Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ
p> С 1995 года в соответствии с Постановлением Фонда социального
страхования России от 10.04.95г. № П /4а, обязательному перечислению в Фонд
подлежит весь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом
фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание
работников и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному
страхованию (в полной сумме). Плательщики взносов в Фонд социального страхования могут осуществлять
следующие выплаты за счет начисленных взносов:
1. Пособия по государственному социальному страхованию 1. Пособие по временной нетрудоспособности. Оно выплачивается при болезни, трудовом или ином увечье, при уходе за
больным членом семьи, санаторно-курортном лечении. Основанием выплаты
является листок нетрудоспособности. 2. Пособие по беременности и родам. Оно выплачивается на период отпуска по беременности и родам
продолжительностью 70 дней до родов 70 дней - после. Основанием для выплаты
является листок нетрудоспособности. Выплачивается в размере среднего
заработка. 3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности. Выплачивается в размере 100% от минимального размера оплаты труда. 3. Единовременное пособие при рождении ребенка. Выплачивается одному из родителей в размере 15 минимальных размеров
оплаты труда. 5. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет. Пособие выплачивается в размере двух минимальных ставок оплаты труда
одновременно с выплатой ежемесячного пособия на ребенка. 6. Пособие на погребение. Выплачивается в сумме не выше 10 минимальных размеров оплаты труда.
2. Санаторно-курортное лечение работников и членов их семей 1. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение. 2. Оплата лечебного питания. 3. Частичное содержание санаториев, профилакториев. 4. Частичная оплата стоимости проезда работников. Объемы средств на указанные цели определяются региональными и
центральными отраслевыми отделениями фонда. Глава 1.3. Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования России
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения,
предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм
деятельности, иные хозяйствующие субъекты, в том числе и органы
исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное
медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ,
пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом
территориальных программ обязательного медицинского страхования. Предприятие должно зарегистрироваться в соответствующем отделении фонда
в 30-дневный срок со дня государственной регистрации. Страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования
установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные
внебюджетные социальные фонды: в Федеральный фонд - 0,2%, в территориальный
фонд - 3,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации
инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения,
созданные для осуществления их уставных целей. Существует перечень выплат, на которые не начисляются страховые платежи
в фонды обязательного медицинского страхования:
1. премии единовременного характера, не связанные с производственными результатами, выплачиваемые за счет прибыли;
2. компенсация за отпуск, выходное пособие при увольнении;
3. аренда, перевозка (по договорам гражданско-правового характера);
4. суточные и квартальные при командировках (выплаты сверх норм);
5. выплаты социального характера (за счет чистой прибыли): стоимость путевок на санаторно-курортное лечение; материальная помощь, выплачиваемая работникам на покрытие потерь в результате пожара, хищения имущества, увечья, на погребение работника или его родственников; материальная помощь по другим обстоятельствам; единовременные премии при выходе на пенсию; оплата проездных билетов, путевок, питания сотрудников; оплата содержания в детских дошкольных учреждениях и обучения;
6. возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе или переезде на работу в другую местность. Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования
перечисляются предприятиями и организациями в те же сроки, что и взносы в
другие государственные фонды социального страхования и обеспечения, а
именно ежемесячно в срок, установленный для выдачи заработной платы. Финансовые санкции к плательщикам взносов в фонды применяются в тех же
случаях, что и к плательщикам взносов в Пенсионный фонд России (хотя есть
особенности в отношении уплаты пени):
1. За отказ от регистрации. При обнаружении этого нарушения плательщик уплачивает штраф в размере
10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов.
2. За непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым платежам. Это нарушение ведет к необходимости уплаты штрафа в размере 10 %
причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов.
3. За нарушение установленного срока уплаты взносов. Невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением
пени. Недоимкой считается и сумма задолженности, выявленная при проверке
плательщика страховых взносов. Пеня начисляется в размере 1% с суммы
недоимки за каждый день просрочки по взносам работодателей и иных
плательщиков. Если в просрочке платежей виноваты банки, то они уплачивают
пени тоже в размере 1%. Пеня начисляется, начиная со следующего дня по
истечении срока уплаты и по день уплаты включительно.
