет сочетание экономико-географического анализа территориальных систем обслуживания с исследованиями роли сферы обслуживания в общем процессе расширенного воспроизводства, включая воспроизводство рабочей силы и общественных отношений.

Исходя из сказанного, можно сформулировать те основные задачи, которые стоят перед географией сферы обслуживания:

- установление закономерностей развития и размещения сферы обслуживания в региональных хозяйственных комплексах;

- анализ сложившихся территориальных пропорций развития сферы обслуживания в целом и по отраслям на межрайонном (межреспубликанском) и внутрихозяйственном (внутриреспубликанском)- уровнях;

- выявление существующих территориальных различий в уровнях и структуре потребления материальных благ и услуг и оценка таких различии на основе анализа взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в стране и в региональных хозяйственных комплексах;

- прогнозирование влияния перспективных изменений в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны и экономических районов на региональные различия в уровне и структуре потребления материальных благ и услуг;

Страницы: 1, 2, 3, 4