рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основные направления научных исследований в России и за рубежом рефераты

Италия


3,68(8)

 

57,11 (16)

 

Австралия


2,68 (9)

 

57,29(15)

 

Нидерланды


2,50(10)

 

62.58 (5)

 

Испания


2.37(11)

 

54,91 (23)

 

Продолжение таблицы 3

Индия

2.19(12)

Нет данных

Швеция


1,91 (13)

 

63,43(2)

 

Швейцария


1,73(14)

 

63,01 (4)

 

Китай


1,71 (15)

 

Нет данных

 

Израиль


1,25 (16)

 

55,75(21)

 

Бельгия


1,21 (17)

 

58,53 (14)

 

Польша


1,02(18)

 

Нет данных

 

Тайвань


0,98(19)

 

Нет данных

 

Дания


0,95(20)

 

63,37(3)

 


Не менее показательно распределение отдельных научных  центров  Европы по их научной продуктивности.

Наибольшей продуктивностью характеризуются британские универси­тетские города. За ними следуют города Швейцарии, Стокгольм, Копенга­ген, Амстердам, Гейдельберг. Замыкает десятку лидеров столица Великоб­ритании.

Тройку лидеров по общему количеству публикаций среди научных цен­тров Европы образуют Лондон, Париж и Москва.

По суммарному показателю бесспорным лидером европейской науки оказывается Великобритания (более 9 процентов). Это выглядит несколько неожиданно с точки зрения русской культуры, для которой «европейский стандарт» с петровских времен традиционно олицетворяют Германия и Франция. Проект Академии наук был заказан Петром I Лейбницу, позднее в России фактически были воспроизведены организационные принципы не­мецкой науки, не менее тесными были и научные контакты российских и французских ученых [7].

Ведущие научные центры Европы

Таблица 4

Город

 

 

Общее количество статей

 

 

Количество статей на 1 тысячу жителей и рейтинг по этому показателю

 

Лондон

64742

7(10)

Париж

45752

5(12)

Москва

39 303

3(14)

Амстердам, Гаага, Утрехт

36 1 58

10(8)

Копенгаген. Лунд

21 631

11 (7)

Стокгольм, Упсала

20 195

12(6)

Берлин

19872

5(12)

Оксфорд. Ридинг

18876

41(2)

Эдинбург, Глазго

18688

10(8)

Манчестер, Ливерпуль

18653

5(12)

Кембридж

17764

81(1)

Мадрид

16230

4(13)

Мюнхен

15 947

10(3)

Дортмунд, Дюссельдорф, Кельн

15716

1(15)

Милан

15 120

6(11)

Рим

15088

5(12)

Франкфурт-на-Майне

14512

6 ( 11 )

Шеффилд, Лидс

1 3 444

5(12)

Базель, Мулхауз, Фрайбург

139

20(4)

Женева,  Лозанна

13405

29(3)

Манхейм, Гейдельберг

122

8 (9)

Цюрих

1 1 95

13(5)

Брюссель, Антверпен

186

5(12)

Санкт-Петербург

511

3 (14)



Динамична и эволюция научных приоритетов. Спектр исследований британской науки весьма широк, но преобладает здесь медицина. Германия, Франция и Италия демонстрируют сходные модели исследовательской ди­намики с «классическими» приоритетами в физике и химии, в меньшей сте­пени — в «науках о жизни». Италия уже к началу 1990-х опережала по количеству публикаций в фармакологии Францию и Канаду, в иммунологии и исследовательской медицине — Германию и Францию, все более заметен вклад Италии в физику, химию и математику.

Наиболее активно развивается весь спектр «наук о жизни»: от генети­ки и до медицинских проблем реабилитации от наркозависимости. Общеми­ровые тенденции в начале третьего тысячелетия характеризуются значи­тельным ростом биомедицинских исследований, умеренным ростом публи­каций в физических науках, значительным снижением интереса к «старой биологии» (классическим биологическим наукам) и небольшим снижением

общего объема публикаций в таких отраслях научного поиска, как химия, математика и технические науки.

Помимо индивидуального вклада стран в европейскую науку, нельзя не видеть и коллективного вклада Европейского Союза в мировую науку. Весьма высоки показатели внутриевропейского сотрудничества у таких ма­лых стран ЕС, как Люксембург, Португалия, Бельгия, Ирландия и Испа­ния. Их наука не столь развита, чтобы конкурировать на внешних рынках, и пока нуждается в значительной поддержке со стороны ЕС.