4. За сокрытие или занижение плательщиком взносов сумм, на которые должны начисляться взносы. При выявлении этих нарушений с плательщика взыскивается вся сокрытая
сумма, штраф в размере этой же суммы и пеня. При повторном нарушении штраф
взыскивается в двойном размере. Излишне перечисленная сумма взносов зачисляется в счет очередных
платежей или возвращается плательщику. Финансовые санкции взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке, в
течение 3-х лет с момента образования недоимки. Федеральный закон от 08.01.98г. № 9-ФЗ не внес изменений в тарифы, базу
для начисления страховых взносов и условия освобождения от их уплаты по
Федеральному и территориальному фондам обязательного медицинского
страхования, действовавшим в 1997 году. Действие данного закона
распространяется и на 1999 год. Глава 1.4. Расчеты с Государственным фондом занятости населения Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансированием
мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики
занятости. Плательщиками страховых взносов в Фонд занятости являются только
работодатели - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты. От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации
инвалидов, а также находящиеся в собственности этих организаций
предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей, и
некоторые другие организации. В 1999 году сохранены тарифы, порядок, условия уплаты и освобождения от
уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения,
действовавшие в 1998 году в соответствии с Федеральным законом от
08.01.98г. № 9-ФЗ. Таким образом, в 1999 году тариф страхового взноса в Фонд занятости для
организаций-работодателей установлен в размере 1,5% по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по
договорам подряда и поручения. При определении базы для начисления страховых взносов в Государственный
фонд занятости применяется перечень выплат, на которые не начисляются
страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования:
7. компенсация за неиспользованный отпуск;
выходное пособие при увольнении;
компенсационные выплаты (суточные по командировкам, выплаты по возмещению
ущерба, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, связанным с
работой) в пределах норм по законодательству;
стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной
защиты;
стоимость рациона бесплатного питания;
стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха,
оплачиваемые за счет фонда потребления;
стоимость бесплатно предоставляемых квартир, коммунальных услуг, проездных
билетов или возмещение их стоимости;
возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при
переводе (переезде) на работу в другую местность;
поощрительные выплаты (включая премии), производимые за счет фонда оплаты
труда;
стипендии, выплачиваемые предприятиями учащимся, направленным на обучение с
отрывом от производства;
дивиденды, начисляемые на акции;
все виды пособий, выплачиваемые из средств Фонда социального страхования
России;
выплаты, носящий единовременный характер. Предприятия и организации уплачивают страховые взносы в сроки получения
в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го
числа месяца, следующего за месяцем, по которому исчислены взносы. При этом
предприятия и организации, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также
выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции
(выполнения работ, оказания услуг), уплачивают исчисленные страховые взносы
до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, по которому начислены
страховые взносы. Глава 1.5. Ответственность за нарушение уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды Сейчас, в условиях дефицита денежной массы в сфере обращения,
нарастающего кризиса неплатежей, который испытывают предприятия практически
всех отраслей российской экономики, актуально стоит вопрос, касающийся
размера и уплаты не только страховых взносов, но и сумм финансовых санкций
за несвоевременное перечисление платежей. По истечении установленных сроков уплаты взносов в государственные
фонды социального страхования и обеспечения невнесенная сумма считается
недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма
задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Действующим законодательством установлены определенные размеры пеней за
задержку уплаты плательщиками страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды и несвоевременное перечисление, зачисление их в доход
указанных фондов по вине банков. В соответствии с п.6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и
гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного постановлением ВС РФ от
27.12.91 № 2122-1, пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день
просрочки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ работодателей в размере
1% и по страховым взносам граждан в размере 0,5%. Указом Президента РФ от 21.09.95 № 1166 «О дополнительных мерах по
укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом РФ» ПФР
разрешено производить перерасчет неуплаченной суммы пени плательщикам
страховых взносов в этот фонд, полностью погасившим задолженность по
страховым платежам до 1 февраля 1996 года, из расчета ставки
рефинансирования, действующей на 1 января 1996 года. В 1996 году в целях обеспечения финансирования выплаты государственных
пенсий Указом Президента РФ от 05.12.96 № 1645 Пенсионному фонду разрешено
производить перерасчет неуплаченной суммы пеней плательщикам страховых
взносов в этот фонд, полностью погасившим задолженность по страховым
взносам в срок до 1 января 1997 года, из расчета процентной ставки
рефинансирования, устанавливаемой Банком России и действующей на дату
погашения этой задолженности. Перерасчет по ставке рефинансирования производится дифференцировано, в
зависимости от периода образования недоимки, за который начислена сумма
неуплаченной пени, и размера пени, установленного в 1996 году. Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 08.07.96 № 88-ФЗ за
несвоевременную уплату страховых взносов работодателей, включая
обязательные взносы с работников, начисляется пеня в размере 1/300 ставки
рефинансирования Банка России (или 0,4%) за каждый день просрочки на
