рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ рефераты

p> С 1995 года в соответствии с Постановлением Фонда социального страхования России от 10.04.95г. № П /4а, обязательному перечислению в Фонд подлежит весь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному страхованию (в полной сумме).

Плательщики взносов в Фонд социального страхования могут осуществлять следующие выплаты за счет начисленных взносов:
1. Пособия по государственному социальному страхованию

1. Пособие по временной нетрудоспособности.

Оно выплачивается при болезни, трудовом или ином увечье, при уходе за больным членом семьи, санаторно-курортном лечении. Основанием выплаты является листок нетрудоспособности.

2. Пособие по беременности и родам.

Оно выплачивается на период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов 70 дней - после. Основанием для выплаты является листок нетрудоспособности. Выплачивается в размере среднего заработка.

3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности. Выплачивается в размере 100% от минимального размера оплаты труда.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка.

Выплачивается одному из родителей в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.

5. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.

Пособие выплачивается в размере двух минимальных ставок оплаты труда одновременно с выплатой ежемесячного пособия на ребенка.

6. Пособие на погребение.

Выплачивается в сумме не выше 10 минимальных размеров оплаты труда.
2. Санаторно-курортное лечение работников и членов их семей

1. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение.

2. Оплата лечебного питания.

3. Частичное содержание санаториев, профилакториев.

4. Частичная оплата стоимости проезда работников.

Объемы средств на указанные цели определяются региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.


Глава 1.3. Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования России

Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, иные хозяйствующие субъекты, в том числе и органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ, пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Предприятие должно зарегистрироваться в соответствующем отделении фонда в 30-дневный срок со дня государственной регистрации.

Страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды: в Федеральный фонд - 0,2%, в территориальный фонд - 3,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

Существует перечень выплат, на которые не начисляются страховые платежи в фонды обязательного медицинского страхования:
1. премии единовременного характера, не связанные с производственными результатами, выплачиваемые за счет прибыли;
2. компенсация за отпуск, выходное пособие при увольнении;
3. аренда, перевозка (по договорам гражданско-правового характера);
4. суточные и квартальные при командировках (выплаты сверх норм);
5. выплаты социального характера (за счет чистой прибыли): стоимость путевок на санаторно-курортное лечение; материальная помощь, выплачиваемая работникам на покрытие потерь в результате пожара, хищения имущества, увечья, на погребение работника или его родственников; материальная помощь по другим обстоятельствам; единовременные премии при выходе на пенсию; оплата проездных билетов, путевок, питания сотрудников; оплата содержания в детских дошкольных учреждениях и обучения;
6. возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе или переезде на работу в другую местность.

Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования перечисляются предприятиями и организациями в те же сроки, что и взносы в другие государственные фонды социального страхования и обеспечения, а именно ежемесячно в срок, установленный для выдачи заработной платы.

Финансовые санкции к плательщикам взносов в фонды применяются в тех же случаях, что и к плательщикам взносов в Пенсионный фонд России (хотя есть особенности в отношении уплаты пени):
1. За отказ от регистрации.

При обнаружении этого нарушения плательщик уплачивает штраф в размере
10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов.
2. За непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым платежам.

Это нарушение ведет к необходимости уплаты штрафа в размере 10 % причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов.
3. За нарушение установленного срока уплаты взносов.

Невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Недоимкой считается и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется в размере 1% с суммы недоимки за каждый день просрочки по взносам работодателей и иных плательщиков. Если в просрочке платежей виноваты банки, то они уплачивают пени тоже в размере 1%. Пеня начисляется, начиная со следующего дня по истечении срока уплаты и по день уплаты включительно.
4. За сокрытие или занижение плательщиком взносов сумм, на которые должны начисляться взносы.

При выявлении этих нарушений с плательщика взыскивается вся сокрытая сумма, штраф в размере этой же суммы и пеня. При повторном нарушении штраф взыскивается в двойном размере.

Излишне перечисленная сумма взносов зачисляется в счет очередных платежей или возвращается плательщику.

Финансовые санкции взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке, в течение 3-х лет с момента образования недоимки.