Технологический и инновационный рейтинг Европы традиционно фиксируют индикаторы патентной статистики, основанные на базах дан­ных Патентного ведомства США. В США Европа патентует меньше, чем Япония. Наибольшее количество американских патентов у Германии; далее следуют Великобритания, Франция, Италия и Нидерланды.

Так же как и в США, в Европе регистрируются не только европейс­кие патенты. В европейское Патентное ведомство наибольшее количество заявок ежегодно приходит от ученых и инженеров Германии, Франции и Великобритании. Среди европейских стран Франция и Великобритания до­минируют (и специализируются) по патентам в аэрокосмической сфере. Ак­тивно патентуется в США европейская фармацевтика. У Германии, Дании и Италии сильны позиции в электротехническом машиностроении; лидерами патентования в химии выступают Германия и Франция; в транспортных тех­нологиях — Бельгия и Германия.

В эпоху индустриализма познавательный универсализм европейской науки был продуктивен абсолютно; ныне же экономика, основанная на знаниях, требует прежде всего успехов в инновационном секторе, где наука Старого Света оказалась отнюдь не лидером. «Блоковый», силами ЕС, способ решения масштабных научно-технических задач здесь уже апробиро­ван. На очереди явно стоят новые типы стратегического партнерства европейских стран с целью сохранения научно-технологического потенциала Европы в мире перед вызовом североамериканской и азиатской науки.

Старый Свет по-прежнему богат идеями, но отстает в освоении ключе­вых наукоемких технологий. Это главные болевые точки Западной Европы. Например, «на британских ученых приходится около 7% цитирования в мировой научной литературе и лишь 3% всех зарегистрированных в мире патентов. У Японии это соотношение прямо противоположно — 4% всех цитирований, но 14% патентов». Анализ системы организаций исследований в национальных границах (без учёта и региональной и наднациональной составляющих) сегодня лишь в ограниченных пределах способен характеризовать научное пространство Старого Света [6].

Институциональным стержнем наднационального развития европейской науки безусловно стали «Рамочные программы НИОКР» Европейского Союза. Это формы реализации научной и технологической активности, фи­нансируемой ЕС и координируемой Европейской комиссией. Рамочные программы все активнее стимулируют инновационную реализацию научных знаний посредством кластеризации и концентрации ресурсов. Наиболее активны в кооперативных проектах такие страны ЕС, как Германия, Фран­ция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Италия, Испания и Греция. Основными принципами трехуровневого взаимодействия (наднаци­ональные — национальные — региональные исследования) стали: безусловная государственная поддержка национальной фундаментальной науки; стремление к тому, чтобы оказывать содействие научным исследованиям в масштабе ЕС именно «в тех областях, которые для отдельных государств-членов являются слишком дорогостоящими и поэтому управление ими дол­жно быть перенесено на уровень сообщества»; взаимодействие государства и регионов в проведении  политики научно-технологического развития, на­целенной на рост инноваций.

Последнее десятилетие XX века с точки зрения организации европей­ской науки прошло под знаком «проб и ошибок». Система «центр — регио­ны» во многом оказалась не готовой к восприятию новых управленческих новаций. Особенно очевидны «промахи» регионализации в деятельности «научных парков». Выяснилось, что «большинство научных парков — это не более чем принаряженные промзоны, где не наблюдается никакого осо­бого взаимообмена. Вызвать взаимообмен внутри фирм или научных учреж­дений не так-то просто. Так что не следует полагать, что эффекты концен­трации и взаимообмена происходят сами собой». Стратегии регионализации научно-технического развития не стоит абсолютизировать, а тем более под­менять ими национальные стратегии (в Великобритании практически отсут­ствует региональная политика, что не мешает этой стране в течение деся­тилетий сохранять первые места в рейтингах мировой науки).

Главная цель региональной составляющей научно-технической полити­ки состоит в том, чтобы способствовать повышению уровня научных иссле­дований тех территорий, которые слабы в этом отношении и потому оказы­ваются на периферии научной кооперации в Европе, участвуя всего лишь в 5—8 процентах проектов. Основная стратегия региональной политики на­правлена прежде всего на усиление конкурентоспособности европейской промышленности, и поэтому главная задача — оптимизировать процесс пе­редачи технологий от науки к промышленности через стремление к объеди­нению усилий государственного и частного секторов, «встраивание» регио­нов в сети глобальной экономики и мирового научно-технического со­трудничества и т. п. Патронаж по отношению к фундаментальной науке при этом безусловно закреплен на национальном уровне.