недоимку, образовавшуюся по 21 августа 1996 года. Размер пеней 0,3%, установленный Указом Президента РФ от 18.08.96 №
1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных
платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»,
применяется к юридическим лицам, зарегистрированных в качестве плательщиков
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в том числе к банкам, за
несвоевременную уплату страховых взносов. Вместе с тем, в целях создания условий для погашения просроченной
задолженности организаций в Пенсионный фонд и своевременности выплаты
государственных пенсий до принятия соответствующего федерального закона
пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.03.97 № 189 «О дополнительных мерах по
нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ» ПФР разрешено предоставлять
организациям в 1997 году рассрочки на погашение задолженности по страховым
взносам и начисленным пеням с учетом их финансового состояния на основе
соглашений, заключаемых Пенсионным фондом и плательщиками взносов. На
период действия указанных соглашений при условии своевременности уплаты
текущих платежей начисление пеней по задолженности по страховым взносам в
Пенсионный фонд России о рассрочке платежей, приостанавливается. По выполненным в 1997 году соглашениям (в том числе заключенным в 1996
году) производится перерасчет пеней из расчета 0,3% за каждый день
просрочки (пеней, начисленных из расчета 1% и 0,4% за каждый день просрочки
и не взысканных с плательщиков). Указом Президента РФ от 31.12.98 № 1391 «О мерах по нормализации
расчетов с Пенсионным фондом РФ» действие п.1 названного выше Указа
продлено на 1999 год. Наряду с этим Указом Президента РФ от 31.12.97 № 1391, установлено, что
с 1 января 1998 года для организаций, своевременно и в полном объеме
осуществляющих текущие платежи, погасившим просроченную задолженность по
страховым платежам в Пенсионный фонд РФ до 1 мая 1998 года, начисленные на
указанную задолженность суммы пеней пересчитываются из расчета 0,12% за
каждый день просрочки платежа. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых
взносов в доход Пенсионного фонда РФ ими уплачиваются пени за каждый день
просрочки в размере 1% этих взносов. Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в
Пенсионный фонд РФ предусматривается применение к работодателям (и иным
плательщикам страховых взносов) финансовых санкций в виде взыскания:
. всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд России суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;
. 10 % причитающихся к уплате страховых взносов за их отказ от регистрации в Пенсионном фонде;
. 10 % причитающихся к уплате в отчетном квартале страховых взносов в ПФР за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 26.10.93 № 1094
предусмотрено, что исполнение платежных поручений на перечисление взносов в
Фонд социального страхования РФ, а также применение финансовых санкций при
нарушении порядка уплаты страховых взносов в указанный Фонд осуществляются
в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и
гражданами в Пенсионный фонд РФ. Положением о Государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным
постановлением ВС РФ от 08.06.93 № 5132-1, установлено, что к плательщикам
страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты,
применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом РФ «Об
основах налоговой системы в РФ»; определена ответственность за нарушение
налогового законодательства в виде взыскания пени с налогоплательщика в
случае задержки уплаты налога в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за
каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты
выявленной задержанной суммы налога. При выявлении неуплаченной суммы
взноса вследствие сокрытия или занижения суммы оплаты труда с
налогоплательщика взыскивается вся сумма неуплаченного взноса и штраф в
размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующая сумма и
штраф в 2-кратном размере этой суммы. Положением о порядке уплаты страховых взносов на обязательное
медицинское страхование, утвержденным постановлением ВС РФ от 24.02.93 №
4543-1, установлено, что по истечении установленных сроков уплаты страховых
взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в бесспорном
порядке с начислением пени за каждый день просрочки в размере 1% с суммы
недоимки для работодателей и иных плательщиков и в размере 0,1% - для
органов исполнительной власти. За несвоевременное зачисление или
перечисление страховых взносов Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования по вине учреждений банков ими
уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1% сумм этих взносов. В рамках действующего законодательства Госналогслужбе России
предоставлено право осуществлять совместно с Пенсионным фондом РФ, Фондом
социального страхования РФ, Государственным фондом занятости населения РФ,
Фондом обязательного медицинского страхования РФ контроль за полнотой и
своевременностью начисления и уплаты плательщиками страховых взносов и иных
платежей. В ходе проведения документальных проверок предприятий и организаций по
вопросам налогообложения налоговые органы проверяют правильность
исчисления, своевременность и полноту перечисления страховых взносов в
указанные внебюджетные фонды. При выявлении фактов неуплаты либо несвоевременной уплаты в
государственные внебюджетные социальные фонды плательщиками этих взносов
налоговые органы должны сообщить об этом в соответствующие фонды. РАЗДЕЛ II. Система социального страхования и обеспечения развитых зарубежных стран На мой взгляд, даже краткий обзор базовых систем, используемых в
мировой практике не менее полезен, чем оценка достоинств и недостатков
государственных внебюджетных фондов «изнутри». Однако, я хочу обратить внимание на то обстоятельство, когда необходимо
учитывать, что каждая из национальных систем западных стран не только имеет
достаточно длительную историю, но и вплетена в общегосударственную систему
финансового, экономического и социального регулирования. Поэтому прямое
заимствование отдельных элементов (как, например, идеи единого социального
фонда) вне этих факторов может нарушить стройность социальной системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|