Федеральный закон от 08.01.98г. № 9-ФЗ не внес изменений в тарифы, базу для начисления страховых взносов и условия освобождения от их уплаты по
Федеральному и территориальному фондам обязательного медицинского страхования, действовавшим в 1997 году. Действие данного закона распространяется и на 1999 год.

Глава 1.4. Расчеты с Государственным фондом занятости населения

Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансированием мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости.

Плательщиками страховых взносов в Фонд занятости являются только работодатели - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты.

От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей, и некоторые другие организации.

В 1999 году сохранены тарифы, порядок, условия уплаты и освобождения от уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения, действовавшие в 1998 году в соответствии с Федеральным законом от
08.01.98г. № 9-ФЗ.

Таким образом, в 1999 году тариф страхового взноса в Фонд занятости для организаций-работодателей установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.

При определении базы для начисления страховых взносов в Государственный фонд занятости применяется перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования:
7. компенсация за неиспользованный отпуск; выходное пособие при увольнении; компенсационные выплаты (суточные по командировкам, выплаты по возмещению ущерба, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, связанным с работой) в пределах норм по законодательству; стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; стоимость рациона бесплатного питания; стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха, оплачиваемые за счет фонда потребления; стоимость бесплатно предоставляемых квартир, коммунальных услуг, проездных билетов или возмещение их стоимости; возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе (переезде) на работу в другую местность; поощрительные выплаты (включая премии), производимые за счет фонда оплаты труда; стипендии, выплачиваемые предприятиями учащимся, направленным на обучение с отрывом от производства; дивиденды, начисляемые на акции; все виды пособий, выплачиваемые из средств Фонда социального страхования
России; выплаты, носящий единовременный характер.

Предприятия и организации уплачивают страховые взносы в сроки получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, по которому исчислены взносы. При этом предприятия и организации, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции
(выполнения работ, оказания услуг), уплачивают исчисленные страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, по которому начислены страховые взносы.

Глава 1.5. Ответственность за нарушение уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Сейчас, в условиях дефицита денежной массы в сфере обращения, нарастающего кризиса неплатежей, который испытывают предприятия практически всех отраслей российской экономики, актуально стоит вопрос, касающийся размера и уплаты не только страховых взносов, но и сумм финансовых санкций за несвоевременное перечисление платежей.

По истечении установленных сроков уплаты взносов в государственные фонды социального страхования и обеспечения невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Действующим законодательством установлены определенные размеры пеней за задержку уплаты плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и несвоевременное перечисление, зачисление их в доход указанных фондов по вине банков.

В соответствии с п.6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного постановлением ВС РФ от
27.12.91 № 2122-1, пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ работодателей в размере
1% и по страховым взносам граждан в размере 0,5%.

Указом Президента РФ от 21.09.95 № 1166 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом РФ» ПФР разрешено производить перерасчет неуплаченной суммы пени плательщикам страховых взносов в этот фонд, полностью погасившим задолженность по страховым платежам до 1 февраля 1996 года, из расчета ставки рефинансирования, действующей на 1 января 1996 года.

В 1996 году в целях обеспечения финансирования выплаты государственных пенсий Указом Президента РФ от 05.12.96 № 1645 Пенсионному фонду разрешено производить перерасчет неуплаченной суммы пеней плательщикам страховых взносов в этот фонд, полностью погасившим задолженность по страховым взносам в срок до 1 января 1997 года, из расчета процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России и действующей на дату погашения этой задолженности.

Перерасчет по ставке рефинансирования производится дифференцировано, в зависимости от периода образования недоимки, за который начислена сумма неуплаченной пени, и размера пени, установленного в 1996 году.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 08.07.96 № 88-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов работодателей, включая обязательные взносы с работников, начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России (или 0,4%) за каждый день просрочки на недоимку, образовавшуюся по 21 августа 1996 года.

Размер пеней 0,3%, установленный Указом Президента РФ от 18.08.96 №
1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения», применяется к юридическим лицам, зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в том числе к банкам, за несвоевременную уплату страховых взносов.