Исследование западноевропейской науки невозможно и вне анализа образовательного контекста. Модель социального развития, ныне обознача­емая проектом «обучающейся экономики», выдвигает сферу высшего обра­зования на первый план в социальной системе. К этой роли институт обра­зования (по своей природе консервативный и инерционный) оказался во многом не готов. Традиционализм европейского образования на протяжении веков был залогом его устойчивости, но «традиционное обучение представ­ляет собой скорее диффузию и трансляцию знаний, нежели их прогресс», а нынешнее поколение людей живет обычно не тем образованием, которое оно само породило, а тем, которое создала предшествующая эпоха.

В качестве основной структурной единицы академической науки выс­тупает «идея университета» как некой колыбели научного творчества, свя­щеннодействию внутри которой студенты мешать не должны. В существую­щей образовательной стратегии студенты в значительной степени пре­доставлены сами себе и минимальным образом — опеке преподавателей. Педагогический процесс (при сложившемся в Европе к настоящему вре­мени преимущественно бесплатном высшем образовании) фактически бес­прибылен. Деньги зарабатывает наука, получая их за результаты исследо­ваний, а также за престиж вуза, который тоже в первую очередь связан с научными результатами, полученными в «именитых» стенах и получивши­ми мировое признание. Наука столкнулась с проблемой эффективности рань­ше, чем высшее образование, и ныне даже фундаментальные исследова­ния (в том числе через институт грантов) оказались вписанными в рыноч­ную логику.

Что касается над системой «высшее образование — наука», то в ЕС он в значительно большей степени реализован по отношению к ис­следовательскому, а не к образовательному компоненту. Наибольшее коли­чество университетов, участвующих в программах ЕС, приходится на Ве­ликобританию (19,7 процента), Германию (19,7) и Францию (17,6). При этом 1-е место — 37,4 процента патронажа — по степени участия в программах ЕС принад­лежит университетам, основанным до 1800 года, которые имеют более высокий  престиж и более высокий уровень подготовки своих сотрудников и вы­пускников, что выражается и в распределении финансовых ресурсов ЕС.

Вузы, и в первую очередь университеты, все активнее принимают участие и в реализации рамочных программ ЕС. Но это говорит прежде всего о том, что исследовательский потенциал университетов задейство­ван в Европе намного более эффективно, нежели образовательный.

3.3 Перспективы науки в Европе

Перспективы науки в Европе отчасти проясняет концепция ев­ропейского научного пространства (ЕНП) как новой реалии стран ЕС. Эта «идеология» заложена в стратегию будущих мер поддержки исследований в странах Европейского Союза, а также в следующую, шестую «Рамочную программу на 2002 — 2006 годы». Стратегия ЕНП органично продолжает курс на создание в Европе различных интегративных структур. Европейское эко­номическое пространство уже стало реальностью, европейское научное пространство еще только предстоит создать, но необходимость этого уже не подвергается сомнению. Глобализация экономики и коммуникаций, инно­вационные и многие другие императивы сделали становление ЕНП целью, реализация которой не терпит отлагательства.

При всем осознании необходимости перемен ответ Европы на вызовы глобализации явно недостаточен по сравнению с другими лидерами миро­вой науки. В 1999 году в Европе на «исследования и разработки» («research&development») было затрачено всего 1,8 процента ВВП, тогда как в США — 2,7, в Японии — 3,1. Европа отстает и по количеству исследователей, числу патентов и экспорту высоких технологий. Сознавая это, Европейская комис­сия в январе 2000 года провозгласила создание европейского научного про­странства как основы для формирования на континенте «общества, осно­ванного на знаниях», Европарламент поддержал этот проект в резолюции от 18 мая 2000 года, идея ЕНП с удовлетворением воспринята европейским научным сообществом и промышленностью.

Реализация этой программы потребует более структурированной,  чем прежде, политики. Значительно теснее должна стать связь между национальными исследовательскими программами и межправительственными ис­следовательскими инициативами. Кооперационные сети различных уровней должны послужить тем остовом, на базе которого будет строиться ЕНП. Направления ЕНП не предрешают структуру очередной шестой «рамочной программы», а самостоятельно распределяются по следующим профильным областям:

— исследовательская активность (приоритет промышленных исследований, сети и координация национальных программ);

— исследования и инновации (усиление возможностей технологических инноваций в ЕС);

— проведение европейской политики в области исследовательской  ин­фраструктуры, в том числе крупномасштабных электронных сетей;

— человеческие ресурсы в науке, технологиях и инновациях (поощрение мобильности, участия женщин, привлекательности для молодежи и привлечение исследователей из третьих стран);

— наука, общество и граждане (установление в Европе нового «обще­ственного договора» между наукой, политикой и этическими требованиями общества).

К приоритетам «европейских исследований» отнесет:

— «постгеномные» исследования в биологии и изучение основных бо­лезней на уровне, соответствующем общемировым критериям;

— нанотехнологии как междисциплинарное поле исследовании;

— исследования в области информационного общества, особенно каса­ющиеся проблем объединенной Европы;

— аэронавтика и космос как межгосударственная сфера исследований;

— исследования, характеризующиеся высокой неопределенностью и рисками;

— исследования, рассматривающие модель развития Европы как це­лостности.

Реализация концепции ЕНП предусматривает создание сети нацио­нальных программ, координируемых ЕС, тематических, дисциплинарных и междисциплинарных «сетей превосходства» (основанных на поддержке ин­новаций и исследовательской инфраструктуры университетов и частного бизнеса через объединение финансовых потоков от национальных и регио­нальных организаций, структурных фондов ЕС и частных инвесторов), дви­жение к долговременным (более четырех лет) схемам поддержки научных исследований, устранение барьеров, мешающих передвижению исследова­телей, знаний и технологий, расширение диалога «наука — общество» (в том числе через СМИ) и систематическое распространение в обществе инфор­мации о научно-технических достижениях.

В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону «массовизации усредненности» (при параллельном культивиро­вании элитарности), а напротив, реализации принципа «повышения уровня средних до уровня высших». Приверженность классической парадигме по­лучения теоретических знаний и сегодня — в условиях весьма жесткого на­учного соперничества с американской исследовательской традицией — по­зволяют науке Старого Света оставаться наиболее цитируемой в мире, ибо новое знание и инновационный поиск — вещи все же нетождественные. Если новое знание и возможно без инноваций, то обратное нереально ни при каких обстоятельствах.

К началу третьего тысячелетия сформировалось три мировых центра научного притяжения: Северная Америка, Европа и Азия.

Научно-технические области, для которых прогнозируются наиболее высокие темпы технологического прогресс в период с1998-2003 гг.

                                                                                            Таблица 5

Область

 

США

 

Япония

 

Зап. Европа

 

Азия

 

Вычислительная техника


1 (21,6%)

 

5 (6,5%)

 

6 (7,8%)

 

5 (1 1,5%)

 

Биотехнология


3 (1 1,8%)

 

1 (29,3%)

 

1 (51,9%)

 

2 (26,9%)

 

Средства информатики и связи


2 (13,7%)

 

2 (25,0%)

 

2 (45,5%)

 

1 (53,8%)

 

Электроника


4 (10,8%)

 

4 (14,1%)

 

3 (18,2%)

 

4 (15,4%)

 

Сверхпроводимость


7 (2,9%)

 

3 (20,7%)

 

4 (18,2%)

 

3 (19,2%)

 

Промышленные материалы


8 (2,0%)

 

7(1,1 %)

 

5 (11,7%)

 

9 (3,8%)

 

Энергетика


--

 

--

 

7 (7,8%)

 

8 (3,8%)

 

Космическая промышленность


6 (3,9%)

 

6 (2,2%)

 

8 (6,5%)

 

6 (11,5%)

 

Транспортное оборудование


5 (3,9%)

 

8(1,1%)

 

9 (1,3%)

 

7 (7,7%)

 

 


4. Научная деятельность в США

Основные направления исследований и разработок  США в 2002 г.

Таблица 6

Министерства, ведомства и программы

Национальные институты здравоохранения

Биомедицинские исследования                                     


Обороны

Научно-исследовательская инициатива


НАСА

Космический запуск                                                                  


Исследование Марса                                                              

Происхождение Вселенной                                               


Система космического зондирования                                   


Энергетики

Фундаментальные исследования                                        


Энергетика полезных ископаемых                                

Национальный научный фонд

Партнерство в математике и естественных науках


Математические науки

Нанонаука и нанотехнология

Сельского хозяйства

Биотехнология                                                                          


Биопродукты и биоэнергетика                                             


Торговли

Исследования Мирового океана


Спутник на полярной орбите для контроля состояния окружающей среды



Собственные исследования                                             


Транспорта

Наземные высокоскоростные дороги                                   


Интеллектуальные транспортные системы                      


По делам ветеранов

Исследования в области разработки протезов                 


Образования

Исследования Национального института инвалидности и реабилитация



Исследования и распространение их результатов



Необходимо отметить, что американское общество удовлетворено состоя­нием дел в науке, где США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы, бросить им вызов. Однако в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты - лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом. Они не обладают тем же запасом прочности, как в науке. Этот факт составляет предмет постоянных  дебатов в США, в ходе которых эксперты стремятся ответить на вопрос: по­чему Соединенные Штаты так сдают свои позиции при переходе от одной фа­зы научно-технического прогресса к другой.

Главная задача федеральной власти в этом вопросе, по мнению всех уча­стников этого процесса - ученых, промышленников и правительственных чи­новников, заключается в создании в стране такого климата, который бы спо­собствовал скорейшей разработке новых технологий и их адаптации к обще­ственным потребностям. И роль правительства в этом вопросе чрезвычайно велика. Достаточно вспомнить почти плановое управление научно-техническим комплексом в Японии и некоторых "новых промышленных стра­нах". Но усиление роли государства противоречит общим идеологическим ус­тановкам Республиканской партии, для которой "чем меньше государства в экономике, тем лучше". Поэтому администрацией Дж. Буша-мл. проводится политика, согласно которой государство не должно подменять своими действиями рынок. Государственная поддержка оказывается лишь в тех областях, где у частного капитала нет стимула для инвестиций. Если же государствен­ные инвестиции оказываются в зоне интереса фирм, то, считают республи­канцы, снижается заинтересованность последних в собственных инвестициях и ослабляется общий  конкурентный настрой фирм. Прошедшее десятилетие показало, что разумное сочетание интересов государства и частных фирм вполне достижимо. Республиканская администрация стремится продолжить и развить это направление сотрудничества с бизнесом.

 

 

 

Заключение

Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специ­фики исследований. Для определения уровня развития науки в стране необходима осо­бая методика оценки, определенная система показателей.

К началу третьего тысячелетия сформировалось три мировых центра научного притяжения: Северная Америка, Европа и Азия.

В науке  США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы, бросить им вызов. Но в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты - лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом.

В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону «массовизации усредненности», а напротив, реализации принципа «повышения уровня средних до уровня высших».

К числу самых приоритетных на­правлений развития науки и техни­ки, Россий­ской Федерации наряду с фундаментальными иссле­дованиями отнесены семь на­правлений, в целом соответствую­щих мировым тенденциям: инфор­мационные технологии и электро­ника; производственные техноло­гии; новые материалы и химичес­кие продукты; технологии живых систем; транспорт; топливо и энер­гетика; экология и рациональное природопользование.







       Список использованной литературы

1.                 Артамонов М. В. Финансирование научных исследований. Высшее образование в России. 2001. - №2. – с35-40.

2.                 Варшавский А. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития. Экономика и математические методы. 2000. - №10. – с28-34.

3.                 Водопьянова Е. Наука Западной Европы. Свободная мысль – ХХI. 2002. - №3. – с74-81.

4.                 Карбунов С. Научно-технические приоритеты республиканской администрации. США, Канада; экономика, политика, культура. 2002. - №4. – с22-37.

5.                 Комаров Е. НИОКР в Японии. Управление персоналом. 1999. - №11. – с 45-49.

6.                 Ковалев Ю. Ю. Типы стран по уровню развития. Вестник московского университета. Серия 5. География.  2001. - №2. – с27-31.

7.                 Соколов А. Выбор научно-технологических приоритетов. Человек и труд. 2000. - №8. – с56-58.


Страницы: 1, 2, 3, 4


 © 2010 Все права защищены.