Вместе с тем, в целях создания условий для погашения просроченной задолженности организаций в Пенсионный фонд и своевременности выплаты государственных пенсий до принятия соответствующего федерального закона пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.03.97 № 189 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ» ПФР разрешено предоставлять организациям в 1997 году рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленным пеням с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых Пенсионным фондом и плательщиками взносов. На период действия указанных соглашений при условии своевременности уплаты текущих платежей начисление пеней по задолженности по страховым взносам в
Пенсионный фонд России о рассрочке платежей, приостанавливается.

По выполненным в 1997 году соглашениям (в том числе заключенным в 1996 году) производится перерасчет пеней из расчета 0,3% за каждый день просрочки (пеней, начисленных из расчета 1% и 0,4% за каждый день просрочки и не взысканных с плательщиков).

Указом Президента РФ от 31.12.98 № 1391 «О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ» действие п.1 названного выше Указа продлено на 1999 год.

Наряду с этим Указом Президента РФ от 31.12.97 № 1391, установлено, что с 1 января 1998 года для организаций, своевременно и в полном объеме осуществляющих текущие платежи, погасившим просроченную задолженность по страховым платежам в Пенсионный фонд РФ до 1 мая 1998 года, начисленные на указанную задолженность суммы пеней пересчитываются из расчета 0,12% за каждый день просрочки платежа.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов в доход Пенсионного фонда РФ ими уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере 1% этих взносов.

Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в
Пенсионный фонд РФ предусматривается применение к работодателям (и иным плательщикам страховых взносов) финансовых санкций в виде взыскания:
. всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в
Пенсионный фонд России суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;
. 10 % причитающихся к уплате страховых взносов за их отказ от регистрации в Пенсионном фонде;
. 10 % причитающихся к уплате в отчетном квартале страховых взносов в ПФР за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 26.10.93 № 1094 предусмотрено, что исполнение платежных поручений на перечисление взносов в
Фонд социального страхования РФ, а также применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в указанный Фонд осуществляются в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Положением о Государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановлением ВС РФ от 08.06.93 № 5132-1, установлено, что к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»; определена ответственность за нарушение налогового законодательства в виде взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. При выявлении неуплаченной суммы взноса вследствие сокрытия или занижения суммы оплаты труда с налогоплательщика взыскивается вся сумма неуплаченного взноса и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующая сумма и штраф в 2-кратном размере этой суммы.

Положением о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденным постановлением ВС РФ от 24.02.93 №
4543-1, установлено, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в бесспорном порядке с начислением пени за каждый день просрочки в размере 1% с суммы недоимки для работодателей и иных плательщиков и в размере 0,1% - для органов исполнительной власти. За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по вине учреждений банков ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1% сумм этих взносов.

В рамках действующего законодательства Госналогслужбе России предоставлено право осуществлять совместно с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Государственным фондом занятости населения РФ,
Фондом обязательного медицинского страхования РФ контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты плательщиками страховых взносов и иных платежей.

В ходе проведения документальных проверок предприятий и организаций по вопросам налогообложения налоговые органы проверяют правильность исчисления, своевременность и полноту перечисления страховых взносов в указанные внебюджетные фонды.

При выявлении фактов неуплаты либо несвоевременной уплаты в государственные внебюджетные социальные фонды плательщиками этих взносов налоговые органы должны сообщить об этом в соответствующие фонды.

РАЗДЕЛ II. Система социального страхования и обеспечения развитых зарубежных стран

На мой взгляд, даже краткий обзор базовых систем, используемых в мировой практике не менее полезен, чем оценка достоинств и недостатков государственных внебюджетных фондов «изнутри».

Однако, я хочу обратить внимание на то обстоятельство, когда необходимо учитывать, что каждая из национальных систем западных стран не только имеет достаточно длительную историю, но и вплетена в общегосударственную систему финансового, экономического и социального регулирования. Поэтому прямое заимствование отдельных элементов (как, например, идеи единого социального фонда) вне этих факторов может нарушить стройность социальной